ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Перефразирование, или отражение содержанияВиды недирективных откликов слушания: переформулирование, перефразирование, молчание, недирективное отражение чувств. Назначение недирективных откликов слушания — помочь клиентам свободно и открыто говорить о том, что их волнует. Эти техники, подобно моделям поведения внимания, не предназначены для руководства или на правления клиентов. Они помогают отследить основные сообщения клиен тов посредством обратного отражения содержания их речи. Молчание В определенном смысле молчание можно считать самым недирективным из всех откликов слушания. Простой и недирективный, этот отклик, тем не менее, очень эффективен. Чтобы привыкнуть к молчанию, как интервьюерам, так и клиентам требуется некоторое время. при правильном использовании молчание может дей ствовать успокаивающе. Молчание — основной инструмент психоаналитиков, способствующий появлению свободных ассоциаций. Однако опытные психоаналитики объяс няют своим пациентам сущность метода свободных ассоциаций перед тем, как прибегать к нему. Они объясняют, что психоанализ построен в основном на свободном самовыражении пациента, которое сопровождается отдельными комментариями или интерпретациями аналитика. •Когда клиент делает паузу после своего сообщения или вашего пере фразирования, лучше выждите несколько секунд, не подталкивайте его к продолжению вербального взаимодействия. Клиенты могут естест венным образом, без руководства или понуждения, заговорить об очень значимых вопросах — нужно только дать им такую возможность. •Когда вы молчите, ожидая возобновления монолога, скажите себе, что это время дается клиенту, чтобы он смог выразить себя, а не вам, чтобы вы смогли доказать свою полезность. •Постарайтесь не использовать молчание шаблонно. Когда наступает молчание, иногда следует выждать, пока клиент снова заговорит, а иногда нужно прервать паузу самому. •Избегайте молчания, если вам кажется, что ваш клиент смущен, пе реживает острый эмоциональный кризис или находится в психотиче ском состоянии. Излишнее молчание и тревога, которую оно порож дает, обычно приводят к обострению таких состояний. Перефразирование, или отражение содержания Перефразирование относится к навыкам отслеживания вербального по тока клиента. Это краеугольный камень эффективной коммуникации. Ос новная цель перефразирования — уведомить клиента, что вы верно поняли главный смысл его сообщения. Во-вторых,перефразирование позволяет клиенту понять, как его воспринимают окружающие (функция проясне ния), что может стимулировать его дальнейшее самовыражение. Перефразирование — это “результат или процесс изменения формы или средств изложения” (Random House Unabridged Dictionary, 1993, p. 1409). В кли ническом интервьюировании перефразирование иногда называют отраже нием содержания (это объясняется тем, что перефразирование отражает смысл того, что говорит клиент, а не его чувства). Перефразирование, или отражение содержания, означает утверждение интервьюера, которое подругому формулирует то, что сказал клиент. Перефразирование не изменяет сообщения клиента и ничего не добавляет к нему. Хорошее перефразиро вание отличается точностью и краткостью. Хотя у клинициста, овладевшего навыками эмпатического слушания, это может выглядеть легким и естественным, по сути это весьма непростой стиль консультирования. Он требует пристального внимания к каждому новому сообщению клиента и постоянной выработки гипотез относи тельно его значения. Самая удачная ваша догадка относительно значения затем возвращается к клиенту, часто дополняя содержание того, что было сказано открыто. Клиент отвечает, и весь процесс начинается заново. Отражающее слушание легко пародировать или испортить, но его очень трудно выполнить правильно (Miller & Rollnick, 1991, p. 26) Рассмотрим различные типы перефразирования. Общее перефразирование При общем перефразировании просто излагают в другой форме или другими словами и отражают то, о чем только что говорил клиент. Приве дем примеры. Перефразирование на основе ведущей модальности Возникшее в психологическом консультировании и психотерапии дви жение нейролингвистического программирования (НЛП) популяризовало концепцию репрезентативных систем (Bandler & Grinder,1975; Grinder & Bandler, 1976). Репрезентативной называют ту или иную сенсорную систе му — как правило, визуальную, слуховую или кинестетическую, — которая активнее, чем другие, используется клиентом для связи с внешней средой. Если вы обратите внимание на то, какую лексику использует ваш кли ент, вы заметите, что некоторые клиенты употребляют метафоры, связан ные преимущественно с визуальной системой (“ситуация выглядит...”, “это как посмотреть...”), другие — со слуховой (“откровенно говоря...”, “при слушиваясь к своим желаниям...”), а третьи — с кинестетической (“это ме ня зацепило...”, “меня не трогает...”). Исследования в области НЛП показа ли, что когда интервьюер общается с клиентом через его репрезентативную систему, повышаются эмпатия и доверие, у клиента возникает желание продолжать общение (Brockman,1980; Hammer,1983; Sharpley, 1984).
Анализ спонтанного использования клиентом метафор сенсорного про исхождения — это, по-видимому,самый надежный метод определения его ведущей репрезентативной системы (Sharpley, 1984). Образное перефразирование Интервьюер может использовать метафоры и аналогии для того, чтобы зафиксировать ключевой момент сообщения клиента. Например, клиенты часто приходят к интервьюеру потому, что чувствуют застой, не растут профессионально или не могут разрешить определенные проблемы.
Прояснение Разные формы прояснения имеют одну и ту же цель: сделать ясным для се бя и для клиента смысл сказанного. Первая форма прояснения представляет собой повторение того, что сказал клиент, в сочетании с предшествующим или последующим обобщающим вопросом. Мастером прояснения был К. Роджерс. Второй тип прояснения представляет собой повторение в форме альтер нативного вопроса. Альтернативный вопрос дает клиенту возможность вы бора из нескольких вариантов. Третья форма прояснения — основная. Она используется в том случае, если вы не расслышали, что именно сказал клиент, и хотите уточнить.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|