Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия Древнего Востока. Проблемы познания реальности и совершенствования человека.




Философское мировоззрение возникло в середине I тыс. до н. э. в трех географически и культурно относительно обособленных регионах: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Первые философские школы выступали наследниками мифологических традиций, что определило приоритет космологической и мифологической проблематики на ранних стадиях философской эволюции. Однако уже в древности философия являлась формой знания, основанной на критической оценке предшествующих традиций. Как на Востоке, так и на Западе в этот исторический период наблюдалась тенденция к плюрализации мировоззренческих ориентиров, происходило постепенное разрушение эзотеризма жреческих учений и активное формирование основных философских школ. Все это привело к возникновению нового способа существования знания, сопряженного с секуляризацией интеллектуальной деятельности и развитием рациональных форм дискурса.

Философия Древней Индии была глубоко традиционалистской, она сформировалась как результат обособления интеллектуальной стороны религиозно-мифологического ритуала и практически всегда сохраняла тесную связь с религиозно-мифологическими элементами культуры Древней Индии. В VI -- V вв. до нашей эры в Индии наряду с философскими школами, не отвергавшими авторитет Вед (сакрального мифологизированного знания, заключавшего в себе племенные верования и обычаи, а также ритуальную практику архаического общества) появился ряд школ, критически относившихся к Ведам. На базе этих ортодоксальных и неортодоксальных течений позднее оформились и развились основные философские системы Индии, к числу которых, в частности, относятся веданта, ньяя-вайшешика, санкхья, йога, буддизм и др.

Важнейшими элементами понятийного аппарата древнеиндийской философии являются категории “сансара”, “карма”, “нирвана”. “Сансара” означает круговорот перерождений личности и души, который приносит душе страдание. “Карма” указывает на наличие причинно-следственной связи между нравственным поведением личности и характером его перевоплощений: это закон этической причинности, движущая сила сансары. Понятие "нирвана" фиксирует цель усилий личности по преодолению кармы, сансары, которая состоит в достижении состояния успокоения, переживания единства всего сущего.

Создателем оригинальной философской концепции буддизма и основателем одной из мировых религий явился Сиддхартха Гаутама (Будда), живший на рубеже VI - V вв. до н. э. Центральным догматом этики буддизма стало учение о страдании, а главной целью учения - указание человеку восьмеричного пути самосовершенствования, ведущего его к освобождению от мирского страдания и обретению конечного успокоения, к состоянию единства с космическим сознанием.

Наиболее влиятельными философскими школами древнего Китая являлись даосизм и конфуцианство. Религиозно-мистическое учение даосизма было основано Лао-цзы в VI -V в.в. до н. э. К числу основных категорий даосизма относятся философские понятия “Дао”, “инь-ян”, “ци”,“цзы”. Категория "Дао" многозначна: Дао - сверхчувственная реальность, основа органической целостности Космоса и космический закон гармонии; Дао - индивидуальная мера человеческого поведения, необходимого для гармонии Поднебесной. Пара категорий "инь-ян" обозначает противоположные, циклически доминирующие во взаимодействии силы, начала Вселенной, которые составляют два предела, ограничивающих круги перемен мира. "Ци" обозначает универсальный субстрат мира, который поддерживает равновесие сил инь-ян. Категория "цзы" означает одновременно и знание о мире, которое дает возможность правильно действовать в нем, и мудреца-учителя, который использует это знание для упорядочивания основной структуры Космоса: "Небо-Человек-Земля".

Из учения о бытии вытекал этический идеал даосов, ярко выраженный в содержании принципа "у-вэй" - принципа "недеяния”, призывающего к отказу от целенаправленной и преднамеренной активности. Следование этому принципу, по мнению даосов, позволяет человеку органично включиться в естественный ритм жизни Космоса - Дао.

Конфуцианство (по имени основоположника - Кон-фу или Конфуция) возникло на рубеже VI -V в.в. до н. э. Идеал конфуцианства - сильное государство и процветающее общество. Философия Конфуция была ориентирована на поиск таких этических, социальных, политических ценностей, которые способствовали бы сохранению целостности и стабильности государства. Процветание общества связывалось с неуклонным поддержанием в нем традиций и нравственным совершенствованием людей. Поддержание образцового порядка в стране (Поднебесной) в свою очередь являлось, с точки зрения конфуцианства, важнейшим условием сохранения космической гармонии.

Адаптировав идеи таких философских учений Древнего Китая, как даосизм, легизм, моизм, конфуцианство впоследствии заложило основы мировоззрения средневекового китайского общества, во многом способствовало формированию уникального облика китайской цивилизации.

3. Античная философия

Возникнув в VI в. до н.э., она закончила своё существование в VI в. новой, уже христианской эры Три основных этапа: I) период натурфилософии (досократиков или физиков) – VI – V вв. до н.э. II) классический период V-IV вв. до н.э. III) эллинистически-римский период - IV в.до н.э. – VI в. н.э.

I) Натурфилософия. Проблема Физиса (природы) – в центре внимания первых философских школ. Физис един, вечен и неизменен, а всё, что из него возникает - изменчиво,сложно, не является простым. Определяется это единое первоначало по-разному: как вода (Фалес), воздух(Анаксимен), огонь(Гераклит), апейрон – некое неопределённое, бесконечное начало, аналогичное полям современной физики (Анаксимандр). У Эмпедокла физис включает в себя 4 “корня” – воду, огонь, воздух и землю. Важным развитием данной проблематики явилось учение Пифагора о том, что физис – это число. Пифагорейцы привлекли внимание к количественной соразмерности всего существующего, о его пронизанности количественными соотношениями. Отсюда их тезис, что мир – это упорядоченное, гармоничное целое – Космос (греч- порядок).

Представители элейской школы (Парменид, Зенон) в рамках проблематики физиса развили учение о бытии. Атомисты (Демокрит, Левкипп) обосновали тезис, что физис- это бесконечное множество атомов (греч. атом- “неделимый”), вечных, неизменных, неделимых, недоступных по своим ничтожно малым размерам чувственному восприятию, а постигаемых лишь разумом первоэлементов, из сочетания которых и образуются все тела. Но Физис для досократиков не только единый первоисточник, порождающее первоначало всех вещей, но и начало упорядочивающее. Ему внутренне присущ Логос (категория впервые введена Гераклитом, букв. – слово, понятие; мысль, разум), универсальная всепроникающая закономерность или управляющий всем мировой разум. А каждой человеческой душе, по Гераклиту, присущ, логос самообогащающийся, да ещё и беспредельный.

2-го классического периода в её истории: Сократ его самый выдающийся ученик Платон и в свою очередь самый великий ученик Платона - Аристотель

Особое место Сократа в античной философии обусловлено тем, что он переориентировал её с проблем физиса на познание самого человека. Человек же для Сократа – это прежде всего его бессмертная душа, о которой и нужно каждому заботится в первую очередь. Забота эта может состоять лишь в насыщении,обогащении её истинным знанием, которое есть ни что иное, как знание о добродетели, о том, что такое благо и добро само по себе, по своей сущности. Свобода же для Сократа – это способность души управлять своими страстями, чувственными влечениями, быть хозяином, а не послушным рабом тела.

Платон – создатель первой целостной объективно-идеалистической философской системы. В её основе – учение о мире идей - подлинную реальность, противоположную миру чувственно воспринимаемых вещей. Идеи существуют объективно, до вещей и независимо от них. Органы чувств не только не в состоянии проникнуть в этот мир подлинного бытия, но определённо препятствуют этому. В результате такого самопогружения душа вспомнит то, что она видела до своего соединения с телом. (Платон сторонник концепции перевоплощения душ).Знания, по Платону, скрыты в глубине каждой души, которая до своего вселения в тело (а оно для Платона – “темница” души) находилась в мире чистого подлинного бытия идей, созерцала их и поэтому всегда способна вспомнить, извлечь это знание из своих глубин. Методом освоения, овладения этим миром подлинного бытия является диалектика, а основным инструментом - разум, который есть главное из трёх составных частей души.

- в онтологии (учении о бытии) – объективный идеализм;

-в гносеологии (учении о познании) – рационализм и гносеологический оптимизм (уверенность в познании истины посредством разума).

Для Аристотеля ф. - наука о первоначалах или первопричинах бытия. Таких первопричин он выделяет четыре: материю, форму, действие и цель. Материя – это то, из чего состоит все в реальности. Форма – это принцип, закон, говоря современным языком, алгоритм организации материи. То, что в одном отношении выступает как материя, в другом может быть формой (кирпич по отношению к глине – форма, по отношению к сложенному из него сооружению - материя). В бытии Аристотель открывает новые измерения, различая в нём бытие актуальное (действительное, реально уже существующее) и потенциальное (ещё только возможное), а также бытие случайное, несущественное и бытие как сущность. Приходит к выводу о существовании чистых форм, свободных от какой-либо связи с материей. Логика как систематическая наука, раскрывающая основные законы и формы мышления, отцом которой по праву считается Аристотель, является для него всеобщим методом получения достоверного научного знания.

Основное философское произведение – “Метафизика






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных