ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Отражение модерна в искусстве и культуре 19-20 веков
Стремление модерна возродить дух стилевого единства художественных организмов и взаимовлияние всех видов искусства предопределило появление нового типа художника — универсала (архитектор, график, живописец, проектировщик бытовых вещей и теоретик в одном лице). Идея синтетического, цельного произведения искусства ярче всего воплощена в архитектуре интерьеров(отличается ритмической согласованностью линий и тонов, единством деталей декора и обстановки-обои, мебель, лепнина, панели, арматура светильников, целостностью однородного перетекающего пространства, усложненного и расширенного зеркалами,дверными проемами, живописными панно). Архитектура модерна была первым шагом в архитектурном развитии 20 века. (искала единства конструктивного и художественного, вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, новые отделочные строительные материалы- железобетон,стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст). Здания имели индивидуальный образный строй,декоративное и символически-образное осмысление. Наряду со стремлением к необычным живописным эффектам, динамикой и текучей пластичностью масс, уподоблением архитектурных форм органическим природным явлениям(постройки А.Гауди в Испании, В.Орта и Х.К.ван де Вельде в Бельгии, Ф.О.Шехтеля в России) существовала и рационалистическая тенденция: тяготение к геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости, порой даже пуризму(ряд построек И.Хофмана, И.Ольбриха в Австрии, Ч.Р.Макинтоша в Шотландии, поздние работы Шехтеля). Некоторые архитекторы начала 20 века предвосхищали во многом функционализм, стремились выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объемов(ряд построек О.Вагнера в Австрии, П.Беренса в Германии, О. и Г. Перре во Франции). Основным средством выражения в модерне является орнамент(не только украшает, но и формирует его композиционную структуру). У мастеров венского модерна — И.Хофмана, И.Ольбриха, - в работах шотландской группы «Четверо» во главе с Ч.Р.Макинтошем строго геометричный орнамент варьирует мотивы круга и квадрата.
Графика
Для модерна характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Орнамент модерна, во всех видах искусства структурно организующий плоскость, и своеобразный ритм его гибких линий сложились в графике. Литография, ксилография, искусство книги достигли в этот пеирод высокого подьема. Среди ведущих графиков модерна: англичанин О.Бердсли, немцы Т.Т.Хейне, Г.Фогелер, швейцарец Ф.Валлоттон, голландец Я. Тороп, норвежец Э.Мунк, в России — А. Н. Бенуа, К.А.Сомов; мастера плаката — французы А.Тулуз-Лотрек, Э.Грассе, чех А.Муха, австриец К.Мозер. Надо сказать, что родоначальником стиля модерн стали графики. Первый шаг был сделан англичанами, художниками «Гильдии века», которые обратились не к прошлому и не к будущему, которого не видели, а к природе. Отсюда «флореальное» течение искусства модерна. Если Англия выступала как зачинатель, то Франция и Бельгия – как распространители нового стиля. Франция – страна плаката. Первым мастером был Жюль Шере. Плакат Шере «Жирары» показывает темпераментный танец, ставший впоследствии любимым мотивом живописи модерна. Яркими представителями модерна были француз Эжен Грассе. Эжен Грассе создает афиши с плавным рисунком в легких полупрозрачных тонах. Революционный шаг в искусстве плаката сделалТулуз-Лотрек, который проявил умение достигать образной выразительности ограниченными средствами контурной линии и силуэта. Свободный рисунок, необычные композиции, вкус к японской простоте сделали его мастером плаката. Среди всех плакатистов лучшим был чешский художник Альфонс Муха, который создавал незабываемые афиши театральных спектаклей. Цветочные мотивы преобладали на декоративном фоне афиш. Мастерство и богатство фантазии в использовании цветовых сочетаний присуще итальянским художникам — мастерам плаката: Марчелло Дудовичу и Леопольдо Метликовицу. Великолепные плакаты создавал Уильям Бредли, который делал плакаты в флореальном стиле (Велосипеды Виктор). Графика модерна обладала собственными выразительными средствами: энергичный обобщенный рисунок, резко контрастные цветовые соотношения, использование больших технических возможностей литографии содействовали развитию такой разновидности графики, как афиша, плакат. Для них характерны тщательно разработанные композиции, декоративные и шрифтовые. К примеру, бельгиец ван де Вельде, известный идеолог модерна, выступил в качестве автора рекламы «Тропон». К числу венских мастеров принадлежал, например, довольно известный Коломан Мозер (афиша). Афиши и рекламные плакаты эпохи модерна, зачастую были основным источником информации о предстоящих театральных постановках или о продаваемых товарах. И именно поэтому афиши и плакаты того времени (которые часто разглядывали дамы той эпохи), отличаются лаконичной грацией и привлекательностью. Как правило, в них присутствует романтический женский образ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|