Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности квалификации нарушения правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию




 

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 528-ФЗ в Уголовный кодекс РФ введена ст. 264.1, предусматривающая ответственность за нарушение Правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию.

Судебная практика о таких преступлениях находится только в стадии формирования, поэтому вопросы правоприменения как никогда актуальны для органов дознания, прокуроров и судов. Особенностями рассматриваемого состава преступления являются административная преюдиция и бланкетный характер уголовно-правовой нормы, в связи с чем определяющий характер приобретают вопросы административного законодательства, законодательства в сфере безопасности дорожного движения, о наркотических средствах и психотропных веществах.

Еще до начала действия ст. 264.1 УК (с 1 июля 2015 г.) возникло множество дискуссий специалистов по вопросам ее применения. Особое внимание при этом обращалось на признаки субъекта этого преступления, возможность привлечения которого к уголовной ответственности ставится в зависимость от наличия у него административного наказания или судимости.

Правовой статус субъекта рассматриваемого состава преступления определяется ст. 4.6 КоАП, согласно которой лицо считается подвергнутым этому наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления.

Следовательно, условиями уголовной ответственности являются вступление постановления о назначении административного наказания в законную силу и годичный срок давности с момента его исполнения. При этом водитель должен быть привлечен не просто к административной ответственности, а к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Альтернативный вариант действующего административного наказания – это наличие у задержанного водителя судимости по ч. ч. 2, 4 или 6 ст. 264 или ст. 264.1 УК. Указанные нормы уголовного закона представляют собой квалифицированные составы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, совершенных в состоянии опьянения, что является логичным основанием для констатации факта повторного управления транспортным средством в состоянии опьянения. В целом осужденным за совершение преступления считается лицо со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Конкретные условия, порядок погашения и снятия судимости регламентированы ст. 86 УК. Таким образом, главным условием уголовной ответственности по ст. 264.1 УК также остается наличие у водителя на момент управления транспортным средством в состоянии опьянения действующей судимости по ч. ч. 2, 4 или 6 ст. 264 или ст. 264.1 УК.

Следующий момент тесно связан с неоднозначным толкованием положений ст. 10 УК, регламентирующей обратную силу уголовного закона. Так, по мнению некоторых практикующих юристов, действие ст. 264.1 УК должно распространяться исключительно на лиц, подвергнутых административному наказанию по ст. ст. 12.8 и 12.26 КоАП либо осужденных по ч. ч. 2, 4 или 6 ст. 264 или ст. 264.1 УК после вступления статьи в законную силу, т.е. после 1 июля 2015 г. В обоснование такой позиции они приводят ссылки на ст. 54 Конституции РФ и ст. 10 УК, в которых указано, что уголовный закон, устанавливающий преступность деяния или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

В целях формирования единообразной судебной практики Президиум Верховного Суда РФ дал разъяснение судам о том, что административное наказание, назначенное лицу до 1 июля 2015 г., учитывается при привлечении к уголовной ответственности по ст. 264.1 УК, если на момент совершения нового правонарушения не истек срок, установленный ст. 4.6 КоАП, поскольку лицо, подвергнутое административному наказанию за указанное правонарушение до 1 июля 2015 г., совершая аналогичное правонарушение после 30 июня 2015 г., осознает, что совершает тем самым уголовно наказуемое деяние, запрещенное ст. 264.1 УК.[59]

Полностью поддерживая изложенную позицию Президиума Верховного Суда РФ, считаем, что правоприменители должны руководствоваться общим правилом действия уголовного закона во времени (ст. 9 УК). Так, криминализации подвергается деяние – управление транспортным средством в состоянии опьянения, но только при определенном условии – при наличии специального субъекта состава преступления, каковым является лицо, уже подвергнутое на момент совершения общественно опасного деяния административному наказанию за аналогичное нарушение закона. Акцент в таком случае должен смещаться на субъективную сторону преступления, когда лицо, подвернутое административному наказанию за вождение в нетрезвом виде, повторно управляет транспортным средством, тем самым осознавая общественную опасность своих действий и желая их совершения.

Таким образом, преступное деяние имеет место после 30 июня 2015 г. при наличии на момент его совершения у лица специального признака субъекта – это лицо подвергнуто административному наказанию (ст. 4.6 КоАП). Следовательно, применяется общее правило действия уголовного закона во времени, при котором преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния (ч. 1 ст. 9 УК). Об обратной силе закона, устанавливающего ответственность или ухудшающего положение лица, речи не идет.

Несмотря на то что разъяснения Верховного Суда РФ относятся к ситуации, когда признаком специального субъекта является наложенное на него административное наказание, аналогичным образом должны рассматриваться случаи, когда лицо управляет транспортным средством в состоянии опьянения, будучи осужденным по ч. ч. 2, 4 или 6 ст. 264 или ст. 264.1 УК до 1 июля 2015 г.[60]

Таким образом, рассматриваемое преступление носит сложный характер, включает в себя, во-первых, административную преюдицию, во-вторых, не погашенную или не снятую в установленном законом порядке прежнюю судимость за перечисленные виды преступлений. При этом необходимо иметь в виду, что законодатель не указывает момент совершения повторного правонарушения, следовательно, в этом случае необходимо руководствоваться общими положениями КоАП РФ. Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента совершения деяния, указанного в законе (с момента начала движения транспортного средства). Если наступили последствия, указанные в ст. 264 УК РФ, то имеет место совокупность преступлений. Деяние следует квалифицировать по ст. 264.1 и той части ст. 264 УК РФ, которая предусматривает ответственность за соответствующее последствие при условии нахождения водителя в состоянии опьянения (ч. ч. 2, 4 или 6).

Преступление, предусмотренное ст. 264.1 УК РФ, может быть совершено только с прямым умыслом. Об этом свидетельствуют два обстоятельства: во-первых, преступления, имеющие формальный состав, могут быть осуществлены только с указанным видом вины; во-вторых, наличие преюдиции и судимости за прежние преступления, перечисленные в названной выше норме. Следовательно, лицо осознает, что, будучи ранее подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имея судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. ч. 2, 4 или 6 ст. 264 либо ст. 264.1 УК РФ, вновь в состоянии опьянения управляет транспортным средством, и желает этого.


Заключение

 

Научно-технический прогресс, несомненно, является двигателем общественного развития и открывает перед человечеством огромные возможности в достижении общественно полезных целей.

Вместе с тем он порождает мощные силы (так называемые источники повышенной опасности), эксплуатация которых может повлечь причинение серьезного вреда жизни и здоровью людей. К таковым, в частности, относятся транспортные средства. Для предупреждения отрицательных последствий их использования разрабатываются правила безопасности и эксплуатации. За наиболее опасные нарушения таких правил предусмотрена уголовная ответственность нормами гл. 27 УК РФ (так называемые транспортные преступления).

Основной объект преступления – безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект – здоровье и жизнь человека.

С объективной стороны данное преступление состоит в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, влекущем наступление тех или иных (установленных ч. ч. 1, 3 и 5 ст. 264 УК РФ) общественно опасных последствий. Между деянием и последствиями должна быть установлена причинная связь. Состав преступления материальный.

Статья 264 имеет бланкетную диспозицию. Поэтому для уяснения признаков состава предусмотренного ею преступления необходимо обратиться к нормам, устанавливающим правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. К ним прежде всего относятся Правила дорожного движения РФ и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по безопасности дорожного движения, утвержденные Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».

Состав преступления охватывает нарушение правил движения и эксплуатации определенных видов механических транспортных средств. К ним относятся автомобили, трамваи либо другие механические транспортные средства. Под другими механическими транспортными средствами согласно примечанию к ст. 264 УК РФ понимаются троллейбусы, тракторы, самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. Иные механические транспортные средства – это любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).

Не относятся к механическим транспортным средствам мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

К нарушению Правил дорожного движения относятся, например, превышение установленной скорости, неправильный обгон, выезд на встречную полосу, управление автомобилем в состоянии опьянения. Нарушения правил эксплуатации транспортных средств выражаются в выезде на технически неисправном транспортном средстве, перевозке людей на необорудованном для этого транспорте, в превышении тоннажа и габаритов перевозимых грузов и т.п.

Ответственность по ст. 264 УК РФ обусловлена наступлением тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Таковым признается любой участник дорожного движения (за исключением лица, управляющего транспортным средством). При отсутствии этих последствий состав преступления отсутствует, однако возможно привлечение лица, причинившего вред, к административной, дисциплинарной, а также гражданско-правовой ответственности.

В случае причинения указанных последствий в результате нарушения иных правил, например погрузки или выгрузки грузов, ремонта транспортного средства, производства строительных, дорожных, сельскохозяйственных и иных работ, содеянное не должно квалифицироваться по ст. 264 УК РФ. Подобные деяния в зависимости от формы вины следует рассматривать как соответствующие преступления против личности либо как нарушение правил при производстве различного вида работ (ст. 216 УК РФ).

В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях против личности.

Особое внимание при анализе состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, следует обратить на установление причинной связи между нарушением указанных правил и наступлением вредных последствий. Неисследованность этого важного обстоятельства приводит к ошибкам в квалификации.

Субъективная сторона преступления – вина в форме неосторожности. Определяющим моментом при установлении субъективной стороны состава преступления является психическое отношение лица, управляющего транспортным средством, к наступившим вредным последствиям. Преступление может быть совершено в результате как преступного легкомыслия, так и преступной небрежности.

Субъект преступления – любое лицо, достигшее 16 лет, управляющее транспортным средством. Как указано в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» им признается как водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, так и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

Частью 3 ст. 264 УК РФ предусмотрена ответственность за те же действия, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, а частью 5 – за причинение смерти двум или более лицам. Если нарушение правил дорожного движения повлекло причинение последствий, предусмотренных разными частями ст. 264 УК РФ (тяжкого вреда здоровью и смерти), нескольким потерпевшим, содеянное следует квалифицировать только по той части ст. 264 УК РФ, которая предусматривает ответственность за наиболее тяжкое из них.

В ч. ч. 2, 4 и 6 установлена ответственность за деяния, предусмотренные частью первой статьи 264 УК РФ, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения и повлекшим по неосторожности причинение соответственно тяжкого вреда здоровью, смерти, смерти двух и более лиц.

Таким образом, в данной статье совершение преступления в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или вызванного употреблением других одурманивающих веществ) рассматривается в качестве обстоятельства, влекущего более строгое наказание (квалифицирующего признака).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных