Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ

 

процесс формирования человеческой личности, способной к активному и творческому усвоению ценностей христ. жизни. Традиция В. х. представляет собой конкретное воплощение в нравственной жизни человека принципов христ. практической морали. В теоретическом аспекте императив В. х. находит обоснование в церковном учении о назначении человека и призвании его к идеальной норме бытия, актуально достигаемой им в состоянии богоподобия и святости в соответствии с общей мировоззренческой парадигмой христианства. Т. о., в теоретическом и практическом отношениях традиция В. х. вписывается в рамки христ. антроподицеи и выявляет собой один из аспектов христ. творческого отношения к абсолютной ценности бытия.

Теоретическое обоснование традиция В. х.

получает, во-первых, в общей теоретической установке догматического учения Церкви, в соответствии с к-рой бытие человека характеризуется как бытие изменяющееся и становящееся. Целью становления человеческой личности христианство объявляет достижение ею состояния духовно-нравственного совершенства, святости и богоуподобления. Во-вторых, традиция В. х. достигает своего высочайшего оправдания в учении Церкви о Боговоплощении, в реально осуществившемся замысле к-рого абсолютный, вечный и неизменный Бог приходит в мир, в область земного человеческого бытия, и добровольно подчиняется законам тварного становления, чтобы, будучи во всем идентичным человеку, стать главным онтологическим основанием его возрастания, развития и формирования, т. е. его становления. В-третьих, с самого начала христианство с его идеально-возвышенными вероучительными и нравственными максимами было обращено ко всему миру и было призвано обратить всех людей к истинной вере и благочестию. Универсальный характер традиции В. х. определяется универсальным характером христианства, радикальным образом изменившего религ. представления человека о Боге и открывшего миру имя Отца, для Которого все люди являются детьми Божиими и нуждаются в истинном воспитании как наследники его Небесного Царства. Св. ап. Павел сравнивал состояние дохрист. человечества с периодом детства, когда закон был «детоводителем ко Христу» (Гал 3. 24). В условиях затемненного грехом человеческого бытия, когда основным содержанием жизни от Адама до Христа было удаление от райского состояния и нисхождение в сферу земного материального бытия, закон оставался высшей инстанцией во всех областях жизни, включая и область религиозно-нравственного воспитания человека. С момента Пришествия в мир Сына Божия и проповеди Евангелия начинается процесс духовного обновления человечества, его нравственного перевоспитания в традиции учения Церкви и его восхождения в царство Божественной благодати и истины. Посланный от Отца, Сын Божий как Новый Адам становится новым родоначальником человечества. Добровольно родившись от Девы, Он, по словам прп. Иоанна Дамаскина, «стезю проходну небесе полагает нам» (Ирмос 1-й песни канона на Рождество Христово). «Так и мы,- пишет ап. Павел,- доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал 4. 3-7). В миссии Своего Пришествия в мир Сын Божий стал глубокой и фундаментальной основой человеческого существования, освятив Своим вочеловечением и возрастанием в доме Иосифа и Матери Своей, Марии (Лк 2. 51-52), жизнь человека от рождения до полного совершеннолетия. Св. евангелист Лука, повествуя о начале служения Господа Иисуса Христа, приводит весьма характерные слова: «И пришел в Назарет, где был воспитан» (Лк 4. 16). Своим Божественным всемогуществом Сын Божий не восхотел превосходить границы тварного естества, Он во всем подчинял Себя законам природной необходимости и социальных установлений, не отстранил от Себя и сыновнее подчинение заповеди о почитании родителей, исполнив все то, что предписывали закон и пророки. Утверждаясь в следовании верности Христу, Церковь в отношении В. х. исходит из принципиального положения о том, что основным содержанием в традиции В. х. является постепенное и неуклонное возрастание человека в христ. вере и в познании Господа Иисуса Христа, явившего миру идеальный образ духовно-нравственного совершенства.

Христос - воспитатель апостолов

Наставление апостолов. Миниатюра из Сийского Евангелия. 1340 г. (БАН. Арх. ком. 189. Л. 172 об.)

Греч. слово κύριος, с к-рым в оригинальном тексте НЗ апостолы обращаются ко Христу, переводится не только как «господин», но и как «опекун». Приступая к миссии евангельского благочестия, Господь Иисус Христос избрал центром Своего служения г. Капернаум. «Этот город Он предназначил сделать местом Своего пребывания в свободное от путешествий время - им хотел заменить Себе Назарет» (Горский А. В. История евангельская и Церкви апостольской. СПб., 1999. С. 134). Здесь Он решил «принять Своих учеников в теснейший союз с Собою, начать их особенное образование» (Там же. С. 131), чтобы подготовить к всемирно-исторической миссии проповеди Евангелия. Пределы этой миссии определялись пределами вселенной, к-рой предназначалось принять учение Христово. «Если вселенная - школа, то история, и прежде всего «священная история»,- педагогический процесс» (Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. С. 161). В Свящ. истории НЗ тема воспитания учеников находит отражение в описании евангелистами событий галилейского периода евангельской истории, завершившегося исповеданием веры учениками в Божественное достоинство Господа Иисуса Христа (Мф 16. 13-16; Мк 8. 27-30; Лк 9. 18-20). По словам еп. Кассиана (Безобразова), «не открывая Своего мессианского достоинства и пресекая свидетельства бесов, Господь ожидал свободного и непринужденного исповедания со стороны учеников. К концу галилейского служения Господь сосредотачивает на учениках особое внимание». Он не только привлекал их к благовестию Царства (Лк 8. 1-3) и возлагал на них ответственное служение (Лк 9. 1-16), но и совершал великие чудеса в присутствии одних учеников: укрощение бури, исцеление гадаринского бесноватого (Мф 8. 23-34; Мк 4. 35 - 5. 20; Лк 8. 22-39). «Укрощение бури вызывает у учеников недоуменный вопрос: «Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» (Лк 8. 25 и парал.). Ответ подразумевается, но ученики еще не нашли его. Господь укоряет их за отсутствие веры и продолжает воспитание. При воскрешении дочери Иаировой (Лк 8. 40-56; Мф 9. 18-26; Мк 5. 21-43) присутствуют родители отроковицы и ученики, притом не все, а только ближайшие. Допущение учеников объясняется заботою о их воспитании. Воспитанию учеников служило и чудо насыщения пяти тысяч, и связанное с ним чудо хождения по водам». В Евангелии от Марка (6. 52) «чудо хождения по водам связывается с чудом насыщения именно в его воспитательном значении... Господь хотел, чтобы ученики узнали в Нем обетованного Мессию. Но к этому исповеданию они должны были прийти от полноты любящего сердца. Воспитание учеников было воспитание любви, оно вытекало из любви и совершалось в любви. В нем не было принуждения» (Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С. 46-47). Господь постоянно учил и воспитывал учеников не только словом, наставлением, вразумлением и ободрением, но и личным примером смирения, служения, сострадания, снисхождения, милосердия, великодушия, мужества, терпения, кротости и любви. Господь избрал учеников, «доверчивых, как детей, не зараженных мечтами ложного просвещения, и предоставил Себе уже их образование, и учил их не только словом, но и делом, одних и пред народом, в доме и на пути, на суше и на море… Одним словом - очищал и просвещал их ум и сердце, приготовлял к полнейшему излиянию в них Духа истины и освящения» (Горский. История. С. 160). Господь воспитывал апостолов в усвоении высших умозрительных и вероучительных истин о Небесном Отце и Его абсолютной надмирной благости, о Сыне, о Его спасительной миссии в мире и Воскресении, о Св. Духе, Утешителе, наставляющем человека на всякую истину (ср.: Ин 16. 13), о Царстве Божием и о Церкви, в к-рую призываются все народы, о грядущих судьбах мира и о Своем славном Втором пришествии в мир. Вопросы аскетической, нравственной и религ. жизни учеников не были оставлены без внимания их Божественным Учителем, воспитавшим апостолов в духе совершенной праведности и истинного благочестия, призвавшим их к воплощению в личной жизни аскетических, нравственных и религ. добродетелей. Процесс воспитания апостолов не был ограничен хронологическими рамками евангельской истории. Книга Деяний апостольских открывает примеры преодоления апостолами их мировоззренческой ограниченности, объясняемой инерцией интерпретации Божественного домостроительства с т. зр. присущей ветхозаветному сознанию культурной и национальной исключительности.

Тема В. х. в апостольских Посланиях

Св. апостолы обращались с Посланиями к учрежденным ими Церквам в связи с задачами церковного управления и духовными запросами первых христ. общин. Вопросы В. х. представлялись исключительно актуальными в деле духовного окормления и возрастания членов Церкви, еще недавно уверовавших во Христа и принявших св. Крещение. По своему благоговейному преклонению перед авторитетом апостолов, по своему искреннему стремлению к духовно-нравственному возрастанию в христ. вере и благочестии вчерашние иудеи и язычники, уверовавшие во Христа, были для св. апостолов в действительном смысле детьми, духовно рожденными апостольским благовестием.

Св. ап. Петр, получивший от Пастыреначальника (1 Петр 5. 4) Христа духовную власть пасти овец (Ин 21. 17), как истинный воспитатель наставляет свою паству явить в вере «добродетель» и «благочестие» (2 Петр 1. 5-7). «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Петр 1. 14-15), «как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Петр 1. 23), «как новорожденные младенцы, возлюби́те чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр 2. 2); «возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр 3. 18), «младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием» (1 Петр 5. 5); «мужья, обращайтесь благоразумно с женами» (1 Петр 3. 7). «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям… Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр 3. 1, 3-4). Переход от неверия к вере и от беззакония к благочестию требует от христианина (1 Петр 4. 16) проявления рассудительности, воздержания, терпения и любви (2 Петр 1. 5-7), являющихся условием «успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Петр 1. 8), даровавшего верующим «великие и драгоценные обетования» - стать «причастниками Божеского естества» (2 Петр 1. 4), что составляет высочайшую и вместе с тем сокровенную цель В. х.

 

Св. ап. Иоанн Богослов в Соборных посланиях ставит в качестве главной задачи В. х. заботу о пребывании его учеников в Божественной истине и любви: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы… если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом» (1 Ин 1. 5, 7). «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что́ будем» (1 Ин 3. 2). «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими!» (1 Ин 3. 1). «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною!» (1 Ин 3. 18). Характерное для темы В. х. упоминание о детях, отроках и отцах (1 Ин 2. 12-14) придает наставлениям св. ап. Иоанна Богослова универсальный нравственно-воспитательный смысл.

Св. ап. Павел связал тему В. х. с христ. верой и действием Св. Духа в жизни отдельного человека. Возвещаемая в его Посланиях жизнь в вере в Господа Иисуса Христа, в любви и благодати Св. Духа - это новая ситуация, являющаяся результатом Божественного призвания человека и его восхождения по пути богоуподобления и достижения святости. Для ап. Павла вера означает содержание жизни, поскольку понимается им как личное обязательство человека перед Богом и окрашивает собой воззрения человека на окружающую реальность. Центральная идея в благовестии ап. Павла о вочеловечении Бога имеет к теме В. х. принципиальное отношение, ибо теперь жизнь человека ознаменована верой во Христа, оправданием во Христе и вечным спасением во Христе. Актуальным становится лишь познание Господа Иисуса Христа, в то время как все другое является «тщетою» (Флп 3. 7-8). Уверовавшие во Христа должны воплощать в себе образ Христов, быть новым творением во Христе, поступать не «по плоти, а по духу», ничего не делать «по тщеславию, но по смиренномудрию» (Флп 2. 3), заботиться о других (Флп 2. 4), иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2. 5). Как мудрый воспитатель, св. ап. Павел устраняет любой повод к порицанию его апостольского служения, но личным примером являет себя Церкви как служитель Божий «в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви» (2 Кор 6. 4-6). Наставления св. ап. Павла, положенные в основание христ. нравственного учения, оглашаемые при богослужениях в апостольских чтениях, сохраняют величайшую ценность и значимость в традиции В. х. в жизни правосл. Церкви. Как завет высочайшего нравственного идеала, к достижению к-рого устремлена традиция В. х., звучат слова апостола: «Наконец, братия мои, что́ только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп 4. 8).

Тема В. х. в патристике

«Пространство ойкумены - место для всемирной школы» (Аверинцев. Поэтика. С. 162), в к-рой Господь через Свою Церковь ведет мир к духовному совершеннолетию. «С этой символикой связано заглавие трактата Климента Александрийского «Педагог», который вообще представляет собой пример «педагогического» понимания взаимоотношений Бога и человека. «Воспитатель наш - Святой Бог Иисус, Слово, наставляющее все человечество, Сам человеколюбивый Бог есть воспитатель» (Clem. Alex. Paed. I 7)» (Там же. С. 276). Универсализм этой формулы александрийского мыслителя в полной мере соответствует характеру парадигмы раннехрист. керигмы Церкви, однако он не утратил своего первоначального смысла в понимании сущности В. х. вплоть до наст. времени, поскольку в итоге истинный воспитатель - это Бог. Патристическая традиция в вопросах В. х. характеризуется соотнесенностью понимания миссии спасения человека с пониманием миссии его воспитания. Эта соотнесенность прослеживается в интерпретации и исторического, и нравственного осмысления богооткровенного учения Церкви. История спасения человечества воспринимается отцами Церкви как история его воспитания. Согласно сщмч. Иринею, еп. Лионскому, центральным средоточием всемирной истории являются этапы религ. воспитания человечества на пути к вечному спасению: «Милосердуя о человеке, Бог изгнал его из рая, чтобы он не оставался навсегда грешником и чтобы грех его не был бессмертным… Бог от начала подготавливал спасение человека и последовательно и преемственно дал ему четыре завета: от Адама до Ноя, от Ноя до Моисея, законодательство при Моисее и Завет Господа, обновляющий человека и как бы на крыльях возносящий и поднимающий людей в Царство Небесное» (Iren. Adv. haer. III 11. 8). В соответствии с пониманием спасительной миссии Церкви св. отцы, как мудрые воспитатели, ведут человека в своих религиозно-нравственных наставлениях по пути возрастания в христ. вере и благочестии. Универсальное нравственно-воспитательное значение наследия св. отцов заключается в ценности их духовного видения смысла христианства как новой и святой жизни в Боге, основанной на учении НЗ и нравственном примере Спасителя. Нравственному идеалу высокого духовно-религ. призвания человека и его вечного спасения во Христе подчинены конкретные наставления отцов и учителей Церкви. Так, напр., Тертуллиан в трактате «О зрелищах» указывает на несовместимость зрелищ с идеалом христ. святости, поскольку участие в зрелищах находится в противоречии с требованием христ. целомудрия и стыдливости. Согласно свт. Василию Великому, внешняя мудрость, как листья, покрывает настоящий плод. Прор. Моисей «сперва упражнял ум египетскими науками, а потом приступил к созерцанию Сущего», и премудрый Даниил «в Вавилоне изучил халдейскую мудрость и тогда уже коснулся Божественных уроков» (Basil. Magn. Hom. 22. 3). Свт. Иоанн Златоуст в качестве причины всеобщего неустройства «во вселенной» указывает на отсутствие среди отцов заботы о В. х. своих детей: «Часто многие из отцов делают все и принимают все меры, чтобы у сына был хороший конь, великолепный дом или дорогое поместье, а о том, чтобы у него была хорошая душа и благочестивое настроение, нисколько не заботятся. Это и расстраивает всю вселенную…» (Ioan. Chrysost. Hom. in illud: Vidua eligatur. 7). Заботу об имуществе и небрежение о В. х. святитель называет безумием. Он призывает родителей воспитывать детей в целомудрии, указывая, что «это качество ценнее всех прочих и ради него приходят остальные блага» (Ioan. Chrysost. In Ep. 1 ad Tim. 9. 2): «Воспитывайте детей своих в наставлении и поучении Господнем с великим тщанием» (Ibidem; ср.: Еф 6. 4). Наследие отцов Церкви было востребовано системой визант. образования, включавшей занятия «первой философией», т. е. богословием, к-рые «были необходимы для воспитания истинного христианина, подготавливая его к восприятию догматов вероучения и усвоению Божественной истины» (Самодурова З. Г. Школы и образование // Культура Византии: Вторая пол. VII-XII в. М., 1989. С. 384). Т. о., воспитание человека в христ. вере, нравственной добродетели и Божественной истине соответствует истинному порядку мироздания и приобретает в учении отцов Церкви исключительно важное значение и подлинно универсальный смысл.

Миссия служения Церкви в осуществлении традиции В. х. в российском обществе

Опираясь в осуществлении своей нравственно-воспитательной миссии на исторический опыт и духовное наследие Византии, Церковь преобразила прежнюю языческую Русь в правосл. царство. В круг нравственных идей прежних язычников она внесла понятие правды и Божественного закона, утвердила принципы нравственной справедливости и христ. благотворительности, воплотила в жизни рус. святых возвещенный Евангелием высокий идеал личной святости. Проповедью добра и справедливости Церковь приобрела в народе высочайший авторитет. Провозвестница и хранительница нравственного идеала, Церковь помимо «прямых нравственно-воспитательных влияний на совесть каждого ее члена» (Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. П., 1959. С. 244, 249) стремилась внести вклад в усовершенствование гос. законодательства, в сфере к-рого считала своей первоочередной задачей устроение семьи на новых христ. началах, выступив против униженного положения женщины как существенного препятствия для утверждения христ. устоев семейной жизни (Царевский А. А. Значение Православия в жизни и исторической судьбе России. Каз., 1898. С. 73). На пути к преобразованию старого уклада жизни «Церковь уничтожила многоженство и приступила к устроению положения женщины как жены и матери, согласно с духом христианской семьи» (Карташев. Очерки. С. 250), обновив тем самым нравственную атмосферу всего уклада рус. жизни. Т. о., утверждением на Руси христианства миссия Церкви в отношении В. х. была направлена к той «окончательной задаче личной и общественной нравственности, чтобы Христос, в Котором обитает вся полнота Божества телесно, «вообразился» во всех и во всем» (Соловьев В. С. Духовные основы жизни // Собр. соч. Т. 3. СПб., б. г.2 С. 415). Церковь подчеркнула равенство всех людей перед Богом. Осуществляя в обществе миссию В. х., она боролась против темных явлений общественной жизни словом обличения и духовного наставления. По справедливому замечанию В. О. Ключевского, «Церковь произвела в положении русского холопства такой решительный перелом, которого одного было бы достаточно, чтобы причислить ее к главным силам, созидавшим древнерусское общество» (Ключевский В. О. Добрые люди Древней Руси. Серг. П., 1892. С. 343). Универсальный характер нравственно-воспитательной миссии Церкви оказал глубокое преображающее влияние на все стороны рус. жизни, всемерно содействуя «переустройству общего гражданского порядка на христианских началах» (Карташев. Очерки. С. 252). Итогом миссии Церкви в отношении к задачам В. х. древнерус. общества явилось создание прочного нравственного фундамента, на к-ром веками созидалось здание рус. общественной и гос. жизни. История России с ее трагическим опытом революции подтвердила истинность отвергнутого строителями «новой жизни» приоритета духовно-религ. начала в осуществлении задач нравственного воспитания человека и общества. Принципиальным обоснованием традиции В. х. в совр. служении Церкви является положение, согласно к-рому уровень качества общественной структуры определяется уровнем сформированности каждой отдельной личности.

Архим. Платон (Игумнов)

Забота Церкви о В. х. детей

Константой В. х. детей является традиция их приобщения к источникам благодати и освящения. Эта традиция осуществляется прежде всего «в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим 3. 15). Одновременно воспитание в благодати и истине есть приобщение к истинному порядку мироздания, поскольку через Церковь происходит откровение правды Христовой, «тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге» (Еф 3. 9-10). Такая онтологическая основательность В. х. проявляется, в частности, в том, что Церковь благословляет создание «малой Церкви» (семьи), освящает брачный союз мужчины и женщины (см. ст. Брак), намеренных создать семью, являющуюся наряду с Церковью основным воспитательным институтом: «Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом» (Основы социальной концепции РПЦ. Х 4). Готовность к христ. браку обеспечивается соответствующим В. х. молодых людей и предполагает их духовную и физическую зрелость. Духовная зрелость состоит в том, что молодые люди готовы взять на себя ответственность за создание отдельной семьи, рождение и В. х. детей, выполняя тем самым заповедь Божию, данную людям до грехопадения: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1. 28). Физическая зрелость предполагает, что вступающие в брачный союз способны нести супружеские обязанности, не причиняя ущерба духовному здоровью.

Христос благословляет дитя. Миниатюра из Евангелия 1059 г. (Dionys. 587m. Fol. 38v)

Свт. Иоанн Златоуст называет брак «союзом жизни» (Ioan. Chrysost. Encom. ad Maxim. 3) и говорит о том, что есть «две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей - целомудрие» (Hom. in illud: Propter fornicat. 3). Основа целомудрия в браке - отсутствие власти над своим телом у каждого из супругов и забота о нем как о достоянии другого (1 Кор 7. 4-6). Четко определив социальное главенство мужа над женой в семье, НЗ впервые показывает духовное равенство между мужем и женой как основу правильных отношений в семье и ставит на первое место в семейном союзе духовное сотрудничество: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Петр 3. 1-2). Жизнь супругов в христ. браке должна подтверждать слова ап. Павла: «Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор 6. 19). При этом тело как таковое не является самодовлеющим предметом забот христианина, потому что оно может оказаться причиной помрачения его душевных и духовных дарований: «Дух животворит; плоть не пользует нимало» (Ин 6. 63); «упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно» (1 Тим 4. 7-8; ср.: Рим 7. 18, 23, 25; 8. 5, 8). Поэтому забота о теле, физическое воспитание, состоит в том, чтобы тело не сделалось помехой на пути преумножения данных от Бога талантов («попечения о плоти не превращайте в похоти» - Рим 13. 14). Эта забота исключает понимание любых качеств и свойств тела как чего-то самого по себе драгоценного. Как таковые красота, сила, ловкость для христианина не представляют особой ценности (Basil. Magn. Hom. 22. 2), поскольку сам по себе культ тела не может служить целям В. х.

 

 

Вместе с тем христианин обязан уметь владеть своим телом как совершенным инструментом, к-рым Бог наделил человека ради его блага и за состояние к-рого (как Божия творения) он ответствен перед Богом, а также перед ближними, поскольку если у человека здоровое тело, то и ему самому, и другим нужно меньше заботиться о нем. Следов., в понятие любви к ближнему входит забота как о собственной душе, так и о теле (Basil. Magn. Moral. reg. 69. 22). Церковь благословляет людей, и в первую очередь родителей, заботиться о своем физическом здоровье, от к-рого зависит здоровье младенцев. В. х. младенцев возможно только в ограде Церкви Христовой, поэтому первой задачей родителей является приобщение детей к Церкви. Христос наставляет родителей приносить к Нему младенцев, как это делали благочестивые родители во время Его земного служения: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лк 18. 15-17). Св. Церковь проявляет заботу о том, чтобы отношения между родителями и детьми складывались на основе соотнесенности всей жизни христианина с его поклонением Богу и исполнением заповедей любви к Богу и к ближнему: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать» - это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф 6. 1-4). Любовь родителей ко Христу является фундаментом, без к-рого лишается спасительного смысла их любовь к детям, равно как и любовь детей к родителям. Т. о. возможно понимание слов Христа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10. 37). В христ. традиции мир детей не рассматривается ни как самостоятельный и самоценный, к-рому мир взрослых заведомо враждебен, ни как совершенный и все в себе содержащий, не допускающий вмешательства, а требующий только наблюдения и создания условий для его автономного развития. По мысли свт. Тихона Задонского, воспитательная миссия отца должна восприниматься детьми как образ воспитательной миссии Бога. «Дети всего у отца просят, но отец не все им дает, а только то, что нужно и полезно им: тако христиане всего у Небесного своего Отца просят, но не все им подает, а только нужное и полезное… Дети пред отцом своим поступают благоговейно, ничего не делают и не говорят непристойного и всякое почтение ему показывают: тако христианам пред Богом, вездесущим и все назирающим, должно ходить со страхом и благоговением, ничего не делать, не говорить, не мыслить непристойного. Отец о детях промышляет, печется и воспитывает их: тако Бог о христианах промышляет, печется и воспитывает их словом Своим и животворящими Тайнами» (Тихон Задонский, свт. Избр. тр. Письма. Материалы. М., 2004. С. 104). Христос, отвечая на вопрос учеников, кто больше в Царстве Небесном, сказал: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», «кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф 18. 4), отметив тем самым искренность и непосредственность детской веры. Проявляя заботу о В. х. детей, Церковь напоминает родителям и воспитателям, что для каждого человека нет ничего важнее и драгоценнее его бессмертной души, поэтому постоянная забота о ней - главная обязанность каждого христианина: «...как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петр 2. 5). Человек, воспитанный в христ. вере и благочестии, понимает, что ни у кого из людей нет таких личных преимуществ, к-рые могли бы оправдать его заносчивость, гордость перед другим и осуждение другого: «Кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк 10. 43-44).

«Будьте как дети». Роспись Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле. 1563 -1564 гг.

Практика В. х. предполагает запреты и не отрицает наказания детей, исходя из того, что воспитатель твердо знает, чего ребенок должен заведомо избегать, и стремится не допустить этого как путем назидания, так и наказания за уже совершенные проступки. Наказание обязательно предваряется вразумлением, благодаря чему ребенок учится прислушиваться к своей совести и блюсти себя в соответствии с ее требованиями, потому что «надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим 13. 5). При этом мера и характер наказания прямо соотносимы с мерой разумности вразумляемого: «…от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк 12. 47-48). Всякое наказание имеет смысл постольку, поскольку продиктовано любовью, образцом в этом является Бог. «И от сей мысли, что мы страждем по воле Божией, неверующий ужаснулся бы и возроптал бы на верного Создателя. Но верующий, углубляясь в сию мысль, обретает в ней обильный источник утешения, который растворяет сладостью всякую горечь» (Филарет Московский, свт. Слово в день святого мученика благоверного Димитрия Царевича (1822 г.) // Избр. тр. Письма. Восп. М., 2003. С. 182). Жизнь со всеми ее испытаниями воспринимается христианином как постоянное воспитание, проводимое непосредственно Самим Богом и имеющее цель доставить человеку «мирный плод праведности»: «Если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр 12. 9-11). «Отец детей за погрешности наказует, но с любовию; тако Бог, Отец Небесный, наказует христиан не от гнева, но от любви за согрешение их» (Тихон Задонский, свт. Избр. тр. С. 104).

 

 

Проявляя заботу о В. х. детей, Церковь вводит их в область христ. нравственных добродетелей, в стихию литургической жизни, богослужения и молитвы. Привитое в детстве, В. х. становится фундаментом духовного формирования человека в последующие периоды жизни, от ранней юности до поздней зрелости. В. х. покоится на сознательном отношении человека к своей душе и заботе о ее спасении с самого раннего возраста. Забота о душе проявляется двояко: в отказе от непроизвольного и вольного потакания страстям и в стремлении к духовной жизни. Научение духовной жизни происходит через приобщение к ней благодаря регулярному чтению Свящ. Писания, посещению храма, исповеди и причащению, посту и молитве: ни для ребенка, ни для взрослого не существует абстрактного В. х. или христ. образа жизни, отличного от воспитания и образа жизни члена Церкви Христовой. Точно так же немыслима некая автономная или абстрактная христ. духовность. Начало духовной жизни - отказ бездумно следовать стереотипам века сего и понимание вневременной природы пронизывающего все Божественного начала: «…не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12. 2). Для этого христианин вооружается «мечом духовным», т. е. словом Божиим (Еф 6. 17), и стремится к овладению христ. добродетелями, следуя Христу, единственному подлинному духовному Пастырю, Воспитателю и образцу всякого духовного наставничества.

Лит.: Вопросы правосл. педагогики. М., 1992; Зеньковский В. В., прот. Проблемы воспитания в свете христ. антропологии. М., 1993; он же. Педагогика. М., 1996; Лосев А. Ф. О методах религ. воспитания // ППр. 1993. № 1. С. 214-228; Опыты правосл. педагогики. М., 1993; О семье и воспитании. СПб., 1998; Школа правосл. воспитания. М., 1999; Амфилохий (Радович), митр. Основы правосл. воспитания. Пермь, 2000; Уминский А., свящ. Правосл. воспитание и совр. мир // АиО. 2000. № 2 (24). С. 281-288; Шестун Е., свящ. Правосл. педагогика. М., 2001.

Книги по христианской педагогике

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр Богословия

Я подсчитал. Семья и семейные отношения заняли у нас 18 бесед, в них мы затронули достаточно широкий спектр вопросов семейной жизни. Конечно, в кратких беседах можно было только наметить контуры проблем и путей их решения, а иногда и вообще только вскользь упомянуть то или иное явление, особенно в вопросах педагогики и психологии.

 

И потому понятны просьбы людей рассказать о книгах, в которых можно было бы самому подробнее прочитать о разных сторонах семейной жизни и во всем разобраться. Сегодня мы об этом и поговорим.

 

Книг таких много. Только за последнее десятилетие их издано несколько десятков. Цели у них разные. В одних книгах авторы обращаются к наследию христианской педагогики, популяризуя ее бессмертные шедевры, в других делается попытка осмыслить современное состояние семьи и школы и дать рекомендации, как противостоять соблазнам так называемой постхристианской культуры и сохранить нравственный облик.

 

Первая книга, с которой надо начинать и читать ее всегда, - естественно, Священное Писание. Тут – неисчерпаемый источник Премудрости, настоящая пища для души, где каждый найдет ответы на все важные для него вопросы. Там - много полезных советов и о семейной жизни, особенно, в Притчах Соломона и Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Евангелиях и посланиях святого апостола Павла.

 

Недавно в 2000 году Православное издательств «Лестница» в Москве издало трехтомник сочинений Константина Дмитриевича Ушинского «Родное слово» и «Детский мир и хрестоматия». Имя Ушинского никогда не было забыто и часто фигурировало в советской педагогике. Дважды в 1948-1952 гг. и 1988-1989 гг. даже издавались его сочинения, но фрагментарно, поскольку он свою дидактику строил на христианских принципах и считал, что в основе всякого образования должно лежать воспитание добрых нравов, ибо образование есть ничто иное, как раскрытие в ребенке образа Божия.

 

С его «Родным словом» выросли Иван Бунин, Александр Блок, Алексей Толстой, Александр Куприн, Сергей Рахманинов, Александр Грин, Павел Флоренский, Виталий Бианки, Сергей Есенин, Леонид Леонов и многие другие. Эти имена - лучшая характеристика книг великого педагога.

 

Из других изданий можно рекомендовать книгу Гермогена Ивановича Шиманского «Православная семья. Христианская добродетель целомудрия и чистоты». М., 1977 г.

 

Здесь представлен большой материал из христианской дидактики по самым разным аспектам семейной жизни. Здесь целые главы посвящены разъяснению таких тем, как целомудрие, красота истинная и ложная, христианский брак, взаимные обязанности супругов, воспитание детей в разные периоды развития ребенка. Книга, правда, обращена к православным родителям, но там найдут для себя много полезной информации и родители, которым небезразлично нравственное состояние их детей.

 

Небезынтересным является и переиздание популярной когда-то книги «О семье и воспитании». Она издана в 1998 году Московским издательством «Православный паломник». Автор – известный проповедник и церковный писатель дореволюционной России Виссарион, епископ Костромской и Галический. Он был редактором популярного тогда журнала «Душеполезное чтение» и опубликовал в нем много статей, из которых затем и составилась эта монография. В ней две книги.

 

Первая – Православная семья, с такими подразделами как: Святость брачного союза; О незаконных сожительствах; О необходимости терпения и смирения в браке; Об интимных отношениях в браке; О супружеской верности; О страсти к нарядам и другие.

 

Вторая книга посвящена роли матери в семье. Назовем только несколько глав.

 

-Важнейшие обязанности матери; Воспитание с пелен; О значении впечатлений раннего детства в деле воспитания детей; О наказании детей; Слезы и плач матери; Истинное образование; Разлука с детьми.

 

Чтение этой книги принесет несомненную пользу и даст хорошие ориентиры в воспитании детей нравственными личностями.

 

Из других книг можно порекомендовать сборник Александра Николаевича Стрижева «Школа Православного воспитания». Издательство «Паломник». М., 1999 г.

 

Он собрал педагогические сочинения выдающихся русских умов. Здесь Михаил Васильевич Ломоносов и Александр Сергеевич Пушкин, Владимир Даль и Сергей Александрович Рачинский, святой Иоанн Кронштадский и Иван Шмелев, и еще несколько видных имен.

 

Почитать их мысли и прислушаться к их советам – было бы очень и очень полезно всем, а особенно молодым родителям, ищущим правильных приемов и критериев воспитания своих детей.

 

В краткой беседе нам удалось заглянуть только в несколько сочинений по христианской педагогике. Но и их оказалось достаточно, чтобы почувствовать, что родители совсем не беспомощны, и не предоставлены сами себе. Есть достаточно обширная литература, где подробно рассказывается, как воспитать детей благоразумными и благочестивыми. Все рядом, надо только проявить интерес.

 

Примечания:

 

На самом деле, литература по христианской педагогике огромна. Приведем лишь наиболее доступные и авторитетные издания последних лет.

 

(автор благодарен Латушко Ирине Петровне, начальнику методического управления БГУ, за любезно предоставленные материалы)

 

Ничипоров Борис, священник. Введение в христианскую психологию. Размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994.

 

Книга священника Бориса Ничипорова – психолога, общественного деятеля - посвящена задачам духовного просвещения и воспитания человека. Книга основана на пасторском и педагогическом опыте автора, будет полезна всем, кто занимается духовным строительством и возрождением личности человека.

 

Шестун Евгений, священник. Православная педагогика: Исторические психолого-педагогические очерки. Самара: Самарский информационный концерн, 1998. 575 с.

 

Исторические психолого-педагогические очерки «Православная педагогика» кандидата педагогических наук священника Евгения Шестуна являются оригинальным психолого-педагогическим исследованием основ православной педагогики – исторического фундамента традиционной отечественной школы. В книге показано, что обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования наиболее перспективно для восстановления духовности и нравственности, уклада жизни и форм национального опыта. Автор рассматривает историко-педагогические и историко-церковные основы православной педагогики, ее общие и теоретические проблемы. Особое внимание уделяется процессу духовного становления человека в разные годы его жизни, воспитанию детей в православной семье.

 

Шестун Г., игумен. Православная школа. М.: Воскресная школа, 2004.

 

В разделе «Советы священника» автор отвечает на типичные вопросы детей, родителей и учителей. В разделе «Размышления над прочитанным» раскрываются вопросы о воспитании голоса совести, о создании основ для будущей жизни и приготовлении к жизни вечной. В разделе «Проблемы современной педагогики» раскрываются понятия духовно-нравственного воспитания на основе православных традиций, педагогики русской цивилизации, проблемы содержания образования, целей образования и многое другое. В книге приводятся сведения об обучении и воспитании великих святых в детстве, о педагогической деятельности святого праведного Иоанна Кронштадского. Завершается книга кратким молитвословом для родителей, детей и педагогов.

 

Зеньковский В. В. Педагогика. М.: Свято-Тихоновский богословский институт, 1996.

 

Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962), протоиерей, профессор Киевского университета, а с 1927 г. профессор Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. В своем труде автор рассматривает вопросы общего учения о педагогическом процессе, системы дошкольного воспитания, школьного воспитания и образования. В труде дается общий исторический обзор основных педагогических течений, рассмотрено общее учение о педагогическом процессе, дается система дошкольного и школьного воспитания. В книге отразилась всеобъемлющая культура, философская и педагогическая эрудиция одного из самых ярких ученых ХХ века.

 

Ириней, епископ. Поучение о религиозном воспитании детей. Киев: Общество любителей православной литературы, 2003.

 

Преосвященный Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский, рассматривает в своих поучениях вопросы необходимости воспитания детей с самого раннего возраста, о воспитании набожности и благочестия, послушания, правдивости, невинности и чистоты сердца, об искоренении детских пороков, об искоренении в детях гордости, о предостережении детей от жадности, о зависти в детях, о том. что родители ничем не могут оправдать своей виновности в небрежном воспитании своих детей.

 

Рогозянский А. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. СПб.: Знаки, 2001.

 

Книга для родителей о свободе и дисциплине в семье в соответствии с православными семейными традициями. Автор ставит следующие проблемы: Свобода быть собой; Дисциплина любви; Свобода и дисциплина на разных возрастных этапах и другие.

 

Сурова Л. В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. Издательство Владимирской епархии, 1996. 495 с.

 

Книга посвящена концепции и методике современной православной школы. В ней подробно и полно изложены принципы православного христианского воспитания.

 

Сурова Л. В. Методика православной педагогики: Педагогика. Школа. Человек. Клин: Христианская жизнь, 2000.

 

В книге представлены три водные лекции курса «Методика православной педагогики», прочитанного автором на курсах подготовки православных педагогов при отделе Религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Книга раскрывает следующие темы: Православная педагогика как общественное и духовное явление; Христианская наука о человеке; Духовное основание развития личности; Древнехристианские школы и их значение для развития современной православной педагогики.

 

Сурова Л. В. Мироведение. Комплекс методических разработок. Клин.: «Христианская жизнь», 2004. 384 с.

 

Книга Л. В. Суровой «Мироведение» представляет собой комплекс авторских методических разработок по духовному воспитанию и образованию детей и юношества. В состав книги входят программы: «Мироведение», «Введение в Предание», «Путь к храму».

 

Программа «Введение в Предание»? это методическая разработка занятий первого этапа православного образования для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Цель курса «Введение в Предание» сводится к ознакомлению детей с жизнью в свете христианского Предания, а также формированию христианского православного мировоззрения и подготовке их к таинственной жизни в Церкви.

 

Задачами данного курса являются: знакомить детей с окружающим миром; раскрыть многообразие жизни; дать знание о Боге и человеке; пробудить чувство свободы выбора человека и его ответственности за свои поступки; объяснить основные догматические положения Православной Церкви.

 

В основу методической разработки Л. В. Суровой «Введение в Предание» положен материал: из окружающего нас мира живой и неживой природы, личный жизненный опыт и знания детей, вероучение Православной Церкви, географические данные, иконография и фреска из событий Нового и Ветхого Заветов, Библия, храмовая архитектура (видео материалы, слайды, экскурсии), «Закон Божий», литургика (устройство храма, иконостас и их значение).

 

При работе с детьми по данной программе Л. В. Сурова предлагает использовать наглядные пособия (демонстрация слайдов, рисунков, икон, репродукций), словесные методы обучения (беседа, рассказ, работа с книгой), практические занятия (рисунок, экскурсии, вырезание из бумаги).

 

Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. М.: Мартис, 1993. 157 с.

 

Книга профессора Свято-Владимирской Духовной Семинарии в Нью-Йорке С.С.Куломзиной посвящена вопросам православного воспитания и образования детей. Автор считает, что работа Церкви в области религиозного воспитания имеет три измерения: созидание полноценной литургической жизни в приходе, тесное общение с родителями и домом, а также религиозное обучение детей. Ни одно из этих измерений не может существовать и развиваться в одиночку. В своей книге автор рассматривает следующие вопросы: цель христианского воспитания, учет возрастных особенностей, христианское воспитание в семье, требования к учителю. В приложении к книге даны статьи В.Я.Василевской «Н.И.Пирогов и основное вопросы воспитания» и «Учение К.Д.Ушинского о воспитании».

 

Опыты православной педагогики. Составители Стрижев А., Фомин С. Книги 5-я и 6-я. М.: «Литературная учеба», 1993. 240 с.

 

Книга «Опыты православной педагогики» представляет собой собрание избранных статей, бесед и заметок А. Стрижева, М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, А. Коринфского, К. Победоносцева, В. Даля, С. А. Рачинского, П. Соловьева, И. Ильина, иеромонаха Серафима (Роуза) и др.

 

В сборник помещена статья С. А. Рачинского (1833-1902 гг.) «Христианское воспитание детей».

 

В ней раскрываются правила воспитания на основе жизни первых христиан, а также указываются цель, средства и приемы, позволяющие воспитывать христианских детей в традициях Православной Церкви с учетом духа времени.

 

В статье обозначена роль детства и семьи в процессе воспитания, уделяется особое и подробное внимание воспитанию души, отмечается необходимость заботы о теле, все же, С.А. Рачинский, не дает четкого разграничение детства на возрастные периоды с указанием их особенностей, знание которых позволило бы внести большую определенность по вопросам духовно-нравственного воспитания.

 

Каледа Глеб, протоиерей. Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. М.: Издательство Зачатьевского монастыря, 2001.

 

В книге рассмотрены проблемы бытия православной семьи в современном обществе. В книге изложены духовные основы брака: Семья как школа любви; Семья освящается благодатью Святого Духа; брак и Евхаристия; О молитве супругов; О домашнем богослужении. Автор рассматривает вопросы религиозного воспитания, воспитания любви и милосердия, трудового воспитания детей. В книге рассмотрены темы христианского быта семьи; ритм дома; роль отца и матери; молитва в семье; праздники; пост и телевизор в семье. Большое внимание уделяется вопросам нравственности в семейной жизни: Брак честен; ложе нескверно; блуд и прелюбодеяние; брак и современное общество и другие.

 

В Доме Отца Моего. Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2001. 304 с.

 

В сборник «В доме Отца моего» вошли статьи известных православных богословов и педагогов XX века А. И. Ильина «О семье», В. В. Зеньковского «О религиозном воспитании в семье», а также его выдержки из книг и статей по современным проблемам семейного воспитания, протоиерея Сергия Четверикова «О христианской семье», фрагменты из дневника отца Александра Ельчанинова.

 

В этих работах раскрываются вопросы связанные с сохранением семьи, указывается ее роль в религиозном воспитании, а также даются практические советы по развитию религиозного чувства детей дошкольного возраста.

 

Пестов Н. Е. Путь к совершенной радости: Воспитание детей. Клин: Христианская жизнь, 2002.

 

Автор раскрывает следующие проблемы: связь детей и родителей, условия успеха в деле воспитания, семь факторов духовного возрастания, соблюдение детей от соблазнов мира, основы жизни христианина, повиновение и наказание, правила и обстановка воспитания.

 

Шиманский Г. И. Православная семья: Христианская добродетель целомудрия и чистоты. М.: Даниловский благовестник, 1997.

 

Большое внимание автор уделяет значению христианского брака и воспитанию детей в духе православной веры и благочестия, даются практические советы по пресечению в ребенке пороков и развитию таких добродетелей как целомудрие, честность, доброта, любовь к ближним. В книге вопросы христианского брака и воспитания детей на православных ценностях рассматриваются на основании Священного Писания, творение святых отцов и учителей Церкви, обобщения исторического опыта христианского воспитания и на примерах из жизни святых. В разделе «Христианская семья – училище благочестия» рассматриваются вопросы обязанностей родителей воспитания детей в раннем и отроческом возрастах, о нравственном воспитании детей, об искоренении пороков в детях, о воспитании послушания, о наказаниях как воспитательном средстве, о воспитании правдивости, самоограничения, трудолюбия, воздержания и умеренности, о детских играх, об обязанностях детей по отношению к родителям и другие. Завершается книга разделом «Чистота сердца – шестая заповедь блаженства».

 

О семье и воспитании. В 2 т. СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998.

 

В середине ХIХ века появился журнал «Душеполезное чтение, на страницах которого печатались протоиерей Виктор Гурьев, обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, профессора Московской Духовной Академии А. В. Горский, П. С. Казанский и другие. Книга является сборником сочинений, посвященных вопросам брака, семьи и воспитания, которые были опубликованы в журнале «Душеполезное чтение» в период с 1860 по 1890 гг. Первый том «Православная семья» рассматривает все стороны семейной жизни с позиции традиционных православных ценностей. Здесь изложены вопросы святости брачного союза, о супружеской жизни, о деторождении, о воспитании детей, о почитании родителей, о взаимоотношения братьев и сестер, об убогих членах семьи, о сиротстве, о старости, о семейных могилах и другие вопросы жизни семьи. Второй том «Жена и дети» всесторонне рассматривает вопросы миссии женщины в семье. Излагаются вопросы о духовном учительстве женщины, о внешних и внутренних нарядах, о материнском воспитании детей, о наказании детей, о родительском примере, о неразумной любви, о слезах и молитве матери, о семье и школе, о значении веры в деле воспитания и образования и другие вопросы.

 

Иванова С. Ф. Введение во храм слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: «Отчий дом», 2006. 336 с.

 

Книга С. Ф. Ивановой «Введение во храм слова» задумана как пособие по введению в риторику и предназначена для обучения детей от 5-ти до 10 лет в условиях приближенных к классической гимназии или гуманитарному лицею.

 

Основными задачами, которые ставятся перед педагогами в данном учебном пособии, являются:

 

- научить детей отличать на основе семантико-стилистического анализа учебный, информативный и иной прозаический текст от художественного;

 

- научить детей находить главное и второстепенное в тексте, делить текст на значимые части, определять основную мысль автора и озаглавливать текст;

 

- научить детей читать в нужном темпе и тоне духовную литературу, произносить молитвы на церковнославянском языке и читать небольшие тексты, пользуясь современной кириллической азбукой;

 

- научить детей различать речевые жанры: описание, послание, поучение, представленные в форме притчи, пословицы, прямых «уроков жизни», а также тексты-инструкции;

 

- научить детей создавать, опираясь на образцы, собственные тексты в устной и письменной форме в названных жанрах;

 

- научить детей читать выразительно произносить четко, в необходимом диапазоне громкости и нужном темпе, опираясь на «ключевые» слова, самостоятельно интерпретированный авторский текст, а также и собственные сочинения;

 

- научить детей понимать и объяснять иллюстрации к тексту, сравнивая их образный «ряд» с содержанием и особенностями текстов;

 

- научить детей пользоваться отсылками, сносками, обращаться за объяснением непонятных слов к доступным словарям.

 

Но, несмотря на то, что книга предполагает знание хотя бы основ по педагогике, ее можно использовать (предварительно изучив содержание и особенности книги) и в домашних условиях, в кругу семьи для чтения с детьми старшего дошкольного возраста с целью духовно-нравственного воспитания, знакомства с православными традициями, классическими литературными произведениями, с красотой русского языка, с догматическими истинами и моральными нормами Церкви.

 

В качестве дидактического и воспитательного материала в книге С. Ф. Ивановой «Введение во храм слова» использовались выдержки из Библии, житий святых, молитвы, стихи и фрагменты произведений отечественных поэтов и писателей, а также творческие работы самих школьников, иллюстрации. В дополнение к этому в приложении книги помещен блок стихотворений русских поэтов XIX-XX веков.

 

Среди методов для работы с детьми предлагается использовать:

 

- наглядные пособия в форме иллюстраций, таблицу современной и церковнославянской азбуки для заучивания молитв на русском и церковнославянском языках, плакаты со словами, которые дети должны будут усвоить в процессе работы над текстом;

 

- словесные методы: рассказ, беседу, работу с книгой;

 

- практические методы: сочинение стихотворений и сказок; заучивание наизусть; рисование; лепку из глины, пластилина, теста; оценку ребенком труда души другого человека по содержанию рассказа или молитвы, сотворенных им; изготовление праздничных открыток; придумывание игр.

 

Дорофеев Виктор, протоиерей, Янушкявичене О. Л. Основы православной культуры. Учебное пособие для 1-го класса православных гимназий, воскресных и общеобразовательных школ. М.: «ПРО-ПРЕСС», 2006. 88 с.

 

bДорофеев Виктор, протоиерей, Янушкявичене О. Л. Основы православной культуры. Учебно-методическое пособие для учителя к учебнику 1-го класса. М.: «ПРО-ПРЕСС», 2006. 102 с.

 

«Учебное пособие» и «учебно-методическое пособие для учителя» являются основными частями учебно-методического комплекта по «Основам православной культуры», в который помимо них входит рабочая тетрадь для учащихся.

 

Основной целью курса «Основы православной культуры» является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православной Церкви.

 

Задачами данного курса, помогающими достигнуть поставленной цели, являются:

 

- изложение православной точки зрения на основные вопросы бытия, знакомство с системой нравственных норм Православной Церкви;

 

- ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие смысла православного искусства;

 

- раскрытие духовных и физических дарований детей;

 

- формирование гражданского самосознания;

 

- воспитание любви к своему земному Отечеству и своему народу.

 

Содержанием учебно-методического комплекта является: Священное Писание Ветхого и Нового Заветов; художественная литература (стихи, рассказы); иллюстрированные изображения икон, картин природы, фрагментов из истории Русской Православной Церкви, таинства Евхаристии и других; сценарии православных праздников.

 

Среди методов используемых в учебно-воспитательном процессе можно назвать: рассказ, беседу, аудиозапись (группа словесных методов); демонстрацию иллюстраций, слайдов, икон, выписанных на доске важных слов (группа наглядных методов); рисование, лепку, экскурсии, самоанализ своих поступков, помощь ближним, размышление над изученным материалом (группа практических методов); инсценизацию (группа дидактических игр).

 

Владимиров Артемий, протоиерей. Учебник жизни. Книга для чтения в семье и школе. М.: «Дрофа», 2001. 240 с.

 

В книге Артемия Владимирова высокие догматические истины, церковные таинства, цель жизни изложены простым и понятным для детей языком. Но, несмотря на доступное изложение материала, книга все-таки предназначена для детей в возрасте от 6-7-ми до 12-13-ти лет.

 

По способу изложения материала «Учебник жизни» представляет непринужденный разговор отца со своими детьми.

 

Цель написания своей книги протоиерей Артемий Владимиров усматривает в указании детям истинного смысла жизни через религиозное образование и нравственное воспитание.

 

Содержание книги состоит из авторских бесед в которых органично помещены (в доступном для детей изложении) события из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, народных православных обычаев, жизни святых, мысли святых Отцов о воспитании, вероучительные и нравоучительные истины, воспоминания из жизни отца Артемия и других людей.

 

Зинченко З. Детям о православной вере. Книга для школы и семьи. «Благовестник», «Паломник». 112 с.

 

Книга «Детям о православной вере» состоит из трех частей.

 

В первой части дети знакомятся с православным взглядом на сотворение мира, с православным учением о Боге, Ангелах, святых людях, иконах, храме, Кресте Господнем и крестном знамении, о грехе, о священническом благословении и его значении.

 

Вторая часть посвящена молитве.

 

В третьей части раскрывается значение постов и совершается знакомство с православными праздниками: Пасха, Рождество Христово, Богоявление, Вход Господень в Иерусалим, Пятидесятница, Покров Пресвятой Богородицы.

 

Кроме того в книге «Детям о православной вере» дан примерный план распределения учебного материала рассчитанный на двух годичный курс обучения.

 

Целью данного пособия является возрождение забытых православных традиций, приобщение детей к истокам православной культуры.

 

Материалом на основании которого составлена книга «Детям о православной вере» является Библия, Закон Божий (в различных изданиях), молитвослов, жития святых и их мысли о молитве Символ Веры, детская художественная литература.

 

Среди методов обучения, используемых в книге, следует отметить:

 

- наглядный метод (рассматривание иллюстраций, детские воспоминания);

 

- словесные методы (рассказ, беседа);

 

- практические методы (заучивание наизусть, экскурсии, разучивание праздничных песен).

 

Тарасар К. Наша жизнь с Богом. Пособие по катехизации для детей младшего школьного возраста. М.: «Госпел Лайт», 1999. 110 с.

 

Учебное пособие по катехизации «Наша жизнь с Богом» для детей младшего школьного возраста имеет целью познакомить детей с домостроительством человеческого спасения Богом, а также с христианскими праздниками, храмом, святыми людьми, моральными христианскими ценностями.

 

Достижению этого способствует вся структура распределения материала в книге.

 

Содержание книги предполагает проведение 18-ти тематических уроков, которые постепенно и последовательно раскрывают взаимоотношения человека с Богом, то, что и как сделал Бог для спасения людей.

 

Начинается курс темой о Боге-Творце и заканчивается? темой Богоявления.

 

Одновременно, в дополнение к урокам, прилагается материал и задания расширяющие кругозор детей в вопросах веры и традиций, в вопросах норм и правил поведения с окружающими людьми.

 

Книга составлена на основании Библейских рассказов, житий святых, Закона Божия, практических заданий в игровой форме.

 

В качестве наглядных методов обучения используются иллюстрации.

 

Из словесных методов используются рассказ и беседа в вопросно-ответной форме, работа с книгой.

 

Из практических методов обучения широко используются: задания в виде кроссвордов, ребусов; работа с картинками; разукрашивание; задания в игровой форме; работа с Библией; рисование; вырезание частей фигуры на которых написаны нравственные правила поведения и последующее их составление в единое целое.

 

Осень Золотая. Праздничные инсценировки, материалы к урокам, песнопения, поэзия, рукоделие. М.: Педагогический кабинет Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2000. 237 с.

 

Учебно-методическое пособие «Осень Золотая» для детей в возрасте от 6-ти до 10-11-ти лет состоит из слова на начало учебного года (произнесено российским новомучеником, миссионером, протоиереем Иоанном Восторговым), духовно-нравственной беседы протоиерея Артемия Владимирова, материалов для организации осенних праздников и детского досуга дома.

 

Цель учебно-методического пособия, которая состоит в религиозном образовании и воспитании духовно развитой, любящей свою родину и Православную Церковь, личности, предполагается достигнуть путем решения частных задач, вытекаемых из подобранного в «Осени Золотой» материала.

 

Эти задачи сводятся к следующему:

 

- На примерах знакомства с житиями святых (преподобный князь Даниил Московский, преподобный Сергий Радонежский, Собор преподобных оптинских старцев) воспитывать чувство любви к Истине и своему отечеству;

 

- раскрыть значение церковных праздников (Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня, Покров Пресвятой Богородицы, празднование Казанской иконе Божией Матери, Собор Архистратига Михаила и прочих Сил Бесплотных, Введение во Храм Пресвятой Богородицы);

 

- помочь раскрытию душевных сил ребенка;

 

- дать элементарное представление о древнем жанре песнопения? кантах.

 

Для решения поставленных задач в учебно-методическом пособии «Осень Золотая» использован широкий спектр материала на котором основан оброзовательно-воспитательный процесс личности ребенка. Сюда входит житийная литература, художественная литература, история Православной Церкви, сюжеты Библейской истории, церковные богослужебные и духовные песнопения, драматургия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Кормление после болезни


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных