Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Информационное интервью




Мастер-класс "Основы интервью" на телевидении и радио

Цели: познакомить участников с жанром интервью и его разновидностями, научить задавать интересные, короткие и емкие вопросы, легкие для восприятия на слух.

Результат: участники мастер-класса узнают, как брать короткое информационное интервью, оппонировать собеседнику в интервью-дискуссии и получат представление о самом интересном и сложном интервью – портретном.

Из чего состоит мастер-класс?

Мастер-класс состоит из трех частей, по 15 минут каждая. Первая часть посвящена информационному интервью. Вторая – интервью-дискуссии. Третья – портретному интервью.

МАСТЕР-КЛАСС

Введение

Интервью – один из самых интересных и сложных жанров в журналистике. Научиться ему, тем более, в течение одного мастер-класса, конечно, невозможно. Искусству интервью журналисты учатся, по сути, всю жизнь. А мы сегодня просто познакомимся с этим жанром, узнаем, каким может быть интервью на радио и телевидении, как должен вести интервьюер (то есть сам журналист) и какие вопросы категорически нельзя задавать. На несколько минут вы сами превратитесь в интервьюеров.

Итак, что такое интервью?

Интервью – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с ньюзмейкером. Кто такой ньюзмейкер? В театральных пьесах и кино есть действующие лица. Так вот, ньюзмейкер – это действующее лицо той или иной новостной истории. Если депутаты приняли закон, то ньюзмейкером будет тот депутат, который его придумал. Если на город надвигается сильный снегопад, то ньюзмейкером будет синоптик или, например, сотрудник МЧС, который предупредит горожан о последствиях. Словом, это тот, кто отвечает за новость, какой-то важный для той или иной актуальной темы человек.

Кроме того, собеседником журналиста может стать и просто известный человек: например, киноактер, режиссер, журналист, даже какой-нибудь скандальный светский персонаж.

В переводе с английского interview означает "беседа с глазу на глаз, встреча". Давайте разберем слово интервью на части. Inter – значит "между", view - значит "взгляд". То есть это обмен взглядами, "междувзгляд", если так можно сказать.

 

Интервью бывают разные. Все зависит от формата самой программы, которая выходит на радио и телевидении, и от того, какую цель ставит перед собой интервьюер: сообщить как можно больше подробностей какого-нибудь происшествия или раскрыть личность интересного собеседника. Это разные задачи, разные интервью. Давайте во всем разберемся.

 

Информационное интервью

Это очень важный тип интервью, мы с ним сталкиваемся каждый день, когда слушаем радио или смотрим новости по ТВ.

Цель такого интервью – получить определенные сведения.

Представим, что в городе горит здание музея. Во время выпуска новостей ведущий связывается в прямом эфире с представителем пожарной службы. У него есть от 3 до 5 минут, чтобы выяснить подробности происходящего. Это и есть информационное интервью. Ведущий должен узнать, как можно больше важных фактов и деталей.

Давайте подумаем, какие вопросы в этой ситуации можно задать?

(Участники должны обязательно указать следующие вопросы: 1) Что за музей горит? 2) Есть ли данные о погибших и пострадавших, сколько их? 3) Насколько сильно пострадал сам музей? 4) Удалось ли потушить или локализовать пожар к этой минуте? 5) Известна ли причина пожара, почему он возник? Если участники забывают какой-то из этих вопросов, модератор называет его сам. Конечно, возможны и дополнительные вопросы, но это основные).

К такому интервью есть определенные требования. Не надо думать, что оно очень легкое. Вопросы нужно формулировать предельночетко, быстро и лаконично, чтобы они легко воспринимались на слух и не были громоздкими. Кроме того, это экономит эфирное время.

А теперь, после небольшой разминки, давайте представим себя в реальной ситуации в роли интервьюеров. Итак, представьте: вы – радиоведущий. Сейчас вы в студии читаете выпуск новостей и вдруг узнаете (на многих станциях продюсеры сообщают это журналисту прямо в наушники по внутренней связи), что на территории нашего лагеря нашли неизвестное науке животное. Это может быть настоящей сенсацией! И у вас на связи директор лагеря. Ваши вопросы?

ПРИМЕЧАНИЕ: Это задание можно выполнить как коллективно (все по очереди задают вопросы), так и индивидуально. Можно вызвать одного желающего, модератор будет исполнять роль директора лагеря, а ведущий – задавать ему вопросы. Задача – быстрая реакция, вопросы без пауз "в эфире", выяснение важной информации (что это может быть за животное, на кого оно похоже, не опасно ли оно, куда обратились, чтобы все выяснить, и так далее).

Интервью-дискуссия

Еще одна важная разновидность интервью– интервью-дискуссия.

Если в портретном интервью (да и в других разновидностях тоже) журналист – добытчик разного рода сведений, то в проблемном он нередко заявляет и о своей позиции. Она служит неким началом совместного поиска истины.

Проблемное интервью помогает аудитории – зрителям и слушателям – сформировать собственный взгляд на ту или иную проблему.

Считается, что проблемное интервью журналист должен разрабатывать так, как гроссмейстер разрабатывает шахматную партию. Автор заранее продумывает основные тезисы беседы, выстраивает драматургию будущей передачи. Журналист оппонирует собеседнику, причем обязан это делать независимо от его позиции, чтобы в эфире звучали разные точки зрения, и проблема была освещена с двух сторон.

Пример: в гости к журналисту в программу приходит модный психолог, категорический противник отдыха в лагерях. Задача журналиста – не только выяснить точку зрения гостя, но и найти контраргументы, чтобы зрители/слушатели узнали все "за" и "против".

Давайте подумаем, какие современные проблемы можно было бы обсудить в таком интервью? Наверняка у всех вас есть страницы в соцсетях. Как вы думаете, соцсети – это хорошо или плохо? Это как раз тот вопрос, который можно было бы обсудить в проблемном интервью. Какие еще темы можно предложить для серии проблемных интервью? (Участники предлагают темы)

А теперь снова почувствуем себя интервьюерами. Сделаем упражнение "Трудный собеседник" и возьмем одну из тем, которые вы только что предложили.

Модератор вызывает "ведущего", который хочет взять интервью у "гостя". Сам модератор играет роль интервьюируемого. Задача журналиста – выяснить позицию гостя, а затем пытаться оппонировать ему, чтобы гость как можно лучше обосновал свою позицию. Задача модератора (гостя) – сопротивляться, даже иногда перебивать журналиста, всячески пытаться склонить его на свою сторону, не слушая никаких возражений. Делать это можно даже утрированно, на это всегда очень хорошо реагируют участники, они смеются, а задачи интервью становятся более наглядными.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных