Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовые основы формирования информационного общества России в условиях глобализации




И.Г.МАЧУЛЬСКАЯ,

заместитель начальника отдела национальной безопасности

Аналитического управления

XXI век все чаще называют «информационным», который идет на смену веку «постиндустриальному».

Почему информационная составляющая общественного развития стала определяющей в современном мире?

Одной из причин начавшегося во второй половине XX века процесса информатизации общества является реакция социального отторжения массовой культуры, стандартизации и унификации, которые характерны для постиндустриального общества. По мнению Э.Тоффлера5, тенденция к всеобщей унификации породила свою противоположность - стремление к разнообразию и индивидуальности, которые в большей степени отвечают психологической природе человека. Это возвращение произошло на новом технологическом уровне, который оказался способным, сохраняя достоинства высокой технологизации общества, придать необходимые черты разнообразия и индивидуальности как продуктам общественного производства, так и самой организации многих производственных и социальных процессов.

Поистине революционный скачок в развитии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в конце прошлого столетия и продолжающийся процесс информатизации общества, распространения всемирной электронной сети Интернет в начале нынешнего - сделали возможным доступ практически к любой информации, независимо от места нахождения пользователя. Повседневной реальностью стали электронные торги, биржи, торговля, медицина, использование цифровых технологий в музыке, фотографии, кино, мобильной и иной связи и т.д.

Само появление и функционирование «всемирной паутины» связывается с, одной стороны, с общими мировыми тенденциями демократизации общественных и межгосударственных отношений, а, с другой, - с глобализационными процессами.

По прогнозам ученых, со второй половины XXI века технические и технологические процессы повлекут за собой радикальную трансформацию политической картины мира, что изменит распределение ролей среди государств. Классическое государство уступит место транснациональным корпорациям, социальным движениям и международным организациям.

Этот процесс наиболее ярко проявляется в Европе – перманентное территориальное расширение Европейского Союза, единая валюта, единая Конституция (которая хотя и принимается со скрипом, но будет одобрена большинством государств), реализация программы «Европа без границ и разделительных линий» и т.д.

Изменится и функция государства. Она будет состоять в том, чтобы создать условия для усвоения накопленной человечеством информации и способствовать формированию информационного общества. В этом главную роль будет играть право на пользование информацией, что подразумевает общество с высокой правовой культурой. Человек, информация и общество - вот триада, которая требует со стороны государства комплекса мероприятий, чтобы не оказаться на обочине мировых интеграционных процессов. А объединение общества в информационную сферу требует защиты национального информационного суверенитета.

Ведь в современном мире информация стала не только средством познания, распространения и обмена знаниями, но и товаром, политическим инструментом, способом беспрецедентного психологического воздействия. Отсюда – новые для нас понятия: «псевдоинформация», «информационные войны», «информационное противоборство», «информационно-психологическое воздействие», «кибертерроризм» и т.д.

Кроме того, происходит переосмысление самого понятия «информация» - не только как «знания» и «документа», но и аудиосигнала, визуального, голографического изображения, которые требуют внедрения электронного документа (информация передается посредством компьютера) в международных обменных системах. На сегодняшний день в США, например, электронные документы составляют 55 % всей информации.

Сама противоречивость и неоднозначность глобализационных процессов заставляет мировое сообщество в целом и каждую отдельно взятую страну искать решение вновь возникших проблем: с одной стороны, это выработка стратегии дальнейшего развития ИКТ; использование новых электронных технологий в науке, экономике, торговле, управлении, связи, обороне, гуманитарном и международном обмене; правовое и техническое обеспечение права на информацию любым пользователям; с другой стороны, права и обязанности субъектов информатизации; режим конфиденциальности и защиты информации от несанкционированного доступа; противодействие кибертерроризму и транснациональной организованной преступности, использующей в своих корыстных целях ИКТ, и др.

На фоне прогрессирующего развития информационных технологий в США, странах Запада и Японии все более заметным становится отставание отечественной информационно-коммуникационной индустрии в реальном секторе экономики и в сфере государственного управления (по уровню оснащенности персональными компьютерами, числу пользователей Интернета, с точки зрения доли высоких технологий в ВВП и по ряду других показателей). Это заставляет по-новому взглянуть на место и роль нашей страны в едином мировом информационном пространстве, на механизмы включения России и ее граждан в глобализационные информационные процессы.

В правовых системах мира становится устойчивым термин «информационное право», которое призвано урегулировать многообразные правоотношения в информационной сфере.

Отечественное информационное право находится пока только в начале своего становления.

Нельзя сказать, что не предпринимается никаких усилий со стороны федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, научно-исследовательских учреждений, бизнес-сообщества, чтобы сделать информационное общество в России реальностью.

В то же время многовекторная направленность его формирования (экономическая, политическая, правовая, международная и т.д.); недостаточно отлаженные механизмы взаимодействия и информационного обмена между уровнями власти (внутренними и между собой), институтами власти и гражданского общества; стремительное проникновение ИКТ в повседневную жизнь и отставание законодателей в регулировании правоотношений в информационной сфере - объективно тормозят этот процесс.

Формирование правовых основ информационного общества в Российской Федерации началось более двадцати лет назад (совсем небольшой срок для урегулирования качественно новых общественных отношений).

Начиная с 1989 г., информатизация интенсивно внедрялась в органах представительной власти, прежде всего, в Верховном Совете СССР. А с 1993 г. в сферу информатизации включаются все три ветви власти.

Тогда были приняты первые законы Российской Федерации: «О средствах массовой информации» (1991 г.); «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (1992 г.); «О федеральных органах правительственной связи и информации» (1993 г.); «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.); «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.), «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (1995 г.); «Об участии в международном информационном обмене» (1996 г.) и др.

Все они неоднократно подвергались существенной редакции. Из наиболее значимых федеральных законов по правоотношениям в сфере информации и информатизации, принятых в последнее время, стоит назвать: «Об электронной цифровой подписи» (2002 г.); «О связи» (2003 г.), в которые тоже уже внесены изменения и дополнения.

Кроме того, различные аспекты государственной информационной политики и информационной безопасности в России закреплены в более чем 200 «смежных» федеральных законах, среди них: «О государственной тайне», «О коммерческой тайне», «О Федеральной службе безопасности», «О внешней разведке», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О кредитных историях», «О науке и государственной научно-технической политике» и др.

Правовые основы информационной политики и создания информационного общества содержатся также в более чем 100 указах Президента Российской Федерации и в более 200 постановлениях Правительства России.

Среди указов Президента России стоит отметить несколько правовых нормативных актов, оказавших существенное влияние на формирование информационного общества в Российском государстве, это: «О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации» от 22.12.1993 г. № 2255 (в ред. от 09.08.2000 г.); «О мерах по формированию телекоммуникционной системы и обеспечения прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации» от 03.07.1995 г. № 622 (в ред. от 29.11.2000 г.); «О президентских программах по правовой информатизации» от 4 августа 1995 г. № 808, которым была утверждена Программа "Правовая информация органов государственной власти Российской Федерации"; «О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации» от 08.05.1998 г. № 511 (в ред. от 19.09.2000 г.); «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена» от 12.05.2004 г. (в ред. от 22.03.2005 г.) и др.

Свою лепту в формирование правовых основ российского информационного общества внесло и Правительство Российской Федерации, издав следующие постановления: «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» от 28.02.1996 г. № 226 (в ред. от 02.03.2005 г.); «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» от 12.02.2003 № 98; «О сертификации средств защиты информации» от 26.06.1995 № 608 (в ред. от 17.12.2004 г.); «О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией» от 26.04.2004 г. № 223; «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации» от 27.07.1998 г. № 844 (в ред. от 26.02.2004 г.); «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002 – 2010 гг.) от 28.01.2002 г. № 65 (в ред. от 21.10.2004 г.) и др.

Тем не менее, особенностью многих постановлений Правительства России в области информации и информатизации является то, что некоторые из них или приостановлены, или отменены (особенно те, которые касаются государственной поддержки средств массовой информации, распространения информации для населения, рекламно-информационной политики через культурные центры за рубежом и т.д.). Это объясняется периодическим сокращением средств федерального бюджета на эти цели.

Правовые основы государственной информационной политики дополняют иные акты, которые не носят нормативного характера, это: Концепция правовой информатизации России; Концепция формирования информационного общества в России; Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов; Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации и др.

Хотя в указанных правовых документах и предпринята попытка осмысления нынешнего этапа развития ИКТ в России, делаются некоторые обобщения и прогностические выводы, ставятся стратегические задачи, но общим недостатком этих актов является их декларативность и отсутствие правовых механизмов реализации, а, соответственно, и финансового обеспечения.

Концептуально-доктринальные правовые документы в сфере отечественной информационной политики менее знакомы широкой общественности. Поэтому остановимся на некоторых из них.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных