Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Боттичелли – От Рождения Венеры к Покинутой.




Сандро Боттичелли был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Он отучился на ювелира, что, впоследствии, явственно отразилось на его живописном творчестве.

Боттичелли применяет энергичные охристые тени для передачи телесного цвета – приём, который стал характерной чертой его стиля живописи. Эта черта проявляются во всей полноте в самой ранней документированной картине Боттичелли «Аллегория Силы» (ок. 1470, Флоренция, галерея Уффици). Две знаменитые парные композиции История Юдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок. 1470), иллюстрируют другой важный аспект живописи Боттичелли: живую и ёмкую повествовательность, в которой соединены экспрессия и действие, с полной ясностью раскрывающие драматическую сущность сюжета.

Одна из самых оригинальных черт таланта Боттичелли состоит в склонности к фантастическому. Он один из первых внёс в искусство своего времени античный миф и аллегорию, и с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами. Особенно эффектна его Венера, которая нагая плывет по морю в раковине, и боги ветров осыпают её дождем из роз, и гонят раковину к берегу. Его картины на мифологические темы пронизаны невероятных изяществом, и пропитаны любовью к жизни и её красоте.

Боттичелли создавал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты. Образы его картин живы, эмоциональны и возвышенно - прекрасны настолько, что кажутся не просто живыми людьми, а воплощением чего-то даже большего. Воплощением гуманистической идеи о прекрасном человеке.

Ещё одной отличительно чертой творчества Боттичелли является уникальная детализация. Не только сами персонажи его картин прописаны до мельчайших деталей, проработан окружающий их материальный мир, с невероятной подробностью прописаны пейзажи, детали быта.

Станковым портретам художника («Портрет Мужчины с Медалью», 1474, галерея Уффици, Флоренция; «Портрет Джулиано Медичи», 1470-е, Бергамо; и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и чёткая детализация характеров портретируемых.

В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почётный заказ. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили её своими фресками. Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени, по указанию папы был приглашен и Боттичелли. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане («Сцены из жизни Моисея», «Наказание Корея», «Дафана и Авирона», «Исцеление прокаженного» и «Искушение Христа») величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряжённостью, остротой портретных характеристик. Во всех трёх фресках художником мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, лёгких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.

Но самая знаменитая работа Боттичелли – «Рождение Венеры». Наверно, в мире не найдётся человека, который бы не знал эту картину. «Рождение Венеры» - это ренессансная классика и по теме, и по поэтике, хотя в последней сохраняются элементы романтической эстетики. Слева над морем две сплетенные фигуры, мужская и женская, Эол и Борей, ветры несут, очевидно, раковину, на которой спокойно стоит богиня, слегка прикрываясь руками, как всякая обнажённая женщина, на которую смотрят, - поза живой натуры, в глазах отрешенность и грусть. Картина насквозь символична. Перед нами древняя прародительница всего живого предстаёт обнажённой современной женщиной, отрешённо грустной, вместе с тем в ней проступает, говорят, и христианская идея рождения души из воды во время крещения. Телесная и духовная красота сливаются до полной неразличимости, светясь как естественность и чистота обнажённого тела прекрасной молодой женщины.

Лейтмотивом творчества Боттичелли становится идея Humanitas (совокупность духовных свойств человека, олицетворенная чаще всего в образе Венеры или иногда Паллады-Минервы), или же идея высшей, идеальной красоты, заключающей в себе весь интеллектуальный и духовный потенциал человека - то есть красоты внешней, являющей собой зеркало внутренней красоты и часть универсальной гармонии.

По своему замыслу «Рождение Венеры», близко к другой знаменитой картине - «Весне». В «Рождении Венеры» трактуется предшествующее по смыслу положение неоплатонического мифа: акт воплощения Humanitas Природой. Соединяясь с материей, животворный дух вдыхает в неё жизнь, и Ора (Время года), символизирующая исторический момент совершенствования человечества, протягивает богине плащ "скромности", даруя ей щедрость в наделении людей своими добродетелями.

Картина «Паллада и Кентавр» (около 1488) была написана для Джованни Пьерфранческо Медичи и находилась на вилле Кастелло вместе с «Весной» и «Рождением Венеры».

Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил "Минерву-пацифику", атрибуты которой - копьё (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине - оливковые ветви и венок) - символизируют добродетель. Изображая кентавра, художник пользовался конкретным античным прообразом - фигурой саркофага, хранящегося ныне в Ватиканском музее. Вместе с тем картину глубочайшим образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра - "кентавромахию", но "психомахию".

Среди больших религиозных композиций несомненным шедевром является "Алтарь св.Варнавы". Благодаря силе исполнения некоторые образы этой композиции выглядят поистине великолепными. Таковы св.Екатерина - образ, полный затаённой страсти и потому гораздо более живой, чем образ Венеры; св.Варнава - ангел с лицом мученика и особенно Иоанн Креститель - одно из наиболее глубоких и наиболее человечных изображений в искусстве всех времён.

Однако поздние произведения Боттичелли имеют уже иные настроения.

Период творчества Боттичелли пришёлся как раз на период «проповедей» Савонаролы. В купе с социальными потрясениями 1490х годов, проповеди безумного монаха заставили Боттичелли усомниться в своих прежних убеждениях. И в себе самом. Под давлением социальных неурядиц и речей Савонаролы, нервный и ранимый художник сам несёт на костёр свои картины. В его новых работах сквозит всё больше печальных, мрачных и удручающих нот.

Одной из самых ярких и пронзительных работ «позднего» Боттичелли стоит назвать картину «Покинутая». Это полотно, можно сказать, стало воплощением скорби и отчаянья самого автора.

Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь, изгнанная Амноном. Но этот единичный исторический факт в его художественном воплощении приобретает вечное и общечеловеческое звучание: тут и ощущение слабости героини, и сострадание к ее одиночеству и подавляемому отчаянию, и глухая преграда в виде закрытых ворот и толстой стены, напоминающей стены средневекового замка. Человек, раздавленный безнадёжностью в этой бездушной, безжизненной среде, несомненно, духовный автопортрет самого Боттичелли.

И всё же, несмотря на очевидный отход автора от идеалов Ренессанса, и в этой картине библейский персонаж предстаёт перед нами живым человеком, в глубочайшей эмоциональности своего горя.

Окончательный закат творчества Боттичелли произошёл после смерти Савонаролы. Символично, что проповедник, призывавший сжигать произведения искусства, сам нашёл свою смерть на костре. А Боттичелли написал «Рождество» (1501. Национальная галерея, Лондон) – произведение, в котором перечеркнул все достижения ренессансного искусства. В нём поражает полное отрицание законов перспективы, выразившееся, прежде всего, в неправильном масштабе фигур. Подобно тому, как это делали художники – предшественники Возрождения, фигура мадонны, склонившейся над новорожденным, больше всех других, хотя изображена она в глубине картины. Фигуры трёх ангелов, которые обнимают Савонаролу и двух казненных с ним приверженцев, даны на первом плане – но малы. У их ног на земле расположены совсем крошечные фигурки дьяволов. В небесах, верхняя часть которых переходит в золотой фон, ведут хороводы ангелы.

Последние годы жизни художника прошли в уединении, он одряхлел и с трудом передвигался. Его творчество представляло уже пройденный этап искусства, он уступил место «титанам» Возрождения. Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве.

 


Глава 4.

Заключение.

Теория гуманизма является ключом для понимания самой эстетики Ренессанса. Рассмотрев работы представителей раннего этапа Возрождения, мы можем проследить за зарождением этих веяний, и за путём их развития на самых начальных ступенях.

Вряд ли можно рассматривать культуру эпохи Возрождения, игнорируя идеи гуманистов. Вряд ли можно говорить об идеях гуманистов, игнорируя историю их возникновения и первые практические плоды.

Ренессанс – поистине уникальнейшая из эпох в истории моровой художественной культуры. Даже за свой ранний период она дала миру несметное число шедевров живописи, которые до сих пор становятся жемчужинами крупнейших мировых музеев.

А многие технологии, открытые в период Кватроченто, используются художниками и поныне.

В этот период человечеством вновь были открыты забытые достижения античного искусства. Сделаны новые прорывы. В период раннего Ренессанса была сформирована философская доктрина (гуманизм), которая актуальна для человеческого общества и по сей день.

И в этот период человечеством вновь был открыт человек. Как объект для отображения в произведениях искусства. Как часть великого замысла природы, к подражанию которой отныне стремился художник. Человек мыслящий и чувствующий, которому дано развивать себя и стремиться к собственному идеалу. И человек, как творец.

Отдельное спасибо теориям гуманизма стоит сказать за возвращения зрителю личности творца. Удивительным образом судьбы самих авторов вплетаются в историю создания их шедевров. Они, как будто, обрамляют картину в раму высшего, гуманистического понимания человека. И тут, невольно, снова вспоминается «Троица» Мазаччо.

Недолгий, но бурный период раннего Ренессанса заложил основу для дальнейшего развития культуры Возрождения, - с технической, эстетической и философских точек зрения. И, во многом, он же заложил основу, дал вектор для дальнейшего развития всей последующей мировой культуры. А философская доктрина гуманизма сыграла тут основополагающую роль.


Ссылки. Подредактируй их, если нужно!

 

http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/renessans/Renessans_Italy_quatrochento.html

 

http://plas.by/ist/iev/glava2.php

 

http://magazines.russ.ru/neva/2011/11/lu16.html (Феликс Лурье)

 

Шкабура Е.А. «От древности до Ренессанса».

 

http://gallerix.ru/storeroom/146947004/#more

 

http://www.smirnova.net/articles/srednee/123/

 

http://vikent.ru/author/1263/

 

http://www.art-giotto.ru/txt/1ref.shtml

 

http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Dzhotto-Freski-dlya-kapelly-del-Arena-v-Padue.aspx?ID=844

 

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/MAZACHCHO.html

 

http://www.artprojekt.ru/gallery/giotto/Gio01.html

 

http://ohudognikah.ru/content/mazachcho

 

http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/page0009.asp

 

http://www.arthistory.ru/botichelli.htm

 

http://renessans.jimdo.com/%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE-%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B8/

 

http://smallbay.ru/bottichelli.html

 

http://www.renclassic.ru/Ru/34/80/

 

http://www.centre.smr.ru/win/artists/bottich/biogr_bottich.htm

 

http://www.godmol.ru/hudozhniki/03-savonarola.html

 

http://www.bottichelli.infoall.info/txt/3pokinut.shtml

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных