Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Феномен цвишенизма в философии и культуре




 

Цвишенизм - пребывание человека в мучительном состоянии выбора между различными

альтернативами собственного существования.

Термин “zwischen” от нем. означающего состояние “между”. Исходным в онтологическом анализе -> онтологический аспект. Цвишенизм -> непреложный факт объективной текучести вещей, вечного становления всего сущего. Этот цвишенистский смысл процесса становления уловлен в известных категориях диалектического мышления. На уровне социальной диалектики с началом процесса антропосоциогенеза подобные философские универсалии конкретизируются в собственных характеристиках различных кругов становления человека как онтологической реалии.

Цвишенизм означает возникновение осознаваемой или неосознаваемой людьми ситуации явного изменения объективного хода вещей, когда человек оказывается в межсобытийном и межфункциональном состоянии индивидуального перехода, нестабильности, социального неравновесия- утрата внутренних духовных устоев и переживается нравственной личностью как “поиски смысла жизни” и “угрызния совести: разнон-ть чел. действий, борьба социальных объектов в сфере экономики, политики, идеологии; нарастают кризисные явления в общественных отношениях на всех этажах общественного здания; усиливается СМИ манипулирование сознанием людей и.т.д. - тягостно для индивида и опасно для общества; императив здесь – выбор одной из реальных альтернатив бытия. Социальный субъект (индивид, общество, государство) не может долго пребывать в состоянии диссипативности, в терзаниях сомнений и при отсутствии объединяющей людей привлекательной идеи. Требуются поиски выхода. Здесь возрастает мера риска индивидуальных и институализованных решений и действий: стремлении к ценностям возвышенной экзистенции и утверждению ориентаций практического гуманизма.

В “ космическом” кругу бытия возникают цвишенистские оппозиции “материя – дух”, “человек – бог”, “душа – тело”, “судьба – человеческое действие”, “свобода – необходимость” и др. “ Биологический” круг человеческого бытия порождает ситуацию пребывания индивида между жизнью и смертью, инстинктом и разумом, животными и социальными началами, наследуемым и приобретенным. Круг “ экзистенциально-психологического” цвишенизма личности образует сметение ее чувств, сомнения, пограничные ситуации, моменты отчаяния и негативизма, муки творчества и радости интеллектуального озарения. На “социальном” уровне бытия людей стоит отнести к онтологическим состояниям цвишенизма - формационные и цивилизационные разломы, эпохи революций и контрреволюций, войны, кризиса, периоды резкого обострения социальных противоречий (демографические, межэтнические, конфессиональные, классовые, экологические).

Состояние цвишенизма может быть дополнено обозначенными в терминах синергетики характеристиками: хаос, нестабильность, эффекты флуктуации и бифуркации, нелинейность, непредсказуемость, вероятность, случайность, дезорганизация. При фил-м анализе в любых случаях следует говорить о феномене цвишенизма лишь в соотношении конкретных событий и обстоятельств с живой личностью (индивидуальный цвишенизм) или определенным сообществом (социальный цвишенизм). Состояние “между” порождает сам человек. Среди основных сущностных форм рассматриваемого феномена можно выделить: онтический – ситуация в отношении к самому себе, с другим человеком, социальной группой, обществом – межкультурная, межцивилизационная, межконфессиональная и иные состояния маргинальности экзистенциальный – пребывание в личностных пограничных ситуациях – между ненавистью и любовью, рассудком и страстями, надеждой и отчаянием и др. духовно-ценностный – колебания между природным и божественным, свободой и произволом, материализмом и идеализмом, тоталитаризмом и демократией, ориентациями “быть” и “иметь”,. “верить” и “мочь” и др. практический – неопределенность установки на созерцание или социальное действие, деструкцию или творческое созидание, конформизм или борьбу, стихийность или организацию. При всех особенностях разнообразия конкретных проявлений цвишенизма в подобных моментах человеческого бытия их объединяют три общие черты: объективный процесс перехода из прежнего состояния людских отношений в иное; состояние кризиса духовных ценностей; альтернативность необходимого выбора. В настоящее время состояние цвишенизма проявляется, в следующих альтернативах социального выбора – капитализм – коммунизм, тоталитаризм – демократия, цивилизация – варварство, христианство – ислам, техногенная цивилизация – традиционное общество, экономический рост – экология, культура – антикультура, потребительство – духовность, эгоизм – гуманизм.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных