Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные виды дорожно-ремонтных работ




Для поддержания дороги в эксплуатационном состоянии организуется дорожно-ремонтная служба. Дорожно-ремонтные работы подразделяют на следующие виды: содержание, текущий, средний и капитальный ремонт.

Содержание дороги заключается в систематическом уходе за самой дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода для поддержания их в надлежащем порядке в течение всего периода эксплуатации дороги в целях обеспечения непрерывного и безопасного движения автотранспорта с установленными нагрузками и скоростями.

Текущий ремонт дороги включает в себя работы по предупреждению и устранению отдельных деформаций и разрушений дорожных покрытий, искусственных сооружений, водоотводной системы и земляного полотна.

Средний ремонт представляет собой комплекс ремонтных работ, проводимых один раз в несколько лет для восстановления дорожных сооружений, возмещения слоя износа и улучшения транспортно-эксплуатационных качеств дороги и дорожных сооружений.

Капитальный ремонт включает в себя работы по восстановлению до проектных норм прочностных характеристик и геометрических параметров дороги с одновременной заменой изношенных и утративших прочность и требуемые свойства конструктивных элементов. Состояние дороги характеризуют ее работоспособностью и технико-экономическими показателями.

Текущее содержание и ремонт лесных дорог

Дорожная служба организуется в каждом лесном предприятии для содержания и ремонта эксплуатируемой сети дорог, а также строительства временных дорог — усов. Объем работ по содержанию и ремонту дорог определяется по результатам весеннего обследования.

Для содержания и текущего ремонта дорог лесотранспортную сеть разделяют на дорожно-мастерские участки, имеющие приведенную длину 35...50 км. Для определения приведенной длины дорог установлены следующие переводные коэффициенты: 1,2 — для грузосборочных магистралей с цементо- или асфальтобетонным покрытием; 1,0— для лесных магистралей; 0,75— для служебных дорог и веток независимо от типа покрытия; 0,5 — для усов летнего и зимнего действия.

Число рабочих, требующихся для содержания и ремонта дороги, определяют по формулам:

 

 

Содержание дорог в исправности предусматривает выполнение следующих работ по сезонам года:

весной — очистка от снега и отвод воды с проезжей части и обочин; обеспечение исправной работы водоотвода для скорейшего просыхания дороги; укладка временных щитов в местах с недостаточной прочностью и признаками пучения; устройство на обочинах пучинистых участков воздушных поперечных ровиков с уклоном дна 40...50% в сторону откоса, шириной 0,25...0,5 м через 3...4 м в шахматном порядке на глубину, соответствующую толщине дорожной одежды; закрытие движения по грунтовым и гравийным дорогам на период распутицы; раскрытие отверстий водопропускных сооружений; пропуск ледохода под мостами; уборка снегозащитных щитов; планировка проезжей части после ее достаточного просыхания (при достижении влажности, близкой к оптимальной);

летом — обеспечение ровности покрытия систематической планировкой поверхности, обеспыливание, обеспечение равномерного износа покрытия, ликвидация размывов обочин, пропуск воды по канавам и другим водоотводным сооружениям с их очисткой в отдельных местах от ила, скашивание травы и вырубка кустарника на обочинах, устранение неисправностей мостов и труб, приведение в порядок дорожных знаков и указателей;

осенью — обеспечение водоотвода с устранением рытвин, выбоин и колей, в которых может задержаться вода; подготовка и установка снегозащитных щитов; закрытие перед снегопадом отверстий труб и мостов; выравнивание поверхности проезжей части профилированием перед началом заморозков;

зимой — борьба со снежными заносами и гололедом; постройка снежно-ледяных и ледяных покрытий и ледяных переправ.

Обеспыливание. Особенностью покрытий песчано-гравийных, щебеночных, грунтощебеночных и фунтовых дорог является их высокая пылимость в сухое время года. Это вызывает повышенный износ проезжей части дороги и подвижного состава, ухудшает условия работы водителей, снижает безопасность движения и отрицательно отражается на росте придорожных древостоев.

Пылимость зависит от затененности дороги и типа местности по условиям увлажнения.

Для обеспыливания дорог с переходными и низшими типами покрытий применяют минеральные и органические вещества.

Нормы расхода обеспыливающих материалов для I—III дорожно-климатических зон на 1 м 2 покрытия составляют: хлористые натрий и кальций (порошок) — 0,4...0,8 кг, 30%-ный раствор хлористого кальция — 1...2 л, сырые нефти, нефтешлам — 0,7... 1,2 л.

Для ослабления влияния солей на коррозию металлических деталей автомобилей эти соли смешивают с ингибиторами. К хлористому натрию добавляют 2...3 % (от массы хлористого натрия) однозамещенного фосфата натрия, 5...7 % двухзамещенного фосфата натрия, 3...5% суперфосфата, к хлористому кальцию — 5...7% суперфосфата, 1...2 % гексаметафосфата натрия, 1 0... 15 % нитрата кальция. Порошковые вещества наносят специальными распределителями, пескоразбрасывателями, солераспределителями, распре­елителями щебня и сельскохозяйственных удобрений, жидкие вещества — поливочными машинами, автогудронаторами, автоцистернами, оборудованными распределительными устройствами.

Борьба со снежными заносами и гололедом. В зимний период работа лесных дорог значительно осложняется из-за снежных заносов. До 50 % годовых трудозатрат приходится на борьбу со снегом и льдом, в том числе до 25 % — на снегозадержание и снегоочистку.

По степени снегозаносимости участки дорог подразделяют на четыре категории:

- сильнозаносимые — нераскрытые выемки глубиной 6 м и более;

- среднезаносимые — раскрытые выемки, нулевые места и насыпи высотой менее средней толщины снежного покрова;

- слабозаносимые— насыпи высотой более высоты снежного покрова;

- незаносимые — высокие насыпи, участки, проложенные в узких просеках.

Меры борьбы со снежными заносами могут быть пассивными (снегозадержание) и активными (очистка от снега). Снегозащитные устройства подразделяют на постоянные (полосы леса шириной 60 м вдоль дорог) и временные (деревянные щиты, снежные валы, стенки, траншеи, ряды вершинок и крупных сучьев).

Переносные деревянные щиты (рис. 5.1) применяют на участках местности, где нет постоянных снегозащитных устройств и рельеф не позволяет проложить снежные траншеи.

Щиты устанавливают в конце осени вдоль дороги со стороны господствующего зимой ветра на расстоянии 20... 25 м, а в сильнозаносимых местах — 40...45 м от бровки кювета или выемки с разрывами в один щит через каждые три—четыре щита. Колья для закрепления щитов забивают до замерзания фунта по линии снегозащиты на расстоянии 1,9 м друг от друга. Щиты привязывают к кольям только с верхней стороны. После заноса щитов на 2/3...3/4 высоты их переставляют в последовательности, показанной на рис. 5.2.

На временных дорогах применяют снегозащитные устройства в виде снежных траншей и валов. Снежные траншеи и валы, прокладываемые бульдозером, достаточно эффективны, и устройство их дешевле, чем установка щитов. Осенью подготавливают полосу, свободную от пней и других препятствий, и обозначают ее вешками. Снежные фаншеи прокладывают параллельно дороге.

Ближняя траншея должна находиться от дороги на расстоянии не менее 30 м, расстояние между соседними траншеями составляет 12... 15 м, глубина траншей — 1,0... 1,5 м. Одна траншея задерживает 5... 16 м 3 снега на 1 пог. м дороги. После прекращения метели вместо засыпанных траншей устраивают новые.

Для обеспечения непрерывного и безопасного движения по дороге в зимний период необходимо поддерживать поверхность проезжей части в ровном и плотном состоянии. Для очистки дорог от снега применяют различные снегоочистители, автогрейдеры, бульдозеры, а при больших снегозаносах — шнеко-роторные снегоочистители. На дрогах с усовершенствованными покрытиями снег удаляют полностью, а на дорогах с переходными и грунтовыми дорожными одеждами оставляют слой толщиной 5...6 см.

Снег необходимо удалять и с обочин, не допуская образования на них снежных валов.

Гололед возникает при понижении температуры воздуха после оттепели с выпадением осадков, а также в результате образования ледяной корки при уплотнении снега колесами автомобилей.

Для удаления с дорожных покрытий твердых ледяных и снежно­ледяных корок используют химические вещества, понижающие температуру таяния снега и льда, благодаря чему ледяной слой размягчается и может быть сравнительно легко счищен автогрейдером. При температуре выше -12 °С рекомендуется применять хлористый натрий, при более низких температурах — хлористый кальций. Можно использовать и другие соли, водные растворы которых имеют достаточно низкую температуру замерзания. Как и при обеспыливании, в состав солей добавляют ингибиторы.

При гололеде по поверхности проезжей части рассыпают крупный и средний песок, мелкий гравий, каменную мелочь, топливный шлак. Чтобы предотвратить смерзание материалов для посыпки покрытий при хранении, их следует смешивать с солями.

Норма россыпи сыпучих материалов на участках дорог с уклоном менее 20 %о составляет 0,1...0,2 м3 на 1 ООО м2. На участках с уклоном более 20 %с, на кривых, подходах к пересечениям дорог ее увеличивают до 0,3...0,4 м3 на 1 000 м2.

Ремонт дорог

Текущий ремонт. При текущем ремонте покрытий выравнивают поперечный профиль, заделывают колеи, трещины, выбоины, ямы, рассыпают высевки и мелкий гравий. Профилирование производят автогрейдерами или фейдерами. Для создания выпуклого поперечного профиля в отдельных местах добавляют гравии и уплотняют покрытие.

При ремонте земляного полотна и системы водоотвода выполняют следующее:

- исправляют отдельные повреждения земляного полотна, водоотводных сооружений, резервов, защитных, укрепительных и регуляционных сооружений;

- осуществляют подсыпку, срезку и планировку обочин на отдельных участках;

- производят частичную планировку откосов насыпей и выемок, в случае размыва укрепляют их камнем, щебнем, одерновкой или посевом трав;

- прочищают канавы на заплывших участках, углубляют кюветы, придавая им продольный уклон не менее 5 %;

- до начала заморозков провешивают ось водоотводных канав в местах, подлежащих очистке от снега в весеннее время, убирают камни, хлысты и другие предметы, которые могут помешать расчистке дороги от снега;

- выполняют работы по предупреждению пучинообразования, для чего на обочинах участков, подверженных пучинообразованию, прорывают ровики до основания дренирующего слоя дорожной одежды и засыпают крупнозернистым материалом;

- исправляют небольшие повреждения отдельных элементов искусственных сооружений, выполняют частичную смену и подтяжку деталей соединений, заделку трещин, сколов.

На колейных покрытиях выравнивают колесопроводы, выправляют плиты, заменяют разрушившиеся плиты, выравнивают обочины и межколейное пространство, устраняют просадки.

Средний ремонт. Средний ремонт выполняют, руководствуясь результатами весеннего обследования. Он осуществляется на отдельных участках дороги длиной 3...5 км. Если планируется увеличение объема перевозок, одновременно с восстановлением слоя износа увеличивают толщину покрытия.

Средний ремонт земляного полотна начинают с полной прочистки водоотводных сооружений и коренной перестройки пучинистых мест. Прочистку канав ведут навстречу возможному течению воды, особое внимание уделяя заиливающимся участкам. Для выпуска воды из резервов устраивают водоотводные канавы. Производят срезку и подсыпку грунта на откосах выемок, насыпей и на обочинах с укреплением его в местах размывов. В случае просадок дополнительно уплотняют земляное полотно, улучшая отдельные участки каменными материалами. При наличии в теле насыпи грязевых мешков делают поперечные прорези для просушки внутренней части земляного полотна, затем прорези засыпают дренирующим грунтом и послойно уплотняют его.

К среднему ремонту относятся также восстановление профиля щебеночных, гравийных и улучшенных фунтовых дорог, ямочный ремонт, восстановление слоя износа.

При выполнении ямочного ремонта из ям удаляют фязь, вскирковывают фавий (рис. 5.3, а), делают отвесные стенки (рис. 5.3, б).

Полученный при раскирковке материал укладывают на дно, сверху насыпают привезенный гравийный материал такого же состава, что и на дороге, и уплотняют его так, чтобы он возвышался на 1...2см (рис. 5.3, в). При последующем уплотнении возвышение устраняют (рис. 5.3, г).

 

Для сплошного выравнивания гравийные и щебеночные покрытия профилируют с добавлением нового материала до 500 м3 на 1 км покрытия. Работу начинают с очистки покрытия от грязи, пыли, устранения больших ям, просадок, глубоких выбоин и колей. Затем производят сплошную кирковку на полную глубину ям и выбоин, распределяют материал, профилируют и уплотняют. По щебеночному покрытию после уплотнения дополнительно рассыпают мелкий щебень в количестве 1...2 м3 на 100 м2 покрытия.

При недостатке в гравии связующего материала следует вскирковать верхний слой и внести в него небольшую добавку суглинистого фунта (5...7 %), а затем гравийный слой укатать во влажном состоянии с добавлением 30 %-го раствора хлористого кальция.

Если при дожде поверхность гравийной дороги затягивается тонкой пленкой глинистого раствора, что указывает на избыток пылеватых и глинистых частиц, верхний слой также вскирковывают, добавляют до 3 % гашеной извести и вновь уплотняют.

На дорогах с колейным покрытием увеличивают или обновляют лесчаную подушку на участках до 30 % протяженности дороги, производят подъемку и выравнивание железобетонных плит, выполняют мелкий ремонт плит или частичную их замену, досыпают и уплотняют промежутки между колесопроводами, восстанавливают поперечный дренаж.

Производят перестройку обветшалых деревянных труб и малых мостов, по возможности заменяют их на железобетонные, устраняют отдельные дефекты и повреждения мостов, выполняют окраску, антисептирование и оштукатуривание элементов мостов, ремонт подпорных стен, защитных* укрепительных и регуляционных сооружений, частичную замену элементов.

К среднему ремонту относятся также работы по ремонту или замене поврежденных звеньев и оголовков железобетонных труб, восстановление всех дорожных знаков, указателей и офаждений.

Капитальный ремонт. Капитальный ремонт является ремонтом дорожной одежды в целом и назначается, когда прочность дорожной одежды становится значительно ниже первоначальной, предусмотренной проектом. При капитальном ремонте повышают прочность дорожной одежды, совершенствуют конструкцию проезжей части, устраивают новые износостойкие шероховатые покрытия, заменяют отдельные слои дорожной одежды, формируют дренирующие и теплоизолирующие слои для улучшения водно-теплового режима и ликвидации возможности образования пучин.

Капитальный ремонт дороги может включать в себя смягчение крутых уклонов, увеличение малых радиусов, уширение земляного полотна, спрямление извилистых участков, улучшение системы водоотвода, капитальный ремонт искусственных сооружений.

Повышение прочности и усовершенствование дорожных одежд при капитальном ремонте могут выполняться следующими способами:

- разборкой старой дорожной одежды и устройством новой;

- разборкой только покрытия с усилением основания и устройством нового, более совершенного покрытия;

- использованием старой дорожной одежды в качестве основания с устройством сверху нового слоя покрытия и слоя износа.

Капитальный ремонт выполняют на основании проекта и сметы. Если в связи с ростом объемов перевозок по дороге необходимо перевести ее в другую, более высокую категорию, назначают реконструкцию дороги.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных