Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Становление идеи развития в истории философии и науки




Закон перехода количественных изменений в качественные, его мировоззренческое и методологи-ческое значения. ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ раскрывает всеобщий механизм развития: то, каким образом оно происходит, показывает в какой форме происходит развитие материального мира. Основными категориями данного закона являются: КАЧЕСТВО, КОЛИЧЕСТВО, МЕРА и СКАЧОК.

Качество – философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений. Каче-ство – такая внутренняя определённость предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное. Качество предметов обнаружива-ется через их свойства.

Свойство - сторона предмета, проявляющаяся в его споcобности определённым образом взаимодействовать с другими предметами. Однако качество не сводится к отдельным его свойствам, элементам и т.д. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него.

Количество – философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой в соответствующих границах непосредственно не означает превращения данного предмета в другой. К количе-ственной определённости предмета относятся любые числовые характеристики предмета (размер, вес и т.д.).

Мера – философская категория, выражающая целостное единство качественной и количественной опреде-лённости предмета. Мера – это количественные границы существования данного качества, интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественных изменений, данный интервал может быть сравнительно широк или очень узок, превращаясь порой в точку.

При количественных изменениях предмета, выходящих за его меру он обретает новое качество (при переходе температуры воды за 100 С она переходит в пар, при переходе за 0 С - в лёд и т.п.)

Переход от старого качества к новому называется СКАЧКОМ. Скачок начинается с того момента, когда количественные изменения выходят за рамки меры.

Время, когда вещь начала утрачивать одно качество, но еще не приобрела нового качества, называется ПЕРИОДОМ СКАЧКА.

Таким образом, предметы и явления существующего мира не являются вечными и неизменными. Они изме-няются в результате преобразования их качества. Сами же качественные преобразования обусловлены коли-чественными изменениями. Количественные изменения носят постепенный, относительно медленный непре-рывный характер. Качественные изменения прерывны, скачкообразны.

Скачок – философская категория, выражающая: а) прерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления, а не количественных изменений вообще, которые никогда не прекращаются; б) быстроту изменений: «скорость» скачка, темпы его протекания, интенсивность и глубина изменений гораздо выше, чем в границах меры; в) превращение в противоположность, «насыщенность» противоречиями и их разрешение; г) единство бытия и небытия, возникновение нового и уничтожение старого.

Взаимосвязь указанных категорий и выражает сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эта сущность состоит в следующем: постепенное накопление количественных изменений в определённый момент времени необходимо приводит к коренным качественным преобразова-ниям предмета (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества.

Закон взаимного перехода имеет важное методологическое значение. Он ориентирует изучать наблюдаемый объект всесторонне, в единстве количественно-качественных характеристик, учитывать и характер количест-венных изменений. и изменений качественной определенности, акцентируя внимание на объективное содер-жание процессов наблюдаемого объекта. Закон предостерегает исследователя от субъективного произвола, исключает крайности в оценке тех или иных изменений.

Законы диалектики

Главный первый закон - закон единства и борьбы противоположностей

Данный закон указывает, что все явления природного, социального, духовного миров характеризуется внутренней противоречивостью, борьбой противоположных начал и это является оленям источником развития.

Противоположностями называются стороны, элементы, части системы имеющие противоположные тенденции изменений (к устойчивости и изменениям).

Борьба относится ко всему развивающемуся миру. Т е взаимное проникновение противоположностей связано с их противоборством, столкновением, которое означает, что одна сторона стремится вытеснить и преодолеть другую.

Единство в диалектике выступает как взаимодополняемость, связь в составе целостной системы, как равновесие равноденствия противоположных сторон, как возможность перехода одной противоположности в другую, как возможность временного объединения в условиях разнонаправленности.

Характеристики противоположностей:

1)Нельзя оторвать друг от друга, т к они образуют единое целое

2)Взаимоисключают друг друга

3)Могут переходить в друг друга

25. Закон отрицания отрицания есть диалектический закон, отображающий прогрессивную линию развития, т.е. процесс самоорганизации. Данный закон показывает, что всякое развитие имеет определенную направленность от простого к сложному, от низшего к высшему.Отрицание отрицания - важнейшая закономерность, характеризующая развитие как накопление информации, как процесс, содержащий моменты преемственности, относительности, цикличности и повторяемости, вытекающие из законов единства и борьбы противоположностей и перехода количества в качество.

Всеобщность закона отрицания отрицания на прогрессивной линии развития следует из того, что он охватывает неорганическую и живую природу, социальную сферу, а также процессы познания. Как пример самоорганизации в неорганической природе многие авторы, иллюстрируя проявление закона отрицания отрицания, приводят Периодическую систему элементов Д. И. Менделеева.

Категории:

* Отрицание

* Отрицание отрицания

Диалектическое отрицания указывает что при исчезновении старого качества все ценное жизнеспособное в нем сохраняется, удерживается и переносится в новое качество (виды растений, поколения людей, культура, науки)

Два типа отрицания:

* Деструктивное

* Конструктивное

Деструктивное отрицание - это разрушение систему, ее распад и ликвидация

Прекращение всякого развития

Важное значение имеют внешние характеристики.

Конструктивное отрицание определяется внутренними противоречиями. система содержит в себе самоотрицание

Обеспечивает связь низшего и высшего, менее совершенного и более совершенного

Утверждение - отрицание - отрицание отрицания

Тезис - антитезис - синтез

Форма данного закона имеет циклический характер и представляет собой триаду

Утверждение - отрицание - отрицание отрицания

26.Категорії «одиничне» і «загальне», їх методологічне значення

Единичное – это индивидуальное, неповторимое в предметах и явлениях.

Общее – это то, что присуще всем предметам и явлениям действительности.

Единичное и общее находяться в диалектическом единстве. Единичное содержит в себе общее. В свою очередь, общее существует лишь в единичном.

Пример: так, например, каждый индивидуальный организм связан с общим – видом (родом). В свою очередь, нет вида (рода) органи змов без его отдельных представите лей.

27.Категорії «сутність» і «явище», їх методологічне значення

Сущность – э то главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета или процесса. Сущность совпадает с бытием вещи. Она определяет природу предмета, характеризует его признаки. По своему содержанию сущность объективна.

Явление – представляет собой болем изменчивую, подвижную, внешнюю сторону предметов. Явление – это форма в которой обнаруживается сущность.

Существует 4 вида взаимосвязей сущности и явления:

1. Сущность и явление едины и взаимосвязаны, они находяться в тесной святи м/у собой; нет сущности без явления, как иявления без сущности;

2. Сущность и явление не совпадают, но м/у ними имеется некоторое соответствие;

3. Сущность первична, она определяет явление, явление вторично, производно;

4. Сущность более устойчива, а явление подвижно и более изменчиво.

Пример: от сущности необходимо отличать кажимость и видимость. Кажется, что Солнце вращается вокруг Земли; ложка, опущення в воду видерся преломленной.

28. Категории «содержание», «форма», методологическое значение.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА — философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности: определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т.е. содержание, и способа существования и выражения этого содержания, его различных модификаций, т.е. формы. Понятие формы употребляется также в значении внутренней организации содержания, и в этом значении проблематика формы получает дальнейшее развитие в понятии структуры.

Содержание — вполне определенный, т.е. взятый в единстве с его структурой, материальный субстрат, специфический для данного рода явлений.

Структура, внутренняя упорядоченность — необходимый компонент содержания. Форма, фиксируя многообразные модификации содержания, способы его существования и проявления, тоже обладает определенной структурой. Взаимодействие С. и ф. в процессе развития включает как воздействия различных компонентов содержания на форму, так и различных компонентов формы на содержание с учетом объективной субординации С. и ф. Во взаимосвязи С. и ф. содержание представляет ведущую, определяющую сторону объекта, а форма — ту его сторону, которая модифицируется, изменяется в зависимости от изменения содержания и конкретных условий его существования. В свою очередь, форма, обладая относительной самостоятельностью, оказывает обратное активное воздействие на содержание: форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, тогда как форма, переставшая соответствовать изменившемуся содержанию, тормозит дальнейшее его развитие.

С. и ф. мышления — фундаментальные понятия логики и теории познания, конкретное значение которых определяется совокупностью исходных теоретических абстракций и идеализации. В тех случаях, когда определенные стороны познания изучаются с помощью аппарата и методов современной формальной логики, значение понятий С. и ф. мышления может быть уточнено посредством отождествления формы мышления (логические формы) с синтаксической структурой умозаключения, высказывания или совокупности высказываний (в частности, теории), а содержание мышления — с той или иной конкретной их интерпретацией. В различных концепциях содержательной или диалектической логики (Кант, Гегель, Маркс и др.) под содержанием мышления понимается та часть совокупного наличного знания о природной, социальной реальности и самом человеке, которая преобразована, осмыслена в соответствии со специфическими особенностями научно-теоретического освоения действительности и выражена в соответствующих формах объективации и организации. (категории, различные формы умозаключения и организации систем знания, методы анализа и обобщения и т.д.).

29. Категории «причина» и «последствия», методологическое значение.

Категории "причина" и "следствие " имеют большое значение для познания и практической деятельности. Физика, биология и другие науки добились значительных результатов, вскрывая механизм причинности в изучаемых областях действительности. Однако история философии знает мыслителей, которые ставили под сомнение возможность обнаружения причин. Например, Д. Юм утверждал, что опыт по части причинности свидетельствует лишь о связи во времени. Мы только наблюдаем, что во времени, следствие появляется за причиной. И это лишь психологическая привычка ума создает иллюзию логически необходимой связи между причиной и следствием, из которой никак нельзя делать вывод о том, что после этого значит поэтому.

ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ - философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (П.) своим действием вызывает (порождает) другое явление (С). Основой причинных связей выступает взаимодействие явлений или объектов. Аналитическое «расчленение» взаимодействия на относительно простые (»элементарные») исходные взаимосвязи позволяет обозначить причинно-следственную связь как однонаправленное воздействие, идущее от П. к С. как результату. Взаимодействие П. и С. имеет ряд основных характеристик, совокупность которых выделяет причинно-следственную связь из множества иных связей природного и социального мира. П. и С. связаны генетическим типом отношений. П. не просто предшествует С. во времени, но посредством переноса вещества, энергии, информации обусловливает его возникновение и существование. Например, взаимодействие электрона и позитрона является П. возникновения двух фотонов, солнечный свет - явления фотосинтеза и т.д. С. несводимо к исходной П., т.к. каждый конкретный акт причинения является необратимым. П. «угасает» в С, преломляясь через структурные, функциональные, динамические и др. особенности объекта или явления.

Генетический характер взаимосвязи П. и С. обусловливает ее субстанциональный характер. Взаимодействие П. и С. не совпадают во времени: П. всегда предшествует С. Асинхронность П. и С. является одним из коррелятов необратимости времени. С, в свою очередь, может выступить в качестве П. для другого явления, но уже в ином взаимодействии; С. также может воздействовать на исходную П. (так называемые обратные связи), но уже в ином временном интервале. Взаимосвязь П. и С. имеет объективный и необходимый характер. При точно обозначенных условиях осуществляется закон причинности: равная П. вызывает равное С. Поиск причинно-следственных закономерностей является необходимым инструментом познания объекта или процесса.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных