Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема функционирования сознания. Сознание и язык. Сознание и мышление. Сознание и искусственный интеллект.




Для любого человека сознание выступает некой повседневной данностью и в этом смысле чем-то самоочевидным. По сути, ни одна ф. система не может обойти проблему сознания, имеющую относительно самостоятельное значение и тесно связанную с другими ф. проблемами. Важность ее определяется также необходимостью ответа на насущные потреб­ности науки и практики.

Основой возникновения языка, равным образом как и мышления, являются труд, коллективная деятельность людей. Благодаря общению людей совершенствовались орудия труда, а навыки в их употреблении становились достоянием всего коллектива. Для передачи трудовых навыков и опыта последующим поколениям механизма условных рефлексов было недостаточно, поскольку опыт был настолько разнообразен, что мог передаваться не иначе как в обобщенном виде, в его внутренних и существенных связях. Этой цели и послужило появление мышления и языка.

Сознание формировалось на основе общественной жизни людей и их постоянного взаимодействия, которое протекает посредством их общения. Средством общения служит слово, значение которого носит обобщенный характер.

Мышление и язык неразрывно связаны между собой, однако это не означает, что они тождественны друг другу. Различие между ними состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, в то время как слово – это способ выражения, закрепления мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям. Именно благодаря слову мысли других людей могут быть восприняты нами. Язык служит условием для взаимного понимания людей, а также осознания человеком действительности и самого себя. Мышление возможно лишь тогда, когда оно облекается в языковую форму, т.е. в определенной системе средств общения. Такими средствами являются различные виды речи: устная, письменная, внутренняя (думать "про себя").

Характерной особенностью слова как раздражителя является непрерывное расширение его содержания. В зависимости от индивидуального опыта человека одни и те же слова могут вызывать у разных людей различные содержательные представления о предметах. Ни сам язык, ни конкретные механизмы, реализующие процессы речи, не заложены изначально в человеке, не "записаны" в его мозгу. Примером этого могут служить случаи, когда дети с момента своего рождения жили среди животных. Они не умели говорить и обладали крайне примитивным мышлением.

Таким образом, не только язык не существует вне мышления, но и мысли, идеи не существуют вне языка. Язык и мышление развиваются вместе со становлением общества.

Без учета творческой природы сознания, мышления невозможно научное понимание процесса познания. Метафизический материализм абсолютизировал внешний источник сознания (природу), не поднимаясь до признания роли практики в познании. Напротив, идеализм преувеличивал другую сторону познания – его активность, приписывая сознанию, мышлению мистическую способность создавать из себя объект познания и действия.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных