Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эпоха модерна: стилевые признаки европейского модерна в архитектуре, графике, живописи, декоративно-прикладном искусстве.




 

Модерн(франц. moderne, лат. modernus — новый, современный) — это период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX веков, который включал различные художественные течения и школы.

Основной целью модерна стало объединение в антиэклектическом движении — стремлении противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода.

Модерн как течение существовал не долго, и имеет достаточно четкие хронологичесие границы: от конца 1880-х гг. до 1914 г., то есть начала Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.

Отличительными особенностями модерна являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, в особенности, в архитектуре, расцвет прикладного искусства.

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

Зарождение и становление модерна как эпохи и стиля: В 1860-1870 гг. в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Но уже в 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приемы. Уильям Моррис (1834-1869) создавал предметы интерьера, вдохновленные растительными орнаментами, а Артур Макмердо (1851-1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике.

Преобладающей особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича». Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, куда входит все окружение человека — поэтому возрастает интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

В европейских странах начали создаваться различные художественные объединения, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремесел» (1888, Великобритания), «Объединенные художественно-ремесленные мастерские» (1897, Германия), «Немецкие мастерские художественных ремесел» (1899, тоже Германия), «Венские мастерские» (1903, Австрия), «Мир искусства»(1890, Россия). В каждой стране были свои наименования стиля: Англия- «Модерн стайл», США - «Тиффани стайл», Франция - «Ар Нуво», Германия - «югендстиль», Австрия — «стиль Сецессион», Италия - «стиль Либерти», Испания - «модернизм».

Эстетика модерна развивала идеи символизма и эстетизма, «философии жизни» Ф. Ницше.

 

Архитектура

 

Наиболее последовательно модерн осуществил свои принципы в узкой сфере архитектурных шедевров; принадлежащих частным лицам. Помимо того, строились и многочисленные деловые, промышленные и торговые здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома. Важно было преодолеть противоречие между художественным и утилитарным, приобщить к искусству все сферы жизни и сделать человека частицей художественного целого.

Зрелый модерн (конец 1900-х и 1910-е)приобрел черты интернационального стиля, основанного на применении принципиально новых художественных форм.

В период модерна эстетика изогнутой линии, появившаяся еще в живописи французских постимпрессионистов, затем усиленная восточными влияниями, приобрела конструктивный характер. В работах художников все более стала прослеживаться стремление к рациональности и конструктивности.

Это заметно в постройке архитектора В. Орта - «Народном доме» в Брюсселе (1896-1898), в которой очень хорошо видны элементы конструктивизма.

В.Орта:Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике, и подобно готике, выявить материал, а природу — отобразить в стилизованном декоре».

Далее постройки Ф. Журдэна — магазин «Самаритэн» в Париже (1905) и произведения Э.Ж.Гимара — это начало превращения металлических конструкций в причудливые заросли фантастических цветов. По лозунгу А.Ван де Вельде: «назад к природе», художники стремились освободится от излишеств в декора, свойственных эклектизму «викторианского стиля», Второго Ампира, Необарокко и «неоренессанса» середины XIX века.

На второй стадии архитекторы модерна переходили к целостному проектированию здания «изнутри наружу», тогда как ранее использовался противоположный метод отдельного оформления фасада по принципу «слоеного пирога». При этом возрождалась старая традиция, когда архитектор рисовал все «до последнего гвоздя»: от общего эскиза сооружения до рисунков дверных ручек, оконных переплетов, светильников и каминов. Причем в качестве основного мотива мог быть выбран любой завиток или иной небольшой формальный элемент.(например, узор вентиляционной решетки мог стать доминантным мотивом, как эхо, повторяющимся в других формах и в композиции целого.)

В 1890-1900-х гг. интернациональными стали мотивы морской волны, вьющихсф растений, цветов ирисов, лилий, цикламеров, а также рифмующихся с растительными формами лебединых шей, томных и бледных женских лиц — дев с длинными волнистыми волосами, извивами рук и струящимися складками одежд.

«Бледный идеал» воспевали поэты- символисты, сравнивая молодое искусство с критомикенским, этрусским, «пламенеющей готикой»средневековья и французским рококо. Как и в рококо, в моду входили бледные тона: серо-голубой, оливково-зеленый, «соломенный», палевый, бледно-розовый.

В 1900-1910-х гг. использовались иные формы: прямые линии и углы, мотив «шахматной сетки»(венский модерн-последователи архитектора О.Вагнера).

В 1900 г. в Вене, в 1902-1903 гг. в Москве с большим успехом прошла выставка шотландского художника Ч.Макинтоша «флоралист» В.Орта заявил: «Я отошел от цветов и листьев и занялся стеблями и палками».

 

Керамика, живопись

 

Для названий произведений искусства периода Модерна характерны экзотические определения: «павлиний глаз», «цвет красной парчи», «сине-зеленыйатлас павлиньих перьев», «перламутр нежной ночи». Возрождались классические мотивы и материалы, а также редкие техники эмалирования, иризации и росписи стекла эмалями, краклэ — приемы венецианского стеклоделания эпохи Возрождения. Ювелирная отделка деталей, использование необычных материалов проникают в живопись. Таково искусство Густава Климпта(1862-1918) — австрийского живописца, театрального декоратора и художника-графика. Яркие синие, зеленые, красные цвета его картин, уплощенность рисунка, орнаментальность, необычная фактура из мелких квадратов и прямоугольников вызывают в памяти византийские мозаики и японскую графику. Г.Климпт соединял живопись маслом с аппликацией и инкрустацией, введением в картину смальты, майолики, меди, латуни, полудрагоценных камней и кораллов.

Характерно новое обращение художников модерна к «египетскому стилю». Как и в искусстве французского Ампира начала 19 века, мотивы Древнего Египта просто и естественно входили в архитектуру Модерна, подвергаясь легкой стилизации во вкусе времени. Другое течение национально-романтического направления представляет «северный модерн».

В период Модерна не было создано единого исторического художественного стиля, обладающего необходимой целостностью формальных признаков. Поэтому под словом «модерн» следует понимать конкретный исторический период, включающий различные течения, школы и стили, связанные общими идеологическими устремлениями.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных