Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Самостоятельность как социально-значимое качество личности




Теоретическая значимость работы: ….

Практическая значимость работы заключается в том, что содержание данной работы может быть использовано педагогами специальных дошкольных организаций.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Объем работы.. страниц.


ГЛАВА I. Теоретические основы развития навыка самостоятельности

у детей с ОВЗ (на примере детей с умственной отсталостью)

Самостоятельность как социально-значимое качество личности

Формирование самостоятельности как черты характера является одной из важных проблем в теории воспитания и обучения. Воспитание самостоятельности составляет одно из необходимых условий формирования подрастающего человека как существа общественного.

В психологических исследованиях вопросы самостоятельности рассматриваются в русле кардинальных проблем развития личности, ее самосознания, активности и деятельности. С.Л. Рубинштейн, рассматривает самостоятельность определяя ее как важнейшее свойство личности, обуславливающее ее позицию в жизнедеятельности, характеризующее способность планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность[1].

Рассмотрение самостоятельности в русле концепции целостного развития обращает внимание на индивидуальные свойства ребенка (задатки, темперамент, физиологические возможности возраста, половые особенности мальчиков и девочек и т.д.) как предпосылки развития самостоятельности – стержневого личностного качества, объединяющего интеллектуальную, нравственно–волевую и эмоциональную сферы личности. Личность выступает как сложное многоуровневое образование, формирующееся в процессе социализации в ходе активной деятельности самого индивида[2].

Источником развития самостоятельности личности является социальный опыт, который, преломляясь через внутренние условия каждого растущего человека (его задатки, интересы, склонности и способности), становится его собственным достижением и одним из средств проявления индивидуальности, полного раскрытия своего личностного потенциала, неповторимой индивидуальности при освоении позиции субъекта в разных видах деятельности[3].

Практическое значение самостоятельности состоит в том, чтобы она помогала человеку устанавливать с другими людьми подлинные гуманные отношения, основанные на том, что называется взаимоуважением и взаимопомощью. Без самостоятельности невозможна совместная жизнь людей, их труд, быт, экономические, культурные и социальные отношения.

Самостоятельность – сложная черта характера. Она касается всех сторон жизни и деятельности человека. Она проявляется в познании, использовании в жизни имеющихся знаний, умений во всех видах деятельности, в поведении, оценках, суждениях, в отношении человека к себе, к своим делам и т.д[4].

В педагогической энциклопедии понятие "самостоятельность" рассматривается как одно из свойств личности и характеризуется двумя факторами: во–первых, совокупностью средств, знаний, умений и навыков, которыми обладает личность; во–вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также складывающимися в процессе деятельности связями с другими людьми.

Эти два фактора взаимосвязаны, если например, при постановке некоторой задачи у человека обнаруживается побуждение к действию, желание отказаться от посторонней помощи, то он обладает необходимой для самостоятельности мотивационной установкой. Однако, если он при этом не имеет соответствующих знаний, умений и навыков, то характеризуя этого человека, можно сказать, что он самоуверен и т.п., но не самостоятелен. И в том случае, когда человек обладает необходимой суммой средств для выполнения деятельности, без какой–либо помощи, то отсутствие необходимой мотивационной установки не дает ему возможность совершать действия без побуждения из вне, нельзя приписать ему такое свойство личности как самостоятельность.

Анализ различных определений самостоятельности позволяет сделать вывод, что проявление самостоятельности каждый раз рассматривается в какой–то одной области отношений с людьми (А.А. Смирнов); в познавательной деятельности (И.К. Новиков); в поведении (А.А. Люблинская[5]); в конструировании (Ф.В. Изотова). Хотя подобные определения отражают определенные аспекты самостоятельности, в целом педагоги отмечают, что самостоятельность – это способность человека использовать собственные интеллектуальные и практические усилия для постановки и достижения целей.

Таким образом, традиционно в отечественных психолого-педагогических исследованиях самостоятельность рассматривают как важнейшую характеристику личности, которая не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности). Данная проблема на сегодняшний день потому и актуальна, что не существует единого рассмотрения ее сущности. В своей работе под самостоятельностью мы будем понимать личностное качество, которое включает в себя желание детей быть активными, инициативными, независимыми в своих действиях, уметь планировать собственную деятельность и оценивать ее результаты. Для того чтобы понять характер природы самостоятельности детей дошкольного возраста необходимо выявить особенности ее развития.

 

1.2 Особенности развитии самостоятельности детей с умственной отсталостью

 

Развитие самостоятельности детей с умственной отсталостью надо начинать с организации их поведения и общения, побуждение их к активности, направленной на приобретение знаний и умений, положительных привычек. На данном этапе задача коррекционной работы с этими детьми – их личностное, эмоциональное воспитание, формирование у них правильного поведения, соответствующего общепринятым нормам. Для детей с умственной отсталостью большую роль в формировании общепринятых норм поведения играет приучение. Когда ребёнку систематически показываешь, как поступать в определённых ситуациях, ежедневно тренируешь их в этом через игровую деятельность, со временем всё это постепенно даёт положительные результаты[6].

Учитывая резкое недоразвитие у детей с умственной отсталостью регулирующей функции речи, во время занятий не следует вести длительные беседы и поучения (дети не воспринимают их). Только путём многократных игровых упражнений в правильных поступках и действиях умственно отсталые дети приучаются, например, благодарить за помощь, адекватно вести себя в общественных местах. Выполнение систематически повторяющихся игр с правилами приводит к образованию положительных привычек, которые позволяют учащимся в определённой степени приспособиться к окружающей жизни.

В ходе занятий создаются нужные для обучения детей ситуации, организуются игры с правилами, в процессе которых дети воспроизводят деятельность взрослых, их взаимоотношения. Например, работая над темой «Разговор по телефону», участвуя в несложной игре с правилами, путём многократных упражнений дети запоминают номер домашнего телефона. В процессе организации игр с правилами очень важно следить за тем, какие отношения складываются между воспитанниками, предупреждать возникновение конфликтов (из-за игрушек, желаемой роли и т. п.). Занятия проводятся в форме игр с правилами, в системе два раза в неделю, во второй половине дня. Тематика игр с правилами зависит от возраста детей. В младшем возрасте лучше обыгрывать с детьми сюжеты игр, а в старшем – тематика игр должна способствовать социализации в обществе. Перед проведением игры с правилами (например «Магазин») проводится ознакомительная экскурсия, где педагог совместно с детьми наблюдает за действиями продавца, кассира, покупателя и т.д. После игры проводится практическое занятие, на котором ребёнок самостоятельно (под присмотром педагога) пытается воспроизвести эти действия на практике[7].

Необходимо заметить, что уровень и возможности развития детей даже в одной группе различны. Поэтому даже при небольшом количестве детей необходимо осуществлять индивидуальных подход в определении задач обучения для каждого ребёнка.

В течение работы неоднократно отмечалось, что все предложенные игры с правилами на развитие самостоятельности у детей принимаются с желанием. И, как результат, постепенно изменяется их содержание, знания, и самостоятельность детей развивается и увеличивается.

Развивая самостоятельность, мы формируем некоторые навыки и умения, формируем привычку, добиваемся от ребенка желания сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий.

Также это очень важный этап взросления. При этом цель развития самостоятельности не только в том, чтоб научить ребенка с ОВЗ самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь достигать своих целей и не бояться совершать ошибки.

 

Выводы по главе 1

Анализ литературных источников показал, что под самостоятельностью дошкольника понимается стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности относительно независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя необходимые действия. Проблему формирования навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста изучали …..

Исследователи выявили, что ….

У детей с умственной отсталостью …….Изучали исследователи ….

Таким образом, ….

 

Только при правильном руководстве воспитателя и при применении всех средств в комплексе можно воспитать самостоятельность в ребенке.

Развивая самостоятельность, мы формируем некоторые навыки и умения, формируем привычку, добиваемся от ребенка желания сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий.

При этом цель развития самостоятельности не только в том, чтоб научить ребенка с ОВЗ самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь достигать своих целей и не бояться совершать ошибки.

Процесс воспитания самостоятельности у детей с ОВЗ имеет свои особенности, которые обусловлены характерным для большинства воспитанников средним уровнем адаптивных функций, отставанием по таким важным направлениям прогрессивного становления личности как формирование активного, свободного поведения и умение владеть собой, своими потребностями, эмоциями, а также внешней ситуацией.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных