Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экспериментальное исследование актуальных интересов подростков в социальных сетях как факторов социализации




На сегодняшний день все больше и больше детей подросткового возраста становятся пользователями социальных сетей. Причин на то может быть множество, но самыми распространенными можно выделить стремление быть в постоянном общении со сверстниками, удовлетворение потребности в досуге, желание соответствовать технологическому прогрессу.

Для экспериментального исследования нами была составлена анкета для детей подросткового возраста с целью выявить уровень интереса к социальным сетям и их контенту. В анкету для пользователей социальных сетей входит 10 вопросов, которые касаются сообществ в социальных сетях и той информации, которая там размещается. Анкетирование прошли 25 человек в возрасте от 13 до 17 лет.

Большинство российских пользователей применяют ресурс «ВКонтакте», активными пользователями которого являются анкетируемые для данного исследования(Таблица 2.2).

Таблица 2.2.

Результаты «Анкеты для пользователей социальных сетей» (в %)

Вопросы анкеты Варианты ответа
1.Являетесь ли вы пользователем какой-либо социальной сети? Да Нет
100,0 0,0
2.Охотно ли вы подписываетесь на различные публичные страницы и вступаете в группы? Да, не раздумывая Да, если приглашает друг Нет, мне нужно узнать, что это за группа(публичная страница)
8,0 0,0 92,0
3.Можете ли вы сказать, на сколько публичных страниц вы подписаны в скольки группах состоите? Не более 50 Более 50 Более 100 Более 300
24,0 24,0 44,0 8,0
4.Волнует ли вас, какой именно контент(наполнение) в группе или на публичной странице? Да Нет
84,0 16,0
5.Состоите ли вы в сообществе, в котором более 1 миллиона участников(подписчиков)? Да Нет
92,0     8,0
6.Можете ли вы сказать, что большинство сообществ содержит однотипную информацию, порой смешанного характера? Да Не уверен(а) Нет Не задумывался(лась) об этом
28,0 40,0 16,0 16,0
7.Как вы думаете, информация, которая размещается в тех группах, в которых вы состоите, влияет на ваше мировоззрение, на ход ваших мыслей, на вас в целом? Нет Не думал(а) об этом Да, с течением времени я стал(а) другим(ой) Да, но я тщательно отбираю информацию, прежде чем отметить ее
40,0 20,0 12,0 28,0
8.Обсуждаете ли вы с друзьями, одноклассниками, родными в реальной жизни те темы, которые затрагиваются в социальных сетях? Да Нет
84,0 16,0
9.Считаете ли вы, что большинство информации в Интернете, и в социальных сетях в частности – ненужная, малозначительная, большей частью негативного содержания? Да Нет
68,0 32,0
                     

Весьма волнительно, что 8% респондентов ответили, что не раздумывая подписываются на публичные страницы и вступают в группы. Это может говорить о несформировавшемся чувстве ответственности, подобный подход к информации в социальных сетях может спровоцировать возникновение негативных последствий в социализации подростка. Тем не менее, 92% опрашиваемых заявили, что должны сначала узнать, какого характера публичная страница, что говорит о высоком уровне ответственности, стремлении осмысливать и анализировать информацию, а также выбирать только то, что имеет позитивную окраску.

Также затрагивалась тема количества страниц, на которые подписан подросток в вопросе 3. 44% анкетируемых отметили, что они подписаны на более, чем 100 страниц и 8% опрашиваемых ответили, что подписаны на более чем 300 страниц. Данная тенденция говорит о неумении отбрасывать заведомо негативную информацию, стремлении быть современным и во все вникать, незнании о том, какое влияние могут оказывать публичные страницы на личность ребенка-подростка.

Большой процент опрашиваемых (84%) заявили, что их волнует, какое именно наполнение будет на публичной странице. Это нам дает представление о том, что многие подростки могут трезво оценивать скопление информации в Сети, а также отбирать ее. Что немаловажно, 16% респондентов отметили, что их не волнует, какой именно контент находится в группе или на публичной странице. Это говорит о потребительских ценностях некоторых подростков, искаженном представлении об истинных ценностях и жизненных ориентирах.

92% анкетируемых отметили, что они состоят в сообществах составом более одного миллиона человек. Это может нам дать представление о том, что многим подросткам важно ощущение массовости, что может склонять многих к конформному типу мышления и поведения. Лишь 8% указали, что они не состоят в сообществах с количеством подписчиков свыше миллиона человек, что может говорить о подходе к выбору информации, основанному в первую очередь на личных предпочтениях, а затем важности для сверстников.

84% из тех, кто был опрошен заявили, что обсуждают в реальной жизни те темы, которые затрагиваются на публичных страницах в социальных сетях. Из этого можно сделать вывод, что информация, которая есть в социальных сетях, может быть социально значимой и выступать ценностным ориентиром. 16% респондентов заявили, что не обсуждают информацию из Интернета с родными, что дает повод предполагать, что в социальных сетях немало информации, носящей характер развлекательный, часто бессодержательный.

Обратим также внимание на вопросы 7 и 9. На седьмой вопрос о влиянии информации на подростка, были получены такие ответы(Диаграмма 2.1)

 

 

Диаграмма 2.1.

40 % считает, что на них не влияет информация из Интернета, это может говорить о том, что многие подростки не понимают, насколько сильным может быть воздействие информации и, в частности, Интернета. 20% не задумывались об этом и в этом мы можем увидеть фактор негативной социализации, поскольку многие подростки на сегодняшний день испытывают острую потребность в посещении социальных сетей, проявляя тем самым зависимое поведение. 12% утверждают, что с течением времени стали другими, не отрицая влияния социальных сетей, 28% сказали, что тщательно выбирают информацию, прежде чем отметить, что позволяет говорить об ответственном подходе к своему личностному развитию, дисциплине в Интернет-среде, а также способности анализировать информацию.

На вопрос «Считаете ли вы, что большинство информации в Интернете, и в социальных сетях в частности – ненужная, малозначительная, большей частью негативного содержания?» больше половины респондентов ответили, что информация в Интернете малозначительна и она большей частью негативного содержания.(Диаграмма 2.2).

 

Диаграмма 2.2.

Данная мысль противоречит ответу на первый вопрос, где 100% указали, что являются пользователями социальных сетей, а значит, вольно или невольно подвергаются воздействию информации, размещенной в Интернете. Это дает повод задуматься над тем, что много некачественной информации попадает на глаза подростку и уже становится фактором его

Вопрос 10 был открытым, в нем участники анкетирования отвечали, какие именно группы и публичные страницы они посещают. Это позволяет составить таблицу с характеристикой положительных и отрицательных сторон влияния групп ресурса «Вконтакте» на социализацию подростков(Таблица 2.3.).

Таблица 2.3.

Специализация групп Названия групп Влияние
1.Наука и научные факты Контент: факты из различных областей научного знания, фото с разных концов света, информация о научных открытиях и достижениях техники 1) «Психология»; 2) «Я в шоке» 3) «Невероятные факты» 4) «TheMind – мир знаний» 5) «Почему я этого не знал?» 6) «Факты» 7) «Краткие факты» 8)«Интересные факты» 9) «Наука(Skancel)»   Позитивное     Расширение знаний, развитие эрудиции, выявление новых способов решения жизненных задач, формирование навыков поиска информации и ее использования  
Негативное Приобретение псевдонаучных знаний, получение недостаточной и ангажированной информации
2.Искусство, литература, творчество Контент: подборки музыкальных композиций по стилям и направлениям, цитаты из популярных книг и фильмов, идеи для благоустройства дома 10) «Достойные фильмы» 11) «Best Video» 12) «Фабрика идей» 13) «Блокнот» 14) «The Musicend» 15) «Книжная полка» 16) «Лилота» 17) «Киномания»     Позитивное Проведение интересного досуга, развитие творческого потенциала, получение эстетического удовольствия
Негативное Размещение экспрессивной информации с негативным оттенком, не соответствующей возрастным группам подписчиков
3.Юмор, шутки Контент: тонкий юмор, сарказм, ирония, насмешки, скабрезности, черный юмор, ненормативная лексика, фото откровенного, непристойного характера 18) «Чаепитие в графстве Чешир» 19) «Веселый студент» 20) «Сальвадор в дали» 21) «Приколы» 22) «Пьяный кот – Юмор» 23) «Академия юмора» 24) «Лучшие приколы»   Позитивное Поднятие настроения, привитие чувства юмора, формирование позитивного мышления
Негативное Черный юмор, скабрезности, колкости, элементы злорадства
4.Гороскопы Контент: астрологические прогнозы на каждый день 25) «Овен» 26) «Весы подробный гороскоп» 27) «Гороскоп от Уточки» Позитивное -
Негативное Предвзятое отношение к явлениям жизни
5.Молодежные и детские общественные организации Контент: информация о ближайших мероприятиях, призывы к участию 28) «Федерация легкой атлетики города Ялты»; 29) МДЦ «Артек»; 30) ЯМО ВОО «Молодая гвардия Единой Росси»; 31) «Министерство образования, науки и молодежи РК»;   Позитивное Формирование навыков общественно полезной деятельности, навыков коллективной работы
Негативное -
6.Электроника, компьютерные игры Контент: новости о популярных компьютерных играх, сообщения о новшествах в сфере информационных технологий 32) «Marwel\DC»; 33) «IGM – onlinegamer»; 34) «Мой компьютер»; 35) «Mortal Combat»;   Позитивное Проведение содержательного досуга, развитие логического мышления, умения строить стратегические планы, развитие моторных функций
Негативное Возникновение зависимости, потеря ощущения реальности, психические расстройства, агрессия
7.Стиль, красота Контент: заметки о похудении, изменении стиля одежды, централизация внимания на внешности, одежде 36) «Look of young» 37) «Школа красоты» Позитивное Формирование чувства стиля, вкуса в одежде, умения себя преподнести
Негативное Формирование ложных представлений о красоте, установка на личный успех и похвалу
8.Здоровый образ жизни, правильное питание Контент: призывы к спортивным занятиям, тренировкам, публикации о способах снижения веса, популяризация анорексии, заметки о булемии 38) «Минус 10 кг.» 39) «40 кг.» 40) «Худеем вместе» 41) «Спорт – всегда в моде» Позитивное Привитие навыков ухода за собой, способов организации физических упражнений, рассмотрение способов правильного питания
Негативное Указание не щадящих способов избавления от лишнего веса, рекомендации о питании, противоречащие медицинским нормам
9. Культура других стран, их быт и традиции Контент: история различных государств, фото из зарубежных стран, традиционная музыка, праздники и мероприятия у разных народов 42) «One day in Korea» 43) «Республика Корея» 44) «Италия» Позитивное Приобщение к традициям и особенностям уклада жизни людей других национальностей, познание их взгляда на мир и роль человека в нем
Негативное Специфические подходы в каких-либо жизненных важных вопросах, характерные для жителей конкретной страны
10.Другое – группы смешанного характера Контент: афоризмы и цитаты различного рода, заметки с двойным смыслом, записи не соответствующие нормам русского литературного языка, использование ненормативной лексики 45) «Дома не поймут» 46) «Пикабу» 47) «Лепрозорий» 48) «Доброта» 49) «Позитив» 50) «Злой психолог» 51) «Я люблю тебя»   Позитивное Афоризмы и цитаты о духовных ценностях, формирующие положительное мышление, способствующие эрудиции
Негативное Употребление ненормативной лексики, записи, не соответствующие нормам и правилам русского литературного языка, откровенные фото и видеозаписи, использование черного юмора
         

 

Как видно из таблицы, предпочтение отдается научным ресурсам, а также публичным страницам и группам, посвященным искусству и творчеству в различных проявлениях. Важно отметить, что некоторые сообщества, создающие положительное впечатление, нередко содержат в себе негативную информацию: нецензурную лексику, фото и видеозаписи с асоциальным содержанием.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что многие подростки в силу возрастных и иных особенностей возможно не осознают того влияния, которое оказывают и могут оказывать Интернет-ресурсы. Многие дети подросткового возраста готовы вступать в группы, не интересуясь сутью того, что в них содержится. Несмотря на это, есть и те, кто очень тщательно и ответственно подходят к выбору информации. Важно то, что большинство подростков, согласных с тем, что множество информации в Интернете носит негативный характер, тем не менее, являются пользователями социальных сетей и поддаются влиянию, которое оказывает содержащаяся в них информация.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных