Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1.1. Формы пространственной локализации жизни людей.




АДАПТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Курс лекций

 

Киров 2016

 

Допущено к изданию методическим советом факультета

экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «ВятГУ» в качестве учебное пособие для студентов направления 38.04.09 «Государственный аудит», 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» всех профилей подготовки и форм обучения

 

Рецензент:

к.э.н. экономических наук, профессор кафедры МиМ ФГБОУ ВО «ВятГУ»

Л.А. Фуфачева

 

С 544 Соболева О.Н.

Адаптационные стратегии развития региона: учебное пособие для студентов направления 38.04.09 «Государственный аудит», 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» всех профилей подготовки и формы обучения/ О.Н. Соболева.- Киров: ПРИП ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2016.- 200 с.

 

 

УДК 330

В учебном пособии изложен теоретический материал по дисциплине «Адаптационные стратегии развития региона», в соответствии с учебно-методическим комплексом дисциплины предусмотренные учебным планом направления.

Редактор Е.В. Кайгородцева

 

© О.Н. Соболева

© ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2016

Модуль 1. Регион как объект стратегического управления

Тема 1.1. Формы пространственной локализации жизни людей.

Развитие социально-экономических отношений в последние полвека привело к значительным структурно-технологическим и организационным изменениям в общественном устройстве.

На различиях в технологических принципах общественного производства строятся этапы развития хозяйственных систем (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный), дифференци-рующихся в зависимости от характера изменения роли производственных секторов (первичного, вторичного, третичного, четвертичного). Идеи взаимосвязи социально-экономической и пространственной подсистем путем выявления доминантных факторов (ресурсов) развития, берут начало в зарубежных экономических теориях, начиная с первой трети XX в. (Дж. Алан, Б. Фишер, Колин Кларк)[1]. Выделенные этапы различаются характерными особенностями, объясняемыми принципиальным переходом от материального производства к производству услуг, со значительным объемом информационных ресурсов как средства интенсификации производственных отношений. Свидетелем перехода к постиндустриальному этапу развития общества является дифференцированный характер активности субъектов экономики, развитие технологических процессов в городах, формирование новых типов экономических, социально-общественных и пространственных связей. Этот переход сопровождается постепенным размыванием границы между предприятиями промышленной индустрии, преобладанием третичных форм производственной деятельности, выделением в самостоятельное направление сектора обслуживания. Структурно-функциональное наполнение экономических секторов, в свою очередь, оказывает существенное влияние на процессы пространственного развития, приводя к появлению форм, реализующих их содержание. Вследствие этого отмечаются ведущие пространственные тенденции централизации (сосредоточения в центральном ядре города селитьбы, общественного обслуживания, транспорта) или децентрализации (рассредоточение производства, вызывающего трансформацию и преобразования сопряженных с ним видов деятельности)[2].

Постиндустриальный период социалистической экономики имеет свои особенности, вызываемые направлениями государственной социально-экономической политики по постоянному возрастанию уровня жизни на основе принципа равномерности распределения и потребления материальных благ и услуг, сопряженного с первостепенной ролью производственного сектора[3].

Именно производственный сектор испытает на себе сильнейшее воздействие рыночных реформ на начальных этапах развития новых политических и общественных отношений. Трансформации в нем будут наиболее ощутимы: перестав выполнять функцию ядра региональной системы, производственный сектор постепенно начнет утрачивать свое влияние на прочие сферы деятельности, их кооперацию и на процессы регионального развития в целом. В этих условиях крупные территориальноемкие объекты (прежде всего, промышленные предприятия) потеряют свое ведущее экономическое значение. В свою очередь, многообразие форм собственности подвигнет собственников капитала к проведению самостоятельной экономической политики. В качестве результата, в лучшем случае, отмечалось снижение объема отечественного промышленного производства, а в подавляющем большинстве случаев происходило перепрофилирование или полная ликвидация предприятий. Пространственный потенциал высвободившихся производств новых хозяйствующих субъектов – это акционерные компании, общества с ограниченной (полной) ответственностью, различные виды товариществ – если и использовали, то исключительно с целью извлечения прибыли. По мере изменения характера функционирования промышленного сектора заметных улучшений в региональных системах не отмечается: не возникает более рациональных территориально-пространственных схем его перераспределения, не улучшается инфраструктура, а функционально-пространственные связи, лишенные «маяков» притяжения, не задействованы новыми экономическими функциями. Процесс массового сокращения занятых на производстве людей, сопровождаемый естественным выбросом на рынок квалифицированных специалистов, впоследствии приводит к тому, что именно за счет них происходит пополнение потребительского сектора экономики[4].

Активная перестройка экономики в этот период, построенная на ведущей роли института частной собственности, открывшийся доступ к рыночным ресурсам вызывают интенсивное привлечение инвестиционных ресурсов в сферу потребления, в то время как производственная сфера, перестав быть экономически востребованной, окончательно утрачивает свои ведущие позиции. Это способствует изменению соотношения в пользу сферы потребления, предполагающей многообразие предложений различных товаров и услуг, завоевывающей позиции ведущего экономического агента. Возрастание удельного веса потребительского сектора экономики является сигналом к уравниванию в экономических правах полярных, принципиально разных сфер – индустриальных и обеспечивающих (неиндустриальных), что делает их сопоставимыми по значимости и приводит затем к недобросовестной конкуренции. По мере того как современные технологии управления и информационного обеспечения внедряются в производственную сферу, значение производственного сектора экономики снижается, а количество занятых в нем уменьшается. Соответственно данным изменениям наметились новые тенденции социально-экономического развития: общественное обслуживание; процесс и предметы его производства; характер их потребления приобретают новое, по сути и по форме, значение, постепенно вытесняя промышленное производство, присваивая себе его градообразующие функции[5].

В пространственном отношении все эти противоречия получают соответствующие подтверждения, выраженные в диспропорциях размещения экономических функций. Принятие возможности сопоставления потребления и обмена с реальным (производственным) сектором в качестве равноправных видов хозяйственной деятельности привело к разбалансировке элементов и связей экономического пространства региона.

На этом этапе структурной перестройки российской экономики в качестве приоритетов государственной политики выделяют: рыночные отношения; насыщение рынка; развитие его инфраструктуры; массовое привлечение частных ресурсов в инвестиционные процессы; инициирование участников рынка и укрепление стереотипных проявлений частного интереса. Органы власти, решая задачи формирования благоприятного инвестиционного климата, привлечения внимания к любым инвестиционным инициативам, столкнулись с необходимостью стимулировать экономическую активность субъектов рынка путем создания соответствующих условий. При таких приоритетах снятие регламентов и отказ от большинства ограничительных мер со стороны органов управления закономерны.

Реальными последствиями подчиненности процессов регионального развития действию в основном рыночного механизма становятся не ограниченные правовыми регуляторами рыночные преобразования. Соответственно, данная логика распространяется и в плоскости их пространственных проекций. Пространственными отображениями проводимой региональной политики становятся преимущественно стихийные формы объектов и связей. Превалирование рыночного интереса над государственным приводит также к целенаправленному принижению значимости классических принципов и форм использования (освоения, реконструкции) пространственного ресурса и отрицанию необходимости реализации программных мероприятий по развитию региона. В результате территории муниципальных образований, совокупность которых формирует социально-экономическое пространство региона, становятся подобием «лоскутного одеяла» функций, рисунок которого и способы использования территориальных ресурсов приводят к противоречию рыночных отношений в экономике. Таким образом, появившиеся экономические схемы взаимодействия общественных и частных интересов становятся новыми факторами формирования пространства и трансформации структурно-пространственной организации региональной системы, что приводит к противоречию со сложившимся характером взаимного пространственного размещения экономических и хозяйственных объектов.

Комплекс возникших проблем приблизил начало формирования правовых принципов рыночно ориентированной экономики, что вызвало наступление нового этапа эволюции моделей регионального развития. Значительное расширение рамок хозяйственной деятельности ее субъектов, создание оптимальных условий для интенсификации процессов в потребительском секторе, функциональное выравнивание сфер экономики приводят к тому, что проявляемая ими различная степень экономической активности, фиксируемая финансовыми результатами, позволит конкурировать за наиболее привлекательные, с точки зрения потенциального использования, зоны и узлы региональной системы. С ростом интенсификации процессов социально-экономического развития изменяется характер хозяйственной активности субъектов рынка, и, как результат, сфера потребления предлагает многообразие товаров и услуг, четвертичные виды деятельности становятся главенствующими и характеризуются пространственной экспансией. В свою очередь, это порождает пространственные виды «замещения» градообразующих функций градообслуживающими объектами, нарушающими нормальное функционирование региональной системы из-за их противоречивости в сложившейся системе пространственных объектов и связей между ними. Очевидно, что последствиями такой нарушенной конфигурации социально-экономического пространства региона стала практическая неприменимость привычных способов организации процессов жизнедеятельности, включая как периодические, так и избирательные потребности населения.

Постоянное развитие потребительского сектора объясняется, с одной стороны, переходом экономики к ее высокотехнологичной структуре, с другой – возможностью массового привлечения в нее частных инвестиционных ресурсов благодаря его способности увеличивать доходы

инвесторов; быстрой и эффективной отдаче; гарантиям получения прибыли. Отметим, что и при этом максимально удовлетворяются запросы различных слоев и групп потребителей. Новые качества сферы потребления проявляются благодаря вовлеченности в современные рыночные процессы финансовых, юридических, биржевых и других экономических операций, страхования, аудита, консалтинга, информационных услуг, некоторых видов проектирования, включением в него групп услуг, рассчитанных на так называемые элитные группы потребителей в условиях рынка. Стремительное развитие этой сферы, ставшее естественной реакцией на интенсификацию экономических процессов в их взаимодействии, приведет к тому, что они ослабят многие экономические процессы и приобретут значение, которое в свое время имели добывающие и обрабатывающие виды деятельности.

В результате возрастания удельного веса объектов непроизводственного сектора, выполняющих управленческие, информационные и обслуживающие функции, меняется общая направленность функционирования региональной системы, которая трансформируется сообразно экономическим процессам. Соответственно, происходят изменения в сложившейся пространственной организации, с появлением новых направлений, связей, форм и принципов развития ее элементов. На укрепление этих тенденций оказывают влияние технологические изменения, как в производственных, так и непроизводственных отраслях, расширение сфер использования средств телекоммуникаций, систем информационных технологий, пассажирского и грузового транспорта. И одновременно с уменьшением потребности в производственных функциях и объектах повышается удельный вес потребительского сектора, потребности которого в пространственных ресурсах увеличивались многократно.

Процессы потребления вытесняют, таким образом, не выдерживающие конкуренции другие сферы экономики, приобретая системообразующую роль в развитии региональных систем. Преобладание управленческих, информационных и обслуживающих функций приводит к трансформации сложившейся пространственной организации региона, вызывает необходимость включения механизма их целенаправленного регулирования. Однако данные потребности не компенсируются существующими возможностями. Осуществление реального контроля органами государственного управления над процессами использования пространственного ресурса ограничено ввиду отсутствия законодательных оснований. Оно не позволяет применять мотивированно методы (как государственного, так и рыночного) управления вплоть до момента разработки специальных регламентирующих документов, рассматривающих планирование регионального развития и с социально-экономических, и с пространственных позиций.

С возникновением законодательных инициатив в России, получивших в большинстве своем официальный статус утвержденных документов, начинается реальное формирование предпосылок к изменению методологических подходов к планированию развития региональных хозяйственных систем в их социально-экономических и пространственных аспектах. Признание такой возможности объясняется несоответствием политических установок, сформированных на федеральном уровне государственной власти, и способами их реализации на региональных и местных уровнях управления[6].

С этого момента ситуация меняется: она вызвана участием большого количества разнообразных социальных групп населения и экономически активной части бизнес сообщества в процессах пространственных преобразований в регионах, соответствующих проводимой государственной политике использования конкурентных преимуществ субъектов федерации и муниципальных образований. Возникают новые организационные формы взаимодействия субъектов региональной экономики, но, как правило, спонтанные, построенные на законах рыночного спроса и предложения, а схемы пространственного распространения случайны. Противостояние частного интереса и общественного контекста становится все более выраженным, что в отсутствие системы законодательного и нормативно-правового обеспечения затрудняет процесс обеспечения органами государственного управления социальных гарантий функционирования полноценной среды обитания и не способствует ни восстановлению, ни созданию новых пространственных форм, снижающих данные противоречия.

На этом этапе развития экономической модели региональных систем одной из ведущих задач органов государственного (муниципального) управления становится определение степени их необходимого вмешательства в процессы регионального развития, не противоречащего законодательной системе. В профессиональном отношении имеется в виду необходимость включения механизма их целенаправленного регулирования с использованием методов, способов и приемов, включая как государственные, так и рыночные интересы, учитывающие изменение социально-экономических условий их реализации. Экономические интересы субъектов региональной экономики регулируются властью посредством реализации политики, сдерживающей инвестиционные инициативы, с выработкой вариабельных управленческих решений, адекватных амплитуде изменения условий. А с увеличением интереса к вопросам повышения устойчивости региональных систем первостепенными становятся цели сохранения государственных интересов в пространстве региона, а роль государства и государственного управления возрастает.

Переход общественных отношений в России на новый этап своего развития связан с приобретением четвертичным и, главным образом, пятеричным секторами экономики статуса, определяющего направления переориентации социально-экономической системы[7]. Эта ситуация вызвана экономическими преимуществами от использования технологических новаций, позволяющие осваивать виды ресурсов, преимущественно информационные, в целях стимуляции производства, сбыта продукции, улучшения уровня жизни. Приоритет этого вида ресурса и его вовлеченность в социально-экономические процессы закономерны, что объясняется приобретением современным миром признаков коммуникативности и информационной емкости; повышением потребности людей в контактах и получении качественной и релевантной информации; переходом процессов производства, передачи, обмена, потребления информации в новое качестве, делающее их неотъемлемыми элементами практически всех видов человеческой деятельности. Благодаря информационно-технологическому наполнению привычных процессов сфер потребления и обмена, изменяется их структура. Процессы систематизации и передачи информации интенсивно развиваются также за счет образовательного и познавательного назначения, они дают множество дополнительных возможностей, являются источником и способом развлечения, как следствие того, что производство и коммерческое использование информации получают широкое распространение и в смежных с традиционными технологическими и экономическими нишами областях (наука, образование, управление, социальная сфера). Такой тотальный характер экономической подвижности новых видов деятельности вызывает новые схемы их пространственного размещения, а способы локализации экономических объектов и зон в пространстве становятся определяющими для принятия управленческих решений.

Пространственные схемы локализации новых экономических функций в региональных системах в российских условиях формируются по аналогии с существующим международным опытом, пропорционально размещению и расширению таких видов деятельности, как развитие средств телекоммуникаций, систем информационных технологий, транспорта, технологических изменений в производственной сфере. Еще большие территориально-пространственные трансформации происходят в региональных системах вследствие распространения пятеричных видов деятельности, ориентированных на использование интеллектуальных ресурсов и привлечение высококвалифицированных кадров, с включением «высоких» технологий управления, администрирования, активное обеспечение, отдельные формы науки, образования, медицины. Именно этот «срез» экономических функций имеет тенденцию не просто функционировать самодостаточно, но и воздействовать на другой сектор экономики, не зависящий от них в прямом отношении. Особенности пространственной локализации объектов пятеричной индустрии и в их единичных, и в множественных вариациях, как правило, выражаются отсутствием необходимости освоения и использования в больших объемах пространственных ресурсов.

Исследование процессов распространения и локализации в пределах региональных систем объектов пятеричного сектора показывает их неравномерный характер, определенные тенденции смещения и тяготения, местной концентрации, контрастирующей по отношению к точечным размещением небольших сочетаний функций. В целом такие тенденции определяются как преимущественно инфраструктурные изменения социально-экономического пространства региона, зависящие от степени активности интеграционных процессов, в противовес структурным преобразованиям. Тяготение этих видов деятельности к определенным территориям, способным давать высокий экономический эффект, но при этом часто не вписывающимся в общую логику пространственного развития региона, требует вмешательства органов государственной и муниципальной власти в эти процессы не спонтанно, а специальным механизмом управления. Для того чтобы эти действия осуществлялись целенаправленно и взаимоувязано, выборка механизмов и инструментов должна определяться исключительно на основе динамичной и корректируемой региональной политики, положения которой, в свою очередь, должны получать свое прямое отражение в планах долгосрочного развития регионов, включающих урегулированное взаимодействие социально-экономических и простран-ственных компонентов[8].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных