Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика подготовка новой экскурсии. Маршрут экскурсии Технологическая карта экскурсии.




Насколько глубоко изучен материал и методически правильно подготовлена экскурсия, зависит ее успехи востребованность.

Подготовка любой экскурсии базируется на предварительном изучении экскурсионных возможностей города, района, края, области.

Для разработки новой экскурсионной темы рекомендуется создать творческую группу экскурсоводов в составе 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий среди них назначается руководителем. Как показывает практика, большое значение имеют правильные взаимоотношения методистов и экскурсоводов в процессе подготовки экскурсии. Эти отношения, определяющие "психологический климат" в бюро, должны носить творческий характер.

Наиболее целесообразно распределять обязанности по составлению текста и методической разработки в соответствии с определенными подтемами. Каждый экскурсовод - член группы - подготавливает свой материал, который объединяется и редактируется руководителем. Естественно, что при выборе подтем принимаются во внимание интересы и профессиональная подготовка экскурсоводов

Последовательность подготовки новой темы:

- определение целей и темы экскурсии;

- изучение и накопление материалов по теме;

- организация консультаций;

- выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов;

- составление маршрута экскурсии;

- объезд или обход маршрута;

- составление текста экскурсии;

- составление "портфеля экскурсовода";

- составление карточек экскурсионных объектов;

- составление методической разработки.

1.2 Изучение и накопление материала

Работу с литературой полезно начинать с составления библиографии, что позволит наиболее полно ознакомиться с литературными источниками в соответствии с конкретной целью и темой экскурсии.

Следует знать справочную и краеведческую литературу, которая лежит обычно в основе экскурсии. Ее особенность - конкретность информации о крае, области, городе, селе и ее связь с экскурсионными объектами, с одной стороны, и связь событий, происходящих в данной местности, с общеисторическим процессом - с другой.

Чрезвычайно много полезных сведений по истории края, области или города можно почерпнуть в периодической прессе и интернете.

 

В ходе подготовки новой темы экскурсоводам нередко приходится работать в архивах с целью уточнения фактов, поиска новых данных, определения памятных мест и т. д.

Работе в архиве должно предшествовать изучение литературы по теме и опубликованных источников. Известный ученый Н. М. Дружинин писал, что он всегда находил необходимым сначала вчитаться и вдуматься в опубликованные источники, а уже потом отправляться в архивы и поднимать неизданные фонды.

Научно-справочные пособия к документальным материалам отдельных архивов (путеводители по архивам, списки фондов и картотечные указатели фондов) позволяют определить необходимые для работы фонды.

Работа в архиве по отысканию и исследованию источника составляет сложную творческую задачу, трудоемка и требует настойчивости и активности. Вместе с тем она вносит в подготовку экскурсии элемент научного поиска, сближая ее с работой исследователя, ученого. Рассказ о том, как были получены новые данные в экскурсии, в отдельных случаях может чрезвычайно обогатить содержание экскурсии, усилить ее эмоциональное звучание.

В ходе подготовки экскурсии полезно практиковать консультации специалистов. Контакты со специалистами следует поддерживать в процессе всей подготовки экскурсии, некоторые из них могут выступить в качестве рецензентов экскурсии, ее методической документации.

Специалисты могут оказать экскурсоводам квалифицированную помощь в разработке темы экскурсии и ознакомить их с материалами научных дискуссий.

Каждая область науки и искусства имеет свою терминологию, без знания которой невозможна подготовка экскурсии на научных основах. Поэтому с самого начала следует овладеть основными терминами. В этом специалисты также могут оказать помощь. Полезно составить словарик с определениями наиболее употребительных терминов.

Собранный материал экскурсовод должен анализировать не только с точки зрения познавательной ценности, но и возможности применения на экскурсии, то есть наглядности, связи с конкретными экскурсионными объектами. Они составляют зрительную основу экскурсии.

Экскурсионными объектами могут быть экспозиции музеев и выставок, исторические и художественные памятники и памятные места, природные достопримечательности, а также произведения архитектуры и градостроительства (жилые и общественные здания, промышленные и транспортные сооружения, городская площадь, улица, памятник или монумент и т. д.).

Экскурсионные объекты классифицируются:

1. По содержанию на:

а) одноплановые (растение, животное, произведение живописи и т. д.);

б) многоплановые (произведения архитектуры, являющиеся одновременно историческим памятником, и т. д.).

2. По функциональному значению на: основные, дополнительные, демонстрируемые и комментируемые и т. д.

3. По степени сохранности.

Наряду с сохранившимися в первоначальном виде зданиями и сооружениями объектами экскурсии могут служить перестроенные и реконструированные произведения архитектуры, а также места, на которых располагались исчезнувшие памятники, точнее современная им градостроительная среда.

Отбор экскурсионных объектов производится на основе определения значения данного объекта для раскрытия экскурсионной темы. При этом учитывается сила зрительного воздействия на экскурсантов, взаиморасположение и удаленность объектов, наличие удобных подъездов. Желательно, чтобы объекты одной экскурсии не дублировались в другой. Однако для многоплановых объектов, значение которых для города особенно велико, можно сделать исключение (включение одного и того же объекта в обзорную и тематическую экскурсии). Число объектов в экскурсии зависит от ее цели и темы.

Многоплановая (обзорная) экскурсия строится на большом числе экскурсионных объектов. При этом, естественно, о большинстве объектов даются лишь справки. В тематических экскурсиях их число значительно меньше и составляет 8-10. Практика показывает, что увеличение числа объектов экскурсии приводит к поверхностному освещению темы и утомляет экскурсантов.

Важным этапом разработки экскурсии является составление маршрута. Он завершает работу по выявлению объектов.

Маршрут строится по следующим принципам: хронологический, тематический и комплексный (хронолого-тематический).

Маршрут экскурсии составляется в соответствии с ее общей композицией, которая обеспечивает целостность и логическую последовательность изложения материала. При группировке объектов, связанных с определенными подтемами экскурсии, учитывается также их удаленность, удобство подъезда и т. д.

Экскурсионный маршрут по городу должен быть компактным. При этом максимальный переезд от объекта к объекту по городу обычно не превышает 15-20 минут. При этом желательно чередование длинных и коротких интервалов.

Важным требованием к маршруту экскурсии является отсутствие повторных проездов по одной и той же магистрали или площади. Подобный проезд допускается лишь в виде исключения.

При составлении маршрута учитывается также эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения.

Объезд или обход маршрута проводится в целях ознакомления с трассой движения, изучения и уточнения экскурсионных объектов, определения места остановок, подъездов к ним, выбора точек экскурсионного показа, хронометрирования времени переезда (перехода) от одного экскурсионного объекта к другому, для расчета времени проведения экскурсии.

Объезд производится с участием всех членов творческой группы, методиста, а также консультанта-краеведа.

Объезд маршрута дает возможность завершить работу над текстом экскурсии, который должен максимально отражать реальную экскурсию.

Работа над текстом позволяет экскурсоводу тщательно обдумать материал для рассказа, отобрать самое главное, наметить логический ход изложения материала, более точно обобщить его, сформулировать выводы и логические переходы от одной подтемы или объекта к другим.

Естественно, что текст, созданный творческой группой, будет отличаться от содержания экскурсии любого экскурсовода. Поэтому необходимо, чтобы каждый экскурсовод, готовящийся к данной теме, писал свой индивидуальный текст, закрепляя в нем свое раскрытие темы, творческие находки.

Обычный объем текста для автобусной экскурсии, рассчитанной на 3 часа, - 40-50 страниц и 25-30 страниц - для пешеходной.

Текст предваряет титульный лист с указанием названия экскурсионного учреждения, наименования темы, фамилий авторов и даты утверждения.

Текст должен включать введение и заключение, содержать характеристику объектов и конкретный материал, раскрываемый экскурсоводом.

Один из авторов является ответственным за текст. В его обязанности входит систематическое внесение дополнений и изменений в текст.

Одновременно с составлением текста экскурсии авторы подготавливают краткую аннотацию.

Текст, как и методическая разработка, должен отражать содержание экскурсии. Ее восприятие как единого целого достигается логикой построения. В основе экскурсии должен лежать логический план, который соответствует общей композиции экскурсии.

Каждая экскурсия состоит из трех главных частей: вступления, основной части и заключения.

Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом. Это сближает вступление с началом лекции, задача которого - установить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание к теме.

Однако вступление в экскурсии имеет свою специфику. В начале экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, называет организацию, в которой он работает, а также фамилию, имя, отчество шофера (если экскурсия автобусная), капитана (в теплоходной экскурсии). Затем он сообщает тему экскурсии, маршрут, время и место ее окончания.

Во вступлении экскурсовод раскрывает содержание темы экскурсии и освещает главные проблемы, которые конкретизируются в ходе экскурсии на показе объектов.

Вступление должно быть ярким и лаконичным по форме и актуальным по содержанию.

Экскурсовод должен стремиться к тому, чтобы сразу привлечь внимание экскурсантов. Следует помнить, что начало экскурсии - ответственный момент, когда у экскурсантов складывается первое впечатление об экскурсоводе.

Основная часть - собственно экскурсия - строится на сочетании показа с рассказом. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. Эта тема обуславливает направленность экскурсии, соотношение частей, объем и "поворот" конкретного материала, связанного с объектами, и сам принцип изложения.

Только руководствуясь этой темой, проверяя ею все элементы, можно добиться строгой логической композиции экскурсии, в чем особенно ярко проявляется мастерство проведения экскурсии.

В ходе ее применяются разнообразные методические приемы. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала - выводом.

В заключении экскурсовод подводит итоги экскурсии, делает общие выводы по теме и отвечает на вопросы экскурсантов. Заключение закрепляет смысл и значение увиденного и услышанного экскурсантами на экскурсии, еще раз поясняет тему. В заключении экскурсовод может рекомендовать экскурсантам принять участие в других экскурсиях, которые проводит бюро.

В процессе работы над текстом отбираются и под руководством методиста - заведующего методическим кабинетом бюро - изготовляются наглядные пособия для экскурсии. При этом члены творческой группы исходят из того, чтобы максимально пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ.

Естественно, что характер наглядных пособий зависит от темы и конкретного содержания экскурсии. Изучение материалов по теме, в том числе и иллюстративных, позволяет это сделать наиболее профессионально. Экскурсоводы подбирают материалы в виде фотографий, схем, карт, репродукций с произведений изобразительного искусства и т. д., по литературным источникам, в экспозициях и фондах музеев, на выставках, в, архивах и т. д.

Обычно члены творческой группы составляют список иллюстраций, которые необходимы по теме, с указанием источников и передают этот список в методический кабинет, который осуществляет заказ на изготовление фотографий. В "портфель экскурсовода" могут входить также разнообразные коллекции, например, почв, минералов, насекомых, образцы промышленной продукции, которую изготовляют местные предприятия, и т. д.

По мере сбора сведений об объектах рекомендуется заносить их в специальные карточки, которые явятся хорошим справочным материалом для экскурсоводов.

Карточку следует заполнять по следующему образцу:

Карточка экскурсионного объекта

Наименование экскурсионного объекта.

Местонахождение, адрес.

Время возникновения, открытия, сооружения.

Автор (для памятников архитектуры, скульптуры).

Внешние признаки: стиль, характеристика.

Назначение и использование.

Краткая история объекта. Его современная характеристика.

Прогнозируемые изменения.

Литература, использованная при составлении карточки.

Фамилия, имя, отчество составителя, его должность [3, c.141].

Желательно приложить к карточке фотографию экскурсионного объекта и схему его расположения.

Экскурсоводы могут иметь личные карточки объектов, куда заносятся основные сведения об объектах, выписываются цитаты, цифровые данные и т. д.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных