Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Природа и любовь в лирике А. Фета

Билет 13

Древние говорили, что поэтами рождаются. Афанасий Фет действительно родился поэтом. Многие литературове­ды, писатели отмечают художественную одаренность этого человека. Но Афанасий Фет — поэт удивительный и не­обычный. Много в его жизни и творчестве каких-то тайн, чего-то недосказанного и трагического. Личность А. Фета очень противоречива. Современники поэта вспоминали, что «и наружностью, и разговорами он так мало походил на поэта». «Говорил он больше о предметах практичес­ких, сухих». «В нем было что-то жесткое». В то же время Афанасий Фет — тонкий лирик. Музыкальность — одна из отличительных черт его поэзии. Убеждения Фета-ли­рика ярко характеризуют его слова: «Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны».

Природа и любовь — главные темы творчества А. Фе­та. В 1843 году в июльском номере журнала «Отечест­венные записки» было опубликовано первое стихотворе­ние Фета «Я пришел к тебе с приветом...». В четырех его строфах поэт как бы во всеуслышание хочет рассказать читателям о том, что его волновало: о радостном блес­ке солнечного утра, о молодой весенней жизни, о влюб­ленной душе. «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!» — так оценит это стихотворение критик Василий Боткин, автор одной из лучших статей о творчестве А. Фета. О «весен­нем чувстве» фетовского творчества будет много рассказа­но в русской критике.

Поэзия А. Фета по-весеннему свежа и трепетна. Она дает почувствовать красоту земли, природы и родного слова.

Фет любил и знал русскую природу. Он умел в лю­бом состоянии природы увидеть красоту. Читая стихот­ворения поэта, можно услышать пение птиц, жужжание пчел, треск кузнечиков, звон ручья, которые сливают­ся в радостную музыку. Кажется, сама нежность и сама гармония писали эти дивные стихи. Для поэта любовь — это также средоточие всех печалей, волнений, тревог.

Фет считал, что человеческая жизнь окрашена в тем­ные тона, а небесная жизнь ослепительно яркая. Почти во всех стихотворениях Фета, где он говорит о женской красоте, есть эпитет «небесный». Женская красота в сти­хотворениях поэта подобна красоте природы, а созерца­ние лика любимой женщины сродни любованию приро­дой. Самым знаменитым стихотворением Фета считается «Шепот, робкое дыханье...». В стихотворении нет ни од­ного сказуемого. Поэт хочет передать малейшие измене­ния цвета, света, звука, впечатлений.

А. Фет в поэтических строках стремился запечатлеть мгновенные переживания, мимолетные ощущения и на­строения, присущие каждому человеку. В его стихотво­рениях нет ничего ужасного, безобразного, жестокого. Читая стихи Фета, каждый из нас находит что-то свое. А. Фет в своих стихотворениях говорил о величии чело­веческого духа. Он был убежден, что человек носит в сво­ей груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Огонь, который «ни времени не знает, ни пространства». И этот «огонь» поэзии Фета открывает любителям его стихов всю красоту окружающего мира.

Билет 14

Подзаголовок стихотворени"Посвящение детям" и обращения в
тексте свидетельствуют о том, что лирический герой стремится
ответить на вопрос эпиграфа: "Ваня... кто строил эту дорогу? "
Образ дороги один из ключевых у Некрасова имеет конкретное
наполнение. Изображена недавно открывшаяся Николаевская
железная дорога.
В стихотворении 4 части. Размер, в основном четырехстопный
дактиль, позволяет передать ритмический стук колес идущего
поезда.
Композиция
В развитии действия пересекаются две сюжетные
линии. Лирический герой, задетый словами"доброго папаши"-
генерала, стремится открыть его сыну правду. Во "сне удивительном"
перед Ваней появляется толпа строителей дороги, которые сами
повествуют о своей судьбе. Это экспозиция стихотворения.
Во второй части и лирический герой, и тени прошлого утверждают
творческую мощь"масс народных".
В третей- над этим выводом насмехается генерал, требуя обратится
к "светлой стороне".В завершающей четвертой части, возникает
гротескная картина награды за "труды роковые".

Образ дороги является сквозным в стихотворении, приобретает
символический смысл
Некрасов трезво оценивает исторические условия, когда говорит,
что ему не придется дожить до прекрасной поры подлинного
освобождения народа.
Народ еще благодарит своих грабителей, что они ему «недоимку
подарили» и отпустили «по домам», с горькой иронией отмечает поэт.
Но Некрасов верит в неиссякаемые духовные силы народа, его светлое
будущее.

Творчество Н. А. Некрасова отличает нежная любовь к простому русскому человеку, бесконечное сочувствие к подневольному труду крепостных. Это очень ясно отразилось в стихотворении «Железная дорога», в котором автор пытается показать и рассказать мальчику Ване правду об истинных строителях:

Труд этот, Ваня, был страшно громаден —

Не по плечу одному!

Тысячи людей были согнаны, чтобы проложить рельсы среди «дебрей бесплодных» и пустить там паровоз. Многие из них, не выдержав непосильного труда, «гроб обрели здесь себе». Голодные, холодные, изможденные, «мирные дети труда» изо дня в день совершали подвиг:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.
В беспросветной нужде, обидах и несправедливости протекали суровые будни строителей железной дороги. Необходимость прокладки рельсов согнала сюда мужиков «с разных концов государства великого». Здесь было единое братство умельцев и тружеников. Однако, к сожалению, «привычка к труду благодарная» не могла накормить и обогреть терпеливых страдальцев.
Я уверен, что донеся до нас память о крепостных работниках, не жалеющих себя, терпеливых и покорных судьбе, Н. А. Некрасов совершил великое благородное дело и помог совсем другими глазами посмотреть на многие творения человеческих рук.

Билет 15

«А́лые паруса́» — повесть- феерия Александра Грина о непоколебимой вере и всепобеждающей, возвышенной мечте, о том, что каждый может сделать для близкого чудо. Написана в 1916—1922 годах.

История создания

Первые заметки, относящиеся к «Алым парусам», Александр Грин начал делать в 1916 году. В черновиках к роману «Бегущая по волнам» (1925) описывал свои первые впечатления. Предварительная работа над «Алыми парусами» была закончена в начале декабря 1920 го­да. В дальнейшем автор неоднократно вносил в рукопись правки. Белового авто­графа повести не сохранилось.

Глава «Грэй» была напечатана в газете «Вечерний телеграф», № 1 от 8 мая 1922 года. Целиком, в виде отдельной книги, феерия была опубликована в 1923 году. Писатель посвятил её своей второй жене Нине («Нине Николаевне Грин подносит и посвящает Автор. ПБГ, 23 ноября 1922 г.»). Повесть включалась во все собрания сочинений писателя.

Сюжет

Повесть рассказывает историю о девочке Ассоль, которая потеряла свою мать, когда ей было всего пять месяцев. Ассоль жила со своим отцом-моряком. После отставки он стал делать игрушки, чтобы заработать себе и маленькой дочери на жизнь.

Однажды в лесу, во время «погони» за уплывшей игрушечной яхтой, Ассоль встречает «собирателя песен, легенд, преданий и сказок»; старика по имени Эгль. Он рассказывает ей, что когда она вырастет и станет взрослой, к ней однажды приплывёт принц на корабле с алыми парусами.
Ассоль поверила старику и стала ждать принца. В один прекрасный день её мечта сбылась в виде трёхмачтового галиота «Секрет» под алыми парусами и в лице молодого капитана Артура Грэя, влюблённого в неё.

«Алые паруса» — это повествование о возвышенной мечте и поэтической любви двух верящих в чудеса людей. В то же время, сам автор называет свое произведение феерией, повестью-сказкой, а значит, описанные в ней события никогда не могли произойти на самом деле. С этим мне никак не хочется соглашаться. Разве не могла жить на свете девушка со светлой поэтической душой, больше верящая в добро и любовь, чем в окружающие ее непонимание и серость? Разве не жил никогда любящий мечтать юноша, чье сердце с детства принадлежало морю, и разве не мог он, став взрослым, осуществить задуманное давным-давно? И разве не могли они встретиться: верящая в чудо и ищущий эту веру, ожидающая свою судьбу и сумевший сам стать судьбой — Ассоль и Грэй? Может быть, звали их по-другому. Может, Ассоль была дочерью не моряка а лесоруба, а Грэй — не наследником знатного рода, а бродячим сказочником, как собиратель песен и легенд Эгль. Все это не имеет значения, когда есть люди, способные самоотверженно любить, самозабвенно мечтать и всем сердцем верить в чудо.
Светлое и радостное чувство остается в душе, когда дочитываешь «Алые паруса». Взрослых это чувство возвращает в детство, а детей убеждает, что чудеса в их дальнейшей жизни зависят от них самих. Вот почему у этого произведения никогда не будет равнодушных и зевающих читателей.

Билет 16

Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях редко изображает человеческие отношения, драматические ситуации, жизненные повороты, условно изображает характеры героев — не это является для него главным. Таланту Пришвина подвластна природа и человек в его взаимоотношениях с ней, а сюжет лучших произведений автора — поведение человека в мире природы. В историю русской литературы Пришвин вошел именно как повествователь и певец радостной жизни природы.

Пришвин любил не абстрактные представления о природе, а ее саму: каждое дерево, каждое животное и каждую птицу — активно и деятельно. Любое произведение природы неповторимо, по словам писателя, как неповторимо великое произведение искусства. Потеря любой, даже маленькой, частички природы невосполнима и горестна. Людей, которые поверхностно любуются природой, писатель называл «дачниками». Красивы, ярки и чудесны описания картин природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», в этих картинах интересна и важна любая деталь. Мы читаем о событиях на Блудовом болоте. Вот мы узнаем, насколько полезна, где растет вкусная ягода клюква и когда ее собирают: «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью».

Вот интересное описание Блудова болота: «И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях — оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами». Потом мы читаем необычную историю Блудова болота: о том, как появились в нем деревья, как они росли, переплетясь корнями и судьбами. Писатель рассказывает о них как о живых людях, о том, как близки друг другу растительный и животный миры. Звонкая борина у Пришвина — словно живое существо: она «наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле отзывалась всему». Чудесен и удивителен рассвет: «И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей». Не оторваться от описания пения птиц: тетеревов, петухов, даже ворон. В карканье ворон автор слышит просьбу птиц о помощи перед начинающейся дракой. Мгновенную смену погоды автор передает немногими точными фразами: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали», заставляя стонать и рычать слышащих.их животных. Вот история о нелегкой жизни грозы леса — волка по прозванию Серый, вот — хитрая лисица, вот — трусливый русак, вот — старушки елки, не пропускающие Митрашу сквозь свои ветви-руки, вот опять птицы, своим пением подбадривающие и подсказывающие мальчику дорогу. А вот еще ягоды — тоненькая, стройная кровяно-красная брусника, черника, красно-рубиновая костяника, которые умело собирает Настя. А. вот добрый лось, который привык к людям: у людей «все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно…. Эти богатства автор и называет кладовой солнца. Пришвин понимал, что бурное развитие промышленности может нанести природе непоправимый вред, и поэтому встал на защиту всего живого. В его произведениях — мысль о необходимости бережного отношения к природе, о вреда ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, облагораживающей способности действовать на душу человека и формировать его внутренний мир.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подготовка к годовой контрольной работе | Тема 1. Педагогика как наука об образовании человека


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных