Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основной вопрос философии и его две стороны




Среди множества проблем философии принято выделять основной вопрос философии.

Основной вопрос философии является конкретизацией более фундаментального вопроса, а именно: вопроса о природе абсолютного. Какова природа абсолютного: объективна она или субъективна, неразумна или разумна?

Сторонники материалистического мировоззрения полагают, что абсолютное есть материя, лишенная разума, которая с точки зрения современного материализма способна в своем развитии порождать сначала чувствительность (ощущение, восприятие и т. п.), а затем и разум (мышление, сознание). Идеалисты полагают, что абсолютное есть дух или сознание, изначально обладающее способностью мышления, или разумом. Таким образом, ясно, что в своей наиболее простой форме основной вопрос философии есть вопрос об отношении материи и сознания (разума), природы и духа, бытия и мышления.

Поскольку абсолютное в одном из исходных основных своих аспектов есть первичное, то этот вопрос может принять следующий вид: Что первично, материя или сознание (разум), природа или дух, бытие или мышление?

Это так называемая первая, или онтологическая, сторона основного вопроса философии. Всякое развитое философское мировоззрение включает в себя онтологию, т. е. учение о бытии и его сущности. Слово «онтология» производно от древнегреческого онтос – бытие (или, точнее, истинное бытие, действительность) и логос – учение.

Идеализм и материализм существовали и существуют в своей определенной исторической форме. Принято различать объективный и субъективный идеализм.

Решение основного вопроса философии по первой его стороне может быть монистическим или дуалистическим. Философский монизм состоит в признании первичным только одного-единственного начала бытия: либо материи, либо сознания. Дуализм полагает существование двух первооснов бытия – материи и сознания, которые в этом случае рассматриваются как нечто существующее независимо друг от друга.

Выяснив природу бытия, или окружающего нас мира, философ устанавливает возможность и, в случае признания такой возможности, границы его познания. В самом общем виде этот вопрос формулируется так: познаваем ли мир? Это – вторая, или гносеологическая, сторона основного вопроса философии. Гносеология, т. е. учение о познании, – это еще одна необходимая составная часть философского мировоззрения. Слово «гносеология» производно от греческого гносис – знание и логос – учение.

В решении основного вопроса по второй его стороне оказываются возможными две позиции. Сторонники первой отвечают на вопрос о познаваемости мира положительно, т. е. считают бытие, весь окружающий нас мир в принципе познаваемым. Сторонники второй позиции ограничивают возможность познания мира, признавая существование вещей или явлений в принципе непознаваемых, т. е. находящихся за пределами естественных способностей мыслящего разума человека. Это философское учение называют агностицизмом. Слово «агностицизм» произведено от древнегреческого а – не, отрицание, гносис – знание.

Исторически формулировка основного вопроса философии – явление гораздо более позднее, чем то или иное определенное его решение. Формулировка основного вопроса философии предполагает наличие достаточно развитых представлений о взаимоотношении бытия и мышления, материи (природы) и сознания (духа). Поэтому философия в собственном смысле слова начинается не с самой формулировки отношения мышления и бытия (сознания и материи), а с четкой фиксации их отношения как противоположности, противоположности первичного и вторичного.

Об основном вопросе философии Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» (1886) писал так: «Вопрос об отношении мышления к бытию является характерным прежде всего для новейшей философии».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных