ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Обмен энергии в организме.Обмен веществ и энергии.
1. Значение обмена веществ для организма. Понятие ассимиляции и диссимиляции 2. Обмен белков, жиров, углеводов З. Особенности обмена веществ в детском возрасте. Положительный баланс азота. 4. Обмен воды и минеральных солей 5. Обмен энергии в организме 6. Регуляция обмена веществ и энергии 7. Физиолого – гигиенические основы организации питания Значение обмена веществ: Обмен веществ – особенность живой природы и основная функция организма, с его прекращением прекращается и жизнь. Метаболизм – единство двух взаимосвязанных процессов: I. Ассимиляция (анаболизм) – пластический обмен (поглощение энергии) – синтез органических соединений, и образование на их основе новых клеток и тканей. II. Диссимиляция (катаболизм) - энергетический обмен (выделение энергии) – распад, разрушение старых, отживших клеток и их составных частей. Обмен белков Белки составляют 25% от общей массы тела, по строению – полимеры, состоящие из аминокислот (известно 22). Специфичность белка определяется количеством аминокислот, составом, и последовательностью их соединений. Аминокислоты: I. Заменимые - могут синтезироваться в организме из других аминокислот II. Незаменимые – обязательно должны поступать с пищей, т.к. не могут образоваться в организме. Белки: I. Полноценные – содержат все необходимые для организма аминокислоты (белки животного происхождения, и растительного происхождения (горох, фасоль, соя)). II. Неполноценные – не содержат всех нужных аминокислот (остальные белки растительного происхождения). Белки -> (желудок, пепсин) -> пептиды -> (12-типёрстная кишка, трипсин) -> аминокислоты -> (тонкая кишка всасываются в кровь) -> к клеткам В клетке: I. Синтез и замена аминокислот, свойственных данной клетке II. Распад белков старых (образуются СО2, Н2О, мочевина, аммиак и друге вещества, выделяемые органами выделения). Функция белков: I. Основной строительный материал II. Основа ферментов III. Транспортная IV. Все виды двигательных реакций, осуществляемых особыми сократительными белками V. Передача наследственной информации Особенности обмена белков у детей: Показателем нормального белкового обмена является азотистый баланс – это разность между количеством азота поступившего в организм и выделившегося из организма. У детей азотистый баланс должен быть положительным. Приход белков (азота) должен быть больше расхода, иначе ребенок не будет расти. Азотистое равновесие наступает у женщин 18-20 лет, а у мужчин 20-22 года.
Обмен жиров и углеводов: Жиры и углеводы имеют одинаковый химический состав, но разное строение. При излишке, углеводы откладываются в запасе в виде жиров. Функции жиров: I. Источник энергии II. Резерв органических соединений III. Защитная функция (тепловая и механическая изоляция) Жиры: I. Животные (сало, сливочное масло, сметана, сливки) II. Растительные (все виды масел) Функции углеводов: I. Основной источник энергии норма 400-500 гр. в сутки Углеводы -> (Сахар, мучное) – Птиалин, мальтоза (ротовая полость) -> простые сахара -> 12 пк (амилаза, мальтоза) -> глюкоза I. Часть глюкозы используется клетками, II. другая часть преобразуется в печени и мышцах в животный крахмал – гликоген. При пониженном сахаре в крови гликоген вновь превращается в глюкозу и сахар в крови нормализуется. III. Избыток глюкозы откладывается в идее жировых отложений.
Обмен Н2О и минеральных солей: Н2О – основной растворитель. Потребность взрослого 2 – 2,5 литра в сутки. Детский организм быстро накапливает и быстро теряет воду. Минеральные соли в организме делится на: Макроэлементы (Ca, K, Na, P, Fe) Микроэлементы (йод, медь, Mg, кобальт)
Обмен энергии в организме. Обмен веществ и энергии являются по существу единым процессом. Они неотделимы друг от друга: при окислении питательных веществ содержащаяся в них энергия освобождается и используется организмом: при окислении 1г жира в организме выделяется 9,3 ккал тепла 1 г углеводов ----------------------- 4,1 ккал 1 г белков --------------------------- 4,1ккал Расходуется энергия на: 1. восстановление новых клеток и тканей 2. на работу, выполняемую органами (сокращение мышц, проведение нервных импульсов, синтез гормонов, ферментов и т.д.) 3. большая часть энергии переходит в тепловую, которая идёт на поддержание постоянной температуры тела Наименьший расход энергии отмечается при полном покое организма, натощак и при комнатной температуре – это основной обмен. В этих условиях энергия расходуется на поддержание жизнедеятельности организма и сохранение постоянной температуры тела. Величина основного обмена зависит от пола, возраста, состояния здоровья и т. д. У мужчин среднего возраста (массой 65 – 70 кг) – 1700 ккал в сутки, у женщин на 5 – 10% ниже, к старости основной обмен понижается, при заболевании ЖВС также может изменяться. Основной обмен у детей любого возраста значительно выше, чем у взрослых. Объясняется это в основном интенсивно протекающими процессами роста. Но общая энергетическая потребность организма всегда выше величины основного обмена. Факторы, повышающие расход энергии: приём пищи, изменение внешней температуры, мышечная работа. Расход энергии зависит от характера работы и физической нагрузки. При умственной работе трата энергии повышается только на 2-3% по сравнению с основной, при тяжёлой физической значительно больше. У взрослого человека при умственном труде и малоподвижном образе жизни общий обмен составляет примерно 2500 ккал. Расход энергии у детей: 1 -3 г. ---------- 1000 ккал 3 – 5 л.---------1200 ккал 5 -7 л ---------- 1500 ккал 7 – 9 л --------- 1800 ккал 11 – 14 л ------ 2400 – 2600 ккал Скорость основного (СОО) – общая скорость, с которой протекают химические реакции в организме. У людей она различна и зависит от ряда условий: при стрессе, физической нагрузке, высокой температуре СОО возрастает. Люди с высокой СОО могут много есть не прибавляя в весе, т. к. распад питательных веществ в клетках происходит так быстро, что может запасаться лишь небольшая часть жира. Люди с низкой скоростью обмена веществ легко прибавляют в весе и, как правили, пассивны. На скорость метаболизма влияют многие гормоны, особенно тироксин, адреналин.
Физиолого – гигиенические основы организации питания Правильное питание – питание рациональное, адекватное образу жизни, состоянию здоровья, возрасту, виду деятельности, иными словами индивидуальным потребностям организма. При составлении пищевого рациона учитывают: 1. Энергетическую ценность (калорийность продуктов), она должна соответствовать энергозатратам организма Для детей и подростков калорийность пищи должна быть выше суммарного суточного расхода энергии, так как организм ещё растёт и около 15% энергии ребёнок расходует на рост и отложение веществ.
2. Соотношение белков, жиров, углеводов, их качественный состав Б: Ж: У по весу: белки 80 – 100 гр, жиры 80 – 100 гр, углеводы 400 – 500 1: 1: 4 У детей раннего возраста соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1: 2: 3, а у детей младшего школьного возраста – 1:1: 6. Пластическая ценность пищи определяется в основном количеством и качеством содержащихся в них белков. В белках пищи должны быть все необходимые аминокислоты, особенно незаменимые. 3.Распределение пищевого рациона на протяжении суток (режим питания). Наиболее рационален 3 -4 разовый режим питания, для учащихся наиболее рационален 4 – разовый приём пищи. При таком режиме питания интервал между приёмами пищи не превышает 6 часов. По энергетической ценности, массе и составу: завтрак должен составлять не менее 25 %, 2 – ой завтрак – 20 % обед – 35 % ужин – 20% Высоко калорийные продукты (мясо, рыба, яйца) рекомендуется принимать в первую половину дня, во 2 – ю половину – молочно-растительную пищу. 4.Пища должна быть разнообразной – в этом случае недостатки одного продукта компенсируются достоинствами другого. В пище должны содержаться все необходимые витамины и микроэлементы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|