Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Право на забастовку и порядок ее проведения




 

Право на забастовку принято называть одним из основополагающих прав человека второго поколения, т.е. социальных прав работника. В соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ "признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку".

Часть 1 ст. 409 ТК РФ относит забастовку к числу способов разрешения коллективного трудового спора. Однако в отличие от примирительных процедур, которые в основном проходят на основе взаимных консультаций и переговоров, забастовка (ч. 4 ст. 398 ТК РФ) представляет собой временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично).

Из данного определения можно выделить ряд характерных признаков забастовки.

1. Право работников на забастовку реализуется ими только в добровольном порядке.

В ч. 3 ст. 409 ТК РФ запрещено как прямое, так и косвенное принуждение работника к участию в забастовке. Косвенным принуждением можно считать лишение работника возможности работать в силу того, что его коллеги объявили забастовку и работник, не желая бастовать, фактически лишен возможности трудиться без выплаты ему какой-либо компенсации. В таких ситуациях в отношении этого работника действует обязанность работодателя оплачивать невыполнение норм труда (должностных обязанностей) или простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в размере 2/3 тарифной ставки (оклада) на основании ч. 2 ст. 155 либо ч. 2 ст. 157 ТК РФ.

Принуждение к участию или отказу от участия в забастовке с применением насилия или угроз применения насилия, либо с использованием зависимого положения принуждаемого является административным правонарушением, предусмотренным ст. 5.40 КоАП РФ.

2. Важным элементом легального определения забастовки является указание на цель ее проведения, которой является разрешение коллективного трудового спора. Это означает, что забастовка, осуществляемая на основе норм ТК РФ, не может быть проведена с иной целью, нежели урегулирование разногласий между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по указанным в ч. 1 ст. 398 ТК РФ поводам.

3. Право на забастовку предоставлено только работникам. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

4. Форма забастовочных действий обычно связана с прекращением работы.

Однако работники в разных странах прибегают и к другим действиям. Например, саботаж повсеместно является незаконным и характеризуется применением насилия со стороны работников. Пикетирования и бойкоты, захват и занятие производственных помещений направлены на то, чтобы помешать другим работникам занимать свои рабочие места. Практикуются также так называемые сидячие забастовки, когда работники в период их проведения приходят на свои рабочие места, но отказываются выполнять работу и уйти домой.

Своеобразным видом забастовок являются сочлененные или частичные забастовки, которые, в свою очередь, делятся на прерываемые и круговые забастовки. Сочлененные забастовки направлены не на одновременное непрерывное прекращение работы, а на стратегическое сочетание отказа от работы с периодами исполнения работы. Прерываемые забастовки заключаются в кратковременных остановках работы всего персонала, а круговые - в остановках по очереди определенных отделов, групп.

Таким образом, отмеченные признаки в совокупности образуют понятие забастовки.

Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность проведения двух видов забастовок: основной и предупредительной часовой.

Правила проведения основной забастовки будут рассмотрены в данном параграфе ниже. Особенности же предупредительной часовой забастовки состоят в следующем:

- продолжительность забастовки не может быть более часа;

- такая забастовка может быть проведена однократно в период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией (если спор рассматривается на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя не позднее чем за три рабочих дня).

Рассмотрим общий порядок проведения забастовки.

Во-первых, работники или их представители могут приступить к организации забастовки в трех случаях:

1) неразрешение спора с помощью примирительных процедур;

2) невыполнение работодателем (его представителем) или представителями работодателей соглашений, достигнутых в ходе разрешения коллективного трудового спора;

3) невыполнение работодателем (его представителем) или представителями работодателей решения трудового арбитража.

Во-вторых, необходимо соблюсти правила принятия и оформления решения об объявлении забастовки. На основании ч. 1 ст. 410 ТК РФ решение об объявлении забастовки может быть принято двумя способами:

1) непосредственно работниками на своем общем собрании (конференции). В этом случае предложение о проведении забастовки выносится на собрание (конференцию) представительным органом работников, ранее уполномоченным на участие в коллективном трудовом споре;

2) профессиональным союзом (объединением профсоюзов). Такое объявление требует последующего одобрения общим собранием (конференцией) работников, однако не нуждается в проведении примирительных процедур. При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

При этом на работодателя возлагаются обязанности предоставить помещение для собрания (конференции) работников для принятия решения о проведении забастовки и не препятствовать проведению такого собрания (конференции).

В решении об объявлении забастовки должны содержаться реквизиты, предусмотренные ч. 9 ст. 410 ТК РФ. Несоблюдение формы решения о проведении забастовки может быть основанием для признания ее незаконной на основании ч. 3 ст. 413 ТК РФ.

В-третьих, о начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме. Срок предупреждения варьируется в зависимости от уровня социального партнерства: на локальном уровне работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней, а если забастовка объявляется профессиональным союзом (объединением профсоюзов), то объединение работодателей (иной представитель работодателей) должно быть предупреждено не позднее чем за семь рабочих дней.

В-четвертых, необходимо соблюдать сроки: забастовка может быть начата не позднее двух месяцев со дня принятия решения о ее объявлении. Эта норма принята для ограничения злоупотребления правом на забастовку.

В-пятых, после получения предупреждения о предстоящей забастовке работодатель обязан уведомить о ней государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров (т.е. Роструд).

В-шестых, для проведения забастовки работники должны сформировать орган, возглавляющий забастовку. Представительным органом, возглавляющим забастовку, является тот же орган, который ранее был уполномочен работниками на разрешение этого коллективного трудового спора (ст. 411 ТК РФ). В ч. 2 ст. 411 ТК РФ указываются основные полномочия органа, возглавляющего забастовку: по собственной инициативе созывать собрание или конференцию работников; получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников; привлекать специалистов для дачи заключений по спорным вопросам; приостанавливать забастовку с возможностью повторного возобновления без прохождения примирительных процедур.

В-седьмых, работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей (ч. 2 ст. 412 ТК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. N 901 были утверждены Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах.

В каждом субъекте РФ разрабатываются и утверждаются региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), в которых конкретизируется содержание и определяется порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ на территории соответствующего субъекта.

Минимум необходимых работ в каждом случае проведения забастовки определяется соглашением сторон коллективного трудового спора в трехдневный срок после объявления забастовки. При этом недопустимо включать в указанный минимум те работы, которые не установлены перечнем, разработанным государственными органами.

В-восьмых, необходимо учитывать, что право приступить к организации забастовки может быть ограничено для некоторых организаций.

В ст. 413 ТК РФ выделяется два вида запретов на забастовки. В первом случае забастовки запрещены в безусловном порядке, во втором они запрещаются в том случае, если их проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Эти перечни могут быть расширены только федеральными законами.

Таким образом, в ходе подготовки и проведения забастовки участники коллективного трудового спора должны соблюдать правила, установленные ТК РФ, поскольку несоблюдение сроков, процедур и требований, предусмотренных ст. 413 ТК РФ, является бесспорным основанием для признания ее незаконной.

Пункт 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 конкретизирует положения ст. 413 ТК РФ, обращая внимание судов на основания, по которым забастовка может быть признана незаконной, а именно: если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что имелись ограничения для реализации права на забастовку, установленные федеральным законом; либо если она была объявлена с нарушением сроков, процедур и требований, установленных ТК РФ, в частности, не были проведены примирительные процедуры до объявления забастовки (ст. 401-404 ТК РФ); решение о проведении забастовки принято в отсутствие необходимого кворума (ч. 2 ст. 410 ТК РФ) и т.д.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

Следует иметь в виду, что в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов РФ или отдельных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.

В ст. 20.26 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения.

Кроме того, ст. 417 ТК РФ предусмотрена ответственность работников за незаконные забастовки. Так, работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий рабочий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.

Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Если забастовка проводится с соблюдением требований, установленных ТК РФ, то для работников в связи с проведением забастовки установлен ряд гарантий.

В ст. 414 ТК РФ указывается, что участие в таких забастовках не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины, следовательно, не может являться основанием для расторжения трудового договора. Исключение из данного правило предусмотрено ч. 6 ст. 413 ТК РФ, где определено, что в случае признания судом забастовки незаконной, работники обязаны приступить к работе на следующий день после вручения копии решения суда органу, возглавляющему забастовку.

За бастующими работниками сохраняется место работы и должность. Эта норма фактически запрещает наем работников для замены бастующих на постоянной основе.

Во время осуществления забастовки работодатель имеет право не выплачивать бастующим работникам заработную плату (кроме работников, осуществляющих выполнение минимальных работ (услуг)).

Участие в забастовке является добровольным, и никто не может быть принужден к участию в ней. Это означает, помимо прочего, что работник, не желающий участвовать в забастовке, имеет право на продолжение работы и получение заработной платы. В том случае, если такой работник фактически лишен возможности работать вследствие забастовки других работников, его простой оплачивается на основании ч. 6 ст. 414 ТК РФ в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада), как предусмотрено ч. 2 ст. 157 ТК РФ.

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут - увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке (ст. 415 ТК РФ). Если локаут все-таки имел место, то работники могут обратиться с иском в суд о восстановлении на работе. Кроме того, за действия работодателя, указанные в ст. 415 ТК РФ, предусмотрена административная ответственность на основании ст. 5.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 4 до 5 тыс. руб.

 

Литература

 

Абрамова А.А. Трудовое законодательство и права женщин. - М., 1990.

Акопова Е.М. Трудовой договор: становление и развитие. - Ростов н/Д, 2001.

Актуальные проблемы трудового законодательства в условиях модернизации экономики / отв. ред. Ю.П. Орловский. - М.: Юстицинформ, 2012.

Александров А. Увольнение работников за совершение виновных действий. - М.: Приор, 2001.

Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. - М.: Госюриздат, 1948.

Андреева Л.А. Незаконное увольнение: науч.-практ. пособие / Л.А. Андреева, К.Н. Гусов, О.М. Медведев; под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2009.

Андреева Л.А. Правовое регулирование обеспечения занятости в России: учебник / Л.А. Андреева, О.М. Медведев. - М.: МГИУ, 2001.

Архипова Б.А. Коллективный договор и профком / Б.А. Архипова, Л.Н. Писарева. - М., 1998.

Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. - Пермь, 1992.

Буянова М.О. Трудовые споры: учеб.-практ. пособие - М.: Проспект, 2010.

Гейхман В.Л. Трудовое право: учебник для бакалавров / В.Л. Гейхман, И.К. Дмитриева. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2014.

Гейхман В.Л. Трудовой договор. Современные проблемы: науч.-практ. пособие / В.Л. Гейхман, О.М. Медведев. - М.: РПА, 2003.

Гейц В.И. Трудовые и социальные гарантии, льготы, компенсации: учеб.-метод. пособие. - М.: Дело и сервис, 2003.

Гинцбург Л.Я. Социалистическое трудовое правоотношение. - М., 1977.

Гусов К.Н. Ответственность по российскому трудовому праву: науч.-практ. пособие / К.Н. Гусов, Ю.Н. Полетаев. - М.: ТК Велби; Проспект, 2008.

Джиоев С.Х. Правовые проблемы содействия трудовой занятости. - М.: ТК Велби; Проспект, 2006.

Дмитриева И.К. Принципы российского трудового права. - М., 2004.

Дмитриева И.К. Трудовой договор научно-педагогических работников. - М.: Изд-во МГУ, 1991.

Договоры о труде в сфере действия трудового права: учеб. пособие / под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2010.

Ершов В.В. Трудовой договор / В.В. Ершов, Е.А. Ершова. - М., 2000.

Занятость и трудоустройство в современной России: проблемы правового регулирования: материалы науч.-практ. конференции. - М.: ИГП, 2011.

Источники российского права: вопросы теории и практики: учеб. пособие / отв. ред. М.Н. Марченко. - М., 2005.

Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право: учебник. - М.: ТК Велби; Проспект, 2005.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина. - 2-е изд., пересмотр. - М.: Норма; ИНФРА-М, 2011.

Кузнецов Ю.М. Нормативное правовое обеспечение охраны труда: учеб. пособие. - М., 2004.

Лютов Н.Л. Коллективные трудовые споры: сравнительно-правовой анализ: монография - М.: Проспект, 2007.

Лютов Н.Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования: науч.-практ. пособие. - М.: АНО "Центр социально-трудовых прав", 2012.

Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ) / под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2011.

Миронова А.Н. Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию). - М.: РПА Минюста России, 2011.

Миронова А.Н. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. - М.: РПА Минюста России, 2011.

Миронова А.Н. Трудовые споры о прекращении трудового договора (теоретические споры и практические аспекты): монография. - М.: РПА Минюста России, 2012.

Настольная книга кадровика: юридические аспекты / отв. ред. Ю.П. Орловский. - М.: Контракт; ИНФРА-М, 2011.

Научно-практический комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.Л. Гейхман. - 9-е изд. - М.: Юрайт, 2013.

Нормативные материалы по нормированию труда. - М.: Экономика, 1986.

Пашерстник А.Е. Дисциплина труда в СССР. - М., 1950.

Пашерстник А.Е. Право на труд. - М., 1951.

Полетаев Ю.Н. Материальная ответственность сторон трудового договора. - М., 2003.

Права работодателей в трудовых отношениях / под ред. А.Ф. Нуртдиновой, Л.А. Чикановой. - М.: Эксмо, 2010.

Правовое регулирование содействия занятости населения в Российской Федерации: учеб. пособие / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2003.

Сенников Н.М. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" / науч. ред. проф. С.П. Маврин. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2005.

Скобелкин В.Н. Дисциплинарная и материальная ответственность рабочих и служащих. - Воронеж, 1990.

Соболев С.А. История становления трудового договора в России. - М., 2000.

Современное состояние законодательства и науки трудового права и права социального обеспечения: материалы 6-й Международной научно-практической конференции / под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2010.

Соловьев А.А. Охрана труда. Утрата трудоспособности. - М.: Книга-сервис, 2003.

Сочетание государственного и договорного регулирования в сфере наемного труда и социального обеспечения: материалы VIII Международной конференции / под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2012.

Сошников В.В. Влияние реорганизации юридического лица - работодателя на трудовые и социально-партнерские отношения: монография / В.В. Сошников, Т.А. Сошникова. - М., 2008.

Сошникова Т.А. Трудовые отношения в хозяйственных обществах: учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007.

Ставцева А.И. Ответственность руководителя за нарушение законодательства. - М.: Проспект, 2001.

Ставцева А.И. Ответственность руководителя организации за нарушение законодательства о труде / А.И. Ставцева, Н.Н. Шептулина. - М., 2000.

Судебная практика по трудовым спорам / Г.А. Агафонова, К.Н. Гусов, О.А. Егорова, В.В. Федин. - М.: Проспект, 2013.

Таль Л.С. Трудовой договор: цивилистическое исследование. - М.: Статут, 2006.

Толкунова В.Н. Право женщин на труд в СССР. - М., 1980.

Трудовое право. Практикум: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Л. Гейхмана, И.К. Дмитриевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014.

Трудовое право России: проблемы теории и практики: межвузовский сборник научных трудов, посвященный 100-летию со дня рождения Н.Г. Александрова. - М.: Проспект, 2008.

Филиппова Т.П. Расследование и учет несчастных случаев на производстве: метод. пособие. - Самара, 2003.

Хныкин Г.В. Локальные нормативные акты трудового права. - Иваново, 2004.

Хохлов Е.Б. История труда и трудовое право. - СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2013.

Хохлов Е.Б. Очерки истории правового регулирования труда в России. - СПб., 2001.

Цитульский В.Ф. Российский коллективный договор в условиях перехода к рынку. - Тверь, 1993.

Цитульский В.Ф. Социальное партнерство: реальность или миф. - Тверь, 1999.

Чиканова Л.А. Организационно-правовые проблемы обеспечения безопасности труда на производстве // Обеспечение безопасности населения и территорий. - М.: РАН; ИГиП, 1994.

Чуча С.Ю. Становление и перспективы развития социального партнерства в Российской Федерации. - М., 2001.

Шаповал Е.А. Источники трудового права в системе источников российского права // Научные труды Российской академии наук. - Вып. 3. - Т. 1. - М.: Издательская группа "Юрист", 2003.

Шестерякова И.В. Международные трудовые нормы и трудовое право России: их соотношение и коллизии. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2011.

Яковлев Р.В. Оплата труда в организации. - М.: МЦФЭР, 2005.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Вступает в силу с 1 января 2016 г.

*(2) Трудовое право. Практикум: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Л. Гейхмана, И.К. Дмитриевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014.

*(3) В соответствии с Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2016 г. ч. 1 ст. 15 после слов "поручаемой работнику работы)" будет дополнена словами "в интересах, под управлением и контролем работодателя".

*(4) Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в ст. 15 ТК РФ введена ч. 2, предусматривающая, что заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

*(5) Эти отношения рассматриваются более детально в гл. 4 "Система правоотношений трудового права".

*(6) В науке трудового права есть и другие определения. Под принципами трудового права, по мнению О.В. Смирнова, следует понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права, главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией труда (см. Трудовое право: учебник / под ред. О.В. Смирнова. М., 2003. С. 25).

*(7) См. также: п. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ.

*(8) Например, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 гг.

*(9) В настоящее время решение этих вопросов отнесено к компетенции Минтруда России, Минздравсоцразвития упразднено.

*(10) См.: гл. 50.1, введенную в ТК РФ Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 409-ФЗ, которой определены особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства.

*(11) Советское трудовое право / под ред. Н.Г. Александрова. М., 1973. С. 174.

*(12) В систему правоотношений нецелесообразно включать правоотношения по материальной ответственности работодателя и работника, которые рассматриваются как элементарная (составная) часть трудового правоотношения, поскольку обязанности работника "беречь имущество работодателя" корреспондирует право работодателя требовать от работника исполнения обязанности.

*(13) См. подробнее: Трудовое право России: учебник / под ред. А.М. Куренного. М., 2008. С. 173-177.

*(14) Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 78.

*(15) Конвенции и рекомендации, принятые МКТ 1957-1990 гг. Т. 2. Женева, 1990.

*(16) Всеобщая декларация прав человека, принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН. М.: Право, 1994.

*(17) Андреева Л.А., Медведев О.М. Правовое регулирование обеспечения занятости в России. М., 2006. С. 96.

*(18) То есть при помощи посредника в лице специально уполномоченного органа или организации.

*(19) Пашков А.С. Занятость, безработица, трудоустройство (обзор законодательства). СПб., 1994. С. 24.

*(20) В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 июня 2013 г. величина прожиточного минимума в г. Москве за I квартал 2013 г. для трудоспособного населения составляет 11 249 руб.

См. также: Закон г. Москвы от 4 декабря 2013 г. N 66 "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии на 2014 год".

*(21) По общему правилу участие в оплачиваемых общественных работах безработным может быть предложено только при их согласии в качестве дополнительной меры поддержания их материального положения. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 утверждено Положение об организации общественных работ.

*(22) Выплата пособия может приостанавливаться по ряду причин, указанных в ст. 34 Закона о занятости. Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице. В данном случае производить подсчет времени выплаты пособия нужно суммарно.

*(23) Штатное расписание - это организационно-распорядительный документ, который определяет численный состав организации, а также содержит перечень должностей и сведения о должностных окладах, надбавках к ним.

*(24) См.: Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37.

*(25) См.: п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23.

*(26) См.: Административный регламент МВД по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденный приказом МВД России от 7 ноября 2011 г. N 1121.

*(27) См.: гл. 50.1 ТК РФ, которой определены особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в том числе возраст, с которого допускается заключение трудового договора, документы, необходимые для заключения трудового договора, особенности перевода и отстранения от работы, а также прекращения трудового договора и выплаты выходного пособия.

*(28) С 1 января 2015 г. Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 443-ФЗ в ТК РФ введена гл. 52.1, которой определены особенности регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей.

*(29) В трудовых договорах с отдельными категориями спортсменов, тренеров могут быть предусмотрены условия об их обязанности предупреждать работодателей о расторжении трудовых договоров по собственному желанию в срок, превышающий один месяц, если установлены ограничения перехода в другие спортивные клубы (см. ст. 348.12 ТК РФ).

*(30) Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".

*(31) См.: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции".

*(32) В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ с 1 января 2017 г. в ч. 1 ст. 349 ТК РФ слова "и федеральных органах исполнительной власти" будут заменены словами ", федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах".

*(33) См.: п. 1 Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".

*(34) См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009. С. 242.

*(35) См.: постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне".

*(36) Примерные формы документов см. в постановлении Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" (с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов носят рекомендательный характер).

*(37) Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (ст. 3 Федерального закона "О персональных данных").

*(38) См.: приказ Минтранса России от 30 января 2004 г. N 10 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации".

*(39) Введение неполного рабочего времени по инициативе работодателя должно производиться с соблюдением правил, установленных ст. 74 ТК РФ.

*(40) Исключение из этого правила заключается в том, что работодатель в соответствии со ст. 93 ТК РФ обязан устанавливать указанные неполные рабочий день или неделю при обращении к нему с просьбой об этом беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида - до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

*(41) См.: постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 24 сентября 1929 г. "О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю" (в ред. от 8 июля 1977 г.).

*(42) См.: Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденное приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. N 127.

*(43) См.: постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 391 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заболевания вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей".

*(44) Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

*(45) Российское трудовое право: учебник для вузов / под ред. А.Д. Зайкина. М., 2000. С. 231.

*(46) Там же. С. 232.

*(47) Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право стран с развитой рыночной экономикой. М., 1995. С. 100-101.

*(48) Трудовое право России: учебник / отв. ред. Ю.П. Орловский и А.Ф. Нуртдинова. 2-е изд. М., 2008. С. 295 (автор главы А.Ф. Нуртдинова).

*(49) Следует отметить, что в гл. 20 ТК РФ, посвященной общим положениям оплаты и нормирования труда, понятие заработная плата и оплата труда работника определены как идентичные понятия (ч. 1 ст. 129).

*(50) Тарифная система оплаты труда в бюджетной сфере основана на применении Единой тарифной сетки (ЕТС), которая была введена в 1992 г., но Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ из обязательной перешла в разряд рекомендуемых для применения до завершения реформы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

*(51) Был утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС в 1983 г., применяется постольку, поскольку не противоречит ТК РФ согласно ст. 423 ТК РФ.

*(52) См., например: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. К.Н. Гусова. М., 2009. С. 389.

*(53) Утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

*(54) О правилах предоставления отпуска лицам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук, см. постановление Правительства РФ от 5 мая 2014 г. N 409.

*(55) Данным постановлением утверждены Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей.

*(56) Указанные цели института материальной ответственности были выделены А.А. Абрамовой в кн.: Российское трудовое право: учебник / под ред. А.Д. Зайкина. М., 1997. С. 294-295.

*(57) В тех случаях, когда ущерб причинен лицами, которые выполняют работу не по трудовому договору (а, например, по договору подряда), возмещение ущерба производится по нормам гражданского права.

*(58) При умышленной форме виновный осознает, что поступает противоправно, предвидит, что в результате, например, работодателю будет причинен ущерб, тем, что станок будет выведен из строя, материал будет испорчен и т.п. и желает наступления таких последствий (прямой умысел) или, хотя прямо этого не желает, но сознательно допускает такие последствия либо относится к ним безразлично (косвенный умысел), например, когда работник эксплуатирует станок с недопустимыми перегрузками (чтобы выявить его предельные возможности), хотя прямо поломки этого станка он не желает.

*(59) В случае неосторожности виновный не осознает и не предвидит, что может причинить ущерб (например, работник по неосторожности использовал материал, который по своим характеристикам не годится для изготовления данного изделия) хотя мог и должен был это предвидеть.

*(60) См.: ст. 35-37 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках".

*(61) Ставка рефинансирования - размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Рефинансирование - привлечение кредитными организациями дешевых краткосрочных межбанковских ссуд или кредитов центрального банка для обеспечения выданных банком кредитов. Чтобы выдать кредит, необходимо обладать соответствующим финансовым ресурсом. Обычно эту роль играют депозиты (депозитом, в свою очередь, является сумма денег, помещенная вкладчиком в банк. Банк пускает эти деньги в оборот, а в обмен выплачивает вкладчику проценты). В случае нехватки или сокращения ресурсной базы, чтобы не прибегать к досрочному разрыву кредитных договоров, нужно срочно привлечь новый ресурс взамен выбывшему. Через такие кредиты обеспечивается регулирование ликвидности банковской системы при недостатке у кредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств.

*(62) Федорова Т. Без вины виноватые // Кадровое дело. 2008. N 4. С. 37.

*(63) Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Ю.Н. Коршунов [и др.]. М.: Спарк, 2002; Комментарий к Трудовому кодексу РФ / под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2003.

*(64) Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

*(65) См.: п. 7 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), утвержденных постановлением МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313.

*(66) См.: Федеральный закон от 30 октября 1997 г. N 137-ФЗ "О ратификации Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями".

*(67) Вести ФНПР. 2007. N 9-10.

*(68) В случае если работодатель (или его представитель) уклоняется от участия в работе примирительной комиссии, на основании ч. 1 ст. 416 ТК РФ коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж.

*(69) См.: Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324, а также постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости".

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных