Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика современного трансфертного механизма




Основные понятия. Как упоминалось выше, величина трансферта перечисляемого в регион, непосредственно зависит от уровня (индекса) его бюджетной обеспеченности (УБО)- относительной вели­чины, характеризующей бюджетную обеспеченность регионов по сравнению со среднероссийским показателем. Этот индекс имеет огромное практическое значение для региона, поскольку определяет масштабы трансфертов из ФФПР. В соответствии с прошлой, и с настоящей методикой регион, в котором УБО больше 1, вообще не получает данный вид помощи.

Индекс бюджетной обеспеченности региона i рассчитывается по формуле:

УБОi =ИНПi*Ni*a / ИБРi*Ni*a=ИНПi / ИБРi

где: ИНП, — индекс налогового потенциала региона i; ИБР, индекс бюджет­ных расходов региона I;Ni — численность населения региона i, а — средний по субъектам РФ уровень налоговых доходов в расчете на душу населения, прогнозиру­емый па соответствующий год (руб./человек).

Алгоритмическая часть. Базовые принципы современной методики изменились. Размер помощи конкретному региону, как и преж­де, зависит главным о6разом от его возможностей генерировать налоговые доходы. Вместе с тем нельзя сказать, что не изменилось по существу ничего.

В соответствии с методикой 2005 г. трансферты из ФФПР "рас­пределяются между субъектами Российской Федерации, уровень рас­четной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания бюджетной обес­печенности, пропорционально отклонению уровня расчетной бюджет­ной обеспеченности от уровня, установленного в качестве критерия выравнивания бюджетной обеспеченности".

Распределение средств происходит в два этапа. На каждом из них устанавливается свой критерии выравнивания" бюджетной обес­печенности — тот ее уровень (ориентир), до которого в ходе распре­деления трансфертов нужно по возможности подтянуть бюджетную обеспеченность регионов. На первом этапе критерий выравнивания С оставляет 0,6среднероссийского уровня (равного 1,0); на втором — 1,0. Таким_о6разом, на первом.этапе помощь распределяется только среди группы наименее обеспеченных регионов, у которых бюджетная обеспеченность меньше 0,6 среднероссийского уровня.

При распределении помощи сначала определяется, сколько средств необходимо

перечислить конкретному региону для того, чтобы уровень его бюджетной

обеспёченности стал равным 0,6. Затем полученный расчетный объем средств

умножается на специальный коэффициент (0,85), характеризующий "степень сокращения отставания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации от пер­вого критерия выравнивания бюджетной обеспеченности"7.В результате в регионы перечисляются только 85% средств, необходимых для доведения их бюджетной обеспеченности до заданного уровня.

На втором этапе среди всех субъектов РФ (в том числе и уже Получивших помощь на первом этапе), уровень бюджетной обеспеченности которых меньше 1,0, распределяется оставшаяся часть фонда.

Распределение средств также происходит пропорционально отклонению значе­нии бюджетной обеспеченности регионов от заданного уровня. На этом этапе она подтягивается к среднероссийскому уровню (1.0).

Для регионов, принимавших участие в "дележе" на первом этапе, бюджетная обеспеченность определяется с учетом уже распределенных средств.

Выше мы говорили о том, что к числу макроэкономических инструментов относятся монетарная, внешнеторговая и фискальная политики, которые используются двояким образом: либо на уровне центрального правительства, когда оно обеспечивает дифференциацию воздействий на регионы, либо контроль над инструментами региональной политики передается на уровень отдельных регионов.

Кредитно-денежная политика традиционно определяется на национальном уровне.

Поскольку на рынке капиталов отдельные регионы выступают как ценополучатели, попытки дифференцировать процентные ставки для различных регионов практически не предпринимаются. Внешнеэкономическое регулирование также осуществляется, как правило, на национальном уровне, за исключением случаев особого регулирования в отдельных регионах, например, свободных экономических зонах.

Наиболее распространенным инструментом макроэкономического регулирования является фискальная политика, которая используется на национальном уровне и на уровне отдельных регионов.

Государственная фискальная политика состоит в воздействии на уровень выпуска продукции и доходов через изменение налогов и государственных расходов. Ее использование на национальном и региональном уровнях исходит из двух основных посылок:

- рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и ведет к расширению объема выпуска продукции и уровня занятости;

- увеличение суммы налогов сокращает располагаемый доход и ведет к сокращению расходов, снижению спроса и через него – к снижению объема выпуска продукции и занятости.

Инструменты фискальной политики используются на региональном уровне, также как и на национальном, в двух формах: как автоматические стабилизаторы и как активные регулирующие меры.

Автоматические стабилизаторы - это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию производства на изменения совокупного спроса.

Главными экономическими стабилизаторами являются пособия по безработице и подоходный налог. Особенности их действия состоят в том, что, во-первых, смягчая последствия изменений совокупного спроса, они помогают стабилизировать выпуск продукции, во-вторых, они включаются автоматически, т.е. не нуждаются в том, чтобы кто-нибудь решал, когда им следует вступать в действие.

Их способность стабилизировать выпуск продукции следует из того, что пропорциональный налог на доходы уменьшает величину мультипликатора, а это значит, например, что любое падение инвестиций ведет к уменьшению выпуска продукции на меньшую величину.

Однако автоматические стабилизаторы не в состоянии решить множество задач, которые стоят перед экономической политикой, поэтому все правительства пользуются мерами активной фискальной политики, которые состоят в регулировании налоговых ставок и величины государственных расходов.

Государственные расходы на территории осуществляются в форме государственных закупок и социальных выплат (трансфертов), которые производятся федеральным правительством, региональными правительствами, органами местного самоуправления.

Налоги также выплачиваются правительствам разного уровня территориального управления. Макроэкономическое влияние, которое оказывает на развитие региона фискальная политика, осуществляется через изменение величины конечного спроса в регионе, поэтому оно идентично для всех государственных расходов и налогов независимо от того, правительство какого уровня их производит.

Величину этого влияния на региональные макроэкономические показатели можно оценить через региональный мультипликатор. Поскольку региональные мультипликаторы могут существенно различаться по регионам, то и влияние идентичных мер фискальной политики на различные регионы существенно различается, т.е. идентичные в отношении всех регионов меры приводят к разным экономическим последствиям. Например, одинаковые по объему государственные закупки, произведенные в различных регионах, приводят к разному увеличению производства и занятости.

Параметры фискальной экономической политики, задаваемые на уровне

национальной экономики, позволяют регулировать спрос для экономики в целом, однако они оказывают различное влияние на разные регионы, в этой связи и возникает необходимость в региональной дифференциации экономической политики.

Дифференциация фискальной политики осуществляется по следующим направлениям:

- региональная дифференциация налоговых ставок;

- региональная дифференциация государственных расходов, касающихся как государственных закупок, так и социальных трансфертов.

На первый взгляд региональная дифференциация фискальной политики выглядит как весьма эффективное средство для разрешения проблем отдельных регионов.

Действительно, за счет дифференциации ставок налогов можно увеличить спрос в регионах, которые страдают от недостаточного спроса, и наоборот, уменьшить спрос в регионах, испытывающих его избыточное давление. К аналогичным результатам приводят трансферты правительства, направляемые в проблемные регионы с целью стимулирования в них экономической политики.

Однако в действительности влияние мер фискальной политики на регион ограничивается множеством факторов.

Попытки стимулировать производство в отдельных регионах через увеличение конечного спроса в регионе при помощи мер фискальной политики реализуются через систему межрегиональных и внутрирегиональных взаимодействий. Их эффективность зависит от соотношения региональных и межрегиональных мультипликаторов и вызываемого ими эффекта распространения, т.е. влияния изменения конечного спроса на поддерживаемый регион и через него на все другие.

В придачу к проблемам межрегионального перераспределения эффектов фискальной политики горизонтальная дифференциация налоговых ставок вызывает, как правило, сильную политическую оппозицию со стороны регионов, которые оказываются объектами налоговой дискриминации. В этом отношении государственные расходы являются более гибким инструментом, поскольку они могут дифференцироваться по регионам центральным правительством, а, кроме того, часть этих расходов приходится на региональные правительства и органы местного самоуправления, которые могут проводить самостоятельную политику.

Реальные возможности использования средств фискальной политики органами территориального управления различных уровней для регулирования регионального развития зависят от государственного устройства страны, а также от распределения полномочий между властными органами различных уровней: центральным, региональными правительствами, органами местного самоуправления.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных