Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил общественного развития.




Общество - особый вид бытия, сложно организованная система жизнедеятельности и жизнеотношений людей в материальном мире. Познание его сущности и особенностей развития требует ответа на вопрос о том, что есть общество и как, каким образом осуществляется в нем жизнь людей. Одни философы считали, что общество есть не что иное, как результат сознательного соглашения между отдельными людьми об устройстве совместной жизни. Такой подход (методология) в философии получил название социального атомизма, ибо рассматривал общество неким агрегатом, всецело определяющимся, составляющими его, личностями. Другие философы, наоборот, полагали, что всякое общество - это объективная реальность. Эта позиция обычно называется универсализмом.

Осмысливая общественную жизнь, философы постоянно задаются вопросом: что же лежит в основе бытия людей, что предопределяет все видоизменения и преобразования общества. Можно выделить по крайней мере четыре разных подхода к определению основы бытия общества и его развития:

Натурализм. Согласно этому направлению существование и развитие общества всецело определяется природными условиями (климатом, ландшафтом, плодородием почвы). С точки зрения теоретиков этого направления в философии (Ш. Монтескье, Л.И. Мечников и др.), природная среда диктует установление того или иного политического строя (монархия или республика), объясняет характер людей и их притязания, определяет различия в уровне развития хозяйственной или иной общественной деятельности разных социальных организмов. Натуралистическая теория общественного развития рассматривает природную (географическую) среду как нечто внешнее по отношению к обществу. В этой связи доказывается, что природная среда ускоряет либо замедляет общественное развитие.

Другой подход в определении основы общественной жизни, бытия людей, их истории строится на признании абсолютной приоритетности сознания над всеми другими сторонами человеческой деятельности. Такой подход называется в философии Идеалистическим. Ученые, придерживающиеся этого подхода, считают, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные цели, мотивы, установки, которые постоянно предшествуют их реальным действиям. Так, например, Гегель полагал, что источник развития общества не зависим от отдельных людей и лежит в некоем абсолютном духе, идее. Абсолютный дух, полагает Гегель, творит историю, определяет все поступки людей.

Влиятельной методологией философской науки при изучении общества является теория Материалистического понимания истории, открытая К. Марксом. Существенным для этой теории является то, что источник, основу существования и развития общества находят в нем самом - в сфере непосредственного производства и воспроизводства людьми средств своей жизнедеятельности. Основанием такого подхода К. Маркса послужила в целом бесспорная мысль о том, что чтобы заниматься политикой, искусством, наукой людям надо есть, пить, одеваться, а, следовательно, необходимо постоянно заниматься трудом и производить материальные блага, вступая в производственные технологические и экономические отношения с природой и с другими людьми. Соответственно этому доказывается, что общественное существование и развитие изначально определяется экономикой - отношениями собственности, распределения, обмена, потребления. Именно такую позицию защищает школа исторического материализма.

Иную позицию (хотя и тоже материалистическую) отстаивают Р. Арон, Д. Белл, З. Бжезинский, У. Ростоу, А. Тоффлер и другие американские и западноевропейские ученые, которые, выдвигая теории Индустриального и Постиндустриального обществ, видят основу общественного развития исключительно лишь в изменении техники и технологии хозяйственной деятельности людей.

Общественное развитие сегодня нередко рассматривают как результат переплетения самых различных взаимодействующих факторов, одни их которых в конкретных ситуациях оказываются сильнее других и выступают в качестве решающей стороны общественного процесса. По мнению ученых, придерживающихся этой точки зрения, в каждой конкретной ситуации действует свой решающий фактор общественного развития.

В зависимости от конкретно-исторических обстоятельств материально-производственной сферы общественной жизнедеятельности людей складываются и собственно их социальные отношения. Люди в зависимости от места, занимаемого ими, в системе общественного производства приобретают соответственно разный статус и социальное положение (собственник, работник, управляющий, иждивенец и т.д.). Ведь в каждом обществе имеет место дифференциация социальных функций - разделение занятий, осуществляемых различными индивидами, группами людей. Возникающие на основе однотипного статуса и занимаемого общественного положения, различные группы и объединения людей (классы, страты, слои, половозрастные, профессиональные, квалификационные, отраслевые, территориальные (региональные) общности) в их совокупности составляют социальную сферу жизни людей в обществе. Эта сфера общественной жизни характеризует социальную дифференциацию, сложившуюся между людьми в каждом конкретном обществе, особенности и формы взаимоотношений различных групп населения. В зависимости от положения в обществе, люди выполняют определенные функции.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных