Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ результатов, полученных в ходе изучения состояния навыков самостоятельности у детей




Анализ психолого-медико-педагогической документации показал следующее ….

Список детей представлен в таблице 1.

Таблица 1

Список испытуемых

Имя ребенка Возраст Заключение протокола ПМПК
  Оля    
  Миша    
   
     

 

Анализ проведения беседы с педагогами.

……………

…….

Проанализировать ответы на вопросы. Дать характеристику каждому испытуемому со слов педагогов.

Так, Оля ….

Миша …,

На рисунке 1 даны уровня развития самостоятельности, полученные в результате беседы с педагогами.

Рис. 1. Уровни развития самостоятельности детей с умственной осталостью по результатам беседы с педагогами

А что такое 1, 11, 8 на столбиках? Это кол-во детей? Но в ДОУ №125 – не может в одной группе 20 детей! Максимум 12 детей. Убрать не соответствующие цифры!!!

 

Как видно, высокий уровень развития самостоятельности педагоги отмечают у одного ребенка, который проявляет инициативу, умеет подбирать инвентарь для предстоящей деятельности, не нуждается в пошаговом контроле.

Средний уровень развития самостоятельности наблюдается у детей, которые выполняют труд под руководством взрослого, доводят дело до конца.

Низкий уровень развития самостоятельности проявляется у детей, которые затрудняются в выполнении трудовых операций даже при контроле взрослого, не доводят дело до конца.

В обследуемой группе у детей наблюдается средний и низкий уровень развития самостоятельности.

Оба педагога отмечают, что в целом детям нравится игры с правилами. Педагоги планируют и организуют занятия с играми с правилами 1 – 2 раза в неделю, ежедневно используются подгрупповые трудовые поручения по уборке группы, сервировке стола в форме игр с правилами.

Анализ результатов, полученных в ходе наблюдения за детьми.

В ходе наблюдения за трудовой деятельностью были получены данные, представленные в Таблице 2, см. ПРИЛОЖЕНИЕ и на рис. 2.

Рис. 2. Показатели развития самостоятельности у умственно отсталых детей по результатам наблюдения

Аналогично кол-во детей разобраться!

Аализ трудовой деятельности детей, показал, что не все дети группы знают, как правильно самостоятельно выполнять ряд трудовых действий: стереть пыль, где взять тряпки, как полить, как помыть и делают это с удовольствием?

Первоначально в трудовой деятельности принимала участие все дети групп, но скоро интерес у некоторых детей пропал (А. Влад; И. Данил; А. Ваня), остальные выполняли работу самостоятельно и лишь иногда обращались за помощью к экспериментатору (последовательность выполнения, выбор средств для удаления пыли с листьев).

45% детей (9 чел) детей группы имеют средний уровень развития самостоятельности. Эти дети владеют способом осуществления трудовых процессов, проявляют способность к предварительному планированию и организации труда;

15% детей (3 чел) детей группы имеют высокий уровень развития самостоятельности. Такие дети добиваются результативности труда; проявляют самоконтроль и самооценка; независимость от взрослого

Не понятно, какую работу дети выполняли и где протоколы наблюдения???

Анализ результатов исследования по методике Р. М. Геворкян «Особенности проявления воли (самостоятельности) дошкольников» получены данные, представленные в Таблице 3, см. ПРИЛОЖЕНИЕ и на рис. 3.

Рис. 3. Показатели развития самостоятельности у умственно отсталых детей по результатам использования методики Р. М. Геворкян «Особенности проявления воли (самостоятельности) дошкольников»

В ходе анализа деятельности детей было установлено, что 10% детей (2 чел) группы имеют высокий уровень развития самостоятельности. Эти дети характеризуются тем, что стремятся к решению задач деятельности без помощи взрослых; умеют поставить цель деятельности, не опираясь на указания при этом могут найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; способны к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач, выполняют решение задач без напоминаний, при этом без упрямства может отстоять свое мнение.

60% детей (12 чел) группы имеют средний уровень развития самостоятельности. Эти дети стремятся к решению задач деятельности однако им требуется помощь взрослого; умеют поставить цель деятельности, но опираются на указания при этом может найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; способны к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач ситуативно и не постоянно, выполняют решение задач с напоминаниями взрослого, при этом могут отстоять свое мнение, если ему это важно.

30% детей (6 чел) детей группы имеют низкий уровень развития самостоятельности. Дети данного уровня не стремятся к решению задач деятельности, им всегда требуется помощь и поддержка взрослого; не умеют поставить цель деятельности, не могут найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; не способны к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач, выполняют решение задач только с напоминаниями взрослого, при этом может отстоять свое мнение, если ему это важно.

Так же в ходе наблюдения за игровой деятельностью расписать методику наблюдения детей было отмечено следующее. Проявления самостоятельности наблюдалось в том, что дети сами определяли и выделяли необходимые игровые действия (Д. Катя отметила, что необходимо соблюдать правила в игре «Магазин», нельзя брать товар без оплаты, П. Даша – написать ценники на товаре, а Я. Соня – что продавать может только один продавец).

Сделать по каждому ребенку отдельно

Имя ребенка – описание ….

Имя ребенка – описание ….

Потом уже итоговые по группе, уровни

Самостоятельно отбирали атрибутивный набор для игровой деятельности (Л. Илья; М. Тима; С. Саша принесли маленькие игрушки и расставили их в ряд как на витрине). Самостоятельно ставили цель в игре и добивались ее (М. Ангелина; С. Юля после игры решили собрать игрушки и помочь экспериментатору). Самостоятельно контролировали правильность выполнения своих действий (Р. Кирилл; Р. Рома самостоятельно убирают свои игрушки). Пытались правильно, по своим возможностям распределять роли в игре без помощи взрослого, учитывая общую последовательность работы. Оказывали помощь по своей инициативе, без напоминания взрослого (М. Валя составила после игры стулья в группе). Сознательно трудились, ожидая от самого себя хорошего результата, без надзора со стороны взросло (А. Артем, Д. Катя; Л. Илья).

На основе предложенных критериев, мы условно выделили три уровня развития самостоятельности у детей.

Высокий уровень - дети сами определяют и выделяют необходимость игровых и трудовых действий. Самостоятельно отбирают набор оборудования для игровой деятельности. Самостоятельно ставят цель и добиваются ее. Самостоятельно контролируют правильность выполнения своих действий. Адекватно оценивают результаты своего труда. Умеют правильно, по своим возможностям распределять работу без помощи взрослого, учитывая общую последовательность работы. Могут оказать помощь по своей инициативе, без напоминания взрослого. Сознательно трудятся, ожидая от самого себя хорошего результата, без надзора со стороны взрослого. К нему отнесено 10% детей группы.

Средний уровень – дети осознают необходимость трудовых и игровых действий в том случае, когда на это обращает внимание взрослый. Принимают цель труда, которую предлагает взрослый. Все положительно реагируют на контроль со стороны взрослого, частично осуществляет собственный контроль и с удовольствием занимаются игровой деятельностью. Оценивают результаты и распределяют роли в игре под руководством взрослого. Без напоминания со стороны взрослого не помогают своему товарищу. Пытаются достичь хорошего результата при напоминании об этом взрослым. К нему отнесено 50% детей экспериментальной группы и 55% детей контрольной группы.

Низкий уровень - владеют навыками, но не проявляют инициативу, не доводят начатое дело до конца. Не осуществляют контроль за своими действиями, безразличны к результатам своего труда, неадекватно оценивают его. Не осознают неправильность своих действий, никак не учитывают последовательность, имеют знания, но не хотят применять их (И. Данил; А. Ваня). Не проявляют активности в достижении результата в игре, даже при напоминании взрослого. К нему отнесено 40% детей экспериментальной группы и 30% детей контрольной группы.

Таким образом, в обследуемой группе доминирует средний и низкий уровень развития самостоятельности.

Итак, полученные результаты, свидетельствуют о среднем уровне развитие самостоятельности у умственно отсталых детей, что является результатом, как возрастных, клинических изменений, так и систематической работы педагогов по организации игровой деятельности. Мы отмечаем, что дети проявляют желание играть по правилам и проявляют инициативу, интерес к этой деятельности, но планирование работы осуществляется при непосредственной помощи педагога (наводящие вопросы, указания), у большинства обследуемых детей развиты недостаточно навыки планирования игры и качественного оценивания его результатов, следовательно, содержание формирующего этапа работы должно быть направлено на развитие самостоятельности у умственно отсталых детей в целом, и планирования в частности. Доработать!

Выводы по главе 2

Исследование проходило в подготовительной группе МДОУ "Детский сад №125 для детей с ОВЗ г.Уфа. В исследовании принимало участие 10 детей, в возрасте 6-7 лет, а также 2 педагога, работающих на данной возрастной группе.

Для выявления уровня сформированности самостоятельности у детей, нами были использованы такие эмпирические методы как беседа с воспитателями, наблюдение за детьми в ходе трудовой деятельности, разработанные Т.И. Бабаевой, Методика Р. М. Геворкян «Особенности проявления воли (самостоятельности) дошкольников».

Все перепроверить! На констатирующем этапе исследования установлено, что в обследуемой группе доминирует средний и низкий уровень развития самостоятельности. Дети проявляли желание играть по правилам и проявляют инициативу, интерес к этой деятельности, но планирование работы осуществляется при непосредственной помощи педагога (наводящие вопросы, указания), у большинства обследуемых детей развиты недостаточно навыки планирования игры и качественного оценивания его результатов, следовательно, содержание формирующего этапа работы должно быть направлено на развитие самостоятельности у умственно отсталых детей в целом, и планирования в частности

Формирующий этап предполагает развитие самостоятельности у умственно отсталых детей посредством использования игр с правилами.

Работа рассчитана на 4 недели, в течение которых 1 раз в неделю проводилась непосредственная образовательная деятельность при использовании игр с правилами и ежедневно – игры с правилами, направленные на развитие самостоятельности, трудовые поручения как индивидуального, так и подгруппового характера, с разной продолжительностью выполнения (эпизодические и длительные).

На контрольном этапе используются те же диагностические методики, что и в констатирующем этапе исследования, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых.

Сравнивая результаты исследования на констатирующем и контрольном этапах исследования отметим, что уровень умения и развития самостоятельности изменился. Дети группы стали демонстрировать высокий уровень самостоятельности.

Данные показатели свидетельствуют об эффективности проведенной работы по развитию самостоятельности у умственно отсталых детей дошкольного возраста.

Проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу работы о том что, игры с правилами будут способствовать динамике навыков самостоятельности у детей с ОВЗ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Написать краткие выводы по каждому параграфу …..

Современная наука определяет самостоятельность как личностное качество, показатель индивидуальности. Это качество выполняет функцию регулятора, своеобразной интегрирующей, самоорганизующей функции и проявляется в независимости, автономности личности как субъекта деятельности и общения, т.е. в способности к постановке цели, ее реализации, коррекции, оценке, а также в отношении к окружающей действительности. Самостоятельность является одним из главных средств социализации.

Стремление к самостоятельности возникает у ребенка с овладением ходьбой и расширяющимися в связи с этим возможностями изучения окружающего мира. С дальнейшим физическим развитием ребенок продолжает совершенствовать полученные умения, приобретать знания, постоянно открывая для себя что-то новое и интересное.

В 3 года у ребенка ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В этом возрасте самостоятельность развивается особенно активно. Ведущей деятельностью ребенка вплоть до поступления в школу является игра. В игре ребенок имеет возможность проявить свою самостоятельность, поставить себя на место «взрослого».

Однако у умственно отсталых детей наблюдаются существенные отклонения, как в познавательной деятельности, так и в личностных проявлениях. У них отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека, что мешает развитию их самостоятельности.

Воспитание и обучение детей с умственной отсталостью в коллективе, в игре, в посильной постоянной деятельности даёт положительные результаты. У детей вырабатываются навыки правильного элементарного социального поведения и такие качества, как трудолюбие, доброжелательность, самостоятельность, ответственность за выполнение – пусть маленького – порученного ему дела, аккуратность, бережное отношение к вещам. Всё это достигается огромным трудом, терпением и требует продолжения этой коррекционной работы на протяжении всего обучения детей в школе.

Поэтому развитие самостоятельности у детей с отклонениями в развитии нуждается в профессиональном подходе, а также системном и терпеливом отношении к этому процессу.

Таким образом, типичным для детей с нарушениями интеллекта является отсутствие инициативы и самостоятельности. Эти дети отличаются отсутствием интереса, инициативы. Они не стремятся стать самостоятельными, овладеть какими-либо навыками. Это отрицательно влияет на их социализацию, усложняет процесс адаптации.

Для развития самостоятельности у детей с нарушениями интеллекта большое значение имеет социальная среда и окружение. Ребенок берет пример с взрослых, которые его окружают, поэтому необходимо подавать ребенку правильный пример.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева В.Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. СПб.: Речь, 2002. - 245 с.

2. Аксарина Н.М. Воспитание детей. – М., 2009.

3. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Кн. для учителя. – Киев: Освита, 1991. -110 с.

4. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Союз, 2001

5. Баряева, Л. Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева, А. Зарин. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Изд-во «Союз», 2013 – 416 с.

6. Блонский П.П. Игры в дошкольном возрасте. – М., 2009.

7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997.

8. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 1998.

9. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 124-132.

10. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. // Журнал «Виноград». - 2010. - №37. - с. 20-23.

11. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-пресс, 1999.–69 с.

12. Воспитание детей в игре /Под ред. Д.В. Мендэжерицкой.-М.:Просвещение.2009.

13. Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред. Г.М. Ляминой. – М., 1981.

14. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000–192 с.

15. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. – М.: Просвещение, 2005

16. Година Г.Н. Самостоятельность дошкольников и её внимание на развитие детских взаимоотношений / Под ред. В.Г. Нечаевой, М.: Педагогика, 2012.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных