Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Всемогущество, всезнание и вездесущесть Бога 1 страница




 

49. Мы рассмотрели Божественную любовь и Божественную мудрость и сделали вывод, что они составляют Божественную сущность. Перейдём теперь к рассмотрению всемогущества, всезнания и вездесущести Бога, происходящих от Божественной любви и Божественной мудрости точно так же, как могущество и присутствие солнца в этом мире — от его тепла и света в целом и во всех частностях его. Тепло от солнца духовного мира, в центре которого Бог Иегова, есть в сущности своей Божественная любовь, а свет от него — Божественная мудрость. Отсюда ясно, что как бесконечность, безмерность и вечность относятся к Божественному Бытию, так всемогущество, всезнание и вездесущесть относятся к Божественной сущности. Однако эти три общие свойства, относящиеся к Божественной сущности, до настоящего времени не были поняты, поскольку неизвестны были способы их реализации, то есть законы порядка. Эта тема будет освещена в следующих разделах.

(I) Всемогущество, всезнание и вездесущесть относятся к Божественной мудрости от Божественной любви.

(II) Всемогущество, всезнание и вездесущесть Бога невозможно понять, не зная, что такое порядок, а также что Бог есть порядок и что при создании Он ввел порядок как во вселенную в целом, так и во все её составляющие.

(III) Всемогущество Бога исходит во вселенную и действует в ней, как в общем, так и в частностях, по законам Его порядка.

(IV) Бог всезнающ, то есть Он постигает, видит и знает в общем и в мельчайших подробностях всё, что происходит в соответствии с порядком; а из этого также и то, что происходит против порядка.

(V) Бог присутствует везде от первого до последнего в Его порядке.

(VI) Человек создан как форма Божественного порядка.

(VII) Человек от Божественного всемогущества имеет власть над злом и ложью, а от Божественного всезнания — мудрость о добре и вере и пребывает в Боге от Божественной вездесущести настолько, насколько он живёт в соответствии с Божественным порядком.

 

Теперь нужно развернуть каждое из этих утверждений отдельно.

 

50. (I) Всемогущество, всезнание и вездесущесть относятся к Божественной мудрости от Божественной любви.

Что всемогущество, всезнание и вездесущесть относятся к Божественной мудрости, как следствию Божественной любви, а не к Божественной любви посредством Божественной мудрости, — это небесная тайна, которая ещё не озаряла ничей разум, поскольку до сих пор никто не знал, что представляют собой в сущности любовь и происходящая от неё мудрость, не говоря уже о влиянии первой на вторую. Любовь в общем и в частностях втекает в мудрость и пребывает в ней, как царь в своём царстве или хозяин в своём доме, оставляя на её рассмотрение все судебные дела. Поскольку праведность принадлежит любви, а суд — мудрости, любовь передает всё управление мудрости. Более подробно этот вопрос будет освещён позже, а пока примем это как правило. Что Бог всемогущ, всезнающ и вездесущ по мудрости Его любви, подразумевается в следующем месте у Иоанна:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Словом. Всё через Него было сделано, и без Него ничто не было сделано из того, что было сделано. В Нём была жизнь, и жизнь была светом людей. И мир через Него был создан. И Слово стало плотью.

Иоанн 1:1, 3, 4, 10, 14

Под «Словом» здесь понимается Божественная истина, или, что равносильно, Божественная мудрость. Поэтому оно названо также жизнью и светом; жизнь и свет — не что иное, как мудрость.

 

51. Поскольку в Слове праведность относится к любви, а суд — к мудрости, привёдем несколько отрывков, чтобы показать, что через любовь и мудрость Бог управляет миром.

Иегова, праведность и суд — основание Престола Твоего.

Пс. 88:15

Хвалящийся пусть хвалится тем, что Иегова творит суд и справедливость на земле.

Иерем. 9:24

Высок Господь, ибо Он наполнил Сион судом и правдой.

Исаия 33:5

Пусть, как вода, течет суд, и справедливость — как сильный поток.

Амос 5:24

Праведность Твоя, Иегова, как горы Божьи, и суды Твои — бездна
великая!

Пс. 35:7

Иегова выводит, как свет, праведность твою и суд твой, как полдень.

Пс. 36:6

Иегова будет судить праведно людей Своих и нищих Своих на суде.

Пс. 71:2

Поучаясь судам правды Твоей, семикратно в день восхвалю Тебя за суды правды Твоей.

Пс. 118:7, 164

Я обручу тебя мне в праведности и суде.

Осия 2:19

Сион будет искуплен праведностью, а обращённые его — судом.

Исаия 1:27

Он будет сидеть на престоле Давида и царствовать в царстве его, чтобы утвердить его в суде и праведности.

Исаия 9:7

Восставлю Давиду отрасль праведную, и будет он царствовать как царь, и будет производить суд и справедливость на земле.

Иерем. 23:5; 33:15

 

И в других местах сказано, что нужно вершить суд и справедливость: Исаия 1:21; 5:16; 58:2; Иерем. 4:2; 22:3, 13, 15; Иезек. 18:5; 33:14, 16, 19; Амос 6:12; Михей 7:9; Втор. 33:21; Иоанн 16:8, 10, 11.

 

52. (II) Всемогущество, всезнание и вездесущесть Бога невозможно понять, не зная, что такое порядок, а также что Бог есть порядок и что при создании Он ввел порядок как во вселенную в целом, так и во все её составляющие.

Сколь многочисленны и велики заблуждения, овладевшие умами людей и вследствие того церковью через головы её реформаторов из-за непонимания порядка, в котором Бог создал вселенную в целом и в частностях, можно судить хотя бы по перечислению их на следующих страницах. Но сначала для объяснения, что такое порядок, я приведу его общее определение: порядок — это качество расположения, ограничения и взаимодействия частей, субстанций или элементов, составляющих форму; отсюда и состояние, а состояние совершенствуется мудростью по её любви, несовершенство же вводится безумством рассудка от вожделения. В этом определении используются термины субстанции, формы и состояния. Под субстанцией я подразумеваю также и форму, потому что всякая субстанция есть форма, а качество формы есть её состояние, совершенство и несовершенство которого зависит от порядка. Всё это — метафизика, поэтому, конечно, туманно. Однако в последующем изложении этот туман будет рассеян наглядными примерами, поясняющими предмет.

 

53. Бог есть порядок, потому что Он — сама субстанция и сама форма. Он есть субстанция, потому что от Него происходит всё, что существует, появилось и появляется. Он есть форма, потому что все качества субстанций возникли и возникают от Него, а источником качеств может быть только форма. Теперь, раз Бог — сама, единственная и изначальная субстанция и форма и вместе с тем сама и единственная любовь и сама и единственная мудрость, и поскольку мудрость по любви составляет форму, а состояние и качество её зависит от порядка в ней, значит Бог есть сам порядок, и поэтому Он Сам по Себе вводит порядок во вселенную в целом и во все её частности. Порядок, который Он вводит, — самый совершенный, потому что всё, созданное Им, было хорошо, как написано в Книге Создания. В соответствующем месте будет показано, что зло появилось вместе с адом, то есть уже после создания. Но сейчас рассмотрим то, что ближе всего к разуму, легче всего объясняется и спокойнее воспринимается.

 

54. Для объяснения порядка, в котором создана вселенная, потребовалось бы много страниц. Эта тема будет кратко рассмотрена в следующем разделе, посвященном созданию (75—80). Необходимо понять, что все частности вселенной были созданы в своих порядках, чтобы продолжать самостоятельное существование. Эти частные порядки были введены изначально так, что сочетались с порядком мироздания, чтобы они могли существовать в этом общем порядке и составлять с ним единое целое. Приведём примеры.

Человек со всем, что ему принадлежит, создан в своём собственном порядке: в своём порядке голова, в своём порядке тело, сердце, лёгкие, печень, поджелудочная железа и желудок, все органы движения, то есть мышцы, и каждый орган чувств, например глаз, ухо или язык. В теле нет ни единого капилляра или волокна, не имеющего своего порядка. И при этом все эти неисчислимые части соединяются в общее тело и входят в его состав так, что образуют вместе одно целое. То же и со всеми остальными созданиями, которых для примера достаточно просто перечислить. Всякий зверь земной, всякая птица небесная, всякая рыба морская, всякое пресмыкающееся и даже всякий червь или личинка созданы в своём порядке. Равно и всякое дерево, куст, полевое и огородное растение — в своём порядке, и, более того? — любой камень, минерал, вплоть до мельчайшей пылинки.

 

55. Всем понятно, что нет империи, царства, провинции, республики, города или дома, которые бы не поддерживались законами, вводящими порядок, то есть форму правления в них. В любом случае законы справедливости занимают самое высокое место, государственные законы — второе место, а экономические — третье. Если взять для сравнения человека, то законы справедливости составляют голову, государственные законы — тело, а экономические — одежду; они поэтому-то и меняются, как одежда. Что же касается порядка, установленного Богом для церкви, то он состоит в том, что Бог пребывает в ней в целом и во всех её частях, а также в ближнем, на которого этот порядок направлен. Законы этого порядка — вся совокупность истин Слова. Законы, относящиеся к Богу, составляют голову; законы, относящиеся к ближнему, — тело, а обряды — одежду. Ибо если бы в эти обряды не заключалось всё остальное в соответствии с порядком, это было бы всё равно, что раздеть тело, выставив его на жару летом или на мороз зимой; или всё равно, что лишить церковь стен и крыши, выставив святилище, алтарь и кафедру на волю погодных условий.

 

56. (III) Всемогущество Бога исходит во вселенную и действует в ней, как в общем, так и в частностях, по законам Его порядка.

Бог всемогущ, потому что всё может Сам по Себе, а все другие — от Него. Мочь и желать для Него — одно, а поскольку Он не желает ничего, кроме добра, Он и делать не может ничего, кроме добра. В духовном мире никто не может действовать против своей воли, и причиной тому Бог, для которого мочь и желать — одно. Бог есть само добро, поэтому когда Он творит добро, Он пребывает в Себе, и из Себя выйти не может. Из этого ясно, что Его всемогущество реализуется и действует в сфере, на которую распространяется добро, а она бесконечна. Ибо эта сфера из самого внутреннего наполняет всю вселенную и всё, что в ней есть, и из самого внутреннего управляет всем, что снаружи, в той степени, в которой оно соединено с ней согласно своему порядку. А то, что не соединено, эта сфера всё равно поддерживает и содействует любым усилиям по возвращению этого в согласие с общим порядком, в котором пребывает Бог с Его всемогуществом и в соответствии с которым Он действует. Если же что-то возвратить не удаётся, это выбрасывается от Него наружу, но тем не менее поддерживается Им из самого внутреннего.

Из всего этого можно заключить, что Божественное всемогущество никоим образом не может выйти из себя самого и прикоснуться к злому или поощрять зло от себя, потому что зло отвращается от него. Поэтому и получается так, что зло совершенно отделяется от Бога и бросается в ад, который разделён с небесами, где Он пребывает, огромной пропастью. Из этого немногого можно видеть, сколь безумны те, кто думают, а тем более верят и, хуже того, учат, что Бог может кого-то осудить, проклясть, ввергнуть в ад, предопределить для его души вечную смерть, мстить за несправедливости, гневаться или наказывать. Ведь Он даже не может отвернуться от человека или строго посмотреть на него. Эти или подобные действия противны Его сущности, а что противно Его сущности, то противно Ему Самому.

 

57. Ныне господствует мнение, что всемогущество Бога подобно абсолютной власти царя в этом мире, который может по своему произволу творить, что пожелает: оправдывать и обвинять кого угодно, виновного делать невиновным, предателя объявлять верным, возносить недостойного и незаслуживающего выше достойных и заслуживающих и даже под всяким предлогом отбирать у своих подданных их добро, приговаривать их к смерти и тому подобное. Вследствие этого мнения, веры и учения о Божественном всемогуществе в церковь проникло так много лжи, ошибок и химер, которые стали отправными точками, положениями и выводами её веры. И ещё столько может проникнуть, сколько сосудов можно наполнить из обширного водоёма или сколько змей может выползти из своих нор и наслаждаться солнечным теплом в пустыне Аравии. Что нужно, кроме двух слов «всемогущество» и «вера», чтобы распространить среди простых людей выдумки, догадки и вздор, привлекательные для телесных чувств? От обоих этих слов изгоняется рассудок, а когда рассудок изгнан, чем человеческое мышление превосходит мышление птиц, летающих над головой? Или что тогда остаётся от духовного, которым человек отличается от животных, кроме того запаха в зверинцах, который свойственен диким зверям, но не людям, если только они не подобны им.

Если Божественное всемогущество простирается на делание и добра, и зла, какова тогда разница между Богом и дьяволом? Не такова ли эта разница, как между двумя правителями, один из которых царь и тиран, а второй — тиран, власть которого ограничена и которого поэтому нельзя назвать царём? Или как между тем пастухом, которому позволено содержать наряду с овцами леопардов, и тем, которому это не позволено. Всякому известно, что добро и зло противоположны, и если Бог по своему всемогуществу мог бы желать и делать по желанию и то, и другое, Он бы на самом деле не делал ничего. Тогда бы Он никаким могуществом не обладал, не то что всемогуществом. Это всё равно, что два колеса, вращающиеся в разные стороны; отчего получилось бы, что оба колеса остановились бы и просто стояли на месте. Или как корабль, борющийся с сильным течением, который без якоря был бы унесён прочь и утонул. Или как человек с двумя противоположными желаниями, из которых одно должно быть исполнено, а другое — подавлено; если бы исполнялись оба желания одновременно, он бы повредился умом или у него закружилась бы голова.

 

58. Если бы, согласно современной вере, Бог обладал абсолютным всемогуществом делать как добро, так и зло, разве не мог бы Он, и даже с лёгкостью, вознести в небеса тех, кто в аду, преобразовать дьяволов и сатан в ангелов и мгновенно очистить любого нечестивого человека на земле, обновить, освятить и возродить его, превратить его из сына гнева в сына милости, то есть оправдать его, просто присудив и вменив ему праведность Своего Сына? Но Бог не может сделать этого по Своему всемогуществу, потому что это против законов Его порядка во вселенной и вместе с тем против законов порядка, наложенного Им на каждого человека, которые должны взаимно соединяться. Что всё это так, будет показано далее в этой книге.

Из этого глупого мнения и верования о всемогуществе Бога получается, что Бог может преобразовать любого человека-козла в человека-овцу и по Своему благоусмотрению перевести его с левой стороны на правую; и по Своему благоусмотрению превратить духов дракона в ангелов Михаила; и что Он может наделить человека, разум которого подобен кроту, орлиным зрением; одним словом, сделать человека из филина голубем. Всё это невозможно Богу, потому что противоречит законам Его порядка, но Он постоянно желает и пытается это сделать. Если бы это было для Него возможно, Он не позволил бы Адаму послушаться змея, сорвать плод с дерева познания добра и зла и поднести ко рту. Если бы это было возможно, Он бы не позволил Каину убить своего брата, Давиду — пересчитать народ, Соломону — построить святыни для идолов, а царям Иудеи и Израиля — осквернить храм, что они делали неоднократно. Напротив, если бы это было возможно Богу, Он спас бы весь род человеческий без исключения искуплением Своего Сына и искоренил бы весь ад. Древние язычники наделяли таким всемогуществом своих богов и богинь, и отсюда возникли их мифы, например о Девкалионе и Пирре, которые бросали камни за спину, и эти камни становились людьми, или об Аполлоне, превратившем Дафну в лавровый куст, о Диане, превратившей охотника в оленя, или ещё об одном из их божеств, превратившем дев Парнаса в сорок. Так же верят во всемогущество Бога и сегодня; отсюда распространяются все фантастические и поэтому еретические понятия во всех уголках мира, где существует религия.

 

59. (IV) Бог всезнающ, то есть Он постигает, видит и знает в общем и в мельчайших подробностях всё, что происходит в соответствии с порядком, а из этого также и то, что происходит против порядка.

Бог всезнающ, то есть Он постигает, видит и знает всё, потому что Он — сама мудрость и сам свет, а сама мудрость всё постигает, и сам свет всё видит. Что Бог — сама мудрость, было показано выше. Он — сам свет, потому что Он — солнце ангельских небес, которое изливает свой свет в разум всех ангелов и всех людей. Ибо как глазу даётся зрение светом природного солнца, так и разуму — светом солнца духовного. И разум не только получает возможность видеть, но и наполняется способностью понимать, поскольку этот свет есть в сущности своей мудрость. Поэтому у Давида сказано, что Бог обитает в неприступном свете (Пс. 103:2, ср. 1 Тим. 6:16), а в Откровении — что в Новом Иерусалиме не нужны светильники, потому что Господь Бог освещает его (21:23), и у Иоанна — что Слово, которое было у Бога и было Богом, есть свет, который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Иоанн 1:1, 9). Под Словом понимается Божественная мудрость. Потому ангелы, чем более они в мудрости, тем в более ярком свете, и по той же причине при всяком упоминании света в Слове подразумевается мудрость.

 

60. Бог постигает, видит и знает до мельчайших подробностей всё, что происходит в соответствии с порядком, потому что общий порядок основан на мельчайших частностях. Взятые вместе, эти частности называются общим, подобно тому как части, взятые вместе, называются целым. Общее вместе с его мельчайшими частностями образует единое связанное творение, такое, что нельзя коснуться ни одной его части или воздействовать на неё, чтобы некоторое ощущение не передавалось целому. Следствием такого свойства порядка вселенной является нечто подобное во всём сотворённом в мире. Поясним это сравнениями с видимыми предметами.

Везде в человеческом теле есть общее и частное. Общее заключает в себе частное, и они соединяются в такой правильной последовательности, что одно принадлежит другому. Так получается потому, что все члены тела имеют общую оболочку, которая так проникает во все части, что в любых своих функциях или употреблениях они действуют как единое целое. Например, оболочка каждой мышцы связана с каждым двигательным волокном и собою одевает их. Подобно тому оболочка печени, поджелудочной железы и селезёнки проникает во все их внутренние части, и оболочка лёгких, которая называется плеврой, — в их внутренние части. Так же и перикард проникает во все части сердца, и вообще брюшина через анастомозы связана с оболочками всех внутренних органов. Подобно тому мозговые оболочки посредством нитей, исходящих от них, проникают в лежащие ниже железы, а через них — во все волокна и далее во все части тела. Вот почему голова деятельностью мозгов управляет всеми частями тела, подчинёнными ей. Все эти примеры приведены, только чтобы по наблюдениям можно было составить понятие о том, как Бог постигает, видит и знает до мельчайших подробностей всё, что происходит в соответствии с порядком.

 

61. Бог из того, что соответствует порядку, постигает, знает и видит до мельчайших подробностей всё, что происходит против порядка, по той причине, что Бог не держит человека в зле, а удерживает его от зла. Поэтому Он не ведет его, а борется за него. Из этих непрерывных борьбы, состязания, сопротивления, противоречия и противодействия зла и лжи по отношению к Его добру и истине, то есть к Нему Самому, Он постигает их качество и количество. Это следует из вездесущести Бога во всех частностях Его порядка, а также из всезнания каждой из них. Это можно уподобить тому, чьё ухо гармонично и согласно и он может точно различить, насколько и как слышимые им звуки негармоничны и несогласны, и то же самое получающий удовольствие в отношении к неудовольствию. Равно и созерцающий красоту сразу заметит, если рядом есть нечто уродливое; поэтому-то художники обычно помещают уродливое лицо рядом с красивым. Так и зло с ложью, когда борются с добром и истиной, ясно постигаются. Ибо всякий, кто в добре, может постигать зло, а кто в истине, может видеть ложь. Причина в том, что добро — в тепле небес, а истина — в их свете, зло же — в холоде ада, а ложь — в его тьме. Это можно пояснить тем примером, что ангелы в небесах могут видеть, что происходит в аду и какие там чудовища; напротив, духи в аду ни в малейшей степени не могут видеть, что происходит в небесах, и даже ангелов: не более, чем слепой или чем глаз, устремлённый в воздух или пустой эфир.

Те, чей разум освещён мудростью, подобны людям, стоящим на горе в полдень и ясно видящим всё, что внизу. Тех же, которые в ещё большем свете, можно сравнить с людьми, смотрящими в подзорные трубы и видящими все вокруг них и внизу, словно рядом. Но те, которые убедили себя в ложных понятиях и поэтому находятся в обманчивом свете ада, подобны людям, стоящим на той же горе ночью со светильниками в руках; они не видят ничего, кроме ближайшего окружения, да и то в неопределённых очертаниях и неверных цветах. Человек, обладающий неким светом истины, но живущий во зле, видит лишь самые начала истины, когда находится в удовольствии своего зла, совсем как летучая мышь видит развешенное в саду бельё, к которому она летит, как к своему убежищу. Позже он становится подобным сычу и, наконец, филину. Затем он уподобляется трубочисту, который висит в темноте печной трубы и видит небо сквозь дым, когда поднимает взгляд, а когда опускает — огонь, от которого этот дым.

 

62. Нужно представлять себе разницу между понятиями противоположного и относительного. Противоположное — это внешнее и обратное внутреннему. Противоположное берёт своё начало там, где полностью исчезает одно и появляется другое, действующее в обратном направлении, как колеса, вращающиеся в разные стороны, или течения, направленные навстречу друг другу. Относительное же бывает при распределении нескольких разнообразных элементов в порядке взаимного соответствия и согласия; например, драгоценные камни в ожерелье на груди царицы или цветы, сплетённые в разноцветный венок прелестного вида. Относительное, таким образом, есть в обеих противоположностях: как в добре, так и в зле, как в истине, так и во лжи, и поэтому как в небесах, так и в аду. Но всё относительное в аду противоположно относительному в небесах. Итак, поскольку Бог постигает, видит и поэтому знает всё относительное в небесах из порядка, в котором Он Сам, исходя из чего постигает, видит и знает всё противоположное относительное в аду, что следует из сказанного выше, то ясно, что Бог всезнающ в аду так же, как и в небесах, а равно и у людей в мире. Так Бог постигает, видит и знает зло и ложь людей по добру и истине, в которых Он Сам и которые в своей сущности есть Он Сам. Ибо сказано:

Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.

Пс. 138:8

И в другом месте:

Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмёт их.

Амос 9:2

 

63. (V) Бог присутствует везде от первого до последнего в Его порядке.

Бог присутствует везде от первого до последнего в Его порядке ­через тепло и свет от солнца духовного мира, в центре которого Он. Посредством этого солнца был создан порядок, и из него Бог излучает тепло и свет, которые пронизывают мироздание от первого до последнего и производят жизнь людей и всего одушевлённого, а также растительную душу всякого растения на земле. Эти тепло и свет втекают во все и в каждую частность, и благодаря этому всё, во что они втекают, живёт и растёт в соответствии с порядком, наложенным от создания. И поскольку Бог не имеет размера, а наполняет всё пространство мироздания, Он вездесущ. Уже было показано, что Бог пребывает во всём пространстве отдельно от пространства и во всём времени отдельно от времени, и поэтому вселенная относительно её сущности и её порядка есть полнота Бога. Поскольку это так, Бог по Своей вездесущести всё постигает, по Своему всезнанию всё предвидит и по Своему всемогуществу всё совершает. Отсюда ясно, что вездесущесть, всезнание и всемогущество едины, иначе говоря, одно предполагает другое, и разделить их невозможно.

 

64. Божественную вездесущесть можно показать на примере чудесного явления ангелов и духов в духовном мире. Поскольку в том мире нет пространства, а есть только его видимость, любой ангел или дух может мгновенно явиться перед другим, если только придёт в одинаковую с ним склонность любви и поэтому будет мыслить одинаково; ибо от этих двух состояний в духовном мире зависит видимость пространства. Что такое явление там возможно, мне стало ясно из того, что я видел африканцев и индийцев совсем близко, хотя на земле их разделяло огромное расстояние. Более того, я был рядом с обитателями других планет и даже с обитателями планет, находящихся вне Солнечной системы. Благодаря такому присутствию, зависящему не от места, а от видимости места, я беседовал с апостолами, с покойными папами, императорами и царями, с основателями современной церкви — Лютером, Кальвином и Меланхтоном, а также с другими из далёких стран. Если уж ангелы и духи могут так являться, что же говорить о Божественном присутствии во вселенной, которое бесконечно?

Ангелы и духи могут так являться по той причине, что любая склонность любви и поэтому любая мысль разума существует в пространстве отдельно от пространства и во времени отдельно от времени. Можно думать о брате, родственнике или друге, который находится в Индии, словно он рядом. Равно можно, вспоминая их, испытывать чувства любви к ним. Этими примерами, хорошо известными людям, можно в какой-то степени пояснить вездесущесть Бога. Ещё пример — мысли человека, которые при воспоминании о виденном в различных местах, где он путешествовал, вызывают ощущение, что он сейчас в этих местах. Даже телесное зрение имитирует такое присутствие: оно различает расстояния только по промежуточным предметам, которые служат средством измерения. Само солнце иногда кажется рядом с глазом, а то и в самом глазу, если нет ничего посредствующего, чтобы определить, на каком расстоянии оно находится. Такое наблюдение описано в книгах по оптике. Это присутствие человек может ощущать как зрением разума, так и зрением тела, потому что дух его видит через глаза. Однако оно недоступно животным, поскольку они вообще лишены духовного зрения. Из сказанного можно заключить, что Бог присутствует везде от первого до последнего в Его порядке. Что Он присутствует и везде в аду, было показано в предыдущем разделе.

 

65. (VI) Человек создан как форма Божественного порядка.

Человек создан как форма Божественного порядка, потому что он был создан по образу и подобию Бога; а поскольку Бог есть сам порядок, человек был создан как образ и подобие порядка. Порядок появился и существует из двух начал: Божественной любви и Божественной мудрости, и человек создан как их вместилище. Следовательно, он создан в порядке, в соответствии с которым эти два начала действуют в мироздании, то есть изначально — в ангельских небесах, которые есть форма Божественного порядка в самом широком масштабе и, с точки зрения Бога, выглядят как один человек. Кроме того, есть полное соответствие между этими небесами и человеком. Ибо в небесах нет такого общества, которое не соответствовало бы одному из членов, внутренностей или органов в человеке. Поэтому и говорится, что такое-то общество находится в области печени или поджелудочной железы, селезёнки, желудка, глаза, уха, языка и так далее. Даже сами ангелы знают, к какой части человека принадлежит та страна, в которой они живут. Что это так, мне дано знать по собственному опыту. Я видел общество, состоящее из тысяч ангелов, как одного человека. Отсюда ясно видно, что небеса в совокупности есть образ Бога, а образ Бога есть форма Божественного порядка.

 

66. Следует знать, что всё, что исходит от солнца духовного мира, в середине которого — Бог Иегова, относится к человеку. Следовательно всё, что появляется в том мире, сплетается в человеческую форму и образует её в самом внутреннем. Поэтому там всё, что предстает зрению, служит соответствиями человека. Там можно видеть животных любых видов; эти животные — подобия склонностей любви ангелов, и поэтому их мыслей. Там можно видеть также рощи, цветники и луга. При этом известно, какой склонности соответствует тот или иной предмет. Что удивительно, в них ангелы узнают свой образ, когда у них открывается внутреннее зрение. Так происходит потому, что каждый человек есть его любовь и его мышление. Поскольку же склонности и мысли, от них происходящие, у каждого человека многочисленны и разнообразны и все отвечают склонностям того или иного животного, то эти склонности и предстают в таком виде. Однако более полно об этом — в следующем разделе о создании. Из сказанного также видна та истина, что цель творения — небеса ангелов из человеческого рода, то есть человек, в котором Бог может обитать как в Своём вместилище. Вот причина того, почему человек создан как форма Божественного порядка.

 

67. До создания Бог был сама любовь и сама мудрость, соединенные в стремлении выполнять служения. Ибо любовь и мудрость без служения — это некие летучие порождения разума, которые и улетают прочь, если не применяются для служения. Первые две, отделённые от третьего, подобны птицам, летящим через огромный океан, которые постепенно устают так, что падают и тонут. Очевидно, таким образом, что вселенная создана Богом, чтобы возникли служения; поэтому вселенную можно назвать театром служений. Из того, что человек является изначальной целью творения, следует, что всё было создано для человека. Поэтому ему были приданы и в нём сосредоточены порядок в целом и все его частности, дабы через него Бог мог совершать основные служения. Любовь и мудрость без их третьего — служения — можно уподобить теплу и свету солнца, которые были бы ничем, если бы не действовали в человеке, животных и растениях, и становятся чем-то, только когда излучаются на человека и действуют в нём.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных