Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Строго говоря, лишь первые два типа действия полностью относятся к социальным, ибо имеют дело с осознанным смыслом.




Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку «изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл». «Действие человека обретает характер социального действия, если в нём присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других)».

Таким образом, социальное действие, по Веберу, предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других), которую Вебер называет ещё и «ожиданием» и без которой действие не может рассматриваться как социальное.

{Для общего развития, если спросят: М. Вебер разделял население на классы в соответствии с экономическими различиями в рыночной позиции. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, а другими – квалификация, образование и статус (социальное уважение). Вебер различал четыре класса: (1) класс собственников; (2) класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; (3) традиционный мелкобуржуазный класс мелких собственников и торговцев; (4) рабочий класс}

К. Маркс рассматривает социальное действие и общество с других методологических позиций. Согласно теории К. Маркса экономическая структура общества определяет социальную и политическую структуру общества, соответственно, изменения на одном уровне вызывают изменения на других, хотя каждый иной структурный уровень обладает относительными возможностями и собственной автономией. Причина этой автономности заключена в социальной природе индивида. Индивиды не просто подвергаются воздействию условий, в которых протекает их деятельность, но и сами способны изменять социальные условия жизни.

Социальная деятельность по К. Марксу выступает как предметная деятельность. Окружающая человека среда является не только средством удовлетворения его социальных потребностей, но и представляет собой область приложения и совершенствования его творческих сил. Сама деятельность человека по своему характеру сознательна и целесообразна.

Согласно теории К. Маркса как раз интерес является объединяющим началом индивидов в класс. При возникновении классов и осознания своих классовых интересов возникаю классовые противоречия, которые могут разрешаться только с помощью насилия. К. Маркс полагал, что индивиды не ориентированы на существующий социальный порядок, он навязан господствующим классом. Поэтому классовая борьба является закономерным механизмом развития. Накопление классовых противоречий ведет к революционным преобразованиям структуры общества и государства. Политический протест угнетенного класса залог общественного прогресса.

 

63. Философия политики: власть и политическая власть. Проблема осуществления власти.

Философия политики - знание о наиболее общих основаниях и возможностях политики в различных ее проявлениях, их причинах и следствиях, связях между собой и другими общественными явлениями и процессами.

В социально-практический способ бытия органически входит государство. Насколько противоречива его роль и насколько раз лично к нему отношение, можно видеть из его определений. Выдающийся отец церкви V в. Августин Блаженный называл государство «большой шайкой разбойников». Гоббс сравнивал государство с Левиафаном, библейским чудовищем неземной силы. Гегель писал: «Государство — это шествие Бога в мире». В. И. Ленин: «государство — это машина для подавления одного класса другим». И наконец, Н. Бердяев: начало государства – иррационально. Выступая против зла, государство «сеет зло и бывает новым источником зла и тогда нужна новая власть, чтобы положить этому предел».

Истоки государства находятся в общественной власти, т.е. власти общества. Сама по себе власть — это способность влиять на людей и контролировать их действия. Гольбах отмечал: «Власть представляет собой весьма действенное средство решающим образом влиять на судьбу большого числа индивидов и вместе с тем пользоваться ими как орудиями для осуществления своей личной воли, для умножения своих богатств и своего счастья». Немецкий социолог М. Вебер считал, что власть – это возможность «осуществлять свою волю вопреки сопротивлению тех, кого это затрагивает, либо при согласии их».

Общественная власть — это особое воплощение воли, известное отчуждение от сообщества людей их самостоятельности в выборе целей и средств их достижения и присвоение ее общественным учреждением. Такое отчуждение – естественное развитие родового коллектива. Немощность детей оборачивается властью родителей. На одном полюсе формируется ответственность свое образного опекуна, на другом – умение прислушаться к голосу старшего и опытного.

Усложнение хозяйственной, культовой, бытовой жизни родового коллектива делает исполнение властных функций постоянной обязанностью. Власть как бы отделяется от самого коллектива и возвышается над ним.

Родовая власть, хотя и отделяется от родового сообщества, все же опирается на авторитет, на мнение народного собрания. Но она в силу своей самостоятельности нуждается в гарантиях для своей весомости и эффективности. Такой гарантией может быть только учреждение. Первые опыты по созданию общественных учреждений выливаются в советы старейшин. Деятельность таких советов регулируется обычаями и традициями, и ее эффективность находится в прямой зависимости от авторитета родовых и племен­ных вождей.

Общественная власть предъявляет свои права на руководство общественными делами и дек­ларирует эти права с согласия или без согласия народа. Государ­ство — это правовая общественная власть, власть, опирающаяся на материальную силу своего административного, судебного и военного аппарата. С государства начинается профессиональная деятельность по управлению общественными делами.

И здесь наблюдается привычная для развития общества карти­на. Объективные условия жизни людей пробивают себе дорогу через борьбу страстей, амбиций, интересов, личных убеждений и т.д. и в конце концов материализуются в общественном устройст­ве, в данном случае. Система управления мало считается с личным обаянием того или иного гражданина. Насилие над этим гражданином, над его телом, угроза тюрьмы, долговой ямы и лишения жизни — вот что становится ведущим в государственной системе управления. Тело человека превращается в символ его бессилия перед отчужденной от него государственной властью. С телом человека можно делать все — морить голодом и газами, избивать и пытать, вешать и расчленять. В насилии – сила государства.

Основная функция государства — поддержание нормальных условий для хозяйственной жизни. Для этого общество в лице государство борется с незаконными вооруженными отрядами. Го­сударство от имени народа издает правовые акты. В них содер­жатся положения, направленные на регулирование администра­тивных, имущественных, финансовых и прочих отношений меж­ду гражданами и различными учреждениями. В уголовном кодек­се предусматриваются меры наказания за преступление против государства, собственности граждан, а также против их прав и достоинства.

Государство выполняет и ряд хозяйственных функций. Располагая крупными финансовыми и другими возможностями, государство берет на себя инициативу по созданию новейших отрас­лей производства, требующих больших капиталовложений, по решению крупных комплексных народнохозяйственных задач.

Человечество знает различные формы государственного прав­ления: тоталитарные и демократические. Тоталитаризм означает жесткое подчинение центральной власти различных сфер жизнедеятельности общества. Он может выступать как тирания, оли­гархия, деспотия, абсолютная монархия, политический режим авторитарной личности, диктатура. Для демократии, наоборот, характерно народовластие. Демократия сочетает централизованность управления и автономию граждан в решении местных, городских и сельских проблем. Опорой демократии являются представительные органы власти.

Так, например, Римская империя начала нашей эры, основанная на рабовладении, не похожа на Британскую империю XIX-XX веков, базирующуюся на капитализме. Тем не менее вполне можно говорить об имперских системах, обладающих общими чертами, как определенном типе политической организации

Как правило, имперские политические системы имеют следующие характеристики: а) обширная территориальная основа; б) сильно централизованная власть; в) стремящиеся к экспансии элиты; г) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией; д) наличие общего политического проекта, стоящего над интересами конкретных групп; е) разнородный этнический, культурный и национальный состав.

Империи всегда были политическими системами, организуемыми элитами с целью распространения их власти на желательно, но не обязательно граничащие с центральной территорией зоны. При создании империй элиты руководствовались разными мотивами. Основную роль при этом играли причины экономического характера, хотя, конечно, не следует недооценивать и военные причины, а также мотивы, связанные со стремлением увеличить международный престиж.

Имперские системы возникают за счет территориальной экспансии из первоначального ядра, которым может быть город (Рим, Куско) или национальное государство (Великобритания, Франция). Экспансия может осуществляться различными методами, причем главными являются военное завоевание, основание колоний, создание административного, подчинения имперской элите, контроль экономических ресурсов периферийных зон и т. д. Имперские элиты являются не только жертвами "миражей бессмертия", но и иллюзии мирового господства.

Конфедерация - это тип системы, который характеризуется добровольным объединением двух или большего числа суверенных государств. Примером политических систем подобного рода является Швейцарская конфедерация и конфедерации, создававшиеся в последние десятилетия различными арабскими странами (Египтом, Ливией, Сирией и т.д.) Ханс Кельсен, много занимавшийся проблемами конфедераций, пишет: "Конфедерацию следует определить как союз суверенных государств с целью защиты извне и совместного осуществления определенных государственных целей внутреннего плана

Конфедерацию обычно создаются путем подписания международных договоров представителями соответствующих государств; в них устанавливаются политико-административные органы, власть которых признается государствами-членами. Как видно, конфедерации - это политологические системы, в которых государства-члены не распадаются, сливаясь затем в ассимилирующее всех их единое государство. Отношения между ними симметричны, то есть в соответствии с законом они равны, в отличие от асимметричных отношений между центром и периферией в империях. Кроме того, государства, объединившиеся в конференцию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным.

Что касается внутренней организации конфедераций, следует отметить следующие моменты: а) финансовые ресурсы образуются из взносов государств-членов; б) вооруженные силы принадлежат каждому из государств-членов, хотя формально и находятся под общим командованием; в) нормы закона становятся обязательными, если они опубликованы в качестве закона каждым государством-членом; г) в состав законодательного органа входят представители объединенных государств - в равном количестве и обладающие одинаковыми полномочиями; д) бюрократический аппарат, общий для всех государств-членов, отсутствует; е) исполнительные органы имеют коллегиальный характер; ж) международная политика проводится совместно, хотя это не исключает самостоятельности в конкретных вопросах. Особенно часто конфедерации возникали в условиях переживаемого государствами военного кризиса, причем в объединении они видели средство против внешней опасности.

Современное национальное государство - это политическая система, знакомая нам в наибольшей степени вследствие ее распространенности по всей планете; мы уже неоднократно упоминали о нем в настоящей работе. Эта получившая наибольшее распространение в нашу эпоху, независимо от идеологий и цивилизаций, политическая система возникает в Европе в XVI веке. Она заменяет средневековую политическую систему, характеризовавшуюся множественностью центров децентрализованной власти и преобладающим влиянием церкви и папства. Современное национальное государство пришло на смену средневековому полицентризму, противопоставив ему свое суверенное единство и освободившись от папской опеки над светской политикой. Тем самым был преодолен дуализм духовной и светской власти, ставший причиной стольких конфликтов в Средние века.

Среди черт современного национального государства следует назвать: а) единство и территориальную стабильность; б) концентрацию суверенной политической власти в руках элиты, которая стоит над прочими группами; в) формирование зависимых от политической элиты вооруженных сил; г) создание единой бюрократии; д) развитие централизованной судебной системы. Короче, в отличие от средневековых политических институтов, современное национальное государство характеризуется централизацией политической власти и четким выделением своей территориальной сферы.

Историки отмечают, что данное государство возникает в связи с капиталистическим развитием, которое требовало целостности политической системы как гарантии формирования национальных рынков, где был бы возможен обмен продукцией массового производства. Как отмечает Макс Вебер, "национальным является такое государство..., которое предоставляет капитализму возможность выжить.

64. Системные теории общества. Категория «общественно-политической формации» и её методологическое значение в социальном познании.

Система – совокупность взаимодействующих тем или иным образом частей.

Системность – качественная определенность объективно существующего и развивающегося человеческого общества.

Предпосылки рассмотрения общества как развивающейся системы:

1. Общество есть определенное единство, целостность;

2. Общество имеет составные части, связанные между собой.

3. Общество имеет определенную целенаправленность, вектор развития, как система

4. Существует интегративное, системное качество общества, отличающееся от свойств и качеств образующих его элементов.

5. По отношению к Вселенной, природе, общество есть подсистема, качественное отличие которой составляет то, что преобразующая деятельность является способом существования и развития исторической действительности.

Основаниями системных теорий общества служит натурализм, идеализм либо материализм.

Приверженцы натурализма либо связывали характеристики общества со свойствами окружающей его природы (Монтескье, Бокль, Мечников), либо уподобляли структуру и функции общества органам и функциям живого организма (Спенсер).

Теории общества, основанные на идеализме, имеют более высокий уровень концептуализации. По Гегелю, самодвижение мирового духа после его «возвращения» из «инобытия» («природы») включает три ступени, каждая из которых имеет свои подразделения. Так, субъективный дух раскрывается в антропологии, феноменологии и психологии. Объективный дух – право, нравственность, государство. В абсолютном духе (искусство, религия, философия) завершается путь самопознания мирового духа. Здесь имеются признаки системы: основные элементы (ступени) и объединяющий их в целостность «мировой дух» в своем целенаправленном развитии.

Исходным и главным принципом исторического материализма является признание общественного бытия по отношению к общественному сознанию и его обратного активного воздействия на материальный процесс жизни общества. Видное место в историческом материализме заняли учения об общественно-экономической формации, базисе и надстройке, социальной революции, движущих силах развития общества.

Новая страница в истории решения рассматриваемой проблемы связана с теорией общественно-экономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса, сумевшей выделить из всего кажущегося хаоса социальных отношений отношения материальные, а внутри них прежде всего экономические, производственные в качестве первичных. В связи с этим выяснились два чрезвычайно важных обстоятельства. Во-первых, оказалось, что в каждом конкретном обществе производственные отношения не только образуют более или менее целостную систему, но и в свою очередь являются базисом, фундаментом всех остальных общественных отношений и социального организма в целом. Во-вторых, обнаружилось, что производственные отношения в истории человечества существовали в нескольких основных типах - первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, причем каждый последующий развивался из предыдущего. Поэтому все конкретные общества, несмотря на очевидные различия между собой (например, афинское, римское, вавилонское, египетское) относятся к одной и той же ступени исторического развития (рабовладельческой), если они в качестве своей экономической основы имеют один и тот же тип производственных отношений. В результате все наблюдавшееся в истории множество социальных систем было сведено к нескольким основным типам, получившим название общественно-экономической формации.

Под общественно-экономической формацией подразумевается целостный социальный организм, определенная система общественных явлений и отношений, внутренне связанных друг с другом и зависимых друг от друга. Ее материально-экономической основой является способ производства.

Базисом общественно-экономической формации являются производственные отношения, то есть отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ под воздействием характера и уровня развития производительных сил.

Производственные отношения определяют собой возвышающуюся над ними надстройку, т. е. совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений. Именно по отношению к надстройке, равно как и к другим внеэкономическим элементам формации, производственные отношения выступают как экономический базис общества.

В состав формации включаются этнические формы общности людей (род, племя, народность, нация), детерминируемые в своем возникновении, эволюции и исчезновении обеими сторонами способа производства: как характером производственных отношений, так и ступенью развития производительных сил.

В итоге можно сказать, что общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройками, историческими формами общности людей, типом и формой семьи.

Учение об общественно-экономической формации дает ключ к пониманию единства и многообразия истории человечества. Единство исторического процесса выражено прежде всего в последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом. Это единство проявляется также и в том, что все социальные организмы, имеющие своей основой данный способ производства, с объективной необходимостью воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей общественно-экономической формации.

 

65. Общественное сознание: структура, противоречие, закономерности развития.

Под общественным сознанием понимается совокупность существующих в обществе идей теорий, взглядов, традиций, отражающих общественное бытие людей. Общественное сознание обладает сложной структурой. Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, ре­лигиозное, эстетическое, научное и философское сознание, кото­рые различаются между собой по предмету и форме отражения, по социальной функции, по характеру закономерности развития, а также по степени своей зависимости от общественного бытия.

Политическое сознание – совокупность взглядов, теорий, идей различных общественных классов на отношение к гос. власти, отношения между государствами, нациями.

Правосознание – совокупность взглядов, теорий на существующие юридические законы и оценка их со стороны граждан данного государства.

Нравственное сознание – совокупность взглядов на нормы поведения людей в обществе, которыми они руководствуются в отношении друг к другу.

Эстетическое сознание – это совокупность взглядов на художественное освоение человеком окружающей нас действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты.

Религиозное сознание – это совокупность представлений, чувств, идеалов связанных с признанием потустороннего, сверхъестественного мира.

 

При­менительно к отношению общественного бытия и общественного сознания нельзя просто говорить о «первичности и вторичности» в общефилософском плане. Нельзя потому, что этого недостаточно. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. В силу того, что общество есть субъектно-объектная реальность, общественное бытие и общественное созна­ние как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознания общест­венное бытие статично и даже мертво. И сам процесс материаль­ного производства обладает лишь относительной свободой от влас­ти сознания. Известен закон взаимодействия общественного бытия и общественного сознания: общественное бытие оказывает определенное влияние на общественное сознание, в то же время последнее влияет на общественное бытие, оказывает обратное воздействие на него, обладает относительной самостоятельностью. Обладая объективной природой и имманентными (внутренне присущими) законами развития, общественное сознание может как отставать от бытия, так и опережать его в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане об­щественное сознание может играть роль активного стимулятора об­щественного прогресса либо механизма его торможения. Мощная преобразующая сила общественного сознания способна воздейство­вать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и пред­сказывая перспективы.


Сущность сознания состоит в том, что оно может осмыслить общественное бытие только при условии одновременного актив­но-творческого преобразования его. Функция «опережающего от­ражения» сознания наиболее четко реализуется в отношении об­щественного бытия. Человека всегда повергает в смущение несо­ответствие между стремительным полетом духа в будущее и отно­сительной медлительностью развития общественного бытия. Любое будущее рисуется как некий социальный идеал, и не при­ходится удивляться, что возникающее несоответствие не удовле­творяет интерес творчески ищущего духа к наличной действитель­ности. Это обусловливает острое противоречие между устремле­ниями творческого духа и соответствующими реалиями. В истории есть множество примеров, когда идеи, в частности социально-по­литические, опережают наличное состояние общества и даже пре­образовывают его.

Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом. Развивали и вносили вклад в это направление Сократ, Платон, Августин Блаженный,Фома Аквинский, Декарт.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных