ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема бытия в философии. Сущность и формы бытия.Бытие – это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности – космоса, природы, человека. Впервые понятие бытие как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 – 470 гг. до н. э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет. Значительное внимание проблеме Б уделял Платон. Б отождествляется с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Истинное Б противопоставляется Платоном неподлинном Б, под которым подразумеваются доступные человечески чувствам вещи и явления. Существенный вклад в развитие учения о Б вносит Аристотель. Основу всякого Б, по Аристотелю, составляет первичная материя, которую однако трудно определить с помощью какой-либо категории, поскольку она в принципе не поддается идентификации. Важнейшей заслугой Аристотеля в разработке учения о Б является его идея о том, что реальное Б становится доступным для познания, благодаря форме, образу, в которой она представляется человеку. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы. Французский мыслитель Рене Декарт закладывает основы дуалистической трактовки Б. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем Я, в осознанности Ч своей деятельности. Б у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной. С позиций субъективного идеализма (мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта,) объясняет сущность бытия английский ф. Джордж Беркли (1685–1753). Все вещи – это “комплексы наших ощущений ”, которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное Б, т.е. вещи, идеи объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является чел. мысль. С позиций диалектического материализма (развитие материального мира рассматривается как результат действующих в нём самом внутренних противоречий) трактуют проблему Б Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Марксизм понимает под Б материю, существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую от чел. сознания. Б не существует без материи, они вечны и существуют одновременно. Небытие означает не исчезновение Б, а переход из одной формы бытия в другую. Основоположники марксизма выделили несколько уровней Б: п риродное бытие и общественное бытие. Общественное Б - совокупность материальной и духовной деятельности людей, то есть “производство самой материальной жизни”. Как философ-экзистенциалист Хайдеггер дает различные характеристики и толкования бытия, иной раз противоречивые и опровергающие ранее высказанные. У него нет определения бытия, а только дается характеристика, описание каких-то важных сторон. Так, согласно Хайдеггеру: “Бытие – вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто сущее. Время – вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто временное. Хайдеггер приходит к выводу о невозможности рационально познать бытие. Б трактуется как философская категория для обозначения реально существующего мира, лежащего в основе всех вещей и явлений. Б включает в себя все многообразие космических, природных и созданных человеком вещей и явлений. Следует различать виды бытия - объективная реальность и субъективная реальность, уровни бытия - актуальное и потенциальное бытие, формы бытия - природное и социальное бытие. Формы человеческого бытия можно представить так: – бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, детализируя, в свою очередь, можно разделить на природное бытие во всем его многообразии материальное бытие, созданное человеком; – материальное бытие человека, в котором для удобства анализа можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа; – духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность. Кроме этих форм бытия существует еще социальное бытие, или бытие общества. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|