Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Расслабление и подготовительные стадии 4 страница




СоХам также буквально означает: «Я есть Шива (чистое сознание)» или «Я есть Он (чистое сознание)».

Смешение индивидуального и космического, или высшего сознания, указывает на союз Шивы и Шакти. Однако читателям не стоит слишком заботиться о том, как должно переводиться или как должно пониматься значение этого слова. Любая попытка понять это слово ментально приведет к заблуждению. Оно может быть понято только на интуитивном уровне. И только когда практикующий понимает ее трансцендентальное значение, только тогда она может быть использована как средство постоянной опоры и воспоминания. «Оно» означает постоянный поток дхъяны.

Если вы пожелаете и если ваше сознание полностью целеустремленно, вы можете погрузиться дальше в глубины и в реальное значение слова СоХам. Но это уже является методом джняна-йоги. Однако, и он не принесет никаких результатов, если ваш ум напряжен и исполнен проблем, пусть даже если вы произносите это слово, не прекращая, все двадцать четыре часа в сутки. Только в том случае, если ваше сознание готово и ваше стремление достаточно мощно, только тогда вы поймете трансцендентальный смысл слова СоХам. Значение его подобно языку пламени, полосе активного света. Но помните, что для этого вы должны быть готовы. Тем, кто уже готов для этого типа практики джняна-йоги, мы рекомендуем вхождение в СоХам как наилучшую садхану.

В Шабдха Санчалане не стоит беспокоиться о значении слова СоХам. Главное — быть сознательным и наблюдать за тем, как звук синхронизируется с дыханием.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ СЛОВА СОХАМ

Некоторые люди слышат «СаХам» вместо «СоХам». В принципе, это приемлемо и может использоваться в Шабдха Санчалане.

СоХам обязательно должен быть интегрирован с дыханием. При наличии практики удджайи пранаямы этот звук может быть услышан достаточно отчетливо. Попробуйте. Вы скорее всего услышите: Со — на вдохе и Хам — на выдохе.

В Шабдха Санчалане вы должны услышать «со» по мере вдоха, когда сознание движется от муладхары по фронтальному каналу арохан к бинду. Это должен быть длительный звук.

От муладхары к свадхистане этот звук должен быть выражен в звуке: «с — с — с». От свадхистаны к бинду он должен звучать, как долгое «о-о-о». Это произношение отражено на прилагаемом рисунке.

Звук же «Хам» должен исполняться на выдохе, когда сознание движется по позвоночному каналу аварохан от бинду к мулад-харе. От бинду через аджну к вишудхи он должен звучать, как: «х — а — а — а». От вишудхи к муладхаре он должен быть слышим, как: «м — м — м». Это гудящий звук, вибрирующий в позвоночнике.

Звук СоХам не должен произноситься вслух. Это естественный звук дыхания. Звук должен быть таким, чтобы вы слышали его, а любой человек, стоящий очень близко к вам, пусть даже вплотную, не мог расслышать ничего.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Оставайтесь в той же самой позиции, которую вы использовали для Паван Санчаланы. Лишь в том случае, если вы почувствуете боль или излишнее напряжение, как-то сдвиньтесь или поменяйте позиции.

Традиционными позами для этой крии являются падма-асана или сиддха-асана (сиддха-йони-асана — для женщин). Если эти асаны для вас не удобны, вы можете воспользоваться другими, такими, как: ардха-падма-асана, свастика-асана и др.

Удерживайте свой позвоночник прямым на протяжении всей крии. Двигаться может в случае необходимости только голова.

 

 

Рис. 5

 

ПСИХИЧЕСКИЕ КАНАЛЫ СОЗНАНИЯ

По мере того, как вы вдыхаете, ваше сознание должно идентифицировать себя со звуком «Со» и подниматься по фронтальному каналу арохан. После оставления чакры муладхары следует прочувствовать мантру и дыхание, проходящее через свадхистану, манипуру, анахату, вишудхи и под конец бинду.

Когда вы выдыхаете со звуком «Хам», ваше сознание должно опускаться по позвоночному каналу аварохан. По мере того, как вы покинете бинду, вы должны почувствовать мантру и дыхание, постепенно проходящее через аджну, вишудхи, анахату, манипуру, свадхистану и, наконец, муладхару чакры.

Здесь не должно быть никакого ментального повторения названий чакр и их полей... только осознание.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Во время Шабдха Санчаланы вам следует практиковать удджайи пранаяму, кхетчари мудру и унмани мудру. Как вы помните, они использовались и в Паван Санчалане.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Исполняйте Шабдха Санчалану сразу по окончании Паван Санчаланы. Сядьте удобно. Выпрямите спину. Откройте глаза, проделайте кхетчари мудру и удерживайте ее в течение всей практики. Выдохните глубоко, наклоните голову вперед. Прочувствуйте, направив сознание, муладхару чакру. С этого начнется ваш первый круг обращения энергии.

С помощью удджайи пранаямы вдохните и начинайте подниматься по каналу арохан. Услышьте звук «Со» и прочувствуйте, как он пронзает каждую чакру по мере восхождения. Когда ваше сознание начнет двигаться между полем вишудхи и бинду, медленно поднимите голову. Ваша голова должна быть поднята и смотреть вперед, когда сознание достигнет бинду. Мантра «Со» и вдох должны закончиться по мере того, как сознание достигнет бинду.

Осознайте ваше местонахождение в бинду в течение нескольких секунд.

Затем начните выдыхать с помощью удджайи по каналу аварохан. Примите к исполнению унмани мудру. Услышьте звук «Хам» и прочувствуйте, как он пронзает чакры одну за одной. Не должно быть никакого ментального называния чакр... только сознание. Ваш выдох и звук «Хам» должны закончиться, когда сознание достигнет муладхары. Склоните голову вперед. Откройте глаза. Удерживайте сознание на муладхаре в течение нескольких секунд. Это конец первого цикла. Этот процесс показан на прилагаемом рисунке. А теперь начните второй цикл. С помощью удджайи вдохните и со звуком «Со» начинайте поднимать сознание по каналу арохан.

Так проделайте пятьдесят девять (59) кругов. После этого перейдите к Маха мудре.

ДЫХАНИЕ

В течение всей крии исповедуйте дыхание удджайи. Задержите дыхание на несколько секунд на чакре муладхара. Вдыхайте по каналу арохан. Затем задержите дыхание на несколько секунд, получив осознание нахождения в бинду. Затем выдохните по нисходящему каналу аварохан.

МЕНТАЛЬНАЯ СУМАТОХА

Если ваше сознание находится в состоянии разбаланса, позвольте звуку «СоХам» проявляться несколько громче, чем мы предписываем, а дыханию быть более частым. Когда напряжение спадет и ум расслабится, звук «СоХам» станет более тонким, а дыхание более медленным.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Поддерживайте осознание мантры «СоХам», дыхания и психических каналов.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Шабдха Санчалана должна исполняться непосредственно после Паван Санчалана и перед Маха мудрой.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Вам следует проделать 59 (пятьдесят девять) полных кругов. Это займет в среднем от 25 (двадцати пяти) до 40 (сорока) минут, в зависимости от скорости дыхания.

ПОДСЧЕТ КРУГОВ

При описании Паван Санчаланы мы посоветовали вам использовать для подсчета 108-бусинную малу. А также посоветовали завязать узел или расположить бусину сумеру по окончании сорок девятого круга. Для Шабдха Санчаланы вам не нужно завязывать никаких узлов. По завершении Паван Санчаланы ваши пальцы остаются на сорок девятой бусине. А после нее перейдите к подсчету раундов Шабдха Санчаланы, ибо 49 (сорок девять) кругов Паван Санчаланы и 59 (пятьдесят девять) кругов Шабдха Санчаланы и дают искомое число 108 (сто восемь).

МАХА МУДРА

(крия № 6)

Санскритское слово «маха» означает «великий, огромный», а слово «мудра» означает «психическое положение, поза». Таким образом, на русский язык это может быть переведено, как «великое психическое положение». Существует два метода, один из которых вам стоит выбрать для собственного исполнения.

НЕОБХОДИМЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ

Маха мудра — это первая из двух взаимосвязанных крий. Вторая называется Маха бхеда мудра. Вместе они образуют и высвобождают множество энергии психического, праническо-го и ментального тел. Крии, которые мы обсуждали ранее (то есть те, которые идут под номерами 1—5), связаны с отработкой пратьяхары — отвлечения сознания практикующего от чувственного восприятия внешнего мира и видений ума. Крии от № 8 и далее нацелены на вызывание дхараны и ментальной целеустремленности. Так что Маха мудра и Маха бхеда мудра — это два промежуточных упражнения, которые разделяют высшие стадии познания от низших и помогают концентрировать ум. Они интенсифицируют сознательность.

УПОМИНАНИЯ В РУКОПИСЯХ И ДРЕВНИХ ТЕКСТАХ

Маха мудра упоминается во многих йога-тантрических манускриптах. Однако эти описания очень рознятся одно от другого и в целом не адекватны. Вот, в частности, что говорит «Йога Чудамани Упанишад»: «Маха мудраэто практика, которая очищает всю сеть нади (психических каналов), приводит к балансу иду и пингалу и поглощает расу (нектар блаженства) в такой степени, что это переполняет и пропитывает все человеческое существо» (стих 65).

«Подбородок должен быть придавлен к яремной впадине (джаландхара). Левая стопа должна быть жестко закреплена напротив промежности (между анусом и сексуальным органом). Правая нога должна быть вытянута перед собой и твердо лежать на земле. Обе руки необходимо положить на правую ногу. Дыхание должно направляться в легкие и затем медленно исходить наружу. Это и называется Маха мудраразрушитель болезней» (стих 66).

Это краткое описание подобно одному из методов, используемых в крия йоге. Но существенная разница здесь состоит в том, что джаландхара бандха не практикуется в Маха мудре в крия йоге. Текст же продолжает: «Дыхание должно идти сначала через левую ноздрю, а затем через правую. В этом случае задействуются каналы ида и пингала. Они приходят к балансу, а мудра получает свое полное воплощение» (стих 67).

Этот метод хатха-йоги использует Нади шодхана пранаяму при исполнении Маха мудры. Метод крия йоги отличен от этого, хотя и приносит тот же самый результат — медитацию. Далее текст продолжает описывать выгоды от исполнения Маха мудры:

«Благодаря силе этой мудры совершенно неприемлемая пища может быть переварена, а невкусная пища становится вкуснейшей. Происходит спокойное усваивание даже излишков пищи. Более того, благодаря этому упражнению, даже яд может усваиваться и превращаться в нектар. Различные заболевания, такие, как проказа, заболевание желудка, туберкулез, могут быть излечены и предупреждены» (стих 6869).

«Маха мудра дарит духовную силу и дарует секрет, который не разглашается никому» (стих 70).

Маха мудра и в хатха-йоге, и в крия йоге никогда не изучалась широко. Она всегда передавалась от гуру к ученику. Однако, в связи с требованиями данной эпохи, эти техники получили право выхода на широкую публику.

Подробное описание Маха мудры дается и в Хатха-Йоге-Прадипике (гл. 3, стихи 10—18), и в Гхерант Самхита (гл. 3, стихи 6—8). Здесь же мы рассматриваем Маха мудру в форме, приемлемой только для крия йоги.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Для того, чтобы практиковать Маха мудру, необходимо четко усвоить следующие техники:

1. Удджайи пранаяма

2. Унмани мудра

3. Кхетчари мудра

4. Шамбхави мудра

5. Мула бандха

С тремя первыми техниками мы были уже знакомы по предыдущему их использованию в практиках крия йоги. Шамбхави мудра (сосредоточение на межбровном промежутке) и мула бандха также уже описывались, и для освежения их в памяти необходимо обратиться к ранним разделам данной книги.

ВНИМАНИЕ!!! В Маха мудре не должна исполняться мула бандха с помощью джаландхара бандхи. У вас должен быть только контакт с промежностью, но без опускания подбородка на грудь.

 

ПРАКТИКА

ВАРИАНТ № 1

ПОЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ КРИИ

Положением для крии в данном случае является сиддха-асана (для мужчин) и сиддха-йони-асана (для женщин). Эти асаны выбраны не случайно, ибо в них можно оказывать давление на промежность, а точнее, на центральную точку чакры муладхары. Если вы не можете сидеть в этой асане, практикуйте маха мудру по второму варианту.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Сядьте в сиддха-асану или в сиддха-йони-асану. Проконтролируйте еще раз, чтобы ваша пятка жестко надавливала на чакру му-ладхару между анусом и сексуальным органом. Поддерживайте позвоночник прямым. Ввергните язык в кхетчари мудру и удерживайте его там в течение всей практики. Откройте глаза. Глубоко выдохните. Задержите дыхание. Опустите голову вниз. Еще раз обратите внимание на муладхара чакру и на давление, оказываемое на нее посредством пятки. Такова стартовая поза для начала исполнения этой крии. Затем повторите в уме три раза: «муладхара, муладхара, муладхара». После этого вдохните с помощью удджайи пранаямы и начните посредством сознания подниматься по полям чакр канала арохан (смотри рисунок № 6): свадхистана, манипура, анахата, вишудхи, бинду. Ментально повторять эти чакры не следует, достаточно лишь касаться сознанием. И как только ваше сознание начнет двигаться от вишуд-хи к бинду, ваша голова должна начать медленно подниматься. По приходу сознания в бинду и окончания вдоха, голова должна быть поднята и даже чуть-чуть откинута назад. Зафиксируйте свое сознание в бинду, задержите дыхание.

 

 

Рис.6

 

Повторите ментально: «бинду, бинду, бинду», а затем практикуйте мула бандху и шамбхави мудру до той поры, пока сможете удерживать дыхание (рис. 6а).

 

 

Рис. 6а

 

Скажите ментально: «шамбхави — кхетчари — мул», когда ваше сознание движется через эти центры (смотри рисунок № 6б).

 

 

Рис. 6б

 

Когда вы говорите «шамбхави», ваше сознание должно быть зафиксировано на межбровном центре. Когда вы говорите «кхетчари», ваше сознание должно быть зафиксировано в самой дальней верхней части рта. Когда вы говорите «мул», ваше сознание должно быть зафиксировано на чакре муладхаре. Прохождение сознания через «шамбхави — кхетчари — мул» следует исполнить три раза. Когда ваша практика приобретет постоянство, эти три раза должны быть увеличены до двенадцати в течение нескольких месяцев или даже более. После проделанного верните свой взор в исходное, прекратив делать шамбхави мудру. Затем также перестаньте делать мула бандху. Снова вернитесь сознанием к бинду и выдыхая с помощью удджайи пранаямы, позвольте вашему сознанию опускаться по чакрам позвоночного канала аварохан: аджна, вишудхи, анахата, манипура, свадхистана (смотри рисунок № 6в). Еще раз напоминаем, что не должно быть никаких ментальных повторений названий чакр, только прохождение их сознанием. Как только ваше сознание начнет процесс опускания, начинайте выполнять унмани мудру. Когда же ваше сознание достигнет чакры муладхара, выдох должен быть закончен и голова мягко склонена вперед.

 

 

Рис. 6в

 

Откройте глаза, и это будет окончанием первого цикла. Весь процесс отображен на прилагаемых рисунках. А теперь начните второй круг. Задержите дыхание. Зафиксировав сознание на муладхаре чакре, ментально повторите: «муладхара, муладхара, муладхара», затем позвольте вашему сознанию подниматься по фронтальному каналу арохан, как мы уже описывали. И так повторите двенадцать раз. Не напрягайтесь.

ДЫХАНИЕ

Втечение всей практики исполняйте удджайи пранаяму. Один полный круг должен быть равен полному вдоху и выдоху. Задержите дыхание, когда вы повторяете три раза «муладхара». Вдыхайте по фронтальному каналу. Задержите дыхание, когда три раза повторяете «бинду», и затем опускайте сознание через «шамбхави — кхетчари — мул». Выдыхаете по опускающемуся позвоночному проходу.

ПРОХОЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ ШАМБХАВИ, КХЕТЧАРИ И МУЛ

Продвижение сознания по этим центрам должно исполняться с задержкой дыхания. Естественно, для того, чтобы сделать полных двенадцать кругов, нужна долгая практика в задержке дыхания. А посему мы полагаем, что начинающим следует поначалу делать только три цикла прохождения сознания. Постепенно это количество будет увеличено до двенадцати. Мы считаем, что ритм добавлений должен быть примерно: один дополнительный круг в неделю либо вы можете выбирать ритм добавлений самостоятельно. Главным физическим показателем правильности увеличения нагрузок будет то, что ваше дыхание будет естественным, удобным. В практике крия йоги не должно быть усилий и напряжения ни в теле, ни где-либо еще.

На следующие моменты следует обратить особое внимание:

 

1. Глаза должны быть сведены в точку между бровей (шам-бхави мудру), как только начнется процесс прохождения сознания по вышеуказанным центрам.

2. Постарайтесь быть сознательными при прохождении всех трех центров. Это может быть достаточно сложным на начальных этапах, но потом будет становиться все легче и легче.

ВАРИАНТ № 2

ПОЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КРИИ

Данное положение имеет название «Уттан падасана» (поза вытянутой ноги). Оно имеет три основные позиции:

1. Правая нога вытягивается вперед, а левая размещается таким образом, чтобы левая пятка давила на промежность напротив муладхара чакры (рис. 7).

 

 

Рис. 7

 

2. Левая нога вытягивается, а правая нога подгибается так, чтобы пятка давила на муладхара чакру.

3. Обе ноги вытягиваются вперед.

Каждая из этих позиций задействуется при исполнении Маха мудры во втором варианте. Однако позиции 1 и 2 более важны, ибо в этих случаях пятка оказывает достаточно жесткое давление на муладхара чакру. Для мужчин давление должно быть посередине между анусом и сексуальным органом; для женщин — напротив внутреннего края влагалища.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Сядьте в Уттан падасану с левой поджатой ногой и правой вытянутой. Разместите свое тело так, чтобы чувствовать себя удобно и комфортабельно. Поместите обе ладони на правое колено. Выпрямите спину. Исполните кхетчари мудру. Откройте глаза. Склоните голову вперед и надавите сознанием на муладхара чакру (рис. 7а).

 

 

Рис. 7а

 

 

Далее до той поры, пока сознание не достигает бинду, следуйте по тем же самым инструкциям, которые давались для варианта № 1. Затем ментально повторите слово «бинду» три раза, наклонитесь вперед и захватите большой палец ноги пальцами рук. Сохраняя правую ногу выпрямленной, практикуйте шамбхави мудру и мулу бандху. Повторяйте: «шамбхави — кхетчари — мул» от трех до двенадцати раз. Проходя сознанием через местонахождение этих мест, повторяйте их имена (рис. 7б).

 

 

Рис. 7б

 

Прекратите делать шамбхави мудру, затем завершите мула бандху. Выпрямите спину в исходную позицию и снова разместите ладони на правом колене. Снова зафиксируйте сознание на бинду и опускайтесь по каналу аварохан, как сказано в варианте № 1 (рис. 7в).

 

 

Рис. 7в

Первый круг будет полностью завершен, когда сознание достигнет муладхары чакры. Весь процесс прохождения первого круга показан на прилагаемых рисунках. Затем немедленно перейдите ко второму кругу. Повторите ментально три раза «муладхара» и поднимайтесь по фронтальному каналу. Проделайте четыре полных круга. Затем перейдите к сидячему положению № 2: левая нога выпрямлена, а правая поджата. Обязательно проследите местоположение правой пятки. Она должна оказывать жесткое давление на муладхара чакру. И здесь тоже совершите четыре полных цикла. Затем перейдите в позицию № 3: когда обе ноги выпрямлены. Здесь также проделайте четыре полных круга. Такова полная практика Маха мудры — вариант № 2.

ДЫХАНИЕ

Все детали точно такие же, какими они даются для варианта № 1. Помните, что основной тип дыхания — это удджайи пранаяма.

ОСНОВНЫЕ ДЕТАЛИ

ВЫБОР МЕТОДА

И первый, и второй метод одинаково хороши. И тот, и другой оказывают постоянное давление на муладхару. Если вы достаточно легко можете сидеть в сиддха-асане, тогда лучшим методом является вариант № 1. Если вы не можете сидеть в сиддха-асане, тогда практикуйте вариант № 2.

Если вы практиковали предыдущие крии в сиддха-асане, то тогда незачем менять позу для Маха мудры и лучше остаться в сиддха-асане. Хотя с другой стороны, если чувствуете, что засыпаете во время практик крия йоги, то вам лучше сменить положение тела на вариант № 2. Хотя, конечно, последнее слово о том, в какой позиции вам пребывать, остается за вами.

МЕНТАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МУЛАДХАРЫ

Через несколько месяцев практики вы обнаружите физическое сокращение мускул, расположенных в районе муладхара чакры. Когда вы сможете четко локализовать позицию муладхары и ваше восприятие станет более тонким, то тогда вы сможете просто «касаться» муладхары своим сознанием. И в этом случае уже не будет необходимости сжимать мускулатуру. Физическое ощущение сжатия мускулов в районе муладхары также поможет вам, если сознание блуждает то тут, то там. Со временем, когда ваше сознание станет более целеустремленным, ему будет достаточно даже легкого сжатия мускулов. Но этот выбор должен быть сделан в зависимости от состояния своего ума.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Вы должны поддерживать сознательность:

1. Когда поток праны движется по каналу арохан и каналу аварохан; это должно быть синхронизировано с дыханием.

2. При ментальном повторении «муладхара, бинду, шамбхави, кхетчари, мул».

3. При движении головы.

4. При движении глаз в унмани мудра.

5. При фиксации полностью завершенных кругов прохождения.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ

Вы должны проделать полные двенадцать кругов в зависимости от того, какой вариант — вариант 1 или вариант 2 — вы избрали. Новички, которые будут продвигать свое сознание только три раза, продвижение по шамбхави, кхетчари и мул, затратят в общем целом семь минут на полный комплекс практики. Те же, кто делает двенадцать полных кругов, затратят на это примерно десять минут.

Мы полагаем, что ментально вы считаете каждый круг вашего сознания, возвращаясь к муладхаре.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Маха мудра должна исполняться немедленно после Шабд ха Санчаланы и перед Маха бхеда мудрой.

МАХА БХЕДА МУДРА

(крия № 7)

На санскрите слово «маха» означает «великий, большой»; «бхеда» означает «исключительно сильный», а «мудра» означает «психическое положение, поза». Таким образом, эту крию можно перевести как «психическое положение для достижения исключительно великих результатов». Она дополняет Маха мудру и следует прямо за ней.

Вместе они исключительно сильно воздействуют на тело и сознание.

Есть два альтернативных метода исполнения этой крии. Выберите и практикуйте один из них в соответствии с вашими способностями и предпочтениями.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

Для того, чтобы исполнять Маха бхеда мудру, необходимо знать следующие базисные техники:

1. Удджайи пранаяма.

2. Кхетчари мудра.

3. Унмани мудра.

4. Мула бандха.

5. Насикагра дриштхи.

6. Джаландхара бандха.

7. Уддияна бандха.

С первыми тремя техниками мы уже знакомы по предыдущим криям. Насикагру дриштхи, джаландхару бандха, уддияну бандха и полную форму мула бандха следует еще изучить.

ПРАКТИКА

ВАРИАНТ № 1

ФИЗИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Мужчинам следует принять сиддха-асану, а женщинам — сиддха-йони-асану. Если вы не можете принять эту асану, то тогда вам следует исполнять вариант № 2.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Сядьте с выпрямленной спиной. Проверьте еще раз, надавливает ли ваша пятка на пространство напротив муладхара чакры. Откройте глаза. Выполните кхетчари мудру. Ее стоит проделывать в течение всей практики. Глубоко выдохните. Задержите дыхание. Мягко опустите подбородок на грудь. Таково начальное положение для первого круга. Прочувствуйте муладхара чакру и ментально повторите: «муладхара, муладхара, муладхара». Вдохните способом удджайи пранаяма и начинайте двигать сознание вверх по фронтальному каналу арохан (смотри рисунок № 8): свадхистана, манипура, анахата, вишудхи, бинду. Помните, что не следует делать никаких ментальных упоминаний, только прохождение сознания. Ваша голова должна начать медленно подниматься, когда ваше сознание начнет двигаться от вишудхи к бинду. Как только сознание достигнет бинду, должна последовать задержка дыхания, а голова отклониться чуть-чуть назад. Затем фиксируем сознание в бинду и ментально повторяем: «бинду, бинду, бинду».

 

 

Рис. 8

 

С помощью удджайи направляем наше сознание медленно вниз по позвоночному каналу аварохан (см. рис. № 8а).

 

 

Рис. 8а

 

Прочувствуйте чакры по мере своего опускания: аджна, вишудхи, анахата, манипура, свадхистана и муладхара. Проделайте унмани мудру, когда опускаете сознание вниз. Когда ваше сознание достигнет муладхары, задержите дыхание. Зафиксируйте свое сознание на муладхаре и ментально повторите: «муладхара, муладхара, муладхара». Затем проделайте джаландхара бандха, продолжая соблюдать задержку дыхания. Потом мула бандха, уддияна бандха, насикагра дриштхи. Скажите ментально: «насикагра, уддияна, мул». Соответственно этому ваше сознание должно передвигаться по вышеназванным центрам. Когда вы говорите «насикагра», сознание должно быть зафиксировано на кончике носа. Когда вы говорите «уддияна», сознание должно быть зафиксировано на области пупка. Когда вы говорите «мул», ваше сознание должно быть зафиксировано на муладхаре чакре. Такое продвижение «насикагра — уддияна — мул» должно быть проделано три раза для начинающих и медленно увеличено до двенадцати раз, с расчетом увеличения — один раз в неделю (рис. 8б).

 

 

Рис. 8б

 

Закончите выполнение насикагры дриштхи. Закончите выполнение мула бандха. Закончите выполнение уддияна бандха. Закончите выполнение джаландхара бандха. Но не поднимайте своей головы. Снова обратите свое сознание на муладхара чакру. Это и есть окончание первого круга. Весь процесс исполнения данной крии изображен на прилагаемых рисунках.

Теперь начните новый круг. Задержите дыхание и сознание на муладхаре. Ментально повторите: «муладхара, муладхара, муладхара». Позвольте своему сознанию подниматься по фронтальному каналу арохан с помощью удджайи пранаямы. Повторите так двенадцать кругов. Не напрягайтесь.

ДЫХАНИЕ

В течение всей практики данной крии вам следует выполнять удджайи пранаяму. Задержите дыхание, когда повторяете три раза слово «муладхара». Вдыхайте, когда подподнимаетесь по фронтальному каналу арохан. Задержите дыхание, когда повторяете три раза слово «бинду». И выдыхайте, когда опускаетесь по позвоночному каналу аварохан.

О ПРИМЕНЕНИИ БАНДХ И НАСИКАГРА ДРИШТХИ

Обратите внимание на то, чтобы все бандхи делались правильно и в правильной последовательности. На первых этапах вам необходимо обратить на них достаточно большое внимание. Но с регулярной практикой бандхи начнут получаться и воспроизводиться автоматически без усилий и на нужной стадии крий.

Также заметьте для себя, что сосредоточение на кончике носа — это достаточно тонкая процедура и она связана непосредственно с применением ее в бандхах. Практика насикагра дриштхи поможет вам правильно исполнять бандхи. Обратите внимание на то, чтобы насикагра дриштхи и бандхи исполнялись одновременно. А также на то, чтобы вы проделывали их, не забывая поднимать сознание по центрам насикагра, уддияна и мул.

Начинающие вскоре обнаружат, что практиковать насикагра дриштхи более, чем минуту, достаточно трудно. Вероятно, что вскоре они ощутят небольшую боль или, по крайней мере, дискомфорт в области глаз. Поэтому не напрягайтесь; если необходимо, прекратите исполнение насикагра дриштхи, когда вы ощутите дискомфорт. Но продолжайте исполнять бандхи и подъем сознания. Постепенно увеличивайте протяженность насикагра дриштхи, когда глазные мускулы привыкнут к новому положению.

ПРОДВИЖЕНИЕ ПО ЦЕНТРАМ НАСИКАГРА, УДДИЯНА И МУЛ

Это продвижение сознания должно исполняться на задержке дыхания. Для новичков мы настоятельно рекомендуем не выполнять это упражнение более трех раз. С течением времени, когда вы разовьете способность легко задерживать дыхание на более длительное время, количество прохождений по этим центрам может быть увеличено — по одному в неделю. В конце концов вы сможете исполнять все двенадцать раз, как это следует.

ПРАКТИКА

ВАРИАНТ № 2.

ФИЗИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Вы должны сесть в уттан падасану (поза вытянутой ноги), как описывалось в варианте № 2 для Маха мудры.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных