Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Евреи в духовном мире 4 страница




Из сказанного выше о Небесном Учении я хотел бы сделать здесь два весьма существенных вывода. Первый из них заключается в том, что Небесное Учение веры, согласно собственному свидетельству, было получено Сведенборгом не от кого иного, как непосредственно от Самого Господа. Второй же — в том, что Учение Сведенборг получал не путём внешнего сообщения, или же вербального общения, каковым образом получены были откровения в церкви, начиная со времён Авраама и кончая Павлом, но они были обретаемы Сведенборгом посредством внутреннего вдохновения от Господа при чтении Священного Писания, благодаря каковому Божественному вдохновению (постижению, или же наитию) Сведенборг, читая книги Писания Ветхого и Нового Заветов прозревал сквозь оболочку их внешнего, или мирского и телесного смысла, или же сквозь субстанции природные Священного Писания, самую душу живого Божественного Слова, то есть высшие, духовные смыслы заключённой там Божественной Мудрости.

У рассматривающих Учение бытуют два основных заблуждения относительно того, каким образом оно Сведенборгом было получено. Многие склонны приписывать всё, изложенное в Учении непосредственному откровению, полученному Сведенборгом исключительно из внутренних источников собственного сознания (что бы под этим ни понималось). Такие люди не замечают однако же, что Сведенборг сам говорит, что всё, им обретённое, он получал единственно при чтении Священного Писания, то есть Учение от первой альфы своей и до самой последней своей омеги было извлечено Сведенборгом (или, правильнее было бы сказать — Господом через Сведенборга) только посредством буквального смысла Священного Писания христианской религии. Особенно хорошо это видно в его книге «Тайны небесные», которая была построена по принципу классического богословского трактата. В ней всякое положение Учения не только отталкивается всегда от буквального смысла Священного Писания, но оно смыслом этим (то есть многочисленными параллельными цитатами) там всегда и подтверждается. То есть Сведенборг никогда не требует от своих читателей, чтобы они попросту верили ему на слово: дескать, всё, что я говорю — это от Господа, и потому вы не имеете ни малейшего права в этом сомневаться. Нет, наоборот, через всё Небесное Учение веры лейтмотивом проходит призыв доверять всегда и исключительно Священному Писанию, или же Господнему Слову, и поверять по нему любое религиозное учение веры (включая сюда и само Небесное Учение). В доказательство этому приведу несколько цитат оттуда.

«Учение веры должно быть почерпнуто и доказано из буквального смысла Слова, и это потому так, что Господь присутствует у человека лишь в буквальном смысле Слова, и нигде более, откуда озаряет и научает его истинному Церкви, и что Господь никоим образом ничего не творит, иначе как только в полноте; Слово же в своём буквальном смысле пребывает в полноте» («О Священном Писании», 53).

«Это потому так, что Слово, для того чтобы быть Божественным и в то же время употребительным для небес и для церкви, должно быть природным в букве своей, ибо если бы оно не было природным в букве своей, то невозможно было бы и никакое соединение неба с церковью посредством Его; ибо это было бы как дом без основания или как дух без тела, ибо последние (начала) заключают (в себе) всё внутреннее, и являются для них основанием. …Человек пребывает в последних (началах творения), и в церкви, в нём пребывающей, небо имеет своё основание. Именно поэтому-то и стиль Слова есть такой, какой он есть; и, как следствие, когда человек посредством вещей природных, принадлежащих смыслу буквы Слова, мыслит духовно, он соединяется с небесами, и он не может никаким другим образом с ними соединён быть» («Апокалипсис объяснённый», 71).

«Отсюда и происходит то, что учение должно быть почерпнуто из смысла буквального. …Однако учение не только должно быть почерпнуто из буквального смысла Слова, но должно быть также и доказано посредством оного, ибо если оно не им доказывается, то кажется, что в истинном, принадлежащем учению, как бы заключено одно человеческое разумение, а не мудрость Божья, и в таком случае учение было бы как дом на воздухе, а не на земле, и потому было бы без основания. …Учение подлинного истинного может также вполне быть почерпнуто из буквального смысла Слова, ибо Слово в этом смысле есть как человек одетый, лицо которого обнажено и руки которого также обнажены. Всё, что относится к жизни человека, и всё, что относится к его спасению, находится там обнажённым, остальное же облачённым; и во многих местах, где оно облачено, сияет насквозь, как лицо сквозь тонкую шёлковую ткань. А так как истины Слова размножаются любовью к нему и таким образом посредством оной приводятся в порядок, то они просвечивают светлее и светлее сквозь одежды и, наконец, обнаруживаются. Но и это делается также посредством учения. …Можно было бы подумать, что учение подлинно истинного можно приобретать посредством духовного смысла Слова, которое получается через науку соответствий; но учение не снискивается чрез него, а только озаряется и укрепляется им, ибо никто чрез соответствие не приходит в духовный смысл Слова, если он наперёд не находится в подлинно истинном из учения. …Этому смыслу может человек сделать насилие, если он введён в науку соответствий и посредством оной захочет из собственного разумения исследовать духовный смысл Слова, ибо он может из некоторых ему известных соответствий извращать смысл его и принуждать оный также к утверждению ложного; а это было бы — насиловать Божественное истинное, а равно и небеса. Потому, если кто хочет постигать этот смысл от себя, а не от Господа, то небеса затворяются; а когда они закрыты, то человек или не видит ничего, или духовно безумствует. Причиной сему и то, что Господь учит каждого посредством Слова, и учит из тех истин, которые у человека находятся, а не вливает в него непосредственно новых. Почему если человек не находится в Божественном истинном или находится только в немногих истинах, и вместе в ложном, то может он из них искажать истинное, как это делается также всякими еретиками в отношении к буквальному смыслу Слова, что тоже известно. Но чтобы таким образом кто-нибудь не вторгнулся в духовный смысл Слова или не извратил бы подлинно истинного, находящегося в этом смысле, то поставлены Господом стражи, которые в Слове разумеются под херувимами. …Если человек не находится наперёд в подлинно истинном, то может он посредством некоторых соответствий искажать Слово, присовокупляя и изъясняя их к утверждению того, что к духу его из принятого уже начала приметилось. Сверх того духовный смысл никому не даётся иначе, как единым Господом, и Им охраняется, как охраняются небеса, ибо небеса находятся в нём. Итак, лучше, чтобы человек прилежал к Слову в смысле буквальном, из него одного сообщается Учение» («О Священном Писании», 26, 53, 54, 55, 56).

Эти свидетельства, кстати, коренным образом опровергают любые попытки «навесить» на Учение это разного рода ярлыки, которыми время от времени его пытаются занести в разряд так называемых оккультных наук и поставить в один ряд с такими произведениями ума человеческого, как, скажем, «Тайная доктрина» Е. Блаватской, или же с разного рода оккультными «откровениями», полученными посредст­вом спиритических сеансов.

Таким образом, в Небесном Учении две концепции — концепция космогоническая и концепция Божественного Слова, или же Священного Писания, — связаны в одно неразрывное целое. И обе эти концепции взирают, как на своё основание, на концепцию Господнего творения и Божественного присутствия в сотворённой вселенной. Ибо, согласно Небесному Учению, творение вообще, и человек в частности, есть эманации Божественной любви, обретающиеся в различных формах Божественной мудрости.

Согласно Учению: «Всё во вселенной сотворено Божественной любовью и Божественной мудростью Бога Человека. Вселенная, как в большом, так и в малом, как в первом, так и в последнем, столь преисполнена Божественной любовью и Божественной мудростью, что о ней можно сказать, что она вся некоторым образом есть Божественная любовь и Божественная мудрость. …Всё и каждое, существующее в сотворённой вселенной, имеет такое соответствие во всём и каждом у человека, что можно сказать, что человек также есть в некотором роде вселенная. …Сотворённая вселенная есть символический образ Бога-Человека, и любовь и мудрость Его есть то, что представляется в образах во вселенной; однако же так, что сотворённая вселенная не сама есть Бог Человек, а только существует от него, ибо ничто в сотворённой вселенной не есть субстанция и форма сама в себе, или сама жизнь, и сама любовь и мудрость, и даже человек не есть человек сам по себе, но всё это таково лишь от Бога, который есть самый человек, сама мудрость и любовь, и самая форма и субстанция, которая, как сущее само в себе (само по себе), есть несотворённое и бесконечное, всё же, что имеет бытность от этого несотворённого и бесконечного, есть сотворённое и конечное, ибо не содержит в себе ничего такого, что есть сущее, само по себе, и потому всё такое представляет лишь образ Того, от Которого оно имеет бытность и существование. …Всё в сотворённой вселенной составляет вместилища Божественной любви и Божественной мудрости Бога Человека. Известно, что всё и каждое во всей вселенной сотворено Богом, почему вселенная со всем и каждым в ней и называется в Слове делом рук Иеговы. Говорят обыкновенно, что мир во всём объёме своём сотворён из ничего, а о ничём имеют обыкновенно понятие, как о совершенном ничём; из совершённого же ничего ни что не делается, и никакое что-либо сделаться не может: это истина неизменная, почему и вселенная как образ Бога и потому преисполненная Богом, не могла быть сотворена иначе, как лишь в Боге от Бога, ибо Бог есть само Бытие, и лишь от Бытия может быть то, что есть, сотворить же из ничего, которое не есть то, что есть, составляет совершённое противоречие. Однако же, сотворённое в Боге от Бога не есть продолжение (continuum) от Него, ибо Бог есть Бытие Само в Себе (in se), а ни в чём сотворённом нет ничего такого, что было бы таким Бытием (in se); и если бы в сотворённом было что-либо из такого Бытия, то сотворённое было бы продолжением от Бога, а продолжение от Бога было бы Богом. …Сотворённое в Боге от Бога подобно тому, как если бы что-либо было взято человеком из его жизни, но с отнятием из оного этой жизни, и, следовательно, было бы таково, что хотя оно и оставалось бы сходственным с его жизнью, но не было бы его жизнью. …Всё во вселенной (а не только люди)… составляет собою вместилища Божественной Любви и Божественной Мудрости Бога-Человека, как, например, низшее относительно людей в царстве животном и низшее относительно этого царства в царст­ве растительном, и низшее также относительно царства растительного в царстве минеральном… Из этого можно видеть, что Божественное присуще во всём и в каждом в сотворённой вселенной, и что потому сотворённая вселенная, как говорится в Слове, есть дело рук Иеговы, то есть дело Божественной любви и Божественной мудрости, ибо они-то разумеются под руками Иеговы, и что хотя Божественное и присуще во всём и в каждом в сотворённой вселенной, но что однако же нет ничего в бытии из такого, что было бы Божественным в себе, ибо сотворённая вселенная не есть Бог, а только происходит от Бога, и что потому именно, что она от Бога, в ней есть образ Его, подобно образу человека в зеркале, в котором хотя и кажется человек, но со всем тем нет ничего от человека» (ЛМ 52, 55, 58, 59).

Таким образом, согласно Учению, творение и человек представляют собою некое единое целое в неразрывной связи, как макрокосм и микрокосм. И более того, вселенная в целом есть как бы сотворённое отражение Бога Человека от вечности, сотворённое в Боге и от Бога, и все субстанции в этом сотворении есть лишь различного рода эманации Божественной первосубстанции, которая и составляет в них их бытие, ибо сами от себя они никакого бытия иметь не могут по определению. Но, в отличие от схожих пантеистических концепций, Учение не рассматривает сотворённую вселенную как Бога и не признаёт Бога ни в коей мере частью сотворённой вселенной: Бог присутствует в ней, во всех временах, во всех пространствах и во всех её субстанциальностях, отдельно и от времён, и от пространств, и от субстанциальностей. То есть Он присутствует в творении, во всех этих его частностях не по степени сплошной, а по степени раздельной.

Чтобы лучше понять вышесказанное, здесь нужно обратиться к концепции степеней, которая представляет собой наряду с концепцией соответствий одну из важнейших концепций Учения, без которых оно попросту не может быть правильно понято. Ниже приведена эта концепция из Учения (в кратком изложении): «Кто не знает Божественного порядка относительно степеней, тот не может понять, каким образом небеса могут различаться между собой, и равно понять, что такое человек внутренний и человек внешний. Большей частью в мире не имеют другого понятия о внутреннем и внешнем, или о высшем и низшем, как о чём-то непрерывном или нераздельном, идущем от чистейшего до грубейшего; меж тем внутреннее с внешним не связано, а раздельно. Степени бывают двоякого рода: сплошные и раздельные (gradus continui et discreti). Сплошные подобны степеням света от яркого пламени до потёмок, или подобны степеням ясности предметов по мере их освещёния, или ещё подобны степеням чистоты воздуха от низших его слоёв до высших; эти степени измеряются расстояниями. Напротив того, степени не сплошные, а раздельные различны, как начало и конец, как причина и следствие, как производитель и произведение. Всякий наблюдатель увидит, что каждая вещь в мире, как вообще, так и в частности, создаётся и образуется по этим степеням, то есть что от одной вещи происходит другая, от другой третья и так далее. Кто не дойдёт до постижения этих степеней, тому никак не понять ни отличия одних небес от других, ни различия способностей внутреннего и внешнего человека, ни различия между миром духовным и природным, ни различия между духом человека и телом его, не уразуметь, что такое и откуда происходят соответствия и изображения (repraesentativa) и что значит наитие. Люди чувственные не понимают этих различий; они даже в этих раздельных степенях видят одно сплошное, и потому, по их понятию, духовное есть не что иное, как природное, только более чистое» (НА 38).

Отсюда видно, что Бог-Человек присутствует в творении по степени раздельной, благодаря механизму изображений, или же соответст­вий, и что всё творение изображает собою Бога от вечности. Поскольку же Бог есть Человек, и Человек абсолютный, то и сотворённая вселенная не может пребывать ни в каком ином образе, как лишь в соответственно человеческом. Откуда следует затем, что сотворённая вселенная есть как бы тело, оживотворяющая душа которого есть Сам Бог от вечности, пребывающий во вселенной соответствиями по раздельной степени.

По сути, согласно Учению, вселенная как макрокосм есть Большой, или же Небесный Человек, и соответственно небеса пребывают в совершенно человеческом образе, и каждое небесное сообщество пребывает в малом человеческом образе. Человек как личность есть минимальная единица этого порядка, то есть он — человек в минимальной форме, как бы клеточка вселенского организма, а в максимальной своей форме образует Большого Небесного Человека.

Церковь, отсюда, есть небеса Господни на земле, или же самая внеш­няя раздельная степень этого порядка, а значит, тоже пребывает в человеческой форме, где каждый член церкви представляет собою какой-либо орган этого всеобщего тела. Господь же есть животворный Святой Дух, наполняющий это тело жизнью и святостью и присутствующий как в нём в целом, так и в каждом органе его в частности, соответствиями по раздельной степени.

Присутствие это совершается соединением в человеке добра Господней любви с истинами, заимствуемыми из Божественного Слова, или же Священного Писания. Здесь Божественное добро выступает в роли субстанциального содержимого, Божественная же истина из Слова — в качестве формы этого содержимого, а соединение того и другого совершается в служениях, то есть когда человек, побуждаемый добром, совершает дела, предписываемые Священным Писанием, то есть соблюдает заповеди и активно творит добро ближним своим. И именно по этой причине Слово и написано соответствиями, поскольку восприемниками Божественного добра, пребывающего в высшей раздельной степени бытия, могут служить лишь соответствующие этому добру формы в степени природной человеческого сознания.

Мир природный отсюда есть в этом Большом Небесном Человеке лишь последняя степень, в которой происходит завершение и овещёствление всех предшествующих степеней порядка. В нём формы духовные фиксируются посредством форм материальных, мёртвых самих по себе, но могущих служить для форм духовных как бы фундаментом их существования. Поэтому мир природный есть лишь мёртвая скорлупа, которая облекает собою жизненные органические формы Большого Небесного Человека. И назначение мира природного в отношении человека единичного состоит лишь в том, чтобы посредством форм материальных собрать воедино духовные формы его души, которая затем, по отрешении и отделении от этих форм материальных, уже будет обитать целую вечность как неразрывная органическая составляющая Большого Небесного Человека, как минимальная клеточка необъятного вселенского организма, который, по сути своей, есть вместилище и восприемник Божественного Духа, наполняющего жизнью и человеческим Своим всё творение.

Согласно этому, в Учении существует и совершенно отличная от прежде бытовавших в христианстве концепция посмертного существования человека, а также загробного воздаяния и последнего, или же Страшного, суда. Концепция Учения в этом вопросе частично опирается на непосредственный личный опыт Сведенборга, имевшего возможность по милости Господней посещать потустороннее бытие в духе, находясь в то же время в теле, и лично видеть состояние вещей таковым, каково оно на самом деле, а частично — на собственных концептуальных толкованиях Священного Писания, суть которых состоит в том, что до Учения многие места там были понимаемы в христианской церкви неправильно, ибо были толкуемы лишь по смыслу буквы в полном неведении смысла духовного, который и есть подлинный смысл Божественного Слова. Согласно Учению:

«В христианском мире никому не известно, что небеса и ад образуются из рода человеческого. Полагают, что вначале были созданы ангелы, и из них образовались небеса; что дьявол, или сатана, был ангелом света, но восстал, вместе со своим полчищем был свергнут и образовал ад. Ангелы крайне дивились такой вере Христианского мира; и ещё более тому, что люди совсем ничего не знают о небесах, тогда как это главное, чему учит церковь. Поскольку господствует такое невежество, ангелы обрадовались, что теперь Господу было угодно дать Христианам новые откровения о небесах и аде, и таким образом, насколько возможно, развеять мрак, сгущающийся день ото дня, потому что церковь подошла к своему концу. Ангелы желают, чтобы я подтвердил как слышанное от них, что нет ни одного ангела во всех небесах, который был бы создан от начала, и нет ни одного дьявола в аду, который был создан ангелом света, и затем низвергнут, но что все жители небес и ада произошли от рода человеческого. На небесах пребывают те, кто жил в мире в состоянии небесной любви и веры, в аду находятся те, которые жили в состоянии адской любви и веры... Ангелы объяснили, что причина такой веры христианского мира о жителях небес и ада состоит в понимании определённых изречений Слова только в буквальном смысле, вместо пояснения и толкования их в свете истинного учения из Слова. Однако буквальный смысл Слова, если он прежде не освещён истинным учением церкви, побуждает человеческий разум блуждать в различных направлениях. И это является началом невежества, ереси и лжи.

Другая причина того, что в церкви придерживаются подобных взглядов, состоит в вере людей, что никто не может прийти на небеса или в ад до времени Последнего суда. Представляется это таким образом, что тогда весь видимый мир будет разрушен и заменён новым; что каждая душа будет возвращена в своё тело и по воссоединении человек снова будет жить как человек. Эта вера несёт с собой и другое — об ангелах, созданных от начала; поскольку нельзя верить, что небеса и ад образованы из рода человеческого, если верить, что ни один человек не попадает туда до конца света.

Чтобы люди могли убедиться в ложности этого, мне было позволено общаться с ангелами и говорить с находящимися в аду на протяжении многих лет, иногда непрерывно с утра до вечера, таким образом познавая о небе и аде. Это было позволено, чтобы люди в церкви не упорствовали более в ложной вере о воскресении в день Суда, о состоянии души до того времени, а также об ангелах и дьяволе. ­
…Господь открыл внутренние начала моего духа; и тогда мне позволено было говорить со всеми людьми, кого я знал в телесной жизни, после их смерти. В одних случаях это было в течение нескольких дней, в других — в течение месяцев, с иными в течение года, а также со многими другими, число которых превышает сотни тысяч. Многие из них были на небесах, а многие в аду. Я разговаривал также с некоторыми спустя два дня после их смерти, и сказал им, что готовятся их похороны и отпевания. Они ответили, что охотно отвергли то, что служило им для тела и его службы в мире, и просили сказать, что они не умерли, но живут как люди, как и раньше, только перешли из одного мира в другой. Они говорили, что не ощущают никакой утраты, потому что также обладают телом и телесными ощущениями, как раньше, так же как разумом и волей как раньше, ибо их мысли и чувства, их ощущения, удовольствия и желания во всём подобны тем, которыми они обладали в мире.

Большинство недавно умерших, увидев, что они по-прежнему живут как люди, исполнились неожиданной радости жизни и сказали, что никогда не верили в это. Состояние каждого человека после смерти вначале близко тому, в каком он пребывал в мире, но постепенно оно изменяется к небесному или адскому. Они очень удивлялись собственному прежнему невежеству и безрассудству относительно своей жизни после смерти; и особенно такому же состоянию членов церкви, которые должны быть просвещёнными в этих вопросах лучше остальных во всём мире.

Тогда же они впервые увидели причину своего невежества и безрассудства, состоявшую в том, что внешнее, то есть мирское и телесное, так овладело их разумом и преисполнило его, что они не могли вознестись в свет небес, чтобы видеть предметы церкви за пределами её учения. Когда телесное и мирское любимо так, как ныне, полный мрак проникает в разум всякого, кто желает размышлять о небесном помимо учения веры его церкви…

Многолетний ежедневный опыт позволяет свидетельствовать, что человеческий дух по освобождении от тела есть человек в таком же образе. Ибо множество раз я видел духов, слышал их и разговаривал с ними. Я также обсуждал с ними, что люди в мире не разделяют такую веру, а верующих учёные считают простаками. Духи были глубоко огорчены, что подобное невежество господствует на земле, особенно в церкви. Но они сказали, что такая вера распространилась более всего от самих учёных, чьё представление о душе основано на чувственно-телесном восприятии. Поэтому у них создалось представление, что душа есть не что иное, как просто мысль. Когда же она лишается объекта, в котором пребывает или из которого извлекается, тогда она становится подобной чистому эфиру, разрушаемому по смерти тела. Но так как церковь на основании Слова учит верить в бессмертие души, они были вынуждены придать душе некоторую жизненность, свойственную мысли, хотя всё же отрицали её способность к человеческим ощущениям до нового её соединения с телом.

На этом представлении основано учение о воскресении и вера в соединение души и тела на Последнем суде. Оно неизбежно следует из такого понятия о душе и веры церкви в вечную жизнь человека. Поэтому всякий, чьё понятие о душе основано на учении и таком представлении, совершенно не может понять, что душа есть дух в человеческом образе. Добавьте к этому, что ныне едва ли кто знает, что означает „духовный“, и ещё менее, что духовные существа, такие как все духи и ангелы, наделены человеческим образом.

Поэтому почти все, прибывшие из мира, крайне удивляются, что они живы и остаются такими же людьми, какими были прежде, и что они не ощущают в себе никаких перемен. Надивившись своему собственному состоянию, они продолжают удивляться, что церковь ничего не знает о таком состоянии человека после смерти, хотя все, когда-либо жившие на земле, находятся в том мире и живут как люди. Поскольку они также удивлялись, почему это не открыто человеку через ви`дение, им было сказано с небес, что такое могло бы произойти, ибо нет ничего легче, если это по Господнему соизволению; но утвердившиеся в ложных понятиях всё равно не поверили бы, даже если бы они увидели это сами. Им было сказано также, что ви`дение с небес опасно являть тем, кто погружен в мирское и телесное, поскольку это заставило бы их сначала верить, а затем отрицать его, оскверняя, таким образом, саму истину. Осквернять означает сначала верить, а затем отрицать, и те, кто оскверняют, погружаются в самый глубокий и наихудший из адов…

Что небеса и ад образуются из рода человеческого, церковь также могла бы знать из Слова. Это могло бы стать частью её учения, если бы она позволила свету с небес проникнуть в него. И если бы она обратила внимание на слова Господа грабителю, что он сегодня будет с Ним в раю (Лука 23:43). Также на сказанное Господом о богатом человеке и Лазаре, что богатый сошёл в ад, откуда он говорил с Авраамом, а Лазарь вознёсся на небеса (Лука 16:19-31). Также на сказанное Господом саддукеям о воскресении, что Бог не есть Бог мёртвых, но живых (Матф. 22:32). Это же следует из общей веры тех, которые ведут жизнь добра, в особенности из их веры о смерти, когда с них совлекается мирское и телесное; что они придут на небеса, как только их телесная жизнь угаснет. Такая вера господствует среди всех, если только учение церкви не приводит их к пониманию воскресения, как происходящего во время Последнего суда. Исследуйте, так ли обстоит дело, и получите подтверждение этому.

Всякий, кто познал Божественный порядок, может также понимать, что человек был создан, чтобы стать ангелом, ибо в нём порядок достигает своей последней степени, в которой небесная и ангельская мудрость может принять образ, восстановиться и приумножиться. Божественный порядок никогда не останавливается на полпути и не образует ничего без последней степени; поскольку не достигшее последней степени не образует полноту и совершенство. Пребывая же в последней степени, он принимает образ и использует имеющиеся в его распоряжении средства для восстановления и продолжения себя, что происходит через воспроизведение. Поэтому последняя степень является рассадником небес…

Во многих местах моей книги „О небесах и об аде“ было показано, что небеса и ад происходят из рода человеческого, как, например, в следующих: племена и народы, не принадлежащие церкви, на небесах (НА 318—328), о детях на небесах (НА 329—345), о мудрых и простых на небесах (НА 346—356), о богатых и бедных на небесах (НА 357—365). Всякий человек по внутренним началам своим есть дух (НА 432—444). Человек после смерти является в совершенном человеческом образе (НА 453—460). Человек после смерти сохраняет чувства, память, мысли, любовь, которые были у него в мире, не оставляя после себя ничего, только своё земное тело (НА 461—469). Первое состояние человека после смерти (НА 491—498); его второе состояние (НА 499—511); его третье состояние (НА 512—517). Далее об адах (НА 536—588). Все эти места доказывают, что как небеса не состоят из каких-либо ангелов, созданных от начала, так и ад не состоит из дьявола и его полчищ, но только из тех, кто были рождёны как люди» («О Последнем Суде и разрушении Вавилона» 14—22).

Как видно из вышеприведённой цитаты, согласно Учению, человек после смерти сразу же идёт в небеса или в преисподнюю, согласно тому, во что сформировался его дух во плоти. Те, кто верил в Бога, жил по заповедям своей религии, избегал зла, как греха перед Всевышним, любил ближнего и честно исполнял свои служения в мире как перед людьми, так и перед Богом, тот сформировался в совершённый человеческий образ, который может войти в небеса, что значит — стать неразрывной частицей органического тела Большого Небесного Человека, и затем, как часть этого единого тела, наполняться Божественным Святым Духом и вечно пребывать в небесах в Божественной благодати. Тот же, кто отрицал бытие Божье и по этой причине ни во что не ставил творение зла и преступление заповедей религии, презирал ближнего и жил всегда за его счёт, чья жизнь была преисполнена гнева, лжи, мстительности, прелюбодеяний и воровства, тот сформировался в образ человеческий ущербный, или же в образ демона ада, и в вечности он в состоянии воспринимать дух Божественной благодати лишь извращённо, что значит — в вечное осуждение и проклятие. По этой причине он низвергается в преисподнюю, которая, как и небеса, не есть место или время (ни того, ни другого, понятно, не может быть в духовных степенях бытия, ибо время и пространство, согласно Учению, есть принадлежности лишь мира природного), но есть состояние вечного осуждения и проклятия. Небесное Учение говорит по этому предмету:

«Не получившие должного наставления о небесах, о пути к ним и о небесной жизни человека полагают, будто приём в небеса есть дело одной только милости к верующим и тем, за кого ходатайствует Господь, или будто небеса доступны только по благодати или милости Божьей; что, стало быть, всякий человек без изъятия может быть спасён по благоусмотрению Господню. Иные же думают, что даже и самые обитатели преисподней могут быть спасены. Но люди такого мнения ничего не понимают о человеке, который вообще весь таков, какова жизнь его; а жизнь его такова, какова любовь его не только по внутреннему началу своему, по воле и разуму, но и по внешности своей, по телу или образу: телесный образ не что иное, как внешний вид, или образ, в котором внутренние начала его проявляются на деле, почему и весь человек есть представитель любви своей. Люди эти не ведают, что тело живёт не от себя и не собой, а духом своим; что дух человека есть любовь или чувства его, а духовное тело — не что иное, как любовь эта в человеческом образе, в котором и является он после смерти. Кто всего этого не знает, тот может полагать, что спасение человека зависит от одного только благоизволения Божьего, называемого милостью и благодатью.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных