Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос № 14. Теория личных конструктов Д. Келли.




В 1976-м Ульрих Найссер опубликовал книгу «Когнитивная психология». С тех пор этот термин вошёл в повседневный обиход в среде психологов.

Суть когнитивной психологии сводится к тому, что для познания мотивов, побуждающих человека к действию, необходимо изучить процессы, происходящие в человеческом разуме. Это течение в психологии занимается изучением человеческой психики, самого процесса восприятия человеком информации или знаний. Психологи стремятся понять, как происходит восприятие информации, мышление, процесс запоминания, логического мышления и т.п.

Как правило, изучение поведения происходит в когнитивной психологии посредством постановки лабораторных экспериментов. Когнитивный подход в психологии является научным, поэтому ему и требуются лабораторные исследования или эксперименты.

По мнению Д. Келли, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.

Главным источником развития личности, является социальное окружение. В теории, любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования.

Главным понятием в этом направлении является «конструкт» (от англ. construct — строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами. Конструкт — это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя.

Конструктивный альтернативизм – это позиция Д. Келли, согласно которой не существует ни объективной реальности, ни абсолютной истины, а есть альтернативные способы конструирования событий. Под конструированием Келли понимает интерпретацию. Объективные обстоятельства и условия внешнего мира значат меньше, чем то, как люди их интерпретируют.

Личные конструкты – способы восприятия, конструирования, интерпретации событий. Это категории мышления, с помощью которых человек истолковывает свой личностный опыт.

Типы конструктов:

1. По степени доступности вербализации:

- Вербальный конструкт (можно выразить словами);

- Довербальный (используется, но не может быть выражен словами);

- Подводный или скрытый (иногда может быть выражен словами, но в данный момент либо один, либо оба полюса конструкта невербализируются).

2. По месту, занимаемому в иерархической системе:

- Главенствующий конструкт (он включает другие конструкты в свой контекст);

- Подчинённый (включается в контекст других конструктов).

3. По степени важности:

- Центральный (основной для системы конструктов и его нельзя изменить без серьёзных последствий для всей основной системы);

- Периферический (не основной, можно менять).

Представление Д. Келли о мотивации. С точки зрения Келли, термин "мотивация" подразумевает, что люди по своей природе статичны и действуют только тогда, когда их вдохновляет какая-то особая сила. Сам он отвергал концепцию, что люди инертны или реактивны по природе и начинают действовать только под влиянием внутренних или внешних сил. По Келли, у людей для мотивации нет иной причины, как только та, что они живы. Действительно, суть жизни – движение или развитие; люди представляют собой одну из форм этого всепроникающего движения. Возражение Келли против использования концепции мотивации для объяснения поведения пришло из его опыта практикующего психотерапевта. Как выяснилось, чтобы помочь пациентам, не обязательно приписывать им какие-то мотивы. Мотивационные концепции – это интерпретация того, что психотерапевты обнаруживают в поведении своих пациентов. Они могут быть полезны для прогноза поведения, но они бесполезны для понимания человека и оказания помощи ему, потому что отражают взгляд психотерапевта, а не пациента. Теория личностных конструктов рассматривает человека в качестве активного и думающего организма просто потому, что он живой. Следовательно, "мотивация" – это излишний конструкт.

По Келли, психопатология определяется как неупорядоченное функционирование системы конструктов. Только плохой ученый сохраняет свою теорию незыблемой и делает один и тот же прогноз, несмотря на повторяющиеся ошибки. Аналогичным образом патологическое поведение означает стремление сохранить содержание и структуру системы конструктов, несмотря на повторяющуюся ошибочность или недостоверность прогнозов. Келли заявлял, что можно интерпретировать человеческое поведение как поведение, направленное на уход от тревоги. Психологические расстройства — это нарушения, включающие тревогу и безуспешные усилия вернуть себе утраченное чувство, что ты способен предвосхищать события.

Процесс позитивных изменений трактовался Келли как развитие и улучшение системы конструктов. Если болезнь представляет собой настойчивое использование конструктов, несмотря на их явную несостоятельность, то психотерапия — это процесс, в котором клиенту помогают улучшить прогнозирование событий. В процессе психотерапии клиенты обучаются тому, как стать более успешными учеными. Психотерапия — это процесс реконструирования, т.е. перестройки системы конструктов. Это означает, что некоторые конструкты надо убрать, а некоторые новые — добавить, некоторые — сузить, некоторые — расширить, некоторые — сделать более проницаемыми, некоторые — менее проницаемыми. Каковы бы ни были особенности этого процесса, психотерапия — это психологическая перестройка жизни.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных