Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема сознания в философии. Структура и противоречия сознания. Сознание, язык, реальность.




Сознание м постичь сущность объекта. С. формир-сь в двух аспектах: онтологическом и как С. отражает мир. Сфера сознания разнообразна (мир чувств, мир верований, мир логики, мир воли, мир ценностей, бессознательное, мир действия, религиозный мир). СО-ЗНАНИЕ – т.е. совместное знание с др людьми. Первые анимистические представления (anima - дух) связывались с верованиями людей в духов как в движущее начало. В более позднее время эти представления получили своеобразную трактовку в религиозных учениях, С. есть проявление некой нематериальной субстанции - "души", обладающей самостоятельным существованием и не зависящей от материи, от человеческого мозга, в частности. Воспринята идеализмом, который тесным образом примыкает к религиозным учениям. Представители идеализма на первичности сознания по отношению к материи, считая его врожденным свойством человеческой души. При этом С. незавиимо от мозга развивается самопроизвольно и может быть понято исключительно из самого себя. Платон, который впервые выделяет понятие идеального как некой противоположности чувственно-предметному, материальному. В средние века С. трактуется как надмировое начало (бог), ко­торое существует до природы и творит ее из ничего. В антич-м мире – бойся мысли – оно начало действия. Ср века – соз-е – причина греховности чел-ка Нов вр – С. стали отождествлять с познанием. 20в стали появл-ся новые подходы. В трактовке соз-я стали преобладать пессимистические воззрения. Акцент стал делаться на ценностных аспектах соз-я. Соз-е исследовать м кибернетика. В эт сл соз-е – способность ориентироваться в простр-ве и времени с исп-ем механизма памяти и эффекта обратной связи. Дуализму-> психическое и физиологическое независимы друг от друга. В частности, в дуалистической концепции Р. Декарта природа и дух представляют собой два различных начала: основным свойством материи является протяженность, а духа - способность мыслить. При этом понятие сознания у него отождествляется с мышлением, которое выражает все то, что происходит в нас в процессе восприятия. Декарт - С. как замкнутый в себе внутренний мир человека: с одной стороны они послужили отправной точкой для дальнейшего развития механистической, натуралистической линии анализа поведения человека и элементарных психофизических процессов, с другой - развитию идеал-ких представлений о природе сознания. Мат. линия в понимании сознания прослеживается со времен древней фил.. Античные мыслители (Демокрит, Эпикур, Лукреций-Кар) учили, что С. зависит как от тела человека, так и от воздействия окружающих его вещей. Такой подход к сознанию был воспроизведен фр. Мат-ми 17в. (Д. Дидро, К. Гельвеций и др.). Они понимали С. как функцию мозга и отражение действительности, отстаивали реальное С. как активного фактора жизнедеятельности человека. Идеалистическое же направление: Г. Лейбница, И. Канта и Гегеля. В учении Лейбница С. как замкнутое в себе внутреннее образование предстает общим принципом бытия. Согласно Канту, С. абсолютно самостоятельно по отношению к внешнему миру, в своих принципах и априорных (доопытных) формах рассудка оно независимо от действительности. Для Гегеля С. есть дух, который начинает свое становление "бездуховного" и доходит до абсолютного знания. Он полагал, что С. человека определяется историческими формами общест­венной жизни, а рассмотрение духа является истинно философским лишь тогда, когда он понимается как воплощение вечной идеи. Признание сознания как активной деятельной силы (Лейбниц),постановка вопроса о социально-исторической основе сознания, утверждение принципа диалектики и историзма в анализе его сущности (Гегель), акцентрирование зависимости психики человека от его телесной организации и выделение качественной специфики мышления (Фейербах), фиксирование определяющей роли природы по отношению к сознанию и деятельности человека, выделение потребностей как побудительных мотивов взаимодействия человека с миром (русские революционные демократы) - мыслители прошлого не смогли дойти - сознания как продукта социально-исторического развития человека, как образа внешнего мира, возникающего в результате активного преобразования людьми действительности. Успешно осмыслены фил. диал. мат., которая исходит из органической взаимосвязи человека и природы, рассматривая последнюю как определяющее и первичное начало по отношению к сознанию. С. выступает как особое свойство высокоорганизованной материи. Будучи специфическим свойством мозга, С. дает идеальное отражение внешнего мира. Оно возникло и развивалось в тесной связи с развитием мозга. Это способность субъекта отражать вне нас существующий мир в виде живого образа материального мира. Суть его в том, что С. возникает на опр-ной ступени развития материи при появлении соответствующих условий, необходимых для жизни. Приверженцы "философии жизни" А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Ф. Ницше и их последователи, трактуют С. как неотделимую от бытия реальность в формах "воли", "воли к власти", "жизненного порыва", "жизненного разума" и т.п. С. здесь берется в своей непосредственной слитности с "жизненной реальностью" как вид бытия, как некая спонтанная самопроизвольная сила. З. Фрейда.- рассматривает психику человека как сложно организованную систему с тремя сферами: "Оно", "Я", "Сверх-Я". Неправомерном понижается ведущее значение социальной составляющей сознания. Оно есть идеальное - образ - это не вещь, а снимок с нее в мозгу человека: объективен по своему содержанию. Концепции: 1.Субстанциолистская - С. трактуется как некая объективная реалия, обладающая статусом субстанции. (Объективный идеализм) 2.Атрибутивная - отвергает понимание вселенского сознания, а трактует: С. - свойство всей материи - гилозоизм (панпсихизм), свойственный всему бытию. (Приверженцы этой конц. - Аристотель, Дидро) 3.Натуралистическая- вульгарный материализм - мысль - продукт функционирования определенной части материального тела человека – мозга (Кабанес) натуралистический редукционизм (фрейдизм,соц. психология) 4.Солипсистская (субъективно-идеал.) Ее смысл: С. - единственная реальность, в которой пребывает человек, а все остальное - продукт его функционирования. Сюда входит феноменологич. концепция - С. - интенция существования; Экзистенциализм (см вопр.58) 5.Диалектико-материалистич. концепция

Фил-их концепций сознания:

1. ИДЕАЛ-КИЙ – объек идеализм (1. С. идеальное по своей сущности, сущ-ет вне простр-ва и времени, оно первично – не требует для своего сущ-я ничего иного. 2. соз-е не обладает никакими существенными качествами, оно сверхъестественное, не связано с материей, атрибутами, оно само порождает. 3. Такого рода соз-е не доступно научным изысканиям). Суб идеал – с-е есть мой личностный дар, способность индивида созд-ть представления о мире.

2. ЕСТЕСТВЕННО-ЭВОЛ-НОЕ СОЗ-Е развив-ся и на опред-м этапе на земле (появл-е чел-ка) выступает как опред-я форма бытия.

3. ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛ ТРАКТОВКА: Натур-кая: - вульгарный материализм - мысль - продукт функционирования определенной части материального тела человека – мозга (Кабанес), натуралистический редукционизм (фрейдизм,соц. психология) Фрейд –я, эго, супер-эго, оно, окр-й мир, к-й воздействует на я. Супер-эго – соц-е нормы, усвоенные чел-ком и они пыт-ся удержать чел-ка в сущ-их соц-х связях. Оно – сфера бессознания, рефлексов инстинктов (половые инстинкты, жизни, смерти). Я – испытывает возд-е сфер оно и от окр-й среды. Логика д защищаться от разного рода импульсов. Чел-к имеет комплексы, к-й ограничивают чел-ю жизнь. Диал-мат конц: 1. С. – есть модус материальных св-в материи 2. С. связано с опред-м матер-м сущ-ем 3. Соз-е опред-ется материей. Ленин выдвинул предположение, что в самом фундаменте материи (неорганической природе) есть свойство отражения – универсальный атрибут материи. Существуют 2 признака физического отражения: 1. вторичность (страдание - Харин) (всегда сначала должно быть действие), 2. подобие (отражение подобно, связано с действием, т.е. с отражаемым объектом). Для жизни – биологическое отражение. Действие выступает в форме жизнедеятельности, т.е. организм приспосабливается к условиям жизни. 3-м признаком биологического отражения является информация, субъективность (4й признак). Деятельность связана с появлением потребностей, интересов, идей. Для человеческой деятельности обязательно целеполагание. 5и признак отражения – идеальность. Общ-е С.: субъектом является группа людей (коллектив, класс, нация, все общество). Для него хар-на социальная деятельность. 6й признак – идеологичность - С точки зрения марксизма, С. – соц. феномен, возникший в результате длительного развития материи.

55. Диалектико-материалистическая концепция генезиса и сущности сознания:

 

Диалектико-материалистическая (Д-М) концепция сознания (С.) связана с именами Маркса и Энгельса. Не С. определяет бытие и констатирует мир явления, а наоборот: Бытие определяет С., которое есть проявление действительной жизни.

Д-М принципы анализа С.: 1) С.— функция мозга и вне процесса человеческой жизнедеятельности не формируется 2) С. – это отражение внешних воздействий. Оно определяется жизнедеятельностью индивида, общественными отношениями и связями. Анализ сознания осуществляется в терминах объективных, естественноисторических процессов, не используя термины самосознания, восприятия, воображения.

В.И. Ленин выдвинул гипотезу об отражении как общем свойстве материи. Сама идея отражения выдвигалась впервые в древней Индии. Суть его состоит в способности каждого материального объекта (явления) воспроизводить особенности других явлений при взаимодействии с ним. В дальнейшем философия и естествознание подхватили ленинскую идею и конкретизировали ее. Отражение обладает качественными особенностями на различных уровнях организации материи. Эволюционируя, оно приобретает форму сознания.

 

 

Простейшее отражение (в виде механических, физических, химических взаимодействий) имеет пассивный характер (отражение на гладкой поверхности воды), оно никак не сказывается на бытии объекта. Paздражимость, присущая растениям, есть недифференцированная реакция организма на определенные внешние раздражители. Чувствительность, присущая низшим животным, предполагает активность организма, избирательную реакцию на различные факторы (реакция амебы на свет и пр.). Психика, свойственная высшим животным (т. е. животным с нервной системой), включает такие проявления, как ощущения, восприятия, представления и т. п., а также развитую ориентировочную деятельность.

Таким образом, формы отражения усложняются с усложнением самих объектов, и их роль в бытии объектов все более возрастает. Все это особенно важно применительно к сознанию. Сознание, присущее людям, есть продукт развития и природы и общества. Оно возникает под влиянием орудийной деятельности, практики человека, сознание не может возникнуть вне общения, общественной среды. Отсутствие общения с людьми в раннем возрасте сказывается на детях непоправимо (дети, воспитываемые в стае волков, и т. д.). Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с языком.

Сущность сознания. Выделяют два уровня сознания: индивидуальное (ИС) и общественное (ОС). Необходимой чертой ИС является идеальность. Образы тех или иных объектов или их свойств (в виде ощущений, восприятий, представлений) не являются их буквальными копиями. Образы возникают лишь в мозгу человека (в какой-то мере и животного, обладающего психикой) и не существуют помимо него. Это субъективная реальность.

ИС связано с установками, ценностными ориентациями того соц. слоя, к которому принадлежит конкретный человек. ИС выражено в 3 компонентах: познание, переживание, отношение. Отношение выражается в виде целеполагания, воли, ценностей.

Марксизм связан с идеей ОС.

Согласно Марксу: С. – процесс, регулируемый в своем движении не субъективно-психологическими установками индивида, а всеобщими механизмами социальной деятельности общества.

ОС – массовидное С., содержание которого надиндивидуально, всеобще.

С. дифференцировано. (Содержание С. различно в одном и том же обществе у представителей разных классов)

Ленин: «ОС отражает общественное бытие — смысл учения Маркса».

Общественное бытие – объективная реальность, включающая конкретные формы жизнедеятельности людей и соответствующие формы соц. связей и отношений. При переходе к новой формации (к новому способу соц. жизни) изменяется общественное С. под воздействием внешнего насилия. В результате общественное С. – одновременно условие существования общественного бытия и его результат, т.е обусловлено им. Сомнения в главных ценностях – признак перехода социальной системы в режим нестабильности.

Обыденное сознание – неявное осознание людьми своего общественного бытия, когда они повторяют в своем сознании его содержание, не проводя при этом специальной познавательной деятельности.

Уровни и формы ОС:

Уровни ОС: 1. общественной психологии – эмоц отношение людей к ОБ. 2. теоретический – явное осознание ОБ, его связей и закономерностей с помощью спец. Средств и методов познания.

Формы ОС – способы освоения действительности: политическое сознание, правосознание, мораль, религия искусство, наука, философия.

Ядро ОС – идеология как сложившаяся в социуме система взглядов на общество, человека и природу. Она характеризуется Марксом как «ложное сознание», поскольку закрепляет интересы правящих слоев населения, диктуя определенный спектр видения и интерпретации действительности. «Зеркало» сознания при этом всякий раз искажается в соответствии с устойчивыми идеологемами своего времени.

ИС возможно лишь через его соотнесенность с ОС, где и разум, и чувственность в равной мере выступают продуктами социальной эволюции. Общественное сознание задает специфичную для каждой эпохи шкалу предпочтений, которые определяют устойчивые категориально-мировоззренческие конструкции разума и те «культурные фильтры», через которые воспринимается мир.

Таким образом, Пока существует гос-во, разделение труда, мировые религии – сознание индивида будет общественно-индивидульным.

 

56. Сознание и искусственный интеллект: философский и научный аспекты.

Термин интеллект (intelligence) в пер. с лат. intellectus — ум, рассудок, разум; мыслительные способности человека.

 

Искусственный интеллект (ИИ) — раздел информатики, изучающий возможность обеспечения разумных рассуждений и действий с помощью вычислительных систем и иных искусственных устройств, при этом в большинстве случаев заранее неизвестен алгоритм решения задачи.

Полагают, что о реализации искусственного интеллекта можно будет говорить лишь тогда, когда автомат начнет решать задачи, непосильные для человека, причем сделает это не в результате высокого быстродействия, а в результате применения нового найденного метода.

Будучи весьма обширным по охвату решаемых проблем искусственный интеллект, как научная отрасль, подразделяется на несколько разделов - инженерия знаний, распознавание образов, нейронные сети, экспертные системы, семантические алгоритмы, доказательство теорем, модели игр и др.

По отношению к возможностям ИИ философов можно разделить на 2 лагеря: сторонников «сильного ИИ» и «слабого ИИ». Есть также негативисты, видящие бедствие во вторжении компьютерных метафор в философию сознания (Т. Нагель). Сторонники «сильного ИИ» верят в принципиальную возможность создания компьютеров, способных не только мыслить, но понимать и чувствовать, с их созданием снимется ореол тайны с сознания. Их оппоненты такую возможность отрицают, указывая на принципиальные ограничения компьютеров: следование жестким правилам, отсутствие свойственного человеку творческого и гибкого поведения и др. (Дрейфус). Более гибкую позицию занимают сторонники слабого ИИ. Они допускают, что компьютер может симулировать ментальность, однако не в состоянии дублировать ее, т.е. иметь полнокровный опыт сознания, внутреннюю жизнь и подлинное понимание.

Один из аспектов в возможности реализации ИИ – отличие систем познания у человека и компьютера. В настоящее время человека, человеческое сознание, человеческий способ познания мира отличает от компьютера наличие двух параллельных систем познания. Компьютер обладает одной системой познания, а именно, символьно-логической. Человек же обладает двумя совместно работающими системами познания. Одна из них – это рассудок, интеллект или символьно-логическое мышление, а вторая – система восприятия и образного мышления. Эти две системы сосуществуют у человека как одно неразрывное целое. Можно сравнить процесс познания человеком и то, как развивается «познание» у компьютера. Итак, у человека восприятие, образное мышление есть уже в детстве, а символьно-логическое мышление формируется в юности. У компьютера все наоборот. Первое, что научились делать компьютеры, – доказывать теоремы. Это оказалось самым простым для них. А вот с тем, чтобы распознавать образы у компьютеров и сейчас плохо.

Таким образом, ИИ в последние годы стремится выйти за пределы той системы познания, которой обладают компьютеры, т.е. за пределы символьно-логической системы. Делаются интенсивные попытки использования различных формальных средств математики (немонотонные логики, нечеткие множества, нейронные сети), различных алгоритмов и гибридных систем для формализации и моделирования процессов образного и интуитивного мышления, эмоций, свойственных человеческому сознанию.

В чем же дело? Почему символьно-логическая система человеческого сознания так легко осваивается компьютером, и он здесь человека давно превзошел, а образно-эмоциональная система человеческого сознания ему до сих пор не по зубам? Ответ на этот вопрос связан с анализом принципиальных возможностей моделирования образно-эмоциональной системы человеческого сознания. Ответ заключен в следующем: образно-эмоциональная система человеческого сознания формируется на основе первичного чувственного познания или ощущений. Все непосредственные сведения о внешнем и внутреннем мире человек получает только через ощущения. Через активацию многочисленных рецепторов, воспринимающих как различные внешние воздействия – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные, так и внутренние воздействия – химические, механические, вестибулярные и т.д. и, наконец, неспецифические болевые воздействия. Важно заметить, что наши ощущения – это не просто рецептирование. Ощущение–это, по существу субъективная оценка рецептирования, качественно окрашенная рецепция с точки зрения воспринимающего с возможной в дальнейшем эмоциональной реакцией. Почему же невозможно моделировать наши ощущения? Потому, что это явление совершенно другой категории, другой природы, чем все другие исследуемые научные объекты, поскольку они носят чисто субъективный характер и без субъекта просто не существуют. Т.е. в принципе на основе искусственного конструирования, в арсенале которого и различные формальные аппараты математики, и различные алгоритмы, и различные технологии, невозможно создать системы, у которых появились бы элементы психики, сознания, собственного "Я".

В последнее время в связи с бурным прогрессом информатики и компьютерной техники возникли новые аспекты понимания сознания. Успехи, достигнутые с помощью ЭВМ, породили дискуссию «Мыслит ли машина?». Сопоставление «электронного мозга» с человеческим привело к выявлению тождества и различия в их функционировании. Общим для мозга и моделирующих его работу устройств являются их материальность, закономерный характер процесса переработки информации. Однако в машинах дело ограничивается информационным логическим процессом, который протекает в форме физико-химических процессов. В мышлении же человека информационный процесс связан не только с такими процессами в нейронах мозга, но и со специфическими нейрофизиологическими процессами.

Важную роль на уровне мышления играет эмоциональная сторона, которая может ускорять или замедлять процессы обработки информации.

Преобразование информации осуществляется в компьютере по специальной программе, в то время как мышление человека не имеет ясно выраженного кодирования и программирования. Человек не осознает материальной «технологии» переработки информации, физических и химических процессов, протекающих в мозгу.

Существенное отличие мышления от логических процессов в кибернетических машинах определяется характером запоминания исходных, промежуточных и конечных результатов, без чего невозможен никакой логический процесс обработки информации. В машинах память осуществляется в виде следов магнитного поля, память статическая – происходит фиксирование того или иного результата. Память человека носит динамический характер, так как существует не в виде статических отпечатков, а в виде сложных процессов, постоянно протекающих в мозгу человека.

Самое существенное в вопросе отличия деятельности мышления и функционирования компьютера – логика, информация, знания хотя и являются важнейшими компонентами сознания, ни в коей мере не исчерпывают всего его содержания. ИИ, реализуемый на ЭВМ, есть модель чистого, логически структурированного рассудочного мышления. Это процесс, очищенный как от бессознательного (интуиции, эмоций и др.), так и от собственно социальных характеристик сознания (воли, чувств, разума, морали, ценностей, самосознания, идеалов и др.).

Тем самым реальная проблема заключается не в том, чтобы выдвигать все новые и новые аргументы неспособности компьютера к «мышлению», а в другом. ЭВМ не является носителем сознания. Компьютер лишь современное средство, резко повышающее «разрешающую силу» человеческого мозга. Сегодня прогресс знания обеспечивается функционированием единого комплекса «человек-компьютер», сотрудничеством, а не соперничеством. ЭВМ – орудие, но не самодеятельный субъект познания и социального действия.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных