Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы влияния информационных технологий на социализацию подростков




Первая глава говорится об информационных технологиях и их воздействии на социализацию подростков. Неоспоримо, что информационная эра, а также появление новомодных электронных устройств захлестнула в первую очередь сознание детей подросткового возраста. Интернет, в частности социальные сети, стали факторами развития, коммуникации, социализации, но вместе с тем и факторами риска, о чем говорилось ранее.

Как в воспитании, в условиях образовательного учреждения, так и в условиях взаимодействия и пребывания в Интернет-среде, ребенок подвергается различного рода воздействиям. И, как и в реальной жизни, интернет и социальные сети также используют методы формирования сознания, а также методы манипуляции сознанием.

При взаимодействии с Интернет-средой подросток испытывает на себе влияние методов формирования сознания, как способов целенаправленного воздействия с целью привития ему определенных ценностей, стиля поведения, взглядов и убеждений, которые впоследствии должны стать частью личности.

Мозг человека уникален, в нем заложены знания мира, выработанные человечеством потенции, которые передаются по наследству, но реализуются они лишь в условиях обучения, должного воздействия, регулярного и целенаправленного. Мозг становится органом сознания лишь тогда, когда человек вступает в общественную жизнь, усваивает формы культуры, которые выработались исторически[13].

Общественное сознание – отражение общественного бытия, где не всегда все гладко и красочно. В Интернет-среде подросток чувствует некое возвышение, взлет над той реальностью, которая его окружает. Но если мы обратим больше внимания на ту информацию, которая публикуется в Интернете, в частности, социальных сетях и проведем хотя бы минимальный анализ, то поймем, что за этим всем кроется неминуемое влияние, подчас противоречащее здравому смыслу.

Жизнь, которая строится внутри Сети, кажется более яркой и захватывающей, общение в Интернете стало привычным делом. То, что подросток не может найти и получить в реальной жизни, становится возможным при помощи информационных технологий.

Среди множества методов формирования сознания есть ряд наиболее популярных. Они помогают как в воспитательном процессе, так и в процессе привлечения подростка к взаимодействию в социальных сетях и Интернете в целом. Рассмотрим эти методы(Рисунок 2.1).

Рисунок 2.1.

 

 

1.Убеждение представляет собой процесс логического доказательства какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение может действовать разносторонне на разум, волю, чувства человека. В зависимости от того, на что оно направлено, может выступать как доказательство, как внушение, или же как их комбинация. Таким, скажем, «научным» методом в Интернет-среде на подростка может быть оказано сильнейшее влияние.

Популярная подача научных фактов может иметь целью расширение познавательных способностей среди детей подросткового возраста.Увлекательный, доступный рассказ, красочное фото не оставят равнодушными тех, кто стремится быть эрудированным.

Убеждением может выступать не только научный довод, но и некий скрытый посыл, в котором невольно пользователь сети принимает какую-либо из двух разных сторон. Например, подросток может зайти на интернет-ресурс с содержанием, имеющим девиантный характер. Не исключено, что ребенок покинет сайт или портал с такой информацией. Но вполне вероятно, на сайте будет размещена информация о деятельности с негативным уклоном, преподнесенная как нечто нормальное, а вместе с тем дозволенное.

Эффективность убеждения включает ряд требований:

1)авторитетность, высокий статус лица, от которого идет посыл, либо информационного ресурса – использование фото героев фильмов или видеоигр, известных личностей, интервью с ними, видео и тому подобного;

2)апелляция к опыту тех, кто раннее разворачивал схожую деятельность, пример с позитивной и негативной окраской – указание на успешность определенных людей в их деятельности; тут также могут выступать примером успешности звезды, политики, филантропы и многие другие;

3)искренность, конкретность, доступность убеждения – информация, подающаяся на Интернет-ресурсе понятна детям-подросткам, она привлекает своей простотой и в то же время изяществом, яркостью.

Таким образом, неокрепшая психика ребенка-подростка подвергается сильному напору, недостаток опыта в жизни может провести ребенка по ложному пути. Тут ребенку может помочь метод самоубеждения, в ходе которого ребенок делает логические выводы, анализирует, и, в конечном итоге, соглашается или отвергает ту информацию, которую получил. Кроме того, информацию могут преподносить не только убеждая, но и внушая.

2.Внушение, наряду с убеждением призвано склонить респондента к какому-либо мнению. Это метод воздействия на сознания, который взывает к чувствам, а через них – на ум и волю подростка. Множество информационных ресурсов наполнены яркими, красочными изображениями, музыкой, которая популярна среди подростков и молодежи, различными записями дерзкого, призывающего характера. Все это наполнено до избытка эмоциями. На фото изображены улыбающиеся люди – уже эмоции. Такие записи не просто нравятся подросткам, они выбирают стиль поведения, манеру общения, которая принята в кругу интернет-сверстников. Конечно, далеко не всегда, эта манера приятна и эстетична, но если пересмотреть популярные среди подростков ресурсы, можно увидеть, что в них во всех скопление различных эмоций, и эти эмоции становятся частью детей, их сущностью, и те мысли, которые были обозначены в Сети, становятся их мыслями.

3.Пример – метод воздействия, при котором у ребенка появляется образец, эталон, которому он хотел бы следовать, или же этот образец к нему стремятся привить.

Еще не до конца сформированное сознание подростка ищет живых идеалов, на которых бы можно было равняться. Если в реальной жизни это может быть отличник или хорошист, способный сверстник, то в Сети можно найти множество статей и заметок об известных личностях – деятелях искусства, общественных и политических деятелях, гениях и эрудитах. В обширном спектре всевозможных героев и героинь, подростки ищут тех, кто будет олицетворять усваиваемые ими идеалы. Ребенок стремится подражать, копировать манеру поведения, речи и образ героя в целом, вместе с тем формируя оригинальные, специфические черты своей личности. Путем подражания у подростка формируются социально-нравственные цели поведения личности, а также способы деятельности, характерные для данного социума.

В процессе подражания можно выделить три основных этапа. На первом этапе у подростка появляется субъективный какого-либо понравившегося действия, желание поступать так же. На втором этапе образуется связь между примером для подражания и последующими действиями. На третьем этапе происходит синтез действий подражательных и личностных, на который активно влияют жизненные и воспитывающие ситуации.

Значимо то, что герой – его стиль и поведение должны олицетворять положительный образ, подражание которому будет способствовать полноценной положительной социализации подростка.

4.Приучение не просто призвано склонить к единоразовому умозаключению, а сформировать стойкую привычку осуществлять какие-либо действия. Приучение может происходить посредством общения со сверстниками, которые уже сформировали привычку заходить в Интернет или проводить определенное время за компьютером, также в самом Интернете те люди, которые посещают различные ресурсы, являются чаще всего регулярными посетителями. Также знания, некогда полученные от родных или на занятиях в школе, могут способствовать формированию у ребенка привычки разворачивать свою деятельность в различных сферах информационных технологий.

5.Рассказ – это, по сути, поэтапное изложение какого-либо фактического материала, которое осуществляется посредством описания или повествования. К рассказу предъявляется ряд требований. Это – логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей.

В Интернете много информации представляется в виде рассказа, который привлекает самых разных людей. Подростки, выбирая из множества различной информации, выделяют то, что отличается восхищающим, ярким эффектом, имеет яркий эмоциональный окрас позитивного или негативного плана, а также то, что популярно среди группы сверстников, посещающих такой же ресурс[23,25].

Множество информации в Сети Интернет имеет манипуляторный характер. Существует ряд методов манипуляции сознанием, которые довольно часто используются в Интернете. (Рис.2.2).

Рис.2.2.

 

 

1.Смещение акцентов – в подающемся материале необходимое для манипуляторов выносится на первый план, хотя возможно оно и не является главным, главное же смещается на второй план.

2.Односторонность освещения информации – освещение какого-либо вопроса с одной стороны, вследствие чего создается ложное впечатление от узнанных событий.

3.Одобрение мнимого большинства – данная манипуляция возможна благодаря такой черте человеческой психики, как допустимость совершения каких-либо действий, если они были одобрены другими индивидами. В психике стирается барьер критичности, когда информация вызвала одобрение у других людей[20,15].

Следуя вышесказанному, можно сказать, что убеждение, внушение, пример, приучение и рассказ имеют место как методы воздействия на подростковую социализацию не только непосредственно в педагогическом процессе, но и в Интернет-среде. Кроме того, сильнейшее воздействие при посещении Интернета оказывают методы манипуляции сознанием, такие как смещение акцентов, односторонность освещения информации, одобрение мнимого большинства и много других.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных