Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.




  1. Настоящая статья устанавливает одно из оснований приобретения российского гражданства, именуемое в правовой литературе как «оптация». Оптация в соответствии со ст. 11 комментируемого Закона относится к иным основаниям приобретения гражданства Российской Федерации (см. комментарий к ст. 11) и является специальной формой приобретения гражданства, выражающейся в выборе гражданства, предоставляемого населению в результате государственно-территориальных преобразований, обычно когда территория одного государства переходит к другому. Оптация может носить и обратный характер, т.е. быть основанием прекращения гражданства (см. комментарий к ст. 21).

Согласно комментируемой статье Российская Федерация допускает оптацию в случаях территориальных преобразований, приведших к изменениям Государственной границы Российской Федерации, и только лицами, проживающими на территории, государственная принадлежность которой изменена.

  1. Основными источниками, регулирующими государственно-территориальные отношения, являются Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» и Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». К специальному акту, регулирующему отношения по поводу оптации, комментируемый Закон относит соответствующий международный договор Российской Федерации, который определяет порядок и сроки оптации. Оптация может быть предусмотрена как в договоре, посвященном государственно-территориальным преобразованиям в качестве его положения, так и в отдельном международном договоре (договоре об оптации гражданства). Например, вопросы оптации гражданства Российской Федерации предусмотрены в ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (Москва, 18 марта 2014 г.). Кроме того, вопросы оптации гражданства в дополнение к международному договору были дополнительно регламентированы в ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
  2. Форма оптации — основания приобретения российского гражданства или его прекращения — зависит от выбора оптирующего гражданина одной из трех моделей своего поведения:

1) безусловного права на получение гражданства нового образовавшегося государства;

2) права сохранения за собой гражданства страны-правопреемника прежнего государства и выезд на территорию своего государства;

3) возможности сохранения за собой гражданство прежней страны, но оставлением права проживания вне ее территории и получения в новом государстве вида на жительство <15>.

Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации

 

Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

 

Статья 19. Выход из гражданства Российской Федерации

 

1. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

2. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

3. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

 

Статья 20. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации

 

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

 

Статья 21. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации

 

При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

 

19. Право на жизнь и иные личные права и свободы человека и гражданина: содержание и практика их реализации в Российской Федерации.

 

России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Содержанию прав человека присущи различные аспекты вследствие того, что права человека являются комплексным социальным явлением, в котором концентрируются разнообразные формы социальной действительности и общественного сознания.

Нравственные аспекты содержания прав человека состоят в том, что они выражают идею социальной ценности личности. Например, в праве на жизнь, закрепленном в статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., проявляется высокое уважение к человеческой жизни как бесценному, наивысшему благу.

Политическая составляющая содержания прав человека заключается в том, что они неотъемлемы от демократии и являются необходимым условием, целью и смыслом всех демократических институтов власти. Формирование и развитие прав человека неразрывно связано с генезисом демократии.

Социально-экономический аспект содержания прав человека связан с тем, что они детерминируются социальными и экономическими условиями существования общества. Они гарантируют свободу труда, развитие личности и достойный уровень жизни, выражают прогрессивные потребности экономического развития человечества и социальные интересы людей. И это один из самых существенных аспектов содержания прав человека.

Духовный взгляд на содержание прав человека прослеживается в произведениях таких великих деятелей мировой культуры, как Микеланджело, Байрон, Пушкин, Толстой, в которых отстаивались благородные идеи совершенства человеческой личности, ее достоинства, свободы, непримиримости к угнетению и несправедливости.

Субъективные права - это гарантированная государством мера возможного (дозволенного, допустимого, разрешенного) поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса.

Субъективными права называются потому, что они принадлежат отдельным субъектам (отдельным лицам, группам, общественным организациям и т.д.) и их использование зависит от воли этих субъектов. Юридическая характеристика всех субъективных прав состоит еще и в том, что они связаны с функционированием правовых норм и не могут существовать вне правовых отношений

Основным личным правом человека является право на жизнь, закрепляющее в юридической форме эту высшую ценность. Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20). Никого нельзя произвольно лишить жизни.

Это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни.

Конституция РФ устанавливает право на государственную охрану достоинства личности и подчеркивает, что ничто не может быть основанием для его умаления (ч. 1 ст. 21).

Понятие "достоинство личности" имеет специфическое по сравнению с другими личными правами содержание.

В Конституции РФ закреплено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может без добровольного согласия подвергаться медицинским, научным и иным опытам (ч. 2 ст. 21).

Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25 Конституции).

Весьма важное значение имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), обеспечивающее государственную охрану и защиту от противоправных посягательств на жизнь, здоровье, личную свободу человека. Это право означает свободу человека, право самостоятельно определять свои поступки, располагать собой, своим временем.

Неприкосновенность личности (ст. 22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения, вторгаться во внутренний мир человека

. Важное значение имеет конституционное закрепление права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23

Конституция фиксирует право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23).

Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 24).

Существенный элемент свободы человека - неприкосновенность жилища. В ст. 25 Конституции РФ установлено: жилище неприкосновенно. Никто не имеет права без законного основания проникать в него, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

 

20. Право на участие в управлении делами государства и иные политические права граждан Российской Федерации: содержание и практика их реализации в Российской Федерации.

Важное место в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации принадлежит политическим правам и свободам.

Особенности данных прав:

- они тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);

- в отличие от личных, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;

- самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;

- являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации, как государственной власти, так и местного самоуправления).

К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы:

1) право на объединение (ст. 30);

2) право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст. 31);

3) право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст. 32);

4) право граждан РФ на обращения (ст. 33).

Политические права и свободы тесно связаны с суверенитетом народа, обеспечивают гражданам участие в политической жизни, осуществлении государственной власти, управлении делами государства, позволяют оказывать влияние на властные структуры.

В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма касается и политических прав и свобод.

Центральное место в системе политических прав и свобод занимает право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей ( ч. 1 ст. 32 Конституции РФ). Указаны и главные формы осуществления этого права. Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции). Рассматриваемое право осуществляется гражданами в различных формах как непосредственно, так и через представителей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных