Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТРЕНИНГ ВЗАИМОВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ




 

За последние годы литература по практической психологии, особенно по проблематике тренинговой работы психолога, значительно обогатилась. Специалистам стало намного легче обновлять свой багаж, свой арсенал средств работы с группой.

Необходимость представить несколько типичных серий игр и упражнений во второй части настоящего учебного пособия вызвана тем, что, несмотря на избыток сборников, содержащих описания игр и инструкций по проведению упражнений, обнаружился явный недостаток литературы, посвященной способам, формам, методам анализа, обсуждения, подведения итогов упражнений, игр, тренинговых «номеров» той или иной направленности.

Вместе с тем очевидно, что игра на тренинге проводится не ради игры, а ради получения участниками некоего нового опыта.

Нередко важные эффекты, возникающие на тренинге, могут выпадать из поля зрения группы, если ведущий не уделил им достаточного внимания. Тогда увеличивается число тех, кто разочарован в тренинге и испытывает недоумение, – дескать, так до конца и неясно, зачем все это было нужно,

Конечно, невозможно предсказать, как развернется обмен впечатлениями между участниками группы в том или ином конкретном случае. Тем не менее представляется полезным предложить некоторые варианты анализа игр и тренинговых «номеров», особенно тех, что могут возникнуть по окончании той или иной игры с наибольшей вероятностью.

Следует также указать известные работы, содержащие анализ эффектов и способы обсуждения тех или иных «номеров» тренинга. Это прежде всего работы Л. А. Петровской, Ю. М. Жукова, П. Я. Растяникова, Н. С. Пряжникова, А. С. Спиваковской, К. Рудестама, Н. В. Цзена, Ю. В. Пахомова. Работы этих и других авторов перечислены в списке литературы.

Во вторую часть пособия наряду с известными вошли и некоторые авторские варианты игр, упражнений и «номеров» социально‑психологического тренинга.

Здесь в основном представлены те способы и пути развертывания групповых обсуждений предложены преимущественно те, которые неоднократно опробованы автором в личной практической работе. Психологу, социальному работнику, специализирующемуся в данной области практической психологии, важно ознакомиться с предлагаемыми вариантами как с прецедентами, ориентирами, облегчающими дальнейшее профессиональное творчество.

Желание быть воспринятым партнером или партнерами по общению определенным образом, именно так, а не иначе, стремление избежать при этом искажений, ложных домыслов не может не возникнуть при поиске средств убеждающего воздействия на другого человека.

В теоретическом плане опросы взаимного восприятия или межличностной перцепции исследовались и исследуются весьма широко.[24]Однако не менее интересна и актуальна практическая сторона проблемы. Индивидуальный способ быть «правильно» воспринятым, то есть воспринятым так, как хотелось бы самому воспринимаемому, обретается прежде всего в жизненной практике общения. Однако на практику общения нередко уходят годы, и у человека остается несколько меньше жизненного времени для использования опыта, чем ему хотелось бы.

Психологический тренинг создает возможности для временного уплотнения такого опыта.

Упражнения или отдельные фрагменты тренинга взаимного восприятия имеют цель создать условия для появления этой возможности. Участники тренинга могут в процессе совместной игровой работы неоднократно прояснять конкретные особенности как своего восприятия других, так и восприятия себя другими.

Вероятно, практический процесс искажений во взаимном восприятии проходит через три фазы. Первая фаза – обобщение. Суть ее в следующем. Например, мне пришлось общаться с незнакомым человеком. Он, разговаривая со мной, медленно цедит слова, смотрит, слегка прищуриваясь, чаще поверх меня, чем в глаза, стоит скрестив руки на груди и т. д. Из опыта общения в своей предыдущей жизни я знаю, что это часто свидетельствует о высокомерии, пренебрежительном отношении ко мне и к теме разговора, о неприязненном отношении к собеседнику. Эти выводы будут еще убедительнее для меня, если я познакомился с популярной литературой на тему о том, как по телодвижениям определять состояние человека.[25]Обобщая, я рискую впасть в ошибку именно по отношению к конкретному собеседнику. Несомненно, что я в силу своей индивидуальности и особенностей конкретной ситуации общения на что‑то в проявлениях собеседника реагирую, обращаю внимание, а что‑то проскакивает мимо моих глаз, ушей и прочих «приборов» восприятия. На самом деле, конечно, ничего не проскакивает, просто происходит селекция, отсеивание, отбор чего‑то значимого для меня. И на этом я строю свои обобщения. На что я привык обращать внимание, а что отбрасывать? Ответ на этот вопрос может дать мне тренинг. Какие подробности проявлений моего собеседника предстают передо мной особенно выпукло, вызывая мой эмоциональный отклик, а до чего мне нет дела? Узнав об этом, я смогу в некоторой степени снизить искажения моего восприятия на начальной фазе – на фазе обобщения.

Вторая фаза – фаза «чтения мыслей». Здесь искажения усиливаются. Я, опираясь на обобщенное представление о своем собеседнике, могу поймать себя на том, что как бы читаю его мысли. Коварство этих заблуждений в том, что мысли, которые, возможно, возникли бы лично у меня, будь я в том состоянии, что я приписал своему визави, я воспринимаю как его мысли.

Третья фаза – фаза домыслов о намерениях партнера. Здесь я уже абсолютно убежден, что знаю, чего мне от него ждать. Искажения в восприятии разрастаются, и реальное, без помех, общение между двумя людьми становится совсем сомнительным.

Перестать быть жертвой собственных домыслов можно, обнаружив свои индивидуальные особенности попадания в каждую из трех фаз.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных