Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Расслабление и подготовительные стадии 3 страница




ЭФФЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ПЛАНА

Появление подсознательных сил и работа с ними могут привести к перемене здоровья. Эти перемены могут быть и негативными, и позитивными. Это объективно необходимый процесс, так как узлы наших неврозов находятся в глубинах подсознательного ума. Так что практики, хотите ли вы этого или нет, автоматически приведут к изменениям на физическом уровне. Если здоровье улучшается, то, естественно, причин для беспокойства нет никаких. Но вот если здоровье ухудшается, то тогда вы вольны принять решение в двух направлениях: принять ситуацию и идти дальше или просить совета руководства. Большинство из тех, кто практикуют крия йогу, в ашраме зачастую заболевают на первых этапах практик, как минимум у каждого практикующего случается, извините за прозу, понос. В ашраме, мы знаем, это является частью очистительных процессов, и просто ожидаем, что такое случится с большинством людей. И когда это случается, поясняем, что случившееся — процесс временный и особых причин для тревоги нет. Однако если вы практикуете самостоятельно, то здесь уже вам решать, принимать ли ухудшение здоровья и идти дальше, или заниматься только процессами выздоровления.

Однако независимо от того, будет ли ваше здоровье улучшаться или ухудшаться, так или иначе, ваши практики будут нести все более глубокую и многостороннюю гармонию. Расстройство здоровья — это лишь временный феномен. Физические проявления со временем ослабнут, а вот гармонизация ума будет становиться все более действенной.

Эти взлеты и подъемы здоровья являются показателем общего позитивного движения. Практики стоит прекратить только в случае значительного ухудшения здоровья. Посудите сами, какие могут быть практики, когда имеется налицо серьезное заболевание?

УВЕЛИЧЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ

Практики крия йоги могут вызвать сильное и почти непреодолимое желание обладания многими вещами. Допустим, сладостями, изысканной едой и так далее. Увеличение желаний означает, что ранее эти чувства были загнаны в подполье нашего подсознания, а теперь они получили возможность проявить себя. Позвольте им являть себя. Исполните часть из них, если это необходимо и, особенно, если это не наносит вреда никому. Главное — постараться быть сознательным, ибо этот процесс также часть очищения ума.

НЕДОСТАТОК ВРЕМЕНИ

Если вы завязаны на каком-либо виде социальной активности и это не позволяет вам иметь достаточно времени для постоянных ежедневных практик, то лучше не начинайте их. Вы должны понять, что садхана крия йоги возможна тогда, когда у вас имеется достаточно времени для каждодневной практики. Поначалу это должно занимать около 30 минут, но в дальнейшем число крий будет увеличиваться, а соответственно и практики станут длиннее. Полная программа крий занимает два часа и 30 минут. Соответственно, если вы исполняете половину, то вам нужен час и 45 минут. И это минимальное необходимое время. Но если у вас по утрам имеется в запасе только 10 минут или 30 минут, то мы полагаем, что не стоит заниматься крия йогой в этот период. Постарайтесь перенести планы ваших занятий на будущее. Это важно. Крия йога означает самопознание. Это не ерунда и не шутки, постарайтесь отнестись к этому с уважением. И если вы будете практиковать в один день 3 часа, а потом пропустите 5 рабочих дней, затем снова проделаете какую-то часовую практику, то получите очень скромный результат. Ибо для результата необходима работа, которая не терпит пробелов. Лишь в том случае, когда вы будете практиковать регулярно и с той продолжительностью по времени, с какой мы предписываем, только тогда вы получите чудесные изменения вашей жизни.

ДРУГИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЙОГИ

Постарайтесь практиковать другие виды йоги, такие, как бхакти-йога, карма-йога, джняна-йога, — это поможет вам достичь больших успехов в практиках крия йоги. Эти формы йоги следует интегрировать в вашу ежедневную жизнь и сделать частями своей структурной программы.

СВЕСТИ НА НЕТ ВСЕ КОНЦЕПЦИИ

Для того, чтобы получить большую выгоду от практик крия йоги, необходимо прекратить излишние размышления и интеллектуальное балансирование между концепциями, идеями и верованиями. Это необходимо для того, чтобы добиться чистоты и восприимчивости. Всякая приверженность традициям и идеям других людей должна быть прекращена, ибо это является могучим барьером между сознательным восприятием и тонкими аспектами вашего естества.

Позволим себе аналогию. Сравним ум с чашкой воды. Предположим, вода грязная и наполнена разного рода частицами. Эти частицы есть, собственно, то, что представляют собой концепции и разного рода обусловленные рефлексы, которыми мы исполнены от начала нашего рождения. Этих частиц так много, что через воду невозможно смотреть. Вода же действует, как экран, находящийся перед нашим видением. Это обычный среднестатистический ум. Он полон концепций, идей, а поэтому утрачивает чистоту видения. Вместо того, чтобы отражать эксперимент, такой ум его скрывает. Вы видите только тень эксперимента вместо того, чтобы видеть сам эксперимент таким, какой он есть. А если вода еще и постоянно перемешивается, то чистоты восприятия не добиться никогда.

Частицы не смогут осесть на дно и придать воде свой естественный прозрачный цвет. То же самое происходит и со среднестатистическим умом. Он постоянно исполнен новыми концепциями, теориями и все время находится в состоянии ажиотажа. Но если концепции свободно осядут на дно и вода ума перестанет перемешиваться, то тогда мы получим ум именно таким, какой он есть, — чистым, как кристалл. Именно таковым и должно быть наше восприятие для того, чтобы осветить глубочайшие сферы нашего внутреннего существа.

Конечно же, нелегко распроститься со всеми нашими концепциями. Это займет время, как занимает время процесс успокоения частиц, движущихся в воде. Но мы полагаем, что вы поймете необходимость этого и предпримете все необходимые усилия для того, чтобы распроститься со всеми концепциями, базирующимися на вторичных опытах. Регулярная практика йоги и особенно крия йоги поможет вам сделать это. Скорость процесса напрямую зависит от величины приложения сознательных усилий.

Раману Махариши часто спрашивали, что нужно сделать для того, чтобы познать истину. Он же в ответ всегда подчеркивал: «Забудьте все концепции, которые вы знали. Интеллектуальные положения и фантазии наполняют наше сознание, подобно пыли и грязи. Отбросьте их или хотя бы не относитесь к ним серьезно. Интеллектуальные знания, конечно, имеют место в схеме жизни, но жизнь не основывается на них. Интеллектуальные знания базируются на предположениях и заблуждениях. И каждый, искренне ищущий мудрости, должен попытаться освободить свое сознание от привязанности к интеллектуальным точкам зрения».

Именно поэтому Тилопа, великий йогин, сказал однажды своему ученику Наропе: «Смотри в зеркало своего ума».

Есть громадный смысл в этих словах, ибо здесь речь идет не просто о загрязненном или сломанном зеркале. Тилопа понимал под зеркалом поверхность, которая отражает реальность. Так что ваше сознание должно быть отполировано до такой степени, чтобы все концепции и условности были сметены с него прочь.

Мы предполагаем, что вы — искренний искатель мудрости. Если же это не так, то вам не стоит начинать практиковать крия йогу. Мы полагаем, что вы примете решение отделить себя от интеллектуальных спекуляций.

Используйте интеллект, но не основывайтесь на нем. Подходя к жизни таким образом, вы позволите практикам крия йоги проявить себя с максимальной результативностью.

СТРЕМЛЕНИЕ И ТЕРПЕНИЕ

Никакой человек никогда не смог бы подняться к мудрости без стремления. Последователь йоги, мудрец, провидец, святой — все они переполнены желанием и стремлением познать. Но только когда их сильное желание пересекало границы обыденного восприятия, они восходили к мудрости. Это стремление также необходимо и в крия йоге. Без него вы вскоре прекратите практики и отвлечетесь на другие вещи. Стремление крайне необходимо, ибо это движущая сила, которая позволит вам практиковать крия йогу через все сложности и перипетии нашей жизни. Это стремление даст вам силы противостоять всем шлакам и наслоениям, которыми исполнен наш ум. И если вы уже имеете это могучее стремление, тогда, пожалуй, пришла пора вам начать крия йогу.

КУЛЬМИНАЦИЯ ЙОГИ

Крия йога — это наука сама по себе. Она предписывает практикующим познание и искоренение собственных заблуждений посредством очищения ума и идентификации себя с глубинными пластами собственного существа. Эта идентификация возможна только через личный опыт. Это то, что обычно называют «ануграха» (милость). Наступит день, и вы предстанете перед лицом собственной свабхавы (истинной природы). Именно этой цели и служит крия йога. Практикующий спонтанно станет идентифицировать себя со своей реальной природой, несмотря на хорошие или плохие обстоятельства той жизни, в которой он пребывает.

Этот опыт станет краеугольным камнем его мировоззрения, а его жизнь станет источником блаженства и мудрости. Крия йога — лишь ступень на этом пути.

НАДА САНЧАЛАНА

(крия № 3)

На санскрите слово «нада» означает «поток»; в контексте данной практики оно означает поток сознания в форме звука «АУМ». А санскритское слово «санчалана» означает «вращение, движение». Таким образом, в переводе на русский язык «нада санчалана» означает «движение звука сознания».

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

Эта крия является первой в группе из трех крий: Нада Санчалана, Паван Санчалана и Шабдха Санчалана. Следующие друг за другом в предложенной последовательности, они вызывают постепенное развитие чувствительности психических каналов и чакр. Нада Санчалана готовит практикующего для последующих крий. Она предотвращает блокаду потоков праны, текущих по психическим каналам арохан и аварохан. Начиная с этой крий, у вас начнется увеличение тока чувствительности и целеустремленности ума.

УНМАНИ МУДРА

Эта крия и последующие четыре крий используют очень простую мудру, называемую унмани мудра. Слово «унмани» буквально означает «немысление, недумание», а посему эта мудра имеет перевод, как «состояние недумания» или — это лучший перевод — как «состояние медитации».

Физически эта мудра очень легка в исполнении. В крия йоге она делается следующим образом:

Широко, но без напряжения, откройте глаза. Сосредоточьтесь на бинду. Как только ваше сознание начнет скользить вниз по чакрам: аджна, вишудхи, анахата, манипура, свадхистана — к муладхаре, глаза начинают медленно закрываться. И хотя ваши глаза открыты, ваше сознание скользит по чакрам и следует по ходу канала аварохан... Получается так, что глаза ваши открыты, но смотрите вы внутрь себя. Ваши глаза должны постепенно закрываться или быть чуть-чуть открытыми, когда сознание достигнет муладхара чакры. Проделайте это на своем личном опыте. Когда вы будете делать это, вам не следует слишком напрягаться. Исполняйте все легко и естественно, так, как получается.

Эта практика больше ментальная, чем физическая. Несмотря на то, что постепенно глаза закрываются, гораздо более важным является тот процесс, который вы совершаете ментально. Хотя глаза и открыты, вы практически ничего не воспринимаете из внешнего мира. Это и есть унмани мудра.

Состояние унмани получается само во время медитации. Хотя вы остаетесь как бы действующим в окружающем мире, но на самом деле вы находитесь в состоянии безмыслия. На санскрите это называется «Унмани Авастха» (состояние безмыслия). Ум функционирует, но без каких-либо помех в виде конфликтных мыслей или анализирования. Вы сознательны, ум функционирует, но кажется, что его нет вовсе. В этом состоянии глаза воспринимают, но ничего не видят. Это унмани.

О состоянии унмани широко упоминается в древних йога-тантрических манускриптах. В частности, Хатха-Иога-Прадипика гласит: «Без поддержки ума практикующий становится обессмысленным. Он попадает в пространство, внутри и снаружи которого все исполнено шумом и суетой. Это и есть состояние медитации, унмани» (стих 4:50). «Что бы не было в этом мире, живое или неживое, это лишь представление ума. Когда ум поднимается в сознание унмани, тогда невидение и двойственность пропадают» (стих 4:61).

Унмани подразумевает состояние, которое находится за пределами мысли, — медитацию. Это состояние, где все воздействия и влияния объектов мира отсутствуют. Целью крия йоги и является вызвать состояние унмани, а унмани мудра — это достаточно простая техника, которая позволит провести этот опыт.

ДВИЖЕНИЕ ПО ПСИХИЧЕСКИМ КАНАЛАМ

В Нада Санчалана вам потребуется движение по психическим каналам арохан и аварохан. Арохан — это восходящий фронтальный поток, а аварохан — это нисходящий поток в области позвоночника.

В то время, когда вы будете двигать свое сознание по этим психическим проходам, постарайтесь почувствовать каждую чакру и ее поле — одну за другой, посредством могучего поля праны. Если вы захотите, то можете представить каждый из этих центров, подобный бусинке, а все они вместе, составляющие форму «Чакра Кшекрам Малы» (гирлянду полей чакр). Представьте, что каждая бусинка протыкается и проходит насквозь через острую иглу праны. Это проникновение должно восприниматься в большей степени на уровне чувств, чем на уровне мысли. Также постарайтесь избежать всевозможных интеллектуальных спекуляций.

МЕНТАЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ

Когда ваше сознание достигнет бинду, то там, на верхушке канала арохан, вам следует ментально сказать слово «бинду» три раза.

По достижению муладхары, внизу канала аварохан, вам следует ментально повторить слово «муладхара» три раза.

И по мере того, как ваше сознание проходит через центр, следует ментально называть имя той чакры, через которую вы проходите.

ПЕНИЕ ЗВУКА «АУМ»

Как только ваше сознание начнет спускаться по каналам ава-рохан, вам следует начать петь мантру «АУМ». Звук должен быть долгим и резким в начале, когда вы находитесь в бинду. Но по мере движения сознания вниз по чакрам, звук должен приобретать менее резкий, гудящий отзвук. Постарайтесь почувствовать, как звук пронзает чакры одну за другой. Кроме того, вам нужно постараться идентифицировать звук с потоком праны. И звук должен закончиться, когда ваше сознание достигнет муладхара чакры.

Мы можем суммировать весь процесс по следующим ступеням: от бинду к аджне — это сильный и резкий звук, от аджны до муладхары — гудящий звук, сконцентрированный на области позвоночника.

Звук «АУМ» должен быть громким и проникающим. Именно тогда он сможет оказывать активные воздействия на чувствительность чакр. Однако, не всегда возможно производить достаточно много шума, особенно рано утром, когда вы можете разбудить или помешать другим людям, живущим в вашем доме, А посему в этих случаях старайтесь исполнять звук «АУМ» громким шепотом.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Лучше всего принять положение падма-асаны или сиддха-асаны (сиддха-йони-асана — для женщин). Эти позы должны исполняться так, как они предписываются в традиции. Однако, если вы не можете сидеть ни в одной из этих асан, выберите себе какую-нибудь другую, типа ваджра-асаны, ардха-падма-асаны и тому подобное. Кроме того, так как эта крия № 3 следует за крией № 2, то вам лучше оставаться в том положении, в котором вы были в крие № 2.

 

Рис. 3

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

По завершении крии № 2 «Чакра Анусандхана» вам следует перейти непосредственно к Нада Санчалана. Не меняйте той позиции, в которой вы находитесь. Откройте глаза, обратите внимание на позвоночник, он должен быть прямым. Полностью выдохните. Наклоните голову вперед, однако не кладя подбородок на грудь. Зафиксируйте шею в этом положении. Позиция для головы должна быть таковой, как будто вы заснули в сидячем положении. Затем зафиксируйте свое сознание на чакре муладхара. Повторите ментально: «муладхара, муладхара, мулад-хара», сконцентрировавшись при этом на ней. Тело должно пребывать в состоянии полной неподвижности, а дыхание задержано, затем вдохните во фронтальный канал арохан, исполняя удджайи пранаяму. И как только ваше сознание начнет подниматься по полям чакр, начинайте ментально повторять их имена: свадхистана, манипура, анахата, вишудхи. Постарайтесь прочувствовать каждый центр, как бы пронзая его праной и сознанием. И как только ваше сознание начнет двигаться от вишудхи к бинду, начните медленно поднимать голову. Когда ваше сознание достигнет бинду, ваша голова должна быть поднята и должна смотреть вперед. Задержите дыхание на некоторое время. Задержав сознание на бинду, три раза повторите в уме: «бинду, бинду, бинду». Запомните: вам следует соблюдать полную концентрацию, соблюдая успокоение во всем теле и не двигая головой в то время, когда вы произносите «бинду, бинду, бинду». Затем выдохните с громким звуком «АУМ». В результате исполнения звука вы должны почувствовать очень сильное давление на бинду. А звук «АУМ» должен исполняться по мере того, как сознание опускается вниз по каналу аварохан, по позвоночнику от бинду к муладхаре. Звук «ау» — первая часть «АУМа» должен исполняться по мере того, как сознание движется от бинду к аджне.

А звук «м-м-м-м» должен исполняться по мере того, как сознание движется от аджны к муладхаре, становясь все более и более тонким по мере того, как сознание достигает муладхары. При достижении муладхары он должен быть исключительно тонким и нежным. По мере опускания сознания должна также исполняться практика унмани. И кроме того, называние каждого центра, через который проходит сознание: аджна, вишудхи, анахата, манипура, свадхистана. А когда сознание достигнет муладхары, мягко наклоните голову вперед. Откройте глаза, это и есть конец первого круга. Сам процесс должен идти так, как указано на прилагаемом рисунке. По завершении первого круга движений, переходите тут же на второй. Повторите слова «му-ладхара, муладхара, муладхара», а затем с помощью удджайи пранаямы начинайте восходить по фронтальному каналу арохан. Так проделайте тринадцать раз, а затем переходите непосредственно к крие № 4.

ДЫХАНИЕ

Следует сделать краткую задержку дыхания, когда вы повторяете слово «муладхара» ментально три раза. Затем идет вдох посредством удджайи, который должен быть синхронизирован с подъемом сознания по каналу арохан. Затем снова идет короткая задержка дыхания на то время, когда вы ментально повторяете три раза «бинду». Потом следует выдох со звуком «АУМ» в то время, когда сознание направляется вниз по позвоночнику, по психическому каналу аварохан.

ПОДСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ПОЛНЫХ ИСПОЛНЕНИЙ

Всего нужно проделать тринадцать полных циклов. Поэтому в конце каждого вам нужно удерживать в памяти номер круга, который вы только что проделали. Это нужно делать только после того, как вы достигаете муладхары, в конце звука «АУМ», в конце нисхождения по каналу аварохан. Для подсчетов используется несколько методов. Метод ментального подсчета достаточно прост, но имеет одно неприятное свойство. Практикующий бывает очень увлечен упражнениями и утрачивает счет как таковой. Если вы желаете, вы можете использовать собственные пальцы. Но есть метод, который используется с древнейших времен и который мы хотели бы вам рекомендовать. Это метод с помощью использования «малы» (гирлянды, четок). Вам следует нанизать на нитку тринадцать маленьких бусинок, а затем главную бусину, которая называется «сумеру». И когда вы начнете практиковать Нада Санчалану, держите малу перед собой. Ваш палец должен приходиться на соединение между сумеру и первой бусиной. Когда вы завершаете новый круг, то соответственно сдвигаете одну бусину. Когда вы достигнете тринадцатой бусины, вы ощутите сумеру и поймете, что закончили тринадцать раундов. Эксперименты и опыт показали, что этот метод подсчета — наилучший.

На выполнение полных тринадцати циклов вам потребуется около семи-восьми минут.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Постарайтесь исполнять крию в правильной форме, в состоянии бодрствования. Достаточно легко забыть часть практики или исполнять практику без внимания. Позвольте своим мыслям являть себя, но поддерживайте сознание практики. Если вы почувствуете сонливость, то примите холодный душ или просто омойте лицо холодной водой. Запомните — важно оставаться сознательным свидетелем собственных действий во время всех практик.

ПАВАН САНЧАЛАНА

(крия № 4)

Санскритское слово «паван» означает «дыхание, ветер»; «санчалана» означает «движение». А посему эта крия — «паван санчалана» — может быть переведена, как «движение осознанного дыхания». Это четвертая по счету крия, которая исполняется сразу после Нада Санчалана.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ КРИИ

Для исполнения крии вы садитесь либо в падма-асану, либо в сиддха-асану (сиддха-йони-асана — для женщин). Это лучшие положения, так как они позволяют держать спину прямой даже в расслабленном состоянии в течение длительного периода времени. Если вы этого не можете, то сядьте в любую из асан, которые описывались выше, но только помните то, что вам необходимо держать спину прямой в течение всего исполнения практик. Руки расположите на бедрах или на коленях, по собственному желанию. Если вы хотите, вы можете проделать джняна, чин или чинмайя мудру.

ПСИХИЧЕСКИЕ КАНАЛЫ СОЗНАНИЯ И МЕНТАЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ

Подобно крие № 3, вам нужно поднять сознание по каналам арохан и аварохан. Вам также нужно ментально повторять название каждой чакры и ее поля в тот момент, когда ваше сознание проходит через них. Этот процесс должен исполняться примерно следующим образом.

Когда сознание достигает муладхары, вам следует ментально повторить три раза: «муладхара, муладхара, муладхара». Затем следует ментально сказать себе слово «арохан», прямо перед тем, как вы начнете поднимать сознание по каналу арохан. Подъем по каналу арохан осуществляется на вдохе. Прочувствует поле каждой чакры и повторяйте их названия: свадхистана, манипура, анахата, вишудхи, аджна.

Затем, когда ваше сознание достигнет бинду, вам нужно три раза ментально его упомянуть: «бинду, бинду, бинду». После этого ментально скажите себе слово «аварохан» прямо перед тем, как вы начнете опускать свое сознание по каналу аварохан. Опускать сознание по каналу аварохан следует на выдохе. Прочувствуйте каждую чакру, одну за другой, и ментально повторите их имена: аджна, вишудхи, анахата, манипура, свадхи-стана. Затем этот процесс повторяется с прежними ментальными упоминаниями слова «муладхара» три раза.

 

 

Рис. 4

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Делать Паван Санчалана вам следует, зная следующие техники: удджайи пранаяму, унмани мудру, кхетчари мудру.

Удджайи пранаяма и унмани мудра — это существенная и неотъемлемая часть Нада Санчалана. Их вы уже исполняли ранее. Но кхетчари мудра вводится здесь впервые. Она достаточно проста и будет составной частью не только этой крии, но и ряда последующих крий.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

По завершении Нада Санчалана (крии № 3) следует немедленно перейти к исполнению практики Паван Санчалана. Не изменяйте положения, в котором вы сидите. Поддерживайте спину выпрямленной. Откройте глаза. Заверните ваш язык, как это положено в кхетчари мудра. Практикуйте кхетчари непосредственно в течение всей практики. Вы можете освободить ваш язык через короткий промежуток времени, если почувствуете какой-либо дискомфорт.

Глубоко выдохните. Наклоните голову вперед, однако без какого-либо напряжения. Направьте ваше сознание в область чакры муладхара. Начните проделывать первый круг движения по каналу аварохан, то есть приступите к первому кругу. Ментально повторите три раза: «муладхара, муладхара, муладхара». Если хотите, можете с каждым произнесением слова «муладхара» как бы легонько ощупывать сознанием место положения муладхара чакры. Затем произнесите слово «арохан». Начните поднимать сознание по каналу арохан по мере того, как вы начинаете вдыхать с помощью удджайи. Когда вы будете поднимать сознание по каналу, то ощущайте поле каждой чакры и ментально называйте их. У вас должно создаваться ощущение непрерывного потока сознания, текущего от поля одной чакры к другой. Как только сознание начнет двигаться от вишудхи к бинду, ваша голова должна начать медленно выпрямляться. При вхождении сознания в бинду голова должна легонько наклониться назад. Вдох должен быть закончен по мере того, как ваше сознание достигает бинду. Затем ментально повторите три раза: «бинду, бинду, бинду» с полным сознанием того, что сознание пребывает в области бинду.

Затем ментально скажите слово «аварохан» и начните опускаться по позвоночному каналу аварохан. Опускание сознания по каналу должно быть синхронизировано с выдохом в удджайи. Будьте внимательны при прохождении каждой чакры и ментально повторяйте ее название. Таким образом, ваше сознание начнет опускаться от бинду к муладхаре, и здесь следует начать практиковать унмани мудру. По достижении муладхары глаза должны быть либо полностью закрыты, либо чуть-чуть прикрыты. В муладхаре позвольте вашей голове мягко наклониться вперед. Откройте глаза. Это окончание первого круга движения. Весь процесс суммирован на прилагаемом рисунке. Далее начните второй круг. Ментально повторите: «муладхара, муладхара, муладхара», потом ментально скажите слово «арохан» и начните поднимать энергию по переднему каналу. Так проделайте сорок девять раз.

ДЫХАНИЕ

Дыхание удджайи должно быть исполняемо в течение всей этой крии. Задержите дыхание на короткое время, когда вы повторяете слово «муладхара» ментально три раза. Затем вдыхайте, когда вы поднимаетесь по фронтальному каналу арохан. Задержите свое дыхание на короткий промежуток времени, пока вы три раза ментально повторяете слово «бинду». Выдыхайте, как только вы начнете опускаться по позвоночному каналу аварохан.

 

 

Рис. 4а

МЕНТАЛЬНАЯ СУМАТОХА

Если ваш ум находится в состоянии разбаланса, то позвольте вашему дыханию становиться более глубоким и более быстрым. Не подавляйте мысли. Когда со временем сознание успокоится и станет целенаправленным, то можно позволить дыханию стать более медленным и более тонким, производя как можно меньше шума.

ЭНЕРГИЧНОСТЬ

Так как это достаточно длительная практика, то достаточно легко утратить контроль и впасть в мягкую дрему. Постарайтесь ощутить, что вы энергетизируетесь с каждым вдохом. Почувствуйте, как прана повышает ваш физический тонус и пронзает каждую чакру и ее поле по мере прохождения. Это поможет вам предотвратить сон.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Поддерживайте сознательность в течение всей практики. Зафиксируйте ваше сознание на дыхании удджайи, пронзая каждую чакру и ее поле, а также на ментальных повторениях и унмани мудре.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Паван Санчалана должна быть исполнена сразу после Нада Санчаланы, но перед Шабдха Санчаланой.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Вам следует проделать полных сорок девять кругов. В общем целом это у вас займет двадцать пять-тридцать минут, в зависимости от глубины и протяженности дыхания.

ПОДСЧЕТ КРУГОВ ДВИЖЕНИЯ

В этой крие мы вам уже настоятельно советуем использовать малу для подсчета количества прохождения кругов, ибо достаточно сложно делать это как с помощью ума, так и с помощью пальцев. Свяжите маленькие четки, состоящие из сорока девяти маленьких бусинок и большой пятидесятой бусины, которая изображает сумеру, так, как мы это описывали в Нада Санчалана. И, соответственно, отмечайте прохождение каждого круга сдвиганием на одну бусину. Делайте это тогда, когда ваше сознание возвращается к муладхаре чакре. Если же вы по какой-либо причине не можете сами сделать малу, сходите и купите. Самая лучшая — это мала из ста восьми бусинок. Постарайтесь, чтобы она была сделана либо из дерева тулси, либо из дерева рудраакша, либо из сандалового дерева.

ШАБДХА САНЧАЛАНА

(крия № 5)

На санскрите «шабдха» означает «слово»; «санчалана» означает «вращение, продвижение». А посему эта практика может быть переведена, как «продвижение слова, исполненного сознанием». Вместо слова здесь — мантра «СоХам». Шабдха Санчалана может считаться как шестая стадия Аджапа Джапы.

ЧТО ТАКОЕ СОХАМ

«СоХам» зачастую называют аджапа гаятри — спонтанная песня дыхания. Это мантра, которая возникает автоматически при каждом вдохе и выдохе. Этот звук связан с естественным ритмом дыхания. И эту мантру каждый человек поет постоянно, независимо от того, знает он ее или не знает, хочет он этого или не хочет.

Во всех ведических практиках сознание должно быть зафиксировано на чем-либо. Это должна быть фокусная точка, на которой колебания ума приводятся в порядок и целенаправляют-ся. Для этой цели может быть использовано многое: мантра, ментальное представление какого-либо божества или даже ваш большой палец. Но это «что-то» должно автоматически привлекать ваше внимание и постоянно вызывать воспоминания. И это не так чтобы очень легко. Сознание сопротивляется процессу концентрации, постоянно норовит убежать в сторону и блуждать. И символ, выбранный нами, легко забывается. Практикующий снова попадает в поток блуждающих мыслей. СоХам же — это идеальная мантра, потому что она исполняется независимо от сознания. Она может остановиться только тогда, когда остановится дыхание. А следовательно, СоХам напоминает, чтобы вы были сознательны.

Любая мантра может быть интегрирована с процессами дыхания для того, чтобы постоянно продуцировать воспоминания. Но СоХам, в отличие от всех остальных, возникает в сознании естественно, и поэтому это самая легкая мантра для большинства людей. Это уже проверено бесчисленным количеством йо-гинов за тысячелетия опытов. Мы настоятельно рекомендуем ее (а также мантру АУМ) для всех искренних садхаков. Постоянные воспоминания о ней ведут к дхъяне.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных