ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ель н(1)когда н(2) плачет, н(3)кому н(4) кланяется.1) 1, 2 2) 2 4 3) 1, 3 4) 1, 2, 3, 4 А13.
1) ЧТО(БЫ) отец ни делал (В)ТЕЧЕНИЕ дня, всё это он делал по своему твёрдому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю работу по дому. 2) Коротко да ясно, (ПО)ТОМУ и прекрасно, (ЗА)ТО нехорошо, коль пространно и скучно. 3) На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО(БЫ) я ни делал, мне ТО(ЖЕ) всё прощалось. 4) От выступления докладчика и (ОТ)ТОГО, что будет сказано в прениях, можно было ждать много интересного, (ПО)ЭТОМУ мы и заняли места в первом ряду.
1) Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении. 2) Первые несколько лет, прожитые в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность. 3) Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать - громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы. 4) (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
1) ЧТО(БЫ) люди ни говорили, я здесь ни (ПРИ)ЧЁМ. 2) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ часа (НА)ВСТРЕЧУ нам прошло несколько грузовиков. 3) (ЗА)ЧЕМ тратить время (ПО)ПУСТУ? 4) (В)ОБЩЕМ, нам ТО(ЖЕ) пора собираться.
1) Привалов делали мало, ЧТО(БЫ) не простыть, а (ВО)ВРЕМЯ остановок приходилось пританцовывать на месте – мёрзли ноги. 2) (В)СЛЕДСТВИЕ аварии лифт не работал (В)ТЕЧЕНИЕ недели. 3) Мы постояли на поляне, (ЗА)ТЕМ пошли (В)ГЛУБЬ рощи по узкой тропинке. 4) (И)ТАК, давайте поговорим (НА)СЧЁТ нашего дела.
1) Я решил выйти (НА)КОНЕЦ села и (ОТ)ТУДА тропкой пробраться к решетчатому окну.. 2) Ему снилось ТО(ЖЕ) самое, что совсем недавно было с ним (НА)ЯВУ. 3) (ЗА)ТЕМ он повернул стрелку компаса (ПО)ТОМУ направлению, в котором скрылся мальчик. 4) Мы всё ТАК(ЖЕ) надеялись вернуться во ЧТО(БЫ) то ни стало.
1) (ПО)ЧЕМУ, глядя на один портрет, мы (НА)ДОЛГО засматриваемся, любуясь изображением, и равнодушно скользим быстрым взглядом по другому? 2) Даже после смерти Баха в ТОМ(ЖЕ) магистрате его педагогическая деятельность, ТАК(ЖЕ), как и композиторская, не получила должной оценки. 3) Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть, (ПО)ТОМУ, что природа в изображении художника КАК(БУДТО) находится в дисгармонии с жизнью человека. 4) КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь.
1) Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ. 2) Рецензия является жанром литературной критики, но в ТО(ЖЕ) время её считают и жанром библиографии, (ПО)СКОЛЬКУ она возникла из библиографического описания книги. 3) Доброта души ТО(ЖЕ), что здоровье для тела, она ТАК(ЖЕ) необходима человеку. 4) Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его.
1) (ИЗ)ДАЛЕКА, всё КАК(БЫ) пригибая на своём пути, покатился гром. 2) Цветущая сирень распространяла (ВО)КРУГ свой (НЕ)ПОВТОРИМЫЙ аромат. 3) Мы так часто ищем смысл жизни, забывая о близких людях, (ПО)ЭТОМУ ТАК(ЖЕ), как смысла в жизни, не находим взаимопонимания. 4) Бывают любимые женщины, чьи глаза воздействуют на нас не (В)ПРЯМУЮ, а позже, КАК(ТО) неожиданно.
1) (ЧТО)БЫ вовремя приехать (НА)ВСТРЕЧУ, мы вышли пораньше. 2) (ПО)ПРИЧИНЕ затяжного (НЕ)НАСТЬЯ поход был отменён. 3) Мещёрский край ТАК(ЖЕ) скромен, как и картины Левитана, и есть в нём ТО(ЖЕ) величие и спокойствие, что и в картинах художника. 4) Мы взглянули (НА)ПРАВО, но дороги так и (НЕ)УВИДЕЛИ.
1) Солнце пронизывало в лесу всё (НА)СКВОЗЬ, кроме сосняка, да и тот КОЕ(ГДЕ) был изрезан золотом лучей. 2) Взглянешь на усыпанное звёздами небо и поймёшь, (ПО)ЧЕМУ природа КАК(ТО) по-особенному молчалива. 3) Не всё благополучно с речью в быту, (ОТ)КУДА она (ЗА)ЧАСТУЮ переносится на сцену. 4) Возраст города обычно определяется (ПО)ТОМУ, когда город (В)ПЕРВЫЕ упоминается в письменных источниках. А14.
1) С лугов и от леса тянул тёплый ветер и колыхал на берёзах нежные листья. 2) Под старыми елями не было ни трав ни прошлогодних листьев. 3) В свежем сене вянут земляника да головки луговых цветов. 4) Венчики трав качались над головами и осыпали плечи жёлтой цветочной пылью.
1) Пыль и пепел разносятся ветром на сотни и тысячи километров. 2) В воздушной оболочке Земли есть как кислород так и углекислый газ. 3) Шашку можно передвигать только вперёд и только на одну клетку по диагонали. 4) О древних поселениях говорят и названия улиц и старые здания и археологические раскопки.
1) Слово «мох» обычно вызывает в памяти образы сырых и сумрачных таёжных лесов или болот. 2) Человека воспитывает как искусство так и наука. 3) Старушки или пили чай или играли в карты или просто разговаривали. 4) Это была дорога разочарований и восторгов и горя и радости.
1) Одеты в багрянец и охру леса и поля. 2) Мы вернёмся в четверг либо в пятницу. 3) Мелкие у хорька зубы да острые. 4) Среди животных есть добрые и злые капризные и покладистые эгоистичные и самоотверженные.
1) Петя достал из портфеля и разложил на столе кисти и краски. 2) Слышно было лишь напряжённое дыхание людей да мерное тиканье приборов. 3) На ней было голубое платьице и ленты и цветы. 4) А потом началась пора тревог и открытий находок и горестных утрат.
1) Она не замечала ни зенитных пушек на площадях ни прохладных садов ни торжественных зданий. 2) Кто-нибудь из артистов играл на рояле или на скрипке или пел. 3) Научно-фантастические произведения К.Э.Циолковского публиковались неоднократно как при жизни так и после смерти учёного. 4) Раненый лётчик Руднев поднялся на койке и долго смотрел на кузнечика и на занавеску.
1) Ночью ветер злится да стучит в окно. 2) В свирепом грохоте воды и вой ветра и рёв бури и громыхание грома. 3) Перейти на безотходное производство не только выгодно но и необходимо. 4) В небе дрожало и переливалось несколько крупных и чистых созвездий.
1) Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками. 2) Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения. 3) Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика. 4) Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.
1) Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт. 2) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающих. 3) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени. 4) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.
1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом. 2) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи. 3) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение. 4) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку. А15.
Я видел восход солнца в этом месте десятки раз () и всегда передо мною рождался мир, по-новому красивый. 1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна. 2)Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая. 3)Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужназапятая.
Ветер тихо раскачивает вершины старых кедров () и где-то вдали кричит какая-то ночная птица. 1)Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна. 2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна. 3)Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужназапятая.
Дышит прямо в лицо холодное ночное дыхание () и вот уже дремлешь. 1)Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая. 2)Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна. 3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужназапятая.
Светало () и по бурному полю зреющей ржи заблистали причудливые светлые пятна. 1)Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая. 2)Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна. 3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужназапятая.
Распустилась черёмуха () и над самой водой позеленели раскидистые кусты смородины. 1)Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая. 2)Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна. 3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужназапятая.
Крупные дождевые капли беспрерывно падали на землю () и тяжело шлёпались о листья кустов. 1)Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая. 2)Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна. 3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужназапятая
Под самыми облаками летят птицы() и шлют привет покинутым родным местам. 1)Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая. 2)Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна. 3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужназапятая
Кончается светлая звонкая весна () и начинается беззаботное тенистое лесное лето. 1)Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая. 2)Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна. 3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужназапятая
Но вот поднялось над хмурым лесом ласковое солнышко () и постепенно прогнало туман. 1)Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая. 2)Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна. 3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужназапятая
Днём и ночью устрашающе шумят () и отчаянно бьются о прибрежные скалы морские волны. 1)Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая. 2)Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна. 3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужназапятая Текст 1.
1)И тут показалось море. 2)Оно было мелким и плоским. 3)Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и также медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены. 4)Море выглядело сонным и вялым, не способным к бурям и штормам. 5)Но бури на нём бывали. 6)Далеко от дюн, за линией горизонта. 7)Костя шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра. 8)Женечка сняла туфли, босиком было идти легче, но холодный влажный песок обжигал ступни. 9)На берегу сохли развешанные на кольях сети с круглыми поплавками из бутылочного стекла, лежали лодки, перевёрнутые вверх килем. 10)Неожиданно вдалеке, на самой кромке берега, возникла собака. 11)Она стояла неподвижно, в странном оцепенении. 12)Большеголовая, с острыми лопатками, с опущенным хвостом. 13)Её взгляд был устремлён в море. 14)Она ждала кого-то с моря. 15)Костя подошёл к собаке, но она даже не повернула головы, словно не слыша его шагов. 16)Он провёл рукой по свалявшейся шерсти.17)Собака едва заметно шевельнула хвостом. 18)Мальчик присел на корточки и разложил перед собакой хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету. 19)Собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. 20)Костя стал её поглаживать и уговаривать: 21)―Ну поешь. 22)Ну поешь немного… (Ю.Яковлев.) А16. Определите тип речи в предложениях 1-4 данного текста 1) повествование 2) описание 3) рассуждение 4) представлены все типы речи А17. Почему собака неподвижно стоит на берегу моря? 1) её привлекает красота моря 2) она видит вдали что-то необычное 3) она боится воды 4) она застыла в ожидании А18. Каково отношение мальчика к собаке? 1) мальчик испытывает жалость к животному 2) мальчик обманом хочет приручить чужую собаку 3) мальчик побаивается пса и хочет его задобрить 4) мальчику интересно проверить реакцию животного А19. Укажите значение слова ДЮНЫ (предложение 6) 1) волны моря 2) мера длины 3) песчаные холмы 4) прибрежные камни А20. Почему автор называет море плоским? 1) вода в нём темная и непрозрачная 2) оно простирается до горизонта и растворяется в нём 3) берег низкий и волны тихие 4) оно похоже на большое блюдо А21. Как характеризует поведение собаки предложение 19? 1) она сыта 2) она брезглива и капризна 3) она боится брать угощение у незнакомцев 4) тоска лишила её желания есть Часть 2 В1. Подберите антоним к прилагательному МЕЛКИЙ (предложение 2). __________________________________________________________________ В2. Из предложений 18 – 19 выпишите слово с чередующейся гласной в корне. __________________________________________________________________ В3. Из предложений 5 – 6 выпишите слово (-а) с проверяемой безударной гласной в корне. __________________________________________________________________ В4. Из предложений 3 – 4 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «НН пишется в прилагательных, образованных от существительных с основой на –н с помощью суффикса –н-». __________________________________________________________________ В5. Из предложений 19 -20 выпишите слово, образованное приставочным способом. __________________________________________________________________ В6. Определите, какой частью речи является слово УСТРЕМЛЁН (предложение 13). __________________________________________________________________ В7. Определите, какой частью речи является слово ЛЕГЧЕ (предложение 8).__________________________________________________________________ В8. Из предложений 15 – 16 выпишите деепричастие. __________________________________________________________________ В9. Выпишите грамматическую основу из предложения 3 __________________________________________________________________ В10. Среди предложений 15 – 18 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения. __________________________________________________________________ В11. Среди предложений 2 – 4 найдите простое с однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения. __________________________________________________________________ В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 9. __________________________________________________________________ Часть 3. С1. Дайте письменный развёрнутый ответ на вопрос: «Принято считать, что дружба с животными благотворно действует на человека. Согласны ли вы с этим утверждением?» (6-8 предложений). Текст 2.
1)Ирина была права, когда говорила, что восторги моего брата распространялись лишь на то, что было его личной собственностью. 2)Так как природа и люди персонально Владику не принадлежали, он имел к окружающему миру массу претензий. 3)Чтобы заслужить его хорошее отношение, надо было поспешно стать двоечником, приобрести отталкивающую внешность и жить в тяжёлых домашних условиях. 4)Если же моего брата кто-нибудь раздражал, значит, этот человек обладал достоинствами или вещами, которых у Владика не было, но которые он хотел бы заполучить. 5)Когда мы были в третьем классе, его недовольство обрушилось на сидевшего впереди нас Петю Кравцова. 6)Истинный порок Пети состоял в том, что у него была толстая многоцветная шариковая ручка, похожая на модель ракеты. 7)Внешне она была золотой и стоила, как с придыханием сообщил Владик, очень дорого. 8)Одна эта ручка магнитом притянула к Пете столько разных изъянов, что неясно было, как они умещались в его невместительном, хрупком теле, в его белобрысой голове с простодушным, стриженым затылком. 9)Владик стал самозабвенно копить деньги. 10)Я понял, что он хочет купить ракетообразную ручку, из боеголовки которой выскакивали разноцветные стержни. 11)―В ларьке есть почти такая же… но дешевле, ― сказал я. 12)―Дешёвое дороже обходится! ― оглядевшись по сторонам, открыл мне житейскую тайну Владик.― 13)В магазинах надо покупать, а не в ларьках! (А.Алексин.) А16. Какое из высказываний содержит ответ на вопрос: «Какое чувство вызывал у Владика человек, превосходящий его какими-либо достоинствами?» 1) такой человек вызывал у Владика желание подружиться 2) такой человек вызывал уважение и интерес 3) такой человек раздражал Владика 4) такой человек был Владику безразличен А17. Каково авторское отношение к излагаемым событиям? 1) сочувствие 2) ирония 3) уважение 4) осуждение А18. Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 1 – 4? 1) герой – серьёзный и вдумчивый человек 2) герой – добрый, великодушный мальчик 3) герой – злой и мстительный человек 4) герой – завистливый, самовлюблённый человек А19. Укажите, в каком значении употреблено слово САМОЗАБВЕННО (предложение 9) 1) радостно 2) целеустремлённо 3) бескорыстно 4) кропотливо А20. Почему автор называет героя Владиком? Такая форма имени говорит 1) об очень юном возрасте героя 2) о тёплом отношении рассказчика к герою 3) о близких, дружеских отношениях рассказчика и героя 4) о гордости, которую рассказчик испытывает по отношению к герою А21. В каком высказывании содержится противопоставление? 1) в магазинах надо покупать, а не в ларьках (предложение 13) 2) внешне она была золотой и стоила, как с придыханием сообщил Владик, очень дорого (предложение 7) 3) в ларьке есть почти такая же… но дешевле, ― сказал я (предложение 11) 4) так как природа и люди персонально Владику не принадлежали, он имел к окружающему миру массу претензий (предложение 2) Часть 2 В1. Подберите синоним к наречию ПЕРСОНАЛЬНО (предложение 2). __________________________________________________________________ В2. Из предложения 10 выпишите слово с орфограммой «Правописание безударных личных окончаний глаголов». __________________________________________________________________ В3. Из предложения 8 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от её значения. __________________________________________________________________ В4. Из предложений 5 – 7 выпишите причастие. __________________________________________________________________ В5. Из предложения 10 выпишите все служебные части речи. __________________________________________________________________ В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. __________________________________________________________________ В7. Выпишите грамматическую основу из предложения 9.__________________________________________________________________ В8. Из предложения 1 выпишите словосочетание, соответствующее схеме «ГЛАГОЛ + местоимение». __________________________________________________________________ В9. Среди предложений 4 – 6 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. __________________________________________________________________ В10. Среди предложений 9 – 13 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. __________________________________________________________________ В11. Среди предложений 5 – 11 найдите предложение с прямой речью. Напишите номер этого предложения. __________________________________________________________________ В12. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения. Одна эта ручка магнитом притянула к Пете столько разных изъянов,1 что неясно было,2 как они умещались в его невместительном,3 хрупком теле,4 в его белобрысой голове с простодушным,5 стриженым затылком. __________________________________________________________________ Часть 3. С1. Дайте письменный развёрнутый ответ на вопрос: «Принято считать, что зависть– это всегда отрицательное чувство. Согласны ли вы с этим утверждением?» (6-8 предложений). Текст 3.
1)Шмакова схватила за руку Димку, и они начали танцевать; Шмакова крутилась, извивалась – танцы были её стихия. 2)И вот тут открылась дверь, и… явился новый, совершенно неожиданный гость. 3)В комнату ворвалась Ленка. 4)Но какая!.. 5)Неузнаваемая!.. 6)Вязаная шапочка натянута до бровей, куртка нараспашку, а под нею знаменитое обгорелое платье. 7)Но дело было не в том, как она одета, а в том, какое у неё было необыкновенное лицо, преображённое до неузнаваемости её смелым поступком. 8)Раньше лицо у неё бывало добрым, милым, отчаянным, жалким, а теперь оно было вдохновенно-решительным. 9)И всем сразу стало ясно, что она пришла к ним затем, чтобы сделать то, что хочет. 10)И помешать ей никто не сможет. 11)Они все это поняли и замерли. 12)Только что смеялись, хохотали, танцевали, а тут окаменели. 13)Ждали, что же будет дальше. 14)Ленка не торопилась. 15)―Братцы, чего же вы не танцуете? ― спросила Ленка. 16)―Давайте!.. 17)Прыгайте!.. 18)Она начала танцевать, кривляясь и паясничая. 19)Но тут пластинка кончилась, музыка оборвалась, и наступила тишина. 20)―Жалко, не потанцевали. ― 21)Ленка посмотрела на ребят и впервые, встречаясь с ними взглядом, не дрогнула. 22)Она почувствовала в своей душе давно забытый покой. 23)―Какие вы все красивые! 24)―Прошлась по комнате, оглядывая каждого, как будто очень давно их не видела. 25)―Не дети, а картинка! 26)Ленка остановилась посреди комнаты. (В.Железников.) А16. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему одноклассники, которые только что веселились, вдруг „окаменели”?» 1) потому что музыка оборвалась 2) обрадовались появлению Ленки 3) потому что Ленка была странно одета 4) их удивило и испугало появление Ленки А17. Укажите преобладающий в тексте тип речи. 1) описание 2) повествование 3) рассуждение 4) описание и рассуждение А18. Каково отношение Лены к ребятам? 1) героиня по-прежнему боится ребят 2) она стремится подружиться с одноклассниками 3) она чувствует превосходство над остальными ребятами 4) героиня показывает равнодушие к окружающим А19. В каком из приведённых ниже предложений содержится противопоставление? 1) Только что смеялись, хохотали, танцевали, а тут окаменели. (предложение 12) 2) Но тут пластинка кончилась, музыка оборвалась, и наступила тишина. (предложение 19) 3) Шмакова схватила за руку Димку, и они начали танцевать… (предложение 1) 4) Они все это поняли и замерли. (предложение 11) А20. В каком значении употребляется в тексте слово СТИХИЯ (предложение 1)? 1) природное явление 2) окружающая среда 3) проявление чувств 4) привычное, любимое занятие А21. Какое изобразительное средство используется в предложении 12: «…а тут окаменели»? 1) метафора 2) олицетворение 3) эпитет 4) гипербола Часть 2 В1. Подберите стилистически нейтральный синоним к разговорному слову СХВАТИЛА (предложение 1). __________________________________________________________________ В2. Из предложений 11 – 13 выпишите слово с чередующейся гласной в корне. __________________________________________________________________ В3. Из предложения 19 выпишите слово с проверяемой безударной гласной в корне. __________________________________________________________________ В4. Из предложений 7 – 8 выпишите слово, образованное приставочным способом. __________________________________________________________________ В5. Из предложения 11 выпишите грамматическую основу. __________________________________________________________________ В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. __________________________________________________________________ В7. Из предложения 22 выпишите словосочетание, соответствующее схеме местоимение + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.__________________________________________________________________ В8. Какой частью речи является слово ПРЕОБРАЖЁННОЕ в предложении 7?. __________________________________________________________________ В9. Выпишите все служебные части речи из предложения 24. __________________________________________________________________ В10. Среди предложений 15 – 18 найдите сложное. Напишите номер этого предложения. __________________________________________________________________ В11. Среди предложений 2 – 4 найдите предложение(-я), осложнённое(-ые) обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). __________________________________________________________________ В12. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения. Раньше лицо у неё бывало добрым,1 милым,2 отчаянным,3 жалким,4 а теперь оно было вдохновенно-решительным. __________________________________________________________________ Часть 3. С1. Дайте письменный развёрнутый ответ на вопрос: «Принято считать, что быть не таким, как все, очень трудно. Согласны ли вы с этим утверждением?» (6-8 предложений). Текст 4.
1)Друзья стояли на мосту втроём и, облокотясь на тёплые от солнца деревянные перила, смотрели на воду. 2)Вода двигалась. 3)Её струи, омывая опоры, завихрялись, образовывали водоворот. 4)Василь следил за игрой рыбы. 5)Зоя Загородько щурила глаза, стараясь задержать ресницами солнечный зайчик, который отрывался от воды и ударял в глаза. 6)Марат видел тяжёлые железные фермы, скрученные взрывом и выступающие из воды, как остов погибшего чудовища. 7)Зимородок не знал, как раскрыть парашют, но он умел обращаться с толом. 8)С тех пор много утекло воды – этой пахнущей глубинным холодом и травой. 9)Воды и времени. 10)А что такое время? 11)Станции! 12)Мимо одних поезд уже промчался, до других ещё не доехал. 13)Но как быть, если тебе до зарезу нужно вернуться на станцию, давно оставшуюся позади? 14)―Ты бы могла спрыгнуть с мота в реку? ― неожиданно спросил Василь Зою Загородько. 15)Девочка ответила не сразу. 16)―Я бы прыгнула, если бы надо было спасти маму. 17)―Привираешь, ― сказал Василь. 18)―Зачем прыгать с моста, когда можно побежать и нырнуть с берега. 19)―Зимородок не стал бы рассуждать, ― сказал Марат. 20)Василь тихо рассмеялся. (Ю.Яковлев.) А16. Какое из высказываний, приведённых ниже, подтверждает, что ответ Зои был обдуманным? 1) Девочка и раньше думала о том, сможет ли она прыгнуть с моста в реку. 2) Девочка сомневалась в своих физических возможностях. 3) На вопрос товарища Зоя ответила не сразу. 4) Зоя не хотела делиться своими мыслями с ребятами. А17. Почему, наблюдая за водой, ребята размышляют о времени? 1) течение воды напоминает течение времени 2) вода завораживает взгляд, приковывает внимание 3) потому что водная гладь неподвижна 4) водная глубина пугает своей неизвестностью А18. Один из героев, о котором идёт речь в тексте, не присутствует среди ребят. Кто это? 1) Марат 2) Василь 3) Зимородок 4) Зоя А19. Определите стиль данного текста. 1) разговорный 2) научный 3) публицистический 4) художественный А20. В каком значении употребляется в тексте слово ФЕРМЫ (предложение 6)? 1) сельскохозяйственное предприятие 2) мостовое сооружение 3) животноводческое помещение 4) архитектурная деталь А2. Какое из слов является синонимом к выражению ДО ЗАРЕЗУ (предложение 13)? 1) очень сильно 2) очень ярко 3) очень смело 4) очень обидно Часть 2 В1. Из предложений 16 – 17 выпишите разговорное слово. __________________________________________________________________ В2. Из предложений 10 – 12 выпишите слово с проверяемой согласной в корне. __________________________________________________________________ В3. Из предложения 1 выпишите слово, образованное суффиксальным способом. __________________________________________________________________ В4. Из предложений 7 – 8 выпишите причастие. __________________________________________________________________ В5. Из предложения 12 выпишите грамматическую основу. __________________________________________________________________ В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. __________________________________________________________________ В7. Из предложения 4 выпишите словосочетание, соответствующее схеме ГЛАГОЛ + существительное.__________________________________________________________________ В8. Какой частью речи является слово ЕЩЁ в предложении 12?. __________________________________________________________________ В9. Выпишите все союзы из предложения 6. __________________________________________________________________ В10. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным(-ыми) обстоятельством(-ами), выраженным(-ыми) деепричастным(-ыми) оборотом(-ами). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). __________________________________________________________________ В11. Среди предложений 15 – 18 найдите такое, в котором сказуемое выражено глаголом в условном наклонении. Напишите номер этого предложения. __________________________________________________________________ В12. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения. Её струи,1 омывая опоры,2 завихрялись,3 образовывали водоворот. __________________________________________________________________ Часть 3. С1. Дайте письменный развёрнутый ответ на вопрос: «Принято считать, что время летит очень быстро. Согласны ли вы с этим утверждением?» (6-8 предложений). Текст 5.
1)В городе стемнело. 2)Уже не видно лунных цирков в корочке осевшего снега. 3)Уже на ёлочках нельзя отличить молодые, нежные иголки от старых, колючих и жёстких. 4)Уже скрылись из глаз скользкие серебристые сосульки. 5)Но, хотя земля повернулась к солнцу другим боком, в городе тепло, и невидимые сосульки продолжают таять. 6)По городу идёт мальчик с коньками под мышкой. 7)В темноте не видно, что одна пуговица вырвана с мясом, а на шарфе чернильное фиолетовое пятно. 8)И не видно, что он вырос из пальтишка и из лыжных брюк. 9)Всё ему коротко, всё не по росту. 10)Но кто виноват, что мальчики так быстро растут? 11)На каком ухе сидит старенькая шапка? 12)Не всё ли равно! 13)Когда весна своим теплом, влажным дыханием касается лица, это не имеет значения: уши не мёрзнут. 14)И только ботинки, набегавшиеся за день по лужам, промокли, и ногам холодно. (Ю.Яковлев.) А16. Какое из высказываний, приведённых ниже, противоречит содержанию текста? 1) В сумерках не видно, во что одет мальчик. 2) Всё описанное в тексте происходит ранней весной. 3) Мальчик чувствует себя одиноким и несчастным. 4) Мальчику в течение дня пришлось много ходить по лужам, и ботинки промокли. А17. Что в тексте указывает на наступление весны в городе? 1) ярко светящее солнце 2) тают сосульки 3) зеленеет трава 4) на деревьях распускаются листочки А18. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Что кажется странным в этом мальчике?» Странно то, что уже весна, а… 1) он вырос из пальтишка. 2) он под мышкой несёт коньки. 3) на голове у него шапка. 4) его ботинки промокли. А19. Какое средство речевой выразительности используется в выражении «Весна… касается лица» (предложение 13)? 1) олицетворение 2) эпитет 3) сравнение 4) гипербола А20. В каком значении употребляется в тексте слово ИГОЛКА (предложение 3)? 1) заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити 2) острый шпиль здания 3) предмет, заострённый с одного конца 4) лист хвойного дерева А21. В каком из предложений текста есть фразеологизм? 1) На каком ухе сидит старенькая шапка? (Предложение 11.) 2) Но кто виноват, что мальчики так быстро растут? (Предложение 10.) 3) В темноте не видно, что одна пуговица вырвана с мясом, а на шарфе чернильное фиолетовое пятно. (Предложение 7.) 4) Уже на ёлочках нельзя отличить молодые, нежные иголки от старых, колючих и жёстких. (Предложение 3.) Часть 2 В1. Подберите антоним к слову СТЕМНЕЛО (предложение 1). __________________________________________________________________ В2. Из предложений 4 – 5 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне. __________________________________________________________________ В3. Из предложений 13 – 14 выпишите слово с чередующейся гласной в корне. __________________________________________________________________ В4. Из предложения 4 выпишите словосочетание ГЛАГОЛ + наречие. __________________________________________________________________ В5. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. __________________________________________________________________ В6. Из предложений 2 – 3 выпишите причастие. __________________________________________________________________ В7. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.__________________________________________________________________ В8. Среди предложений 4 – 7 найдите простые. Напишите их номера. __________________________________________________________________ В9. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, которые обособляют причастный оборот. И только ботинки,1 набегавшиеся за день по лужам,2 промокли,3 и ногам холодно. __________________________________________________________________ В10. Определите, какой частью речи является слово ВЫРВАНА (предложение 7). __________________________________________________________________ В11. Из предложения 5 выпишите слово, образованное приставочным способом. __________________________________________________________________ В12. И предложения 3 выпишите все служебные части речи. __________________________________________________________________ Часть 3. С1. Дайте письменный развёрнутый ответ на вопрос: «Принято считать, люди всегда радуются приходу весны. Согласны ли вы с этим утверждением?» (6-8 предложений). Текст 6.
1)Однажды Володька прогуливался по коридору квартиры с дощечкой-кораблём в руках и лицом к лицу столкнулся с соседом Сергеем Ивановичем. 2)Сосед был лётчиком. 3)Целыми днями он пропадал на аэродроме. 4)А Володька «пропадал» в детском садике. 5)Так что они почти не встречались и совсем не знали друг друга. 6)―Здравствуй, брат! ― сказал Сергей Иванович, встретив Володьку в коридоре. 7)Володька задрал голову и стал рассматривать соседа. 8)До пояса он был одет в белую обыкновенную рубаху, а брюки и сапоги были военными. 9)На плече висело полотенце. 10)―Здравствуй! ― отозвался Володька. 11)Он всех, больших и маленьких, называл на «ты». 12)―Что это у тебя? 13)―Кораблик. 14)―Какой же это кораблик. 15)Это доска, а не кораблик, ― сказал сосед и предложил: ― Давай я тебе кораблик сделаю! 16)―Только не сломай, ― предупредил его Володька и протянул дощечку. 17)―А как тебя зовут? ― между прочим спросил сосед, разглядывая деревяшку. 18)―Володя. 19)―Володька, значит. 20)Володька. 21)Это хорошо. 22)Мама называла его Володенька, а тут Володька. 23)Очень красиво! (Ю.Яковлев.) А16. Какой тип речи преобладает в данном тексте? 1) повествование 2) описание 3) рассуждение 4) описание и рассуждение А17. Какое из приведённых ниже высказываний содержит ответ на вопрос: «Почему мальчик не обиделся на то, что его назвали Володькой?» 1) мальчику всё равно, как его называют 2) потому что так его назвал близкий человек 3) это имя кажется ему красивым 4) это напоминает ему о человек с таким именем А18. Как характеризует маленького героя информация, заключённая в предложениях 6 – 10? 1) он запуганный и недоверчивый 2) он открытый и непосредственный 3) он замкнутый и необщительный 4) он грубый и невоспитанный А19. Каково отношение Сергея Ивановича к маленькому соседу? 1) равнодушное 2) высокомерное 3) доброжелательное 4) ироничное А20. В каком значении употребляется в тексте слово ПРОПАДАЛ (предложения 3, 4)? 1) неожиданно исчезал 2) проводил много времени 3) проигрывал игру 4) периодически убегал А21. Какое изобразительное средство используется в выражении: «Это доска, а не кораблик…»? 1) эпитет 2) метафора 3) сравнение 4) противопоставление Часть 2 В1. Подберите стилистически нейтральный синоним к разговорному слову ЗАДРАЛ (предложение 7). __________________________________________________________________ В2. Из предложений 2 – 5 выпишите слово-профессионализм. __________________________________________________________________ В3. Из предложений 11 – 14 выпишите слово, образованное суффиксальным способом. __________________________________________________________________ В4. В какой форме речи представлен разговор двух героев (предложения 6 – 19). __________________________________________________________________ В5. Из предложений 5 – 8 выпишите деепричастие. __________________________________________________________________ В6. Каким способом образовано слово «дощечкой-кораблём» (предложение 1). __________________________________________________________________ В7. Выпишите грамматическую основу предложения 1.__________________________________________________________________ В8. Среди предложений 1 – 5 найдите то, в котором используется фразеологизм. Напишите номер этого предложения. __________________________________________________________________ В9. Выпишите все служебные части речи из предложения 16. __________________________________________________________________ В10. Из предложения 9 выпишите словосочетание ГЛАГОЛ + существительное. __________________________________________________________________ В11. Определите синтаксическую функцию слова ОНИ (предложение 4). __________________________________________________________________ В12. Укажите разряд по значению прилагательного БЕЛУЮ (предложение 8). __________________________________________________________________ Часть 3. С1. Дайте письменный развёрнутый ответ на вопрос: «Возможна ли, на ваш взгляд, дружба между ребёнком и взрослым?» (6-8 предложений). Текст 7.
1)Вечером я пригласил Колю сразиться в шахматы. 2)Он вызывал во мне гораздо большую жалость, чем Нина Артемьевна. 3)Её физические тяготы, благодаря медицине, становились временными. 4)А его я от тягот избавить не мог. 5)Давно приняв на себя недетские хлопоты, Коля перестал быть ребёнком. 6)Беззаботность, эта привилегия раннего возраста, обошла его стороной. 7)И как-то естественно было, что всем играм и развлечениям он предпочитал шахматы. 8)Мы располагались в моём кабинете. 9)Его худое лицо не менялось. 10)Оно всегда было сосредоточенным, будто он обдумывал очередной ход. 11)Коля подпирал свою круглую белобрысую голову обветренными кулаками. 12)Волосы на макушке безалаберно росли в разные стороны. 13)Во всём его облике только это и было по-детски беспечным. 14)Он не хватался за фигуры без надобности, долго размышлял – и неизменно проигрывал. 15)Он огорчался. 16)Однако он огорчался бы ещё больше, если б за шахматной доской я стал играть с ним в поддавки. (По А.Алексину.) А16. Какой тип речи преобладает в предложениях 9 – 13 данного текста? 1) рассуждение 2) описание 3) повествование 4) рассуждение и описание А17. Какое из приведённых ниже высказываний содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик пригласил мальчика сразиться в шахматы?» 1) он видел в нём достойного соперника 2) он хотел чем-то занять время 3) он проявлял к мальчику жалость и сочувствие 4) он надеялся вызвать мальчика на откровенный разговор А18. Какое из утверждений противоречит содержанию текста? 1) Коля был серьёзен не по-детски 2) Коля долго размышлял во время игры 3) Коля предпочитал шахматы другим играм 4) Коля не огорчался, когда проигрывал А19. В каком значении употребляется в тексте слово ТЯГОТЫ (предложение 3)? 1) страдания 2) усталость 3) проблемы 4) изнеможение А20. Какое средство речевой выразительности используется в выражении «подпирал свою круглую белобрысую голову обветренными кулаками» (предложение 11)? 1) метафора 2) аллегория 3) эпитет 4) олицетворение А21. Каково отношение героя-рассказчика к мальчику Коле? 1) Он относится к Коле снисходительно и пренебрежительно 2) Относится к Коле с сочувствием и уважением 3) Он относится к мальчику равнодушно и отчуждённо 4) Отношение высокомерно-презрительное Часть 2 В1. Подберите стилистически нейтральный синоним к эмоционально окрашенному глаголу СРАЗИТЬСЯ (предложение 1). __________________________________________________________________ В2. Из предложения 5 выпишите слово, образованное приставочным способом. __________________________________________________________________ В3. Из предложения 6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости последующего согласного. __________________________________________________________________ В4. Из предложений 7 – 8 выпишите слово с чередующейся гласной в корне. __________________________________________________________________ В5. Из предложения 14 выпишите слово с двумя приставками. __________________________________________________________________ В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 16. __________________________________________________________________ В7. Среди предложений 12 – 15 найдите нераспространённое.Напишите его номер.__________________________________________________________________ В8. Из предложения 8 выпишите словосочетание СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ + местоимение. __________________________________________________________________ В9. Выпишите все местоимения из предложения 16. __________________________________________________________________ В10. Среди предложений 2 – 6 найдите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством, которое выражено деепричастным оборотом. Напишите его номер. __________________________________________________________________ В11. Какой частью речи является слово ПО-ДЕТСКИ (предложение 13)? __________________________________________________________________ В12. Из предложения 14 выпишите грамматическую основу. __________________________________________________________________ Часть 3. С1. Дайте письменный развёрнутый ответ на вопрос: «Принято считать, что шахматы – это интеллектуальная игра. Согласны ли вы с этим утверждением?» (6-8 предложений). Текст 8.
1)В одном большом городе был ботанический сад, а в этом саду – огромная оранжерея из железа и стекла. 2)Она была очень красива: стройные витые колонны поддерживали всё здание; на них опирались лёгкие узорчатые арки, переплетённые между собою целой паутиной железных рам, в которые были вставлены стёкла. 3)Особенно хороша была оранжерея, когда солнце заходило и освещало её красным светом. 4)Тогда она вся горела, красные отблески играли и переливались, точно в огромном, мелко отшлифованном драгоценном камне. 5)Сквозь толстые прозрачные стёкла виднелись заключённые растения. 6)Несмотря на величину оранжереи, им было в ней тесно. 7)Корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу. 8)Ветви дерев мешались с огромными листьями пальм, гнулись и ломали их, и сами, налегая на железные рамы, гнулись и ломались. 9)Садовники постоянно обрезали ветви, подвязывали проволоками листья, чтобы они не могли расти, куда хотят, но это плохо помогало. 10)Для растений нужен был широкий простор, родной край и свобода. 11)Они были уроженцы жарких стран, нежные, роскошные создания; они помнили свою родину и тосковали о ней. (В.Гаршин.) А16. Какой тип речи преобладает в предложениях 1 – 4 данного текста? 1) описание 2) повествование 3) рассуждение 4) повествование и рассуждение А17. Какое из приведённых ниже высказываний содержит ответ на вопрос: «Почему автор называет растения „заключёнными”?» 1) они помещены в цветочные горшки 2) они были низкорослыми 3) они лишены свободы 4) они выращены искусственно А18. Какие чувства испытывает рассказчик к оранжерейным растениям? 1) удивление и восторг 2) равнодушие и пренебрежение 3) недоумение и возмущение 4) восхищение и жалость А19. Какое средство речевой выразительности используется в выражении «… переплетённые между собой целой паутиной железных рам…» (предложение 2)? 1) олицетворение 2) метафора 3) сравнение 4) эпитет А20. В каком значении употребляется в тексте слово КОЛОННА (предложение 2)? 1) высокий столб-опора 2) движущийся строй 3) группа стоящих рядом предметов 4) памятное сооружение А21. Что, по мнению автора, нужно для хорошего роста деревьев и растений? 1) хороший уход 2) тёплый климат 3) родные просторы 4) обильный полив Часть 2 В1. Из предложения 7 выпишите грамматическую(-ие) основу(-ы). __________________________________________________________________ В2. Среди предложений 6 – 9 найдите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством, которое выражено деепричастным оборотом. __________________________ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|