Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 3.6. Отдельные виды конфликтов




Говоря о конфликтах, невозможно обойти вниманием такую сферу, как образова­ние. Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому имен­но здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обес­печивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

В сфере образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. Они образуют основные конфликтные диады.

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без проти­воречий и конфликтов. Конфронтация с детьми является обычной составной ча­стью реальности. Психолог М. Рыбакова выделяет следующие конфликты между учителем и учеником:

· конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий и проявляющиеся в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материа­ла, а иногда и неудачное замечание учителя;

· конфликты поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее. Один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах;

· конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей. Они приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаи­модействие.

Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими:

· контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, выпустить пар;

· не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я» -высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);

· не оскорблять ученика (все последующие «компенсирующие» действия мо­гут не исправить ситуацию);

· стараться не выгонять ученика из класса;

· по возможности не обращаться к администрации;

· не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личность, семью, давать оценку только его конкретным действиям;

· независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разру­шить отношения (высказать сожаление по поводу конфликта);

· не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.

Рис. 3.6.1. Конфликты в педагогической деятельности

Новое всегда приходит на смену старому в природе и в обществе. Поэтому противоречия между новым и старым вполне естественны и вечны. Нередко эти противоречия приводят к конфликтам. На разных этапах развития явления скорость и масштабы изменений могут заметно различаться. Чем радикальнее изменения, чем более они скоротечны и масштабны, тем чаще возможно возникновение кон­фликтов.

Межличностный инновационный конфликт - это противодействие между сторонником и противником нововведения, сопровождаемое переживанием ими негатив­ных эмоций по отношению друг к другу. Причины межличностных инновационных конфликтов можно объединить в пять групп.

Объективные причины - естественное столкновение интересов новаторов и кон­серваторов. Сторонники и противники нововведений всегда были, есть и будут не­зависимо от каких-либо других факторов.

Организационно-управленческие причины - несовершенство политических, социальных, управленческих механизмов бесконфликтной оценки, внедрения и распространения новшеств.

Инновационные причины связаны с характеристиками самого нововведения. Различные новшества порождают различные по количеству и остроте конфликты.

Личностные причины заключаются в индивидуально-психологических особенностях участников инновационного процесса. Типичной личностной причиной инновационных конфликтов является наличие у многих работников выраженной негативной установки на изменения вообще и на нововведения в конкретной дея­тельности в частности.

Ситуативные причины состоят в конкретных особенностях единичной инновационной ситуации.

Основные проблемы разрешения межличностных инновационных конфликтов состоят в следующем:

· внедрение любых новшеств в большей мере не технический, а социальный и психологический процессы;

· чем более существенны негативные эмоции оппонентов по отношению друг к другу, тем менее конструктивен конфликт;

· консерватор меньше нервничает в инновационных конфликтах по сравнению с новатором;

· чем более конструктивна позиция оппонента, тем больше вероятность его победы в конфликте;

· поддержка со стороны коллег повышает шансы оппонента разрешить конфликт в его пользу;

· чем лучше члены коллектива информированы о сущности и особенностях нововведения, тем меньше вероятность и острота инновационных конфлик­тов;

· поспешно внедряемые нововведения вызывают большее сопротивление по сравнению с новшествами, вводимыми постепенно.

Рис. 3.6.2. Причины инновационных конфликтов






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных