Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экономическая мысль средневековья




 

Экономические воззрения средневековья (феодального обще­ства), судя по дошедшим до нас литературным источникам, но­сят ярко выраженный богословский характер. Научное наследие духовных идеологов этой эпохи, в том числе в области хозяйствен­ной политики, переполняют схоластика, софистические рассуж­дения, религиозно-этические нормы, посредством которых ими оправдывается сословный характер и иерархическая структура об­щества, рост концентрации политической власти и экономичес­кого могущества у светских и церковных феодалов. Их доктринам присущи также двусмысленное толкование необходимости расши­рения масштабов товарности экономики, осуждение либо неяв­ное одобрение ростовщичества и другие признаки неприятия в хозяйстве основополагающих принципов рыночных отношений.

 

Автором одной из значительных концепций общественного прогресса на базе экономических факторов является видный мыслитель арабского Востока Ибн-Хальдун (1332—1406)4, который жил и творил в североафриканских странах Магриба. К этому времени здесь к унаследованным традициям древности, позволявшим государству сохранять за собой и распоряжаться большим фондом земельных угодий и пополнять казну налогами, прибавились еще и «всесильные» постулаты Корана, лежащего в основе зародившей­ся в начале VII в. новой религиозной идеологии — ислама. Причем примечательно, что «услышал», а затем распространял в своих проповедях «откровения бога», став тем самым основателем исла­ма, некий пророк Мухаммед — несомненно, искушенный в эко­номических проблемах купец из Мекки.

В концепции Ибн-Хальдуна («социальная физика») не отверга­ются богоугодность торговли и провозглашаемое исламом в Кора­не возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жад­ности и расточительства, а также то, что «Аллах дал преимуще­ство одних людей перед другими». Ее основным достижением яв­ляется дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации». Последняя, на его взгляд, к традиционным хозяйственным занятиям людей в земледелии и ско­товодстве прибавила такие прогрессивные сферы экономической деятельности, как ремесло и торговля. Успешное развитие всех отраслей экономики, полагает мыслитель, позволит многократно приумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каж­дого человека. Однако переход к цивилизации с ее возможностя­ми для избыточного производства материальных благ, предупреж­дает ученый, не означает, что наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и отпадет необходимость в «предводи­тельстве» над подданными и в разделении общества на сословия («слои») по имущественному признаку.

Ибн-Хальдун показал понимание того, что обеспечение граж­дан предметами первой необходимости и предметами роскоши или, по его терминологии, «необходимым» и «лишенным необходимо­сти», зависит прежде всего от степени населенности города, сим­волизирующей как его процветание, так и упадок. Поэтому, если город растет, в нем будут в достатке и «необходимое» и «лишен­ное необходимости»; при этом цены на первое (благодаря учас­тию в земледелии, в том числе и горожан) будут снижаться, а на второе (из-за резкого роста спроса на предметы роскоши) — бу­дут увеличиваться. И наоборот, упадок города как результат мало­численности проживающего в нем населения обусловливает недо­статок и дороговизну всех без исключения материальных благ. Одновременно с этим мыслитель отмечает, что чем ниже устанав­ливается размер налогов (включая пошлины и поборы правителей на городских рынках), тем более реален расцвет любого города, общества в целом.

 

Деньги Ибн-Хальдун считает важнейшим элементом хозяй­ственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли пол­ноценные монеты из созданных богом двух металлов — золота и серебра. По его мысли, деньги отображают количественное содер­жание человеческого труда «во всем приобретаемом», ценность «всякого движимого имущества», и в них «основа приобретения, накопления и сокровища». Он совершенно нетенденциозен при ха­рактеристике «стоимости труда», т.е. заработной платы, утверждая, что ее размер зависит, во-первых, «от количества труда челове­ка», во-вторых, «его мест среди других трудов» и, в-третьих, от «потребности людей в нем» (в труде. — Я.Я.).

Меркантилизм

 

Само слово меркантилизм (от итальянского мерканто – торговля) -учение о выгодах торговли, способах ее организации, решениях о внешней и внутренней торговле. Данный термин в обращение ввел английский экономист Адам Смитт.

Меркантилизм наиболее ярко отразил новейшие сдвиги в экономической жизни Европы XVI-XVII вв - интересы зарождавшегося и становившегося все более влиятельным класса буржуазии, обедневших аристократов или разбогатевших цеховых мастеров, т.е. тех, кто имел небольшой капитал и огромное желание его приумножить. Перед меркантилизмом стоят проблемы:

1. первоначального накопления капитала;

2. политики в колониях;

3. внешней торговли.

Меркантилизм - политика накопления денег, протекционизм, государственная регламентация. Меркантилизм был экономической платформой европейской буржуазии, он идеализирует золото, обоготворяет его.

Меркантилизм характеризовался следующими чертами:

1. Деньги как абсолютная форма богатства.

2. Предмет исследования - исключительно сфера обращения.

3. Накопление богатства (в денежной форме) происходит в форме прибыли от внешней торговли, или от непосредственной добычи драгоценных металлов.

Меркантилизм - экономическое обоснование политики абсолютистского государства, поскольку последнее нуждается в едином рычаге управления, которым являются деньги.

Особенности меркантилизма как экономической идеи.

1. Национальный характер меркантильной системы. Национальный характер зависит от того, что ускоренное капиталистическое развитие было возможно только в национальных рамках, и во многом зависело от государственной власти.

2. Немногочисленность теоретических изысканий, основной упор делается на разработку конкретных практических рекомендаций.

Две стадии развития меркантилизма:

I. Монетаризм, или теория денежного баланса:

· активная роль государства, особенно в регулировании денежного обращения;

· запрет на вывоз денег, золота и серебра;

· накопление сокровищ;

· ограничение ввоза иностранных товаров, установление высоких пошлин, надзор за иностранными купцами;

· понижение ставки ссудного процента.

Монетарная система ориентировалась на административное разрешение экономических проблем.

II. Собственно меркантилизм (XVI и особенно XVII вв.). «Побольше продавать, поменьше покупать» - для того, чтобы торговый баланс страны был активным. Конкретные действия:

· неограниченное развитие внутренней торговли;

· расширение экспорта;

· достаточно широкий импорт товаров;

· поощряет развитие мануфактур (как основа торговли);

· осуждает накопление сокровищ;

· свобода взимания процентов.

Пришло понимание, что прежде чем торговать, нужно производить, деньги нужно пускать в дело, а не накапливать в виде сокровищ, давать их в долг тому, кто сможет ими распорядиться под проценты.

4. Решительный разрыв со средневековым натуральным хозяйством, развитие и экспансия торговых связей.

5. Попытка осознать, что прибыль, (даже торговая) кроется в процессе производства.

6. Признание правомерности обмена, фальсификации товаров, спекуляции.

Физиократы

 

Школа физиократов возникла во Франции в период перехода от феодализма к капитализму, в XVIII веке. К этому времени уже окреп промышленный и финансовый капитал, но еще 80% пахотной земли принадлежало духовным и светским феодалам. Сложились национальные рынки, и намечается появление европейского рынка, однако большинство населения по-прежнему вело натуральное хозяйство.

Слово “физиократы” ведет свое происхождение от латинских слов “физиос” – природа и “кратос” – власть. Сами они себя называли “экономистами”. В отличие меркантилистов физиократы перенесли центр своих исследований со сферы обращения на сферу производства, преимущественно сельскохозяйственного.

Основоположником и главой школы был Франсуа Кене (1694-1774).

Наибольшую известность из всех его работ приобрела “Экономическая таблица”, написанная в 1758 г. В этой работе впервые сделана попытка изобразить годовой процесс воспроизводства в целом и обосновать значение его основных элементов, с помощью математических расчетов показал, как создаваемый в земледелии валовой и чистый продукт обращается в натуральной и денежной форме. Таким образом, Кене создал первую макроэкономическую модель.

Теория физиократов основывалась на эквивалентности обмена. Кене считал, что товары вступают в обращение с заранее данной ценой, которая является основой рыночных цен товаров. В основе цены лежат – редкость или изобилие, конкуренция продавцов и покупателей. Однако Кене не мог научно объяснить причину обмена ценности на равную ценность, так как отождествлял стоимость с издержками производства.

Физиократы считали деньги посредником в обмене и не отождествляли их с богатством. Они ориентировались на более эффективные методы обогащения страны и предлагали обратиться к сфере материального производства, преимущественно к земледельческому. Земледельческий труд физиократы считали единственным, целесообразным, полезным трудом, создающим прибавочную стоимость, которая существует в виде земельной ренты. Эта рента для них была общей формой прибавочной стоимости.

Важной заслугой физиократов является то, что они дали анализ капитала. Выдвинули теорию основного и оборотного капитала (они понимали это как первоначальные и ежегодные авансы). Если стоимость ежегодных авансов возмещалась целиком в течение года, то стоимость первоначальных авансов возмещалась по частям в течение десятилетнего периода.

Классическая школа

 

Классическая школа политической экономии зародилась в Англии в конце XVII в. - начале XVIII в. в период буржуазной перестройки промышленного производства, когда господство торгового капитала сменилось господством промышленного капитала.

«Классики», по существу, заново сформулировали и предмет, и метод изучения экономической теории.

Формирование экономической науки увязывается с именем и творчеством Адама Смита – величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII в. Именно он создал «первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки».

Предметом изучения экономической науки А. Смит ставит центральную проблему – экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Он считает, что сущностью и природой богатства является исключительно труд. Источником богатства он ставит не торговлю и сферы обращения, а сферу производства, в других работах – «для приумножения богатства предпочтительнее развитие сельского хозяйства, а не промышленности». У Смита богатство общества – все то, что создается в материальном производстве. Условие роста богатства – разделение труда, рост его производительности. Рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения и отличаются от естественных цен – цен, определяемых затратами труда на его создание, а в развитом обществе источником стоимости, наряду с трудом становиться капитал и земля, поэтому цена товара складывается из заработной платы, прибыли и ренты. Смит приходит к выводу, что с ростом общественного богатства растут доходы всех классов общества. Деньги – мерило стоимости товара.

Последователем и одновременно активным оппонентом отдельных теоретических положений А. Смита был Д. Рикардо. Главной задачей политической экономии Рикардо считает определение законов, которые управляют распределением доходов. Капитал – накопленный прошлый труд. Его учение называли “системой раздора и вражды между классами”, так как именно классовые отношения лежат в основе процессов распределения доходов в обществе, так как он был уверен, что рост доходов капиталистов (прибыль) обязательно снижает доход рабочих (заработную плату), и наоборот и видел в этом жесткую закономерную обратную связь. Категории “стоимость” и “цена” у Рикардо приводятся фактически как синонимы. Рикардо трактует понятия стоимости, заработной платы, капитала, прибыли, ренты последовательно в духе трудовой теории. Труд – это естественный создатель стоимости товара. Стоимость определяется не средними затратами, а затратами в наихудших условиях, если они нужны, чтобы удовлетворить потребность общества в данном товаре. Устойчивость денежного обращения является важнейшим условием нормального развития экономики. Для этого необходим свободный размен бумажных денег на золото – “золотой денежный стандарт”. Рикардо был приверженцем количественной теории денег, увязывая изменение их стоимости как товаров с их (денег) количеством в обращении.

Для нашего времени и понимания более близка и понятна теория Адама Смита в сравнении с теорией Д.Рикардо.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных