ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Анализ результатов преддипломного исследованияВыборку исследования составляли 60 старших дошкольников, 5 воспитателей, 5 родителей старших дошкольников. Анализ результатов анкетирования воспитателей представлен в табл. 2.1. Таблица 2.1. Агрессивность старших дошкольников по мнению воспитателей
Таким образом, по мнению 5 воспитателей, среди дошкольников встречается 8 % детей с высоким уровнем агрессивности, 52 % дошкольников со средним уровнем агрессивности и 40 % детей с низким уровнем агрессивности. В графическом виде данные представлены на рис. 2.1. Рисунок 2.1. Уровни развития агрессивности дошкольников по результатам анкетирования воспитателей. Таким образом, на основе анкетирования воспитателей было выделено 5 дошкольников с высокой агрессивностью: Артем К., Дарья Н., Вера Т., Олег А., Марат В. Для анализа особенностей проявления агрессивности было проведено анкетирование родителей 5 дошкольников с высоким уровнем агрессивности. Результаты анкетирования родителей дошкольников представлены в табл. 2.2. Таблица 2.2. Средние значения по показателям проявления агрессивности
Анализ средних значение показал, что, по мнению родителей, их дети с высоким уровнем агрессивности чаще всего демонстрируют следующие показатели агрессивного поведения: - Реактивность – чувствительность к агрессии других (Х=11,8); - Длительность агрессии (Х=11,2); - Отношение к собственной агрессии (Х=11); - Физическая агрессия, направленная на предмет (Х=11). Иными словами, родители в поведении детей чаще всего отмечают их незамедлительную реакцию на агрессивное поведение других детей, длительность агрессии дошкольников (долго успокаиваются), признание своего поведения нормальным даже после замечаний взрослого, а также физическую агрессию по отношению к предметам (дети в состоянии агрессии ломают и портят свои и чужие вещи). В то же время достаточно часто встречаемым являются следующие показатели агрессивного поведения: - Реакция на новизну (Х=10,4); - Чувствительность к присутствию других (Х=10,4); - Физическая агрессия, направленная на человека (Х=10); - Агрессия, направленная на взрослого (Х=9,8); - Вегетативные признаки агрессии (Х=9,6); - Недостаточность в проявлении гуманных чувств (Х=9,6); - Чувствительность к помощи взрослых (Х=9,4); - Вербальная агрессия (Х=9,2); - Агрессия. направленная на сверстников (Х=8,8). Менее всего у агрессивных дошкольников развиты следующие проявления агрессии: - Агрессия, направленная на себя (Х=6,6); - Агрессия, направленная на животных (Х=4). Таким образом, родители агрессивных дошкольников отмечают, что в поведении таких детей преобладают чувствительность к агрессии других, длительность агрессии, отношение к собственной агрессии, а также физическая агрессия, направленная на предмет. Дошкольники с высоким уровнем агрессивности практически не склонны к аутоагрессии и агрессии по отношению к животным.
Результаты наблюдения за агрессивными дошкольниками представлены в табл. 2.3. Таблица 2.3. Частота проявления агрессивности дошкольников по результатам наблюдения
Таким образом, у всех агрессивных дошкольников ежедневно проявляется скрытая и вербальная агрессия, т.е. они говорят обидные слова и толкают других в отсутствии воспитателя, а также ругаются, используют нецензурную лексику. В то же время практически ежедневно у старших дошкольников с высоким уровнем агрессии выявлена физическая агрессия и вспыльчивость в речи. Чаще всего у агрессивных дошкольников раз в несколько дней проявляется вспыльчивость в физических действиях – неожиданное разбрасывание игрушек и т.д. Режу всего (1 р. в неделю) у агрессивных дошкольников представлена аутоагрессия, т.е. агрессия, направленная на себя.
В графическом виде данные представлены на рис. 2.2. Рисунок 2.2. Частота проявления признаков агрессии в поведении дошкольников по результатам наблюдения
Таким образом, можно говорить о том, что у агрессивных дошкольников чаще всего скрытая, вербальная и физическая агрессия, а также вспыльчивость в речи. В то же время реже всего у старших дошкольников встречаются проявления аутоагрессии.
Результаты выполнения дошкольниками методики «Несуществующее животное» представлены в табл. 2.4.
Таблица 2.4. Средние значения по показателям проявления агрессивности в рисунке
Анализ выполнения агрессивными детьми методики «Несуществующее животное» показал, что все дети, на агрессивность которых указывали воспитатели и родители, продемонстрировали высокий уровень агрессивности в своих рисунках. Особенно высокие значения были получены в описании нарисованного: многие дети говорили о том, что животное питается людьми, крушит все вокруг, защищается от врагов, а также окружено злыми людьми и животными. На рисунках всех агрессивных дошкольников животное одиноко и обладает острыми когтями, зубами, наростами на теле. Достаточно часто встречалось изображение рта с зубами или острого клюва.
Таким образом, проведение констатирующего эксперимента показало, что среди исследуемых старших дошкольников 5 детей (8 % от общего количества) обладали высоким уровнем агрессивности. Эти данные были подтверждены анкетированием воспитателей и родителей. наблюдением за детьми и проведением проективной методики «Несуществующее животное». Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы с агрессивными старшими дошкольниками.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|