Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Святой Дух и Божественное действие




 

138. Всякий из сословия священников, как только входит в духовный мир, а это бывает обычно на третий день после смерти, если у него есть сколько-либо правильное понятие о Господе нашем Спасителе, прежде всего получает наставление о Божественной Троице и в особенности о Святом Духе, что он не является Богом сам по себе, но под ним в Слове понимается Божественное действие, исходящее от одного вездесущего Бога. Причина того, что их в особенности наставляют о Святом Духе, состоит в том, что большинство вдохновенных проповедников после смерти впадают в безумные иллюзии, что они сами и есть Святой Дух. Другая причина в том, что многие из церкви, в мире верившие, что через них говорит Святой Дух, пугают других словами Господа у Матфея, что говорить против того, чем вдохновил их Святой Дух, есть непростительный грех (Матф. 12:31, 32). Тех, которые после наставления отказываются от веры, что Святой Дух — сам по себе Бог, поучают о единственности Бога, что Он не разделён на три личности, каждая из которых сама по себе Бог и Господь, как утверждается в Афанасиевом символе, а что Божественная Троица — в Господе Спасителе, как душа, тело и способность к действию у любого человека. В дальнейшем их подготавливают к принятию веры новых небес, и, когда они готовы, открывается путь в то общество в небесах, где такая же вера, как у них, и им отводится место среди собратьев, с которыми они вечно будут жить в блаженстве.

Теперь, рассмотрев темы о Боге Создателе и о Господе Искупителе, необходимо обсудить то, что касается Святого Духа. Эту тему, как и предыдущие, нужно разбить на отдельные пункты, а именно:

 

(I) Святой Дух есть Божественная истина, а также Божественные сила и действие, исходящие от одного Бога, в котором Божественная Троица, то есть от Господа Бога Спасителя.

(II) Божественные сила и действие, которые понимаются под Святым Духом, — это, вообще говоря, преобразование и возрождение, а затем — обновление, оживление, освящение и оправдание, далее — очищение от зла и отпущение грехов и, наконец, — спасение.

(III) Божественные сила и действие, которые понимаются под наделением Святым Духом, у духовенства проявляются в виде просвещения и наставления.

(IV) Господь реализует эти способности в тех, кто верит в Него.

(V) Господь действует от Себя по Отцу, и не наоборот.

(VI) Дух человека — это его ум и всё, что исходит из него.

 

139. (I) Святой Дух есть Божественная истина, а также Божественные сила и действие, исходящие от одного Бога, в котором Божественная Троица, то есть от Господа Бога Спасителя.

Подлинное значение Святого Духа — Божественная истина, и поэтому также Слово; в этом смысле Господь Сам есть также Святой Дух. Но современная церковь Святым Духом описывает действие Бога, то есть само оправдание в действии, которому и будет поэтому преимущественно посвящено дальнейшее обсуждение. Этому есть и другая причина, что действие Бога осуществляется через Божественную истину, которая исходит от Господа, а то, что от Него исходит, — одной и той же сущности с Тем, от Кого исходит. Подобно тому три составляющие: душа, тело и исходящее от них образуют одну сущность, которая у человека — чисто человеческая, а у Господа — Божественная и человеческая одновременно, поскольку после прославления они едины как первое с последующим или как сущность со своей формой. Таким образом, три составляющих сущности: Отец, Сын и Святой Дух — едины в Господе.

Выше было показано, что Господь есть всё Божественное истинное или сама Божественная истина. Что она же — Святой Дух, известно из следующих мест в Слове:

Произойдет отрасль от ствола Иессеева. Успокоится на нём Дух Иеговы, дух мудрости и разума, дух совета и крепости. Жезлом уст своих поразит землю, и духом уст своих убьёт нечестивого. И будет поясом чресл Его правда, и поясом бёдер Его — истина.

Исаия 11:1, 2, 4, 5

Он придёт как узкий поток, дух Иеговы поднимет знамя своё перед ним. И придёт к Сиону Искупитель.

Исаия 59:19, 20

Дух Господа Иеговы на мне. Иегова помазал меня, послал благовествовать нищим.

Исаия 61:1; Лука 4:18

Вот завет мой. Мой дух, который на тебе, и слова мои не отступят от уст твоих отныне и вечно.

Исаия 59:21

 

Раз Господь — сама истина, то всё исходящее от Него есть истина, и её следует понимать под Утешителем, которого ещё называют Духом истины и Святым Духом. Это доказывают следующие места:

Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я ушёл. Ибо если Я не уйду, Утешитель не придёт к вам. Но если уйду, то пошлю его к вам.

Иоанн 16:7

Когда же придёт Дух истины, то введёт вас во всякую истину. Он не от себя говорить будет, но будет говорить, что слышал.

Иоанн 16:13

Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам. Все, что имеет Отец, — Моё. Потому Я сказал, что от Моего возьмёт и возвестит вам.

Иоанн 16:14, 15

Я попрошу Отца, чтобы дал вам другого Утешителя, Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит его и не знает его. А вы знаете его, ибо он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; иду к вам, и вы увидите Меня.

Иоанн 14:16—19

Когда же придёт Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, он будет свидетельствовать обо Мне.

Иоанн 15:26

Он называется Духом Святым.

Иоанн 14:26

 

Господь подразумевал под Утешителем и Святым Духом Самого Себя, что ясно из Его слов о том, что мир ещё не знает его, «но вы знаете его; не оставлю вас сиротами, иду к вам, и вы увидите Меня», и в другом месте: «Вот, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28:20). А также из следующего: «Он не от себя говорить будет, но что примет от Меня».

 

140. Далее, поскольку Святой Дух означает Божественную истину, а она — в Господе и есть Сам Господь (Иоанн 14:6), и поэтому Святой Дух не может исходить откуда-либо ещё, то сказано:

Ещё не было Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен.

Иоанн 7:39

А после прославления:

Он дунул на учеников, и сказал: примите Дух Святой.

Иоанн 20:22

 

Господь дунул на учеников и сказал это по той причине, что дуновение — это знак, внешне изображающий Божественное вдохновение; вдохновение же — это введение в ангельские общества. Из этого разум может понять, что ангел Гавриил говорил о зачатии Господа:

Дух Святой найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое от тебя святое наречётся Сыном Божьим.

Лука 1:35

 

А также:

Ангел Господа сказал во сне Иосифу, жениху Марии: не бойся принять Марию себе в жёны, ибо то, что зарождается в ней, — от Святого Духа; и Иосиф не трогал её до того, как она родила Сына — своего первенца.

Матф. 1:20, 25

 

Святой Дух здесь — это Божественная истина, исходящая от Отца Иеговы, и это исходящее — «сила Всевышнего», которая осенила Его мать. Так что это совпадает с тем, что говорится у Иоанна:

Слово было у Бога, и Бог был Словом; и Слово стало плотью.

Иоанн 1:1, 14

 

Что Слово здесь означает Божественную истину, показано в «Вере новой церкви» (выше, 3).

 

141. Выше было показано, что Божественная Троица — в Господе, и больше будет показано далее в разделе, специально посвящённом этому вопросу. Пока — только о том, какие нелепости возникают от разделения Троицы на три личности. Так было бы, если бы служитель церкви учил с кафедры, во что людям верить и как им поступать, а рядом с ним стоял другой служитель и шептал ему в ухо: «Правильно говоришь, добавь ещё что-нибудь в том же роде»; и оба затем говорили бы третьему, стоящему на ступенях: «Спустись в храм, открой им уши и наполни сказанным их сердца, и ещё сделай так, чтобы они стали чистотой, святостью и залогом праведности».

Божественная Троица, разделённая на три личности, каждая из которых сама по себе Бог и Господь, это как если бы в одном мире было три солнца: в высоте два рядом и снизу одно, которое окутывало бы ангелов и людей своим сиянием и передавало бы тепло и свет от первых двух со всем могуществом в их умы, сердца и тела, изощряя, очищая и облагораживая их, как огонь — вещества в реторте. Кто же не видит, что в таком случае человек был бы сожжен в пепел?

Правление трёх Божественных личностей в небесах было бы подобно также правлению трёх царей в одном царстве, или командованию трёх полководцев, равных по званию, одним войском, а лучше сказать, римской власти до времён цезарей, когда у них были консул, сенат и народный трибун, между которыми власть делилась так, что главными они были все сразу. Кто же не видит, как нелепо, смешно и безумно утверждать, что таково правление в небесах? Но именно это утверждают, когда приписывают высшую власть консула Богу Отцу, власть сената — Сыну, а власть народного трибуна — Святому Духу. Так получается, когда каждому из них отводится собственная должность, и, более того, когда добавляют, что принадлежащее одному не может быть сообщено другому.

 

142. (II) Божественные сила и действие, которые понимаются под Святым Духом, — это, вообще говоря, преобразование и возрождение, а затем — обновление, оживление, освящение и оправдание, далее — очищение от зла и отпущение грехов и, наконец, — спасение.

Таковы в своём порядке возможности, которые Господь реализует в тех, кто верит в Него, приспосабливает и располагает себя к принятию Его, как в жилище. Совершается это посредством Божественной истины, а у христиан — посредством Слова, ибо это единственное средство, позволяющее человеку обращаться к Господу, и Господу — входить в него. Ведь, как сказано выше, Господь и всё, что исходит от Него, есть сама Божественная истина. Но следует понимать, что Божественная истина происходит от добра, как вера — от милосердия, поскольку вера есть не что иное как истина, а милосердие — не что иное как добро. Посредством Божественной истины от добра, то есть посредством веры от милосердия, человек преобразуется и возрождается, затем обновляется, оживляется, освящается и оправдывается. А по мере продвижения и развития этих процессов он очищается от зла, и это очищение есть отпущение грехов.

Нет возможности сейчас рассмотреть все эти действия Господа по очереди, так как каждое требует отдельного анализа, подтверждённого по Слову и пояснённого по рассудку, а здесь это излишне. Поэтому отсылаю читателя к последующим главам этой книги — о милосердии, вере, свободе выбора, покаянии, преобразовании и возрождении. Следует знать, что Господь постоянно приводит в действие эти средства спасения у каждого человека, ибо это ступени в небеса, а Господь желает спасения всех. Поэтому спасение всех — это цель, а кто хочет цели, тот хочет и средств. Ради спасения людей были Его пришествие, искупление и страдание на кресте (Матф. 18:11; Лука 19:10). Итак, поскольку спасение людей было и будет вечно Его целью, следовательно, вышеупомянутые действия — это промежуточные цели, а спасение — цель конечная.

 

143. Реализация упомянутых возможностей принадлежит Святому Духу, который Господь посылает тем, кто верит в Него и располагает себя к принятию Его. Именно это понимается под духом в следующих местах, как и во многих других.

Я дам вам сердце новое и дух новый, вложу внутрь вас дух Мой и сделаю так, что вы будете ходить в заповедях Моих.

Иезек. 36:26, 27; 11:19

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух прочный обнови внутри меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Дух добровольный да поддержит меня.

Пс. 50:12, 14

Иегова образует дух человека внутри него.

Зах. 12:1

Душой Моей я ожидал Тебя ночью, и духом моим внутри меня я ожидал Тебя утром.

Исаия 26:9

Сотворите себе новое сердце и новый дух. Зачем вам умирать, дом Израиля?

Иезек. 18:31

 

В этих отрывках новое сердце означает желание добра, а новый дух — разумение истины. Что Господь так действует в тех, кто делает добро и верит в истину, то есть в тех, кто в вере по милосердию, ясно видно из того, что Бог даёт душу ходящим по заповедям Его и что сказано: «Дух добровольный». Что человек должен действовать со своей стороны, ясно из слов: «Сотворите себе новое сердце и новый дух. Зачем вам умирать, дом Израиля?»

 

144. Читаем, что при крещении Иисуса открылись небеса, и Иоанн увидел Дух Святой, нисходящий, как голубь (Матф. 3:16; Марк 1:10; Лука 3:21; Иоанн 1:32, 33). Это произошло потому, что крещение означает возрождение и очищение, и то же самое — голубь. Всякому понятно, что голубь не был Святым Духом, и Святой Дух не был в голубе. В небесах часто являются голуби, и когда появляются, ангелы знают, что это соответствия склонностей, а значит, и мыслей, относящихся к возрождению и очищению, в умах некоторых из присутствующих. Поэтому, когда с ними заводят беседу о других вещах, не о тех, мысли о которых вызвали это явление, голуби сразу исчезают. Это явление подобно многим видениям пророков, например явлению Агнца на горе Сион Иоанну (Откр. 14:1 и в других местах).

Кто же не знает, что Господь не был этим ягнёнком и не был в нём, но что ягнёнок — это изображение Его невинности? Отсюда ясно видно заблуждение тех, кто делает заключение о Троице личностей из того, что над Господом при крещении видели голубя и слышали голос, говорящий: «Это Сын мой возлюбленный». Что Господь возрождает человека верой и милосердием, понятно из сказанного Иоанном Крестителем:

Я крещу вас в воде для покаяния, но идущий за мною будет крестить вас Святым Духом и огнём.

Матф. 3:11; Марк 1:8; Лука 3:16

 

Крестить Святым духом и огнём — это значит возрождать посредством Божественной истины, то есть веры, и Божественного добра, то есть милосердия. То же самое подразумевается в следующих словах Господа:

Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царство Бога.

Иоанн 3:5

 

Вода здесь, как и везде в Слове, означает истину в природном или внешнем человеке, а дух — истину от добра в духовном или внутреннем человеке.

 

145. Далее, поскольку Господь есть сама Божественная истина от Божественного добра, и в этом сама Его сущность, и поскольку всё, что Он делает, Он делает исходя из Своей сущности, не подлежит сомнению, что Господь постоянно желает насаждать в каждом человеке веру и милосердие, и не может желать иного. В мире есть множество примеров, которыми можно это пояснить. В частности, всякий человек по своей сущности желает и мыслит и, насколько возможно, говорит и действует. Например, мысли и намерения надёжного человека надёжны; честного, порядочного, добродетельного и религиозного человека — честны, порядочны, добродетельны и религиозны; и напротив, мысли и намерения человека надменного, хитрого, лживого и корыстного таковы, что соответствуют его сущности. Пустослов не желает иного, кроме как говорить вздор, дурак — кроме как говорить противоположное мудрому. Словом, ангел ничего не имеет в мыслях и ни к чему не прилагает усилия, кроме небесного, а дьявол — кроме адского.

То же относится к более низким подданным животного царства, а именно к птицам, зверям, рыбам и насекомым — крылатым и бескрылым. Любого из них можно распознать по его сущности, или природе, которая определяет его инстинкты. То же самое и в растительном царстве: любое дерево, любой кустарник и любую траву можно распознать по их плодам и семенам, по их прирождённой сущности. Они не могут из этой сущности произвести ничего другого, кроме своего и подобного себе. Даже о любой почве или глине, о любом камне, драгоценном или обычном, и о любом минерале или металле мы судим по их сущности.

 

146. (III) Божественные сила и действие, которые понимаются под наделением Святым Духом, у духовенства проявляются в виде просвещения и наставления.

Действия Господа, перечисленные в предыдущем разделе, а именно преобразование, возрождение, оживление, освящение, оправдание, очищение, отпущение грехов и, наконец, спасение, распространяются Им как на духовенство, так и на мирян, и принимаются теми, кто в Господе и в ком Господь (Иоанн 6:56; 14:20; 15:4, 5). Духовенству преимущественно даётся просвещение и наставление по той причине, что это входит в их обязанности, и посвящение в служение само собой предполагает такие способности. Кроме того, они верят, что, когда проповедуют ревностно, получают вдохновение подобно ученикам Господа, на которых Он дунул и сказал:

Примите Дух Святой.

Иоанн 20:22, а также Марк 13:11

Некоторые из них даже свидетельствуют, что чувствуют это наитие. Но им следует тщательно беречь себя от убеждения, что ревностность, которая охватывает многих во время проповеди, — это Божественное действие в их сердцах. Ибо подобное или даже более пылкое рвение бывает у фанатиков и у несущих крайне ложные учения, и даже у тех, которые ни во что не ставят Слово и поклоняются природе, как Богу, а веру и милосердие бросают будто бы в мешок за спиной. Когда проповедуют и учат, они вешают его спереди, словно второй желудок у жвачных животных, из которого они извлекают или отрыгивают то, что, как они знают, придётся по вкусу слушателям.

Ревностность их, рассмотренная как она есть, — это горячность природного человека. Если внутри неё есть любовь к истине, она подобна священному огню, который снизошёл на апостолов, как написано в Деяниях:

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили на каждом из них, отчего исполнились все Духа Святого.

Деян. 2:3, 4

 

Но если внутри этой ревностности или горячности скрывается любовь ко лжи, тогда она подобна огню, тлеющему в бревне, который вырывается наружу и сжигает дом. Ты, отрицающий святость Слова и Божественность Господа, сними свой мешок со спины и открой его, как ты свободно делаешь дома, и увидишь сам. Я знаю, что те из Вавилона, которые подразумеваются у Исаии под Люцифером, особенно называющие себя членами общества Иисуса[40], войдя в храм, а тем более взойдя на кафедру, впадают в рвение, у многих происходящее от адской любви, отчего они более страстно возглашают и исторгают из груди более тяжкие вздохи, чем те, чья ревност­ность происходит от небесной любви. Что духовенство испытывает ещё два вида духовного воздействия, будет показано позже (155).

 

147. В церкви до сих пор почти ничего не было известно о том, что всякое желание и всякая мысль человека, и поэтому всякое его действие и высказывание бывает внутренним и внешним, и что людей с детс­тва приучают говорить по внешнему, как бы не противилось внутреннее. Отсюда притворство, угодливость и лицемерие. Следовательно, человек двойственен, а един только тот, чьё внешнее думает и говорит, а также желает и действует соответственно внутреннему. Такие подразумеваются в Слове под простыми (например, Лука 8:15, 11:34, и др.), хотя они мудрее двойственных. Всё созданное двойственно или тройственно, что известно по человеческому телу. Любая жила в нём состоит из волокон, а каждое волокно — из волоконцев; любая мышца состоит из пучков, а они — из двигательных волокон; каждая артерия состоит из трёх оболочек. То же самое и человеческий ум, духовный организм которого устроен так же, поскольку, как было сказано выше, человеческий ум делится на три области. Высшая, которая также и самая внутренняя, называется небесной, средняя — духовной, а низшая — природной. Умы всех людей, которые отрицают святость Слова и Божественность Господа, мыслят в низшей области. Но поскольку с детства они обучены духовному, принадлежащему церкви, и принимают это, хотя и ставят ниже природного, то есть научного, политического и нравственно-этического, из-за чего духовное лежит на дне их ума и ближе всего к устам, они говорят по нему в церквях и собраниях. И что удивительно, они при этом ничуть не сомневаются, что говорят и учат по своей вере. А между тем, когда они остаются наедине с собой, например дома, дверь, за которой было заперто внутреннее их ума, открывается, и они иногда даже смеются над тем, что проповедовали публично, и говорят в своём сердце, что богословие — это привлекательные силки для ловли голубей.

 

148. Внутреннее и внешнее таких людей можно сравнить с ядом в сахарной корочке или с дикой тыквой, которую сыны пророческие, собрав, положили себе в похлёбку, а попробовав, закричали: «Смерть в котле» (4 Цар. 4:38—41). Другое сравнение возможно со зверем из земли, который имел два рога, как у ягнёнка, и говорил как дракон (Откр. 13:11). Позже этот зверь назван лжепророком. Такие люди подобны разбойникам в городе, которые, пока остаются среди добропорядочных граждан, ведут себя прилично и говорят разумно, а когда возвращаются в леса, делаются дикими зверьми, или пиратам, которые на земле — люди, а в море — крокодилы. Те и другие, пока они на земле или в городе, подобны пантерам, одетым в овечьи шкуры, или обезьянам в человеческой одежде, на мордах которых надеты маски в виде человеческого лица.

Их можно также уподобить проститутке, которая натирается бальзамом, красится румянами и одевается в белый шёлк с вышитыми цветами; но когда она возвращается домой, она обнажается перед похотливыми посетителями и заражает их кожными болезнями. Многолетний опыт пребывания в духовном мире научил меня, что таковы все отрицающие святость Слова и Божественное Господа, ибо там все сначала содержатся в своём внешнем, но после того как оно отбирается, они вводятся в своё внутреннее, и их комедия становится трагедией.

 

149. (IV) Господь реализует эти способности в тех, кто верит в Него.

Господь реализует в тех, кто верит в Него, способности, понимаемые как ниспослание Святого Духа, то есть преобразует, возрождает, обновляет, оживляет, оправдывает, очищает от зла и, наконец, спасает. Это известно из всех мест в Слове, в которых утверждается, что спасение и вечная жизнь принадлежат верящим в Господа, в частности из приведённых выше. Кроме того, это видно из следующего:

Иисус сказал: кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Он сказал это о духе, которого примут верящие в Него.

Иоанн 7:38, 39

 

А также:

Свидетельство Иисуса есть дух пророчества.

Откр. 19:10

Дух пророчества означает истину учения из Слова. Пророчество означает не что иное, как учение, а пророчествовать — значит учить ему; свидетельство Иисуса означает исповедание веры в Него. То же самое означает свидетельство Иисуса в следующем месте:

Ангелы Михаила победили дракона кровью Агнца и словом свидетельства своего. И дракон ушёл, чтобы пойти войной на прочих от семени Его, сохраняющих заповеди Бога и имеющих свидетельство Иисуса Христа.

Откр. 12:11, 17

 

150. Верящие в Господа Иисуса Христа получат эти духовные благодеяния, потому что Он Сам — спасение и вечная жизнь. Он — спасение, потому что Он — Спаситель, ибо это означает Его имя — Иисус. Он — вечная жизнь, потому что те, в которых Он и которые в Нём, имеют вечную жизнь. Потому Он и назван вечной жизнью у Иоанна, первое послание 5:20. Из того, что Он есть спасение и вечная жизнь, следует, что Он же есть и всё, чем достигается спасение и вечная жизнь. Поэтому Он есть всё в преобразовании, возрождении, обновлении, оживлении, освящении, оправдании, очищении от грехов и, наконец, спасении. Эти возможности Господь реализует в каждом человеке, точнее сказать, пытается наделить ими и наделяет, когда человек приспособит и расположит себя к принятию их. В самом этом приспособлении и расположении тоже действует Господь, но если человек не принимает Его своим духом самостоятельно, Господь ничего не может предпринять, кроме дальнейших попыток, которые Он никогда не прекращает.

 

151. Верить в Господа — значит не только признавать Его, но и поступать по Его заповедям. Просто признание Его — это всего лишь мысли из некоторых разумных предпосылок, но исполнение Его заповедей — это признание волей. Ум человека состоит из разума и воли. Разум предназначен для мышления, а воля — для действия. Таким образом, пока человек признаёт только мышлением разума, он обращается к Господу лишь половиной ума, но когда он действует — всем умом, и это уже вера. Иначе человек может разделить своё сердце: оболочка его возносилась бы ввысь, а плоть направилась бы вниз; и летал бы он, подобно орлу, между небесами и адом. Однако человек следует не своему взгляду, а удовольствиям своей плоти; поскольку же она в аду, он слетает туда, потакает своим похотям, пробует молодое вино демонов, изображает при их шутках улыбку и взгляд, искрящийся огнём, подражая ангелу света. Такими сатанами становятся после смерти люди, признающие Господа, но не соблюдающие Его заповеди.

 

152. Выше (в 150) было показано, что спасение и вечная жизнь людей — первая и последняя цель Господа. Поскольку первая и последняя цели содержат в себе посредствующие цели, то упомянутые выше духовные благодеяния вместе пребывают в Господе, а от Него также и в человеке, однако проявляются они последовательно. Ведь человеческий ум растёт так же, как его тело, которое растёт в размерах, а ум — в мудрости. Ум также возвышается из одной области в другую, а именно из природной в духовную, а из духовной — в небесную. Человек в этой высшей области мудрый, в духовной — разумный, а в нижней — знающий. Но такое возвышение ума бывает только время от времени, по мере того как человек приобретает истины и соединяет их с добром. Это подобно тому, как строящий дом сначала приобретает материалы для него: кирпичи, черепицу, балки и доски, затем закладывает фундамент, возводит стены, разделяет на комнаты, вешает двери, делает в стенах окна и собирает лестницы с этажа на этаж. Всё это одновременно присутствует в конечной цели, которой является удобное и достойное жилище, заранее спланированное и обдуманное строителем. То же самое и с возведением церкви; всё, что относится к её возведению, содержится в цели, которой является поклонение Богу. Это относится и к любому другому плану, например сада или земледельческого хозяйства, а также государственного или торгового учреждения; сама цель готовит средства себе в помощь.

 

153. (V) Господь действует от Себя по Отцу, и не наоборот.

Действовать здесь означает то же самое, что посылать Святой Дух, поскольку вышеупомянутые действия, а именно: преобразование, возрождение, обновление, оживление, освящение, оправдание, очищение от зла, отпущение грехов и спасение — это действия Господа, хотя в наше время их приписывают Святому Духу как самостоятельному Богу. Что всё это делается Господом по Отцу, и не наоборот, будет доказано по Слову и пояснено многими разумными доводами. По Слову — следующим:

Когда придёт Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, он будет свидетельствовать обо Мне.

Иоанн 15:26

Ибо если Я не уйду, Утешитель не придёт к вам. Но если уйду, то пошлю Его к вам.

Иоанн 16:7

Утешитель, Дух истины, не от Себя говорить будет, но от Моего возьмёт и возвестит вам. Всё, что имеет Отец, есть Моё; потому Я сказал, что от Моего возьмёт и возвестит вам.

Иоанн 16:13—15

Ещё не было Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен.

Иоанн 7:39

Иисус дунул на учеников, и сказал: примите Дух Святой.

Иоанн 20:22

Если чего попросите во имя Моё, то сделаю, чтобы прославился Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю.

Иоанн 14:13, 14

 

Из этих мест ясно видно, что Господь посылает Святой Дух, то есть делает то, что сейчас приписывают Святому Духу как самостоятельному Богу. Ибо Он говорит, что пошлёт его от Отца, что пошлёт его вам, что ещё не было Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен; после Своего прославления Он дунул на учеников и сказал: «Примите Дух Святой»; и ещё сказал: «Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю», а также: «Утешитель от Моего возьмёт, что возвестит вам». Утешитель — то же самое, что и Святой Дух, см. Иоанн 14:26. Что не Бог Отец осуществляет эти благодеяния от Себя через Сына, а Сын действует от Себя по Отцу, известно из следующего:

Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в лоне Отца, Он явил Его.

Иоанн 1:18

 

И в другом месте:

Вы ни голоса Отца никогда не слышали, ни облика Его не видели.

Иоанн 5:37

 

Итак, из этих отрывков следует, что Бог Отец действует в Сыне и на Сына, но не через Его посредство, а также, что Господь действует от Себя по Своему Отцу, потому что Он говорит:

Всё, что имеет Отец, — Моё.

Иоанн 16:15

Отец все дал в руку Сына.

Иоанн 3:35

 

А также:

Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

Иоанн 5:26

Слова, которые Я говорю вам, есть дух и жизнь.

Иоанн 6:63

Господь говорит, что Дух истины исходит от Отца (Иоанн 15:26), потому что от Отца он исходит в Сына, и из Сына — от Отца. Поэтому Он говорит также:

В тот день узнаете вы, что Отец во Мне, и Я в Нём, и вы во Мне, и Я в вас.

Иоанн 14:11, 20

 

Из этих ясных высказываний Господа очевидно заблуждение христианского мира в том, что Бог Отец посылает людям Святого Духа, а также заблуждение греческой церкви в том, что Бог Отец посылает Святого Духа непосредственно. Что Господь от Себя посылает Святой Дух, полученный от Бога Отца, и не наоборот, — это истина с небес; ангелы называют её тайной, потому что она ещё не была открыта в мире.

 

154. Сказанное можно пояснить многими доводами рассудка. Например, хорошо известно, что апостолы, после того как получили Дух Святой в дар от Господа, проповедовали евангелие во многих странах мира, возвещая его устно и письменно. Они делали это каждый от себя по Господу. Пётр учил и писал по-своему, Иаков по-другому, иначе — Иоанн и Павел, и каждый по своему разумению. Господь наполнил их всех Своим Духом, но каждый брал от Него в той мере, которая определялась особенностями его восприятия, и исполнял долг в соответствии со своими возможностями. Все ангелы в небесах полны Господом, поскольку они в Нём, и Он в них; и тем не менее каждый из них говорит и действует соответственно состоянию своего ума: кто-то просто, кто-то мудро и при этом в бесконечном разнообразии, но все говорят от себя по Господу.

То же и каждый служитель церкви, как тот, что в истине, так и тот, что во лжи. У всех есть собственный рот и собственный разум, и все говорят от своего ума, то есть от своего духа, у кого какой есть. Все протестанты, называются ли они евангелическими или реформированными, после того как изучат догматы, унаследованные от Лютера, Меланхтона или Кальвина, не говорят их устами, и через них не говорят сами учения, но сами от себя говорят по учителям. Каждое учение можно растолковать тысячами способов, ведь любое из них подобно рогу изобилия, из которого всякий выбирает то, что согласно и сопоставимо с его духом, и разъясняет по мере своего таланта.

Это можно пояснить на примере действия сердца на лёгкие и в них и самостоятельного действия лёгких, вызванного сердцем. Это два различных, но взаимосвязанных действия. Лёгкие дышат самостоятельно под воздействием сердца, но не сердце дышит посредством лёгких. Если бы так обстояло дело, и лёгкие, и сердце остановились бы. Подобно тому сердце действует на все внутренности тела и в них. Сердце снабжает кровью всё тело, но каждый орган из неё берёт свою порцию, необходимую ему для выполнения своего предназначения, и действует в соответствии с этим предназначением, однако каждый по-своему.

Затем это можно пояснить таким примером. Зло от родителей, называемое наследственным, действует на человека и в человеке; также — и добро от Господа, но оно сверху или внутри, а зло — снизу или снаружи. Если бы зло действовало посредством человека, он не мог бы быть преобразован, но обвинять его было бы нельзя. Подобно тому, если бы добро от Господа действовало посредством человека, его тоже нельзя было бы преобразовать. Но поскольку и то, и другое зависит от свободного выбора человека, он становится обвиняемым, если действует от себя по злу, и невиновным, если действует от себя по добру. Итак, поскольку зло — это дьявол, а добро — это Господь, человек обвиняется, если действует по дьяволу, и невиновен, если действует по Господу. Именно свобода выбора, которая есть у каждого человека, даёт ему возможность преобразоваться.

То же самое со всем внутренним и внешним у человека: они различны, но при этом взаимосвязаны. Внутреннее действует на внешнее и в нём, но не посредством него. Внутреннее включает в себя тысячи составляющих, из которых внешнее выбирает только то, что ему подходит. Во внутреннем же, под которым понимается желающий и постигающий ум, сложены огромные кучи понятий, и, если бы они разом вырвались наружу через рот человека, это было бы похоже на поток воздуха из кузнечного меха. Поскольку внутреннее включает в себя всё общее, его можно сравнить с океаном, цветником или садом, из которого внешнее берёт столько, сколько ему нужно для его целей. Слово Господа подобно океану, цветнику или саду. Когда Слово в достаточной полноте присутствует во внутреннем человека, тогда он говорит и действует от себя по Слову, но не Слово действует через него. То же самое — и Господь, поскольку Он есть Слово, то есть Божественная истина и Божественное добро в нём. Господь от Себя, то есть из Слова, действует на людей и в них, но не через них, ибо человек свободно действует и говорит по Господу, когда по слову.

Ближе всего это можно пояснить взаимоотношением души и тела, которые различны, но взаимосвязаны. Душа действует на тело и в нём, но не через тело; тело действует от себя по душе. Душа не действует посредством тела потому, что они не советуются и не выносят совместные решения, душа не приказывает и не просит, чтобы тело сделало то или это, и не говорит собственными устами. Также и тело не требует и не просит душу что-либо дать или предоставить. То же самое — и с Божественным и человеческим Господа; ибо Божественное Отца — это душа Его человеческого, а человеческое — Его тело. Человеческое не просит Божественное сказать, что ему говорить и делать, почему Господь и сказал:

В тот день будете просить во имя Моё, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас, ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня.

Иоанн 16:26, 27.

 

В тот день — значит после Его прославления, то есть после совершенного и полного соединения с Отцом. Эта тайна — от Господа для тех, кто будет состоять в Его новой церкви.

 

155. Выше, в разделе III было показано, что Божественное благодеяние, подразумеваемое под ниспосланием Святого Духа, у духовенства, в частности, проявляется в просвещении и наставлении; но к этим двум следует добавить два посредствующих проявления: постижение и расположение. Поэтому у духовенства есть четыре следующих по порядку состояния: просвещение, постижение, расположение и наставление. Просвещение — от Господа. Постижение — со стороны человека; в зависимости от состояния его ума оно формируется из тех предметов, которым его учат. Если учение истинно, постижение становится ясным благодаря озаряющему свету. Но если учение ложно, постижение бывает только сумрачным, хотя и может казаться ясным, если достаточно обосновано; однако это происходит от света неразумности, в котором для чисто природного взора всё выглядит ясным.

Расположение же происходит от склонности любви воли. Располагает удовольствие её любви. Если это удовольствие от любви к злу и происходящей от него лжи, возникает рвение, которое внешне выглядит жёстким, шероховатым, обжигающим и огнедышащим, а внутри оно — гнев, ярость и безжалостность. Но если это удовольствие от любви к добру и происходящей от него истины, возникает ревностность, которая внешне выглядит лёгкой, гладкой, гремящей и горящей, а внутри она — милосердие, благожелательность и сострадание. Далее следует наставление в качестве результата всего предыдущего как причины. Так просвещение, исходящее от Господа, превращается в свет и тепло различного рода, у каждого в соответствии с состоянием его ума.

 

156. (VI) Дух человека — это его ум и всё, что исходит из него.

Дух человека по своему происхождению — не что иное, как его ум. Именно ум живёт после смерти и тогда называется духом; если он добр — ангельским духом и затем ангелом, если зол — сатанинским духом и затем сатаной. Ум каждого человека — это его внутренний человек, который и есть настоящий человек и пребывает во внешнем человеке, который образует его тело. Поэтому, когда тело отбрасывается вследствие смерти, внутренний человек имеет совершенно человеческий вид. Таким образом, ошибаются те, кто думают, что ум человека — только в его голове. Там он только в своих началах, из которых в первую очередь исходит всё, что человек думает своим разумом и делает своей волей. А в теле ум присутствует своими управляющими началами, предназначенными для ощущения и движения. Поскольку они внутренне присоединены ко всему телесному, они сообщают ему способность чувствовать и двигаться, а также внушают представление, что тело думает и действует само. Однако всякий разумный человек знает, что это иллюзия. Итак, раз дух человека мыслит из разума и действует из воли, а тело — не само по себе, а от духа, следовательно, под духом человека надо понимать его разум и склонность любви, и всё исходящее из них и действующее.

Что дух человека означает всё то, что в его уме, известно из многих мест в Слове. В этом не останется сомнений, если просто процитировать их. Вот только некоторые из них.

Веселеил исполнен духом мудрости, разумения и знания.

Исход 31:3

Навуходоносор сказал о Данииле, что в нём оказался высокий дух знания, разумения и мудрости.

Дан. 5:12, 14

Иисус исполнился духа мудрости.

Втор. 34:9

Сотворите себе новое сердце и новый дух.

Иезек. 18:31

Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небес.

Матф. 5:3

Я живу в сокрушённых и смиренных духом, чтобы оживлять дух смиренных.

Исаия 57:15

Жертва Богу — дух сокрушённый.

Пс. 50:19

Я дам вместо унылого духа одежду восхваления.

Исаия 61:3

 

Дух также означает то, что принадлежит извращённому и дурному уму:

Он сказал безумным пророкам, которые водятся своим духом.

Иезек. 13:3

Вы беременны мякиной, рожаете солому; что же до духа вашего, огонь пожрёт вас.

Исаия 33:11

Муж, который бродяга духом и говорит ложь.

Михей 2:11

Поколение, неверное Богу духом своим.

Пс. 77:8

Дух блуда.

Осия 4:12; 5:4

Растает всякое сердце, и всякий дух изнеможет.

Иезек. 21:7

И что приходит вам на дух, совсем не сбудется.

Иезек. 20:32

В чьём духе нет лукавства.

Пс. 31:2

Смутился дух фараона.

Бытие 41:8.

 

То же сказано о Навуходоносоре (Дан. 2:3).

Из этих и многих других мест явно можно заключить, что дух означает ум человека и всё, что к нему относится.

 

157. Поскольку дух человека означает его ум, выражение «быть в духе», часто встречающееся в Слове, означает состояние, в котором ум отделён от тела. В таком состоянии были пророки, когда видели то, что происходит в духовном мире. Поэтому оно и называется «Божье видение». Они находились при этом в том же состоянии, что и духи и ангелы в том мире. В этом состоянии дух человека, как зрение его ума, может переноситься из одного места в другое, в то время как его тело остаётся на своём месте. Это то состояние, в котором я бывал в течение последних двадцати шести лет, с той разницей, что был при этом одновременно и в духе, и в теле, и только изредка вне тела. Иезекииль, Захария, Даниил и Иоанн, написавший Апокалипсис, бывали в этом состоянии, что известно из следующего.

Иезекииль говорит: «И поднял меня дух, и увёл меня в Халдею, к пленникам, в видении, в духе Божьем. И отошло от меня видение, которое я видел» (Иезек. 11:1, 24). Дух поднял его и он слышал позади себя звук сильного грома (Иезек. 3:12, 13). Дух поднял его между землёй и небом, и отнёс его в Иерусалим, и он видел мерзости (Иезек. 8:3 сл.). Он видел четырёх животных, которые были херувимами, и различные видения вместе с ними (Иезек. главы 1 и 10), и затем новую землю и новый храм, и ангела, измерявшего его (Иезек. главы 40—48). При этом он был в видениях и в духе (Иезек. 40:2; 13:5).

Подобное происходило и с Захарией, когда он был с ангелом и видел человека верхом на коне между миртами (Зах. 1:8 сл.), четыре рога и человека с землемерной верёвкой в руке (Зах. 2:1, 5 сл.), Иисуса, великого священника (Зах. 3:1 сл.), четыре колесницы, выходящие между двумя горами, и коней (Зах. 6:1 сл.). Даниил был в том же состоянии, когда видел четырёх зверей, выходящих из моря, и многое, относящееся к ним (Дан. 7:1 сл.), и битву барана и козла (Дан. 8:1 сл.). Он видел это в видении (Дан. 7:1, 2, 7, 13; 8:2; 10:1, 7, 8); ангел Гавриил являлся ему в видении и говорил с ним (Дан. 9:21).

Подобное происходило с Иоанном, когда он писал Апокалипсис. Он говорит, что он был в духе в день воскресный (Откр. 1:10), был перенесён в духе в пустыню (Откр. 17:3), вознесен на высокую гору в духе (Откр. 21:10) и видел коней в видении (Откр. 9:17). В другом месте он говорит, что видел то, что описывает, например Сына Человеческого посреди семи светильников; скинию, храм, ковчег и алтарь в небесах; книгу, запечатанную семью печатями, и коней, выходящих из неё; четырёх животных вокруг престола; двенадцать тысяч избранных из каждого колена; затем Агнца на горе Сион; саранчу, поднявшуюся из бездны; дракона и его сражение с Михаилом; женщину, родившую младенца мужского пола и бежавшую в пустыню из-за дракона; двух зверей: одного, поднимающегося из моря, и другого, с земли; женщину, сидящую на багряном звере; дракона, брошенного в озеро из огня и серы; белого коня и великий пир; святой город Иерусалим, который нисходил с неба, с описанием его ворот, стен и оснований стены; реку воды жизни и деревья жизни, которые приносили плоды каждый месяц, и многое другое. Пётр, Иаков и Иоанн были в том же состоянии, когда видели преображённого Иисуса, и Павел, когда слышал с небес неизъяснимое.

 

158. Заключение.

Поскольку в этой главе рассматривается Святой Дух, безусловно стоит заметить, что в Слове Ветхого завета нигде не упоминается Святой Дух, а только «Дух святости» в трёх местах, один раз у Давида (Пс. 50:13) и два раза у Исаии (63:10, 11). Однако он часто упоминается в Слове Нового завета, как у евангелистов, так и в Деяниях и Посланиях апостолов. Причина в том, что Святой Дух появился, когда Господь пришёл в мир, так как он исходил от Него по Отцу; ибо «Господь один свят» (Откр. 15:4). По этой же причине ангел Гавриил, говоря с Марией, матерью Иисуса, сказал: «Рождаемое от тебя святое» (Лука 1:35). Сказано: «Ещё не было Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен» (Иоанн 7:39), хотя ранее говорилось, что Елизавета исполнилась Святого Духа (Лука 1:41), а также Захария (Лука 1:67) и Симеон (Лука 2:25), потому что они исполнились духа Иеговы Отца, который был назван Святым Духом ввиду того, что Господь уже был в мире.

По этой же причине в Слове Ветхого завета нигде не сказано, что пророки говорили от Святого Духа, а только что от Иеговы. Ибо везде читаем: «Иегова говорил мне», «Слово Иеговы было мне», «Иегова сказал», «Так говорит Иегова».

Чтобы никто не сомневался в этом, я хочу привести места только у Иеремии, где так говорится: 1:4, 7, 11—14, 19; 2:1—5, 9, 19, 22, 29, 31; 3:1, 6, 10, 12, 14, 16; 4:1, 3, 9, 17, 27; 5:11, 14, 18, 22, 29; 6:6, 9, 12, 15, 16, 21, 22; 7:1, 3, 11, 13, 19—21; 8:1, 3, 12, 13; 9:3, 7, 9, 13, 15, 17, 22, 24, 25; 10:1, 2, 18; 11:1,[3,]6, 9, 11, 17, 18, 21, 22; 12:14, 17; 13:1, 6, 9, 11—15, 25; 14:1, 10, 14, 15; 15:1—3, 6, 11, 19, 20; 16:1, 3, 5, 9, 14, 16; 17:5, 199—21, 24; 18:1, 5, 6, 11, 13; 19:1, 3, 6, 12, 15; 20:4; 21:1, 4, 7, 8, 11, 12, 14; 22:2, 5, 6, 11,[16,]18, 24, 29, 30; 23:2, 5, 7, 12, 15, 24, 29, 31, 38; 24:3, 5, 8; 25:1, 3, 7—9, 15, 27—29, 32; 26:1, 2, 18; 27:1, 24, 8, 11, 16, 19, 21, 22; 28:2, 12, 14, 16; 29:4, 8, 9, 16, 19—21, 25, 30—32; 30:15, 8, 10—12, 17, 18; 31:1, 2, 7, 10, 15—17, 23, 27, 28, 31—38; 32:1, 6, 14, 15, 25, 26, 28, 30, 36, 42, 44; 33:1, 2, 4, 10—13, 17, 19, 20, 23, 25; 34:1, 2, 4, 8, 12, 13, 22; 35:1, 13, 17—19; 36:1, 6, 27, 29, 30; 37:6, 7, 9; 38:2, 3, 17; 39:15—18; 40:1; 42:7, 9, 15, 18, 19; 43:8, 10; 44:1, 2, 7, 11, 24—26, 30; 45:2, 5; 46:1, 23, 25, 28; 47:1; 48:1, 8, 12, 30, 35, 38, 40, 43, 44, 47; 49:2, 5—7, 12, 13, 16, 18, 26, 28, 30, 32, 35, 37—39; 50:1, 4, 10, 18, 20, 21, 30, 31, 33, 35, 40; 51:25, 33, 36, 39, 52, 58. И это у одного только Иеремии. Подобное говорится и у всех остальных пророков, но ни у одного — что говорил Святой Дух или что Иегова говорил с ними посредством Святого Духа.

 

 

* * *

159. Здесь я добавлю следующие воспоминания. Первое.

Однажды, когда я был в небесах в обществе ангелов, я увидел далеко внизу большое облако дыма, из которого время от времени вырывался огонь. Я сказал ангелам, с которыми беседовал, что немногие знают, что дым, видимый в адах, поднимается от лжи, подкрепляемой рассуждениями, а огонь — это гнев, возгорающийся против тех, кто возражает. Я добавил, что это столь же неизвестно в этом мире, как и в моём, где я живу телом, неизвестно, что пламя — это всего лишь сгорающий дым. Я часто наблюдал, что если головёшкой внести огонь в дым, поднимающийся от поленьев в очаге, дым превращается в пламя той же формы, какую имел дым, поскольку частицы дыма становятся искорками, которые вместе возгораются, как это бывает, когда поджигают порох. «То же самое с дымом, который мы видим внизу. Он состоит из большого количества ложных утверждений, а огонь, вырывающийся в виде языков пламени, — это пылкая ревность в их защиту».

Тогда ангелы сказали мне: «Попросим у Господа разрешения сойти вниз и подойти ближе, чтобы понять, что это за ложь, от которой столько дыма и огня».

Разрешение было дано, и вот столб света окружил нас и тотчас же перенёс в нужное место. Там мы увидели четыре скопления духов, которые энергично доказывали, что следует призывать и почитать Бога Отца, поскольку он невидим, а не Его Сына, рождённого в мире, так как Он — человек и видимый. Оглянувшись по сторонам, я увидел слева учёных из духовенства, за ними — неопытных, а справа — образованных мирян и за ними — необразованных. Но между ними зияла пропасть, которую невозможно было перейти.

Но мы обратили взгляд и слух налево, где было духовенство, учёное спереди и неопытное сзади, и стали слушать их рассуждения о Боге: «Как мы знаем из учения нашей церкви о Боге, единого по всей Европе, следует обращаться к Богу Отцу, который невидим, и при этом также к Богу Сыну и Богу Святому Духу, которые тоже невидимы, ибо совечны Отцу. Поскольку Бог Отец — создатель вселенной, и поэтому пребывает во вселенной, Он присутствует во всём, к чему мы обращаем свои взоры. Когда мы молимся Ему, Он благосклонно выслушивает нас, и после того как принимает посредничество Сына, посылает Святого Духа вложить в наши сердца славу праведности Своего Сына и делает нас блаженными. Нас назначили учителями церкви, и мы ощущаем в груди, когда проповедуем, святое действие посланного нам Духа и вдыхаем в ваши умы благоговение перед Его присутствием. Мы испытываем такое воздействие потому, что все чувства наши направляем к невидимому Богу, который действует не только на зрение нашего разума, но вообще на всю структуру нашего ума и тела через Своего посланника, Духа. Такого результата нельзя было бы добиться поклонением видимому Богу или тому, кого умом можно воспринимать как человека».

Сказанному рукоплескали неопытные из духовенства, стоявшие позади. Они добавили: «Откуда святое, как не от невидимого и непостижимого Бога? Едва это коснулось наших ушей, наши лица расплылись в улыбке, мы обрадовались, словно ласкающему душистому ветерку, и ударили себя в грудь. Видимое и постижимое — это совсем другое; когда мы такое слышим, оно становится для нас природным, но не Божественным. Ради этого и мессы у католиков ведутся на латыни, и из тайников алтаря вынимают гостии, которые объявляют Божественными таинствами и выставляют на обозрение. При этом народ падает на колени, как перед величайшим таинством, и вдыхает святое».

После этого мы повернулись направо, где стояли образованные миряне, а за ними необразованные. От образованных я услышал: «Мы знаем, что мудрейшие из древних поклонялись невидимому Богу, которого они называли Иеговой, но в последующую эпоху люди стали делать себе богами умерших правителей. Среди них Сатурн, Юпитер, Нептун, Плутон, Аполлон, а также Минерва, Диана, Венера и Фемида. Они строили им храмы и воздавали Божественные почести. С течением времени возникло идолопоклонство, от которого, наконец, весь мир обезумел. Поэтому мы единодушно согласны с мнением наших священников и пресвитеров, что было и есть три Божественные личности от вечности, каждая из которых — Бог. Нас устраивает, что они невидимы».

Необразованные за ними добавили: «Мы согласны. Несомненно, Бог есть Бог, а человек есть человек. Но мы знаем, что если кто-нибудь объявит Бога человеком, простой народ, у которого о Боге чувственные представления, согласится».

После этой речи их глаза открылись, и они увидели рядом с собой нас. Тогда они вознегодовали, что мы, слушая их, сохраняли молчание. Тогда ангелы властью, данной им, закрыли внешние, или нижние, области их мышления, от которых они говорили, и открыли внутренние, или верхние, от которых они вынуждены были далее говорить о Боге. Тогда они сказали: «Что такое Бог? Мы ни лица Его не видели, ни голоса не слышали. Что же такое Бог, если не природа в её первых и последних проявлениях? Её мы видели ясно перед своими глазами и слышали, потому что её звуки всегда на слуху».

На это мы ответили им: «Видели вы когда-нибудь Социния, который признавал одного Бога Отца? Или Ария, который отрицал Божест­венность нашего Господа Спасителя? Или кого-нибудь из их приверженцев?» «Не видели», — ответили они. «Они находятся, — сказали мы, — в глубине под вами». Вскоре оттуда вызвали некоторых и спросили их о Боге. Они говорили то же, что и предыдущие, и ещё: «Что такое Бог? Мы можем сделать богов, сколько захотим».

«Бесполезно говорить вам, — сказали мы тогда, — о Сыне Божьем, рождённом в мире, но кое-что мы всё же расскажем. Чтобы вера о Боге, в Него и от Него не стала только потому, что никто не видел Его, подобной воздушному пузырю, который в первые два мгновения его жизни окрашен в прекрасные цвета, а в третий и последующие — рассеивается в ничто, Богу Иегове было угодно сойти и облечься в человеческое, и так дать Себя увидеть и убедиться, что Бог — не существо, порождённое рассудком, но Тот, который был, есть и будет из вечности в вечность. Бог — не слово из трёх букв, а всё, что есть от Альфы до Омеги. Следовательно, Он есть жизнь и спасение всех, кто верит в Него как видимого Бога, а не тех, кто говорит, что верит в невидимого Бога. Ибо верить, видеть и узнавать — одно, почему Господь и сказал Филиппу: «Видящий и знающий Меня видит и знает Отца».

И в другом месте, что воля Отца в том, чтобы верили в Сына, и кто верит в Сына, имеет жизнь вечную, а кто не верит в Сына, не увидит жизни, но гнев Божий пребудет над ним». (И то, и другое сказано у Иоанна 3:15, 16, 36; 14:6—15.) Услышав это, многие из четырёх групп так воспламенились, что у них из ноздрей пошёл дым с огнём. Поэтому мы удалились, а ангелы, проводив меня домой, взошли в свои небеса.

 

160. Второе воспоминание.

Однажды я гулял в обществе ангелов в мире духов. Он находится посередине между небесами и адом, и туда приходят сначала все после смерти, добрые подготавливаются к небесам, а злые — к аду. Я беседовал с ангелами о многом и, между прочим, о том, что в мире, где я нахожусь телом, ночью можно видеть бесчисленные звёзды, малые и большие, каждая из которых — солнце, и от них до мира нашего солнца доходит только свет. «И увидев, — сказал я, — что в вашем мире тоже можно наблюдать звёзды, я решил, что их, наверное, столько же, сколько и в моём мире».

Ангелы, довольные этим разговором, отвечали, что их, возможно, также много, потому что всякое общество в небесах светит иногда тем, кто под небесами, как звезда. Обществ же в небесах несметное множество, и все расположены в порядке, соответствующем склонностям их любви к добру, которые неисчислимы, потому что от Бога, в котором их бесконечно много. Поскольку это было предусмотрено до создания, я предположил, что по их количеству столько же звёзд предусмотрено, то есть создано, в мире, где людям предстояло жить в природных материальных телах.

Пока мы так беседовали, я увидел на севере мощёную дорогу, на которой скопилось столько духов, что едва можно было ступить ногой между двумя соседями. Я сказал ангелам, что видел эту дорогу и раньше и духов на ней, словно строй солдат; и что слышал, что это дорога, по которой проходят все, покидающие природный мир. На этой дороге скапливается столько духов по той причине, что каждую неделю умирают десятки тысяч людей и все они после смерти переселяются в этот мир.

Ангелы добавили к сказанному мной: «Дорога заканчивается в середине этого мира, где мы и находимся сейчас. Это объясняется тем, что на восточной стороне расположены общества, которые пребывают в любви к Богу и к ближнему; слева, к западу — общества, состоящие из тех, любовь которых противоположна этим двум; спереди, к югу — общества, состоящие из более разумных, чем все остальные. Вот почему новоприбывшие из природного мира сначала попадают сюда. Пока они здесь, они в своём внешнем, точно так же, как были в прежнем мире; но позже они постепенно вводятся в своё внутреннее и испытываются, каковы они. После исследования добрых уводят в их места в небесах, а злых — в их места в аду».

Мы встали в середине, где заканчивалась дорога для прибывающих, и сказали: «Подождём здесь немного и поговорим с кем-нибудь из новоприбывших». Мы выбрали из подошедших двенадцать человек; поскольку они только что покинули природный мир, они не знали, что уже не в нём. Мы спросили, какое у них представление о небесах, об аде и о жизни после смерти.

На это один из них ответил: «Наш святой орден приучил меня верить, что мы будем жить после смерти и что есть небеса и ад. Вследствие этого я всегда верил, что живущие нравственно попадают в небеса, а поскольку все живут нравственно, никто не попадает в ад. Таким образом, ад — это сказка, выдуманная духовенством, чтобы удерживать людей от дурного образа жизни. Какая разница, думаю я о Боге так или иначе? Мышление — всего лишь шелуха или пузырь на воде, который лопается и исчезает».

Другой рядом с ним сказал: «Моя вера — что небеса и ад существуют и что Бог правит небесами, а дьявол — адом. Поскольку они враждуют, и поэтому противоречат друг другу, одни называют злом то, что другие называют добром. Нравственный человек — притворщик, он может зло выставить добром, а добро — злом и поэтому встать на любую сторону. Какая разница, с тем я господином или с другим? Лишь бы поддерживал меня. Люди находят одинаковое удовольствие и во зле, и в добре».

Третий, недалеко от второго, сказал: «Что толку для меня в том, верю ли я в небеса и ад? Ведь никто оттуда не приходил и не рассказывал. Если бы все люди жили после смерти, почему из такого множества ни один не вернулся и не сообщил?»

Четвёртый рядом с ним сказал: «Я объясню тебе, почему никто не вернулся и не сообщил. Это потому, что человек, когда испускает душу и умирает, становится либо привидением, которое растворяется в воздухе, либо как бы выдохом изо рта, то есть просто ветерком. Как такой может вернуться и говорить с кем-то?

Пятый подхватил: «Друзья мои, подождите до дня последнего суда, ибо тогда все вернутся в свои тела, и увидите их, и поговорите с ними, и каждый расскажет другим свою судьбу».

Шестой, стоявший напротив, сказал с усмешкой: «Как может дух, раз он ветер, вернуться в тело, съеденное червями, или обрести скелет, сожжённый солнцем и превратившийся в пыль? И как может египтянин, из которого сделали мумию, использованную потом фармацевтом при изготовлении экстрактов, эмульсий, настоек и пилюль, вернуться и рассказать что-то? Так что дожидайтесь этого последнего дня, если у вас такая вера, но ожидание ваше будет веки вечные напрасным».

Затем седьмой сказал: «Если бы я верил в небеса и ад и поэтому в вечную жизнь, я верил бы и в то, что птицы и животные тоже будут жить вечно. Разве некоторые из них не так же нравственны и разумны, как люди? Но что животные живут после смерти — это отрицают, тогда и я отрицаю, что люди живут. Оба суждения равноправны, одно следует из другого. Что есть человек, как не животное?»

Восьмой, стоявший у него за спиной, выйдя вперёд, сказал: «Верьте в небеса, если хотите, но я не верю в ад. Разве Бог не всемогущ и не может спасти всех?»

Тогда девятый, похлопав себя по руке, сказал: «Бог не только всемогущ, но и милостив. Он не может никого послать в вечный огонь, а если такой человек и найдётся, Он не может не забрать его и не поднять оттуда».

Десятый выбежал со своего места на середину и сказал: «И я не верю в ад. Разве Бог не послал Своего Сына, чтобы тот умилостивил Его и отменил грехи всего мира? Что против этого сила дьявола? И если дьявол бессилен, что тогда ад?»

Одиннадцатый, священник, слыша такое, воспылал гневом и сказал: «Разве ты не знаешь, что принявшие веру, в которой вписана заслуга Христа, спасаются, и что таких Бог избирает? Разве не зависит этот выбор только от решения Всемогущего и от Его суда, кто достоин? Кто может спорить с этим?»

Двенадцатый, политик, молчал. Но когда мы попросили его подытожить ответы, он сказал: «Ничего не могу заявить от себя лично о небесах, об аде и о вечной жизни, потому что никто об этом ничего не знает. Но не стоит порицать священников, позвольте им проповедовать об этом. Ибо так умы простого народа удерживаются невидимыми узами в подчинении законам и правителям. Не от этого ли зависит здоровье общества?»

Мы ужаснулись, слыша такое, и сказали друг другу: «Эти люди, хоть и называют себя христианами, — не люди и не животные, а животные люди». Однако чтобы пробудить их от сна, мы сказали: «Небеса и ад существуют, и есть жизнь после смерти. Вы убедитесь в этом, когда мы развеем ваше неведение о теперешнем состоянии вашей жизни. Первые дни после смерти каждый находится в полном неведении о том, что он уже не живёт в прежнем мире. Ибо прошедшее время подобно сну: когда от него пробуждаются, обнаруживают себя в том месте, где на самом деле находятся. То же самое происходит сейчас с вами, почему вы и говорите так же, как мыслили в прежнем мире».

Затем ангелы рассеяли их неведение, и тогда они увидели себя в другом мире среди незнакомых людей. «Где это мы?» — воскликнули они. «Вы уже не в природном мире, — сказали мы, — а в духовном. А мы — ангелы».

Пробудившись таким образом, они сказали: «Если вы ангелы, покажите нам небеса». «Подождите немного, мы вернёмся», — ответили мы. Через полчаса мы вернулись, и убедившись, что они ждут нас, сказали: «Следуйте за нами в небеса». Они пошли за нами, мы поднялись, и стража открыла нам ворота и впустила, поскольку мы их сопровождали. Мы сказали встречавшим новоприбывших, чтобы те испытали их. Они повернули их спиной и увидели, что на затылках у них были глубокие полости. Тогда они сказали: «Удалитесь отсюда, так как ваши удовольствия — в любви к злодеяниям, и поэтому вы не соединены с небесами. В сердце вы отрицаете Бога и презираете религию». «Не медлите, — сказали мы им, — иначе вас выкинут». Они с поспешностью повернули обратно и скрылись.

По дороге домой мы обсуждали между собой, почему у тех, чье удовольствие состоит в злодеянии, в этом мире полые затылки. Я сказал им, в чём причина. У человека два мозга, один в затылочной части, называемый мозжечком, другой в передней части, называемый головным мозгом. В мозжечке обитает любовь воли, а в головном мозге — мышление разума. Когда мышление разума не руководит любовью воли, самые внутренние области мозжечка, которые в себе небесны, отмирают. Так образуется эта полость.

 

161. Третье воспоминание[41].

Однажды в духовном мире я услышал с северной стороны шум будто от мельницы. Сначала я недоумевал, что бы это могло быть, но вспомнил, что «мельница» и «молоть» — значат изыскивать из Слова то, что служит учению. Поэтому я подошёл к тому месту, откуда слышался шум, и при моём приближении шум исчез. Тогда я увидел на земле нечто сводчатое, куда вёл поземный ход. Увидев его, я спустился и вошёл внутрь.

Там была комната, в которой среди книг сидел старец, державший перед собой Слово, в котором он отыскивал то, что служило бы его учению. Вокруг лежали листки бумаги, на которых он выписывал нужное. В соседней комнате были писцы, собиравшие листки и излагавшие написанное на них в одном документе. Сначала я спросил старца о книгах вокруг него.

Он сказал, что в каждой из них говорится об оправдывающей вере. «Книги из Швеции и Дании глубоки, из Германии — глубже, из Британии — ещё глубже, а из Голландии — глубже всех», — сказал он и добавил, что, хотя они во многом противоречат друг другу, но в разделе об оправдании и спасении одной верой все согласны. После этого он сказал, что сейчас он собирает из Слова то, что относится к первому прин­ципу оправдывающей веры, что Бог Отец лишил милости человеческий род за его беззакония, и поэтому Божественная необходимость для спасения людей состояла в том, чтобы принять удовлетворение, примирение, умилостивление и посредничество от того, кто бы принял на себя праведное осуждение, а это не могло быть совершено никем иным, кроме Его единственного Сына. По совершении же этого стало возможно обращаться к Богу Отцу ради Него, ибо мы говорим: «Отец, помилуй нас ради Сына». «Я видел и вижу, — сказал он, — что это согласно со всяким рассудком и с Писанием. Можно ли иначе подступать к Богу Отцу, как не через веру в заслугу Сына?»

Услышав это, я поразился, что он сказал, будто бы это согласно с рассудком и Писанием, тогда как это противно рассудку и Писанию, о чём я и сказал ему открыто. Тогда он, воспламенённый своей ревностью, возразил: «Как ты можешь так говорить?»

Я открыл ему своё мнение, сказав: «Не противно ли рассудку мыслить, что Бог Отец лишил милости человеческий род, отверг и отлучил его? Разве Божественная милость — не свойство Божественной сущности? Лишить милости означало бы лишиться Божественной сущности, а лишиться Божественной сущности означало бы перестать быть Богом. Может ли Бог лишиться Самого Себя? Поверь мне, милость со стороны Бога, будучи бесконечна, также вечна. Милость Бога может быть упущена со стороны человека, если он не принимает её, но никогда со стороны Бога. Если бы милость покинула Бога, пришёл бы конец всем небесам и всему человеческому роду. Поэтому милость со стороны Бога продолжается вечно, не только к ангелам и людям, но даже к дьяволам в аду. Если это согласно с рассудком, то почему ты говоришь, что единственный способ обращения к Богу Отцу — по вере в заслугу Сына, тогда как всегда можно обращаться через милость?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных