Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Расслабление и подготовительные стадии 5 страница




ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Сядьте в уттан падасану с подогнутой левой ногой и выпрямленной правой. Поместите свои ладони на правое колено. Откройте глаза. Поддерживайте спину прямой, но расслабленной. Глубоко выдохните. Наклоните голову вперед. Зафиксируйте сознание на муладхара чакре. Повторите ментально: «муладхара, муладхара, муладхара». Именно отсюда начинается первый круг (см. рис. № 9).

 

 

Рис. 9

 

С помощью удджайи вдохните и начните поднимать сознание по фронтальному каналу арохан, как уже описывалось в варианте № 1 для Маха бхеда мудры. Поднимайте свою голову тогда, когда вы достигнете вишудхи и от вишудхи начнете двигаться к бинду. Повторите слово «бинду» ментально три раза. Затем, выдыхая с помощью удджайи, опускайтесь по позвоночному каналу аварохан, фиксируя свое сознание на нисходящих чакрах (см. рис. № 9а). По мере опускания проделывайте унмани мудру. Выдох должен быть полностью завершен к тому времени, когда сознание достигнет муладхары. Задержите дыхание. Зафиксируйте сознание на муладхара чакре. Повторите ментально: «муладхара, муладхара, муладхара». Затем наклоните голову вперед и проделайте джаландхара бандха. Наклонитесь вперед. Захватите большой палец вытянутой правой ноги обеими руками. Проделайте мула бандха уддияну, а затем насикагру дриштхи в этом положении. Это положение показано на рисунке № 9б. Продолжайте задерживать дыхание. Скажите ментально: «насикагра, уддияна, мул». Одновременно с этим ваше сознание должно проследовать по этим трем центрам. Проделайте от трех до двенадцати ходок, в соответствии с вашей способностью в задержке дыхания. Не напрягайтесь. Затем прекратите выполнение насикагры дриштхи, мула бандха, уддияна бандха и джаландхара бандха одну за другой в вышеупомянутой последовательности. Продолжайте держать голову наклоненной вперед. Начните разгибать спину в выпрямленное положение. Снова поместите обе руки на колене. Зафиксируйте сознание на муладхара чакре. Это будет окончанием первого круга.

 

 

Рис. 9а

 

 

Рис. 9б

 

Полный процесс показан на прилагаемых рисунках. Затем немедленно начните следующий круг. Поднимайте свое сознание по фронтальному каналу арохан с помощью удджайи пра-наямы. Проделайте четыре полных круга. Затем измените положение так, чтобы левая нога была выпрямлена, а правая поджата. Обратите внимание на то, чтобы правая пятка жестко давила на область муладхара чакры, и в этом положении проделайте четыре полных круга. Затем сядьте на ягодицы и вытяните вперед обе ноги. В таком положении также проделайте четыре полных круга. Таким образом, всего получится двенадцать кругов, и вы выполните полное количество упражнений в Маха бхеда мудре — вариант № 2.

Замечание: по окончании четырех кругов в каждой позе вам следует поднимать сознание к бинду, повторять мантру «бинду», затем опускаться к муладхаре, повторять мантру «муладхара» и расслабляться.

ДЫХАНИЕ

Все детали сохраняются такими же, как они даются в варианте № 1.

ОСНОВНЫЕ ДЕТАЛИ

ВЫБОР МЕТОДА

И Маха мудра (крия № 6), и Маха бхеда мудра (крия № 7) имеют альтернативные варианты исполнения. И так как Маха бхеда мудра следует за Маха мудрой, то было бы предпочтительнее, если бы вы избрали первый или второй вариант Маха мудры и потом оставались в том же самом положении для исполнения Маха бхеда мудры.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Во время практики этой крии вам следует обратить внимание на осознание следующих положений:

1. Поток праны должен идти по каналам арохан и аварохан, по чакрам и полям чакр, указанным в той последовательности, в которой мы это рекомендуем.

2. Должно быть ментальное повторение мантр муладхары, бинду, насикагры и мул.

3. На движения головой и глазами.

4. Подсчет количества законченных кругов.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Полная практика должна сводиться к двенадцати кругам. Начинающие приступают к исполнению только трех прохождений по насикагре, уддияне и мул, что в общем целом занимает восемь минут. Те же, кто выполняет двенадцать прохождений по этим трем центрам, затратят на это около десяти минут.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Маха бхеда мудра исполняется непосредственно сразу за Маха мудрой и перед Мандуки мудрой.

ПОДСЧЕТ КРУГОВ

Ментальный подсчет каждого круга рекомендуется делать, когда вы находитесь перед подъемом по фронтальному каналу.

отдых

И Маха мудра, и Маха бхеда мудра — достаточно интенсивные практики, особенно для начинающих. Поэтому, если вы захотите немного отдохнуть после Маха мудры, то можете это сделать. Во время этого краткого отдыха, который длится одну-две минуты, вам следует закрыть глаза и зафиксировать свое сознание на дыхании.

ОСОБОЕ ВЛИЯНИЕ

И Маха мудра, и Маха бхеда мудра — это физические методы, которые оказывают глубочайшее влияние на пранический уровень. Особенно они воздействуют на три центра: муладхара чакра, манипура чакра, аджна чакра.

Вне зависимости от того, сознательны вы или нет, эти две крии манипулируют и используют энергию в чакрах для вызывания концентрации ума и медитации.

РЯД ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ ПРАКТИКИ КРИЯ ЙОГИ

Наши следующие рекомендации помогут вам добиться больших успехов в практике крия йоги:

1. Асаны. Если у вас есть достаточно времени, постарайтесь сделать несколько асан перед исполнением практик крия йоги. Было бы неплохо, если бы вы смогли включать в эту свою предварительную программу следующие асаны: Сурья намаскар, Шава-асана, Бхуджанг-асана, Ардха-падма-пасчимотан-асана, Ардха-матсьендра-асана. Эти систематически сгруппированные асаны позволят вам подготовить тело для дальнейшей работы. И им, в общем целом, должно быть уделено не менее двадцати минут. Если необходимо, вы также можете делать асану, которая обычно называется «полубабочка». Если же времени у вас недостаточно, то нет особой необходимости делать эти асаны непосредственно перед практикой крия йоги. Однако, для того, чтобы поддерживать свое здоровье на высоком уровне, все-таки необходимо проделывать эти или другие асаны в течение дня.

2. Пение звука АУМ. Было бы неплохо исполнить звук «АУМ» три раза прямо перед началом упражнений крии йоги, то есть непосредственно перед Випарита Карани Мудрой.

3. Омовения. Если вы чувствуете, что засыпаете во время практики, то тогда плесните себе немножко холодной воды на лицо. В принципе, было бы хорошо, если бы вы приняли холодный душ или умылись холодной водой перед практиками.

4. Чанкраманам. Если вы почувствуете напряженность или усталость, то тогда мы рекомендуем вам провести несколько минут за упражнением Чанкраманам. Крии имеют фиксированный порядок. И если эта последовательность нарушается, то тогда сознание начинает свободно блуждать, что значительно уменьшает выгоды от ваших практик. Чанкраманам же — это метод временного прекращения последовательности практик без утери сознательности. Делайте Чанкраманам, когда вы почувствуете напряженность.

Если вы не чувствуете никакого дискомфорта, тогда нет никакой нужды прекращать практики крия йоги. Забудьте о Чанкраманам. Если вы все-таки практиковали Чанкраманам, то после этой практики, продолжающейся всего несколько минут, вернитесь к практикам крия йоги и продолжите с того места, на котором вы их прекратили.

5. Последовательность. Каждый раз, когда вы приступаете к практикам крия йоги, вам следует начинать с самого начала. Мы считаем, что исполнение, допустим, трех крии в один день, а затем трех других крии в другой день, и так далее, не является правильным исполнением крия йоги. Точно так же мы считаем, что не стоит уменьшать количества кругов в исполнении крии. Мы рекомендуем вам исполнять то количество полноценных крии, которое возможно, в зависимости от имеющегося у вас времени. Лучше сделать четыре полные крии, чем по пять кругов из десяти крии.

6. Постарайтесь избежать разговоров и контактов с другими людьми сразу после исполнения практик крия йоги. Практикуйте «моуну» (практику молчания) в течение часа. Это позволит вам изменять собственное сознание, ощущать шанти (покой), который будет сопровождать вас весь остаток дня.

7. Чувствительность. После интенсивной практики вы, вполне вероятно, обнаружите, что стали очень чувствительны к эмоциональным вспышкам, негативности и психически нездоровым проявлениям окружающих. Будьте внимательны, не поддавайтесь на их провокации. Постарайтесь оставаться отделенным.

МАНДУКИ МУДРА

(крия № 8)

На санскрите слово «мандуки» означает «лягушка»; слово «мудра» означает «психическое положение». Таким образом данная крия будет называться «психическое положение лягушки». На сопроводительном рисунке № 10 вы можете увидеть традиционное исполнение этой крии. Если у вас есть хоть немного воображения, то вы увидите, что это действительно достаточно похоже на положение, в котором обычно пребывает лягушка.

Эта практика также широко известна как мандуки крия.

ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

В «Бхагавадгите» говорится: «Пусть он (садхака) держит свое тело, голову и шею прямыми и неподвижными. Устремив свой взгляд на кончик носа, пусть позабудет об окружающих его» (стих 6:13).

Этот стих описывает и насикагра дриштхи, и Мандуки мудру, так как они очень похожи. Целью этой практики является придание уму целенаправленности, покоя и восприимчивости.

Мандуки мудра упоминается в «Гхерант санхите» (стих 3:57, 58), также и в «Хатха-йога Прадипике» (стих 1:63) под названием «Бхадра-асана».

ИСКУССТВО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ НА КОНЧИКЕ НОСА

Целью сосредоточения на кончике носа является успокоение мятущегося и вечно куда-то рвущегося ума. Другими словами, установление равновесия между идой и пингалой, то есть привнесение баланса между экстравертностью и интровертностью. И это достаточно хорошо описано в китайском трактате, называемом «Тхай Чин Хуа Цзунг Чи», переведенном Вильгельмом: «А почему, собственно, так? Почему для сосредоточения выбран именно кончик носа? Нос служит глазам своего рода путеводной звездой. Если практикующий не руководствуется ориентацией на собственный нос, то его глаза бывают обычно широко открытыми и смотрят в разные стороны настолько, насколько возможно. Но широко открытые глаза видят так много, что ничего не могут поймать в фокус и, соответственно, ничего не могут толком оценить. С другой стороны, если глаза слишком закрыты, то практикующий совершает ошибку, проваливаясь в видение снов и психических картин. Но тогда, когда веки закрыты только наполовину (а это происходит, когда глаза смотрят на кончик носа), оказывается, что сознание человека концентрируется наилучшим образом. Именно поэтому нос и является нашей путеводной звездой...» Из этого отрывка видно большое значение, придаваемое китайскими практиками сосредоточению на кончике носа. Действительно, оно балансирует иду и пингалу и ведет к пробуждению су шумны, а следовательно, впрямую ведет к правильному исполнению медитации. Это и есть цель сосредоточения на кончике носа в Мандуки мудре. На санскрите сосредоточение на кончике носа называется «насикагра дриштхи» или «агочари мудра».

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Исходной позой для Мандуки мудры является так называемая бхадра-асана (поза джентльмена). Она существует в трех вариантах.

1. Традиционный метод: он может быть использован только теми, кто имеет гибкие суставы ног. Сам метод состоит в следующем: сесть в ваджра-асану. Затем развернуть ступни так, чтобы они смотрели в противоположные стороны. Затем развести колени как можно шире, но без болевых ощущений. А потом твердо прижать ягодицы к полу. Поместить руки на колени ладонями вниз. Поддерживать спину и голову в выпрямленном состоянии. Такова исходная поза.

 

 

Рис. 10

2. Альтернативный метод: этот метод гораздо легче и чаще используется людьми, которые практикуют крия йогу. Эта техника исполнения подобна той, которая описывалась в первом методе, за исключением того, что стопы «смотрят» внутрь. Большие пальцы сходятся вместе, а подошвы обращаются вверх. Ягодицы аккуратно опускаются на пол. Этот метод проиллюстрирован на рисунках № 10а и № 10б.

 

 

Рис. 10а

 

 

Рис. 10б

 

3. Метод для начинающих, ибо многие сочтут, что методы 1 и 2 достаточно сложны. В этом случае следует свернуть одеяло в несколько раз и поместить его под ягодицы.

Этот метод хорош еще и тем, что в этом положении вы получите дополнительное воздействие на чакру муладхару (рис. 10в).

 

 

Рис. 10в

 

Вам следует выбрать один из вышеуказанных методов в соответствии с гибкостью своих ног и предпочтениями. Важно обратить внимание на то, что в любом случае вы должны оказывать воздействие на чакру муладхару. В первых двух случаях на нее оказывается давление от пола, в третьем случае от одеяла.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ КРИИ

Сядьте в бхадра-асану. Проверьте, чтобы ваши ягодицы находились в полном контакте с полом (или с верхушкой свернутого одеяла). Поддерживайте спину и голову прямыми. Расслабьте руки. Откройте глаза. Выполните насикагра дриштхи.

Осознайте естественный поток дыхания, струящийся через ваши ноздри. Вам следует представить, что поток дыхания каждой ноздри встречается с другим в межбровном центре.

Там,когда вы вдыхаете, воздух, поступающий в каждую ноздрю, смешивается друг с другом. На выдохе воздух разделяется в межбровном центре и выводится порознь в каждую из ноздрей. Будьте полностью сознательны относительно этого потока дыхания, который то соединяется, то разъединяется. Прочувствуйте его. Параллельно прочувствуйте все имеющиеся запахи. На этой стадии крия йоги ваши чувства, включая обоняние, вырастут до очень приличных размеров.

Целью этого упражнения является попытка ощутить астральное тело. Оно имеет тонкий запах, который некоторые описывают похожим на аромат сандалового дерева. Продолжайте быть сознательным относительно и потока дыхания, и обоняния. Если глаза устали, расслабьте их на минуту и снова проделайте насикагра дриштхи. Продолжайте практику, пока вы не ощутите блаженство. Не останавливайтесь в своей практике. Результат вскоре придет к вам. И когда вы ощутите блаженство, вам необходимо перейти непосредственно к следующей крие.

ДЫХАНИЕ

Дыхание должно быть медленным и глубоким.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Вам следует четко осознавать и процесс дыхания и процесс обоняния.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Для этой практики не существует четко выраженной фиксации длительности. Ведь в результате действия данной крии вы должны ощутить блаженство. А оно может прийти когда угодно, может тут же, а может через 12 часов непрерывной работы. Поэтому у вас должен быть собственный отсчет времени для исполнения данной крии. Примерная приемлемая протяженность от пяти до десяти минут.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Мандуки мудра должна исполняться сразу же за Маха бхеда мудрой и перед Тадан крией.

ПОЛОЖЕНИЕ ГЛАЗ

Глаза должны быть сфокусированы на кончике носа.

Если это будет делаться правильно, то тогда кончик вашего носа превратится в нечто подобное лингаму. Зафиксируйте свое сознание на этом «носовом лингаме».

Помните также, что глаза не должны быть ни широко открыты, ни полностью закрыты. Они должны быть полуоткрыты в той мере, в какой можно было бы сказать, что они полузакрыты.

ОСВЕЩЕННОСТЬ

Эта крия не должна исполняться в темноте. Должен быть неяркий и непрямой источник света, который позволил бы вам видеть кончик собственного носа. Все крии, которые последуют за Мандуки мудрой, могут быть исполнены и в темноте, и при свете, в зависимости от вашего предпочтения.

МУЛАДХАРА ЧАКРА И ЗАПАХ

Существует бесконечно тонкая связь между муладхара чакрой и обонянием. Это фиксируется в различных йогических рукописях. А кроме того, каждый может проверить это на самом себе, ибо в течение предыдущих семи крии муладхара чакра постоянно задействовалась. Это, в свою очередь, активно воздействовало на развитие обоняния. А практикующий становился способен очень тонко различать разного рода запахи.

ТАДАН КРИЯ

(крия № 9)

Слово «тадан» на санскрите означает «удар», а «крия» значит «техника». Таким образом, эту крию можно перевести как «техника удара». В более широком смысле она называется «раскачивание (подталкивание) кундалини».

Это очень простая и одновременно мощная крия. Она приносит почти полное блаженство, но только в том случае, когда практикуется в правильной последовательности крия йоги. Это последняя из крий, которая нацелена на развитие пратьяхары (чувства отделения от материальных и чувственных объектов). Следующая группа крий нацелена на становление дхараны (ментальной целеустремленности).

УПОМИНАНИЯ В ЙОГИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ

Хатха-Йога-Прадипика описывает Тадан крию, правда, под именем Маха ведха, следующим образом:

«Как прекрасная женщина, не познавшая мужчины, так и Маха бандха, и Маха мудра бессильны и бесполезны без Маха ведха (Тадан Крий). Садхака должен сесть в позу Маха бандха (падма-асана) и сделать пурака (вдох) с концентрированным умом. Дыхание должно быть остановлено по мере того, как начнет делаться Джаландхара бандха. Поместив обе ладони по каждую сторону тела на землю, садхака должен медленно поднять себя над землей. Затем ягодицами следует мягко ударять о землю. Посредством этой практики прана входит в сушумну, питала и ида объединяются, а это ведет к свободе. Тело становится подобным трупу. На этой стадии вдох должен быть окончен. Эта практика дарует многие сиддхи (психические силы). Она препятствует старению, уничтожает морщины и окрашивает в черный цвет седые волосы.

Мудрецы очень положительно отзываются об этой практике» (глава 3, стихи 2529).

Это достаточно хорошее описание Тадан крий, независимо от того, что она называется другим именем, и вне зависимости от того, что в данной технике используется джаландхара бандха. В крия йоге в данной технике джаландхара бандха не используется. Но эта деталь не столь важна, если человек практикует джаландхара бандха отдельно.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Для того, чтобы делать эту крию, необходимо сидеть в падма-асане. По сути дела, другой альтернативной позы не существует. Те же, кто не может сесть в падма-асану, должны сесть, скрестив ноги перед собой. Однако это положение значительно менее эффективно.

ПОЛОЖЕНИЕ РУК

Во время всей практики руки остаются жестко зафиксированными к полу по обе стороны от ягодиц. Существует два различных варианта их расположения:

1. Ладони лежат на полу. Пальцы вместе и направлены вперед.

2. Пятки ладоней прижаты к полу, а пальцы разведены в разные стороны.

На прилагаемом рисунке мы показываем только вариант № 1, а с вариантом № 2 вы можете проэкспериментировать самостоятельно. В принципе, эти варианты равноценны.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Эта практика должна быть разделена на четыре стадии.

 

Стадия № 1

Начальное положение

 

Сядьте в падма-асану (если вы не можете сидеть в падма-асане, то сядьте со скрещенными ногами). Поместите обе руки по обе стороны ягодиц, прижав их к полу. Руки должны быть выпрямлены, но расслаблены. Откройте глаза. Откиньте свою голову слегка назад. Таково начальное положение (см. рис. № 11).

 

 

Рис. 11

 

Стадия № 2

Вдох

 

Практикуйте шамбхави мудру; поддерживайте ее в течение всей практики. Слегка приоткройте рот. Медленно и глубоко вдохните ртом способом удджайи пранаяма. Представьте, что внутри вас проходит трубочка, которая связывает рот с муладхара чакрой. И как только вы это представите, ощутите, как дыхание направляется по ней к муладхара чакре. Дыхание должно быть аккумулировано, чтобы создавать давление на муладхару. Этот процесс показан на рисунке № 11. По мере окончания вдоха переходите к стадии № 3.

 

Стадия № 3

Удар ягодицами

 

Задержите дыхание. Зафиксируйте сознание на муладхара чакре. Практикуйте мягкую форму мула бандхи. Это вызовет легкие сокращения муладхары. Выпрямите руки, поднимите ягодицы и все тело над землей (см. рис. № 11а).

 

 

Рис. 11а

 

Ударьте ягодицами об пол. Таким образом, выпрямляя и ослабляя руки, начинайте раз за разом ударять о землю. Начинающим рекомендуется сделать это всего три раза. Постепенно порция должна быть увеличена до одиннадцати раз. Этот удар не должен быть жестким. В течение всей практики сознание должно быть зафиксировано на муладхаре. Затем переходите к стадии № 4.

 

 

Рис. 11б

 

Стадия № 4

Распространение

 

После завершения указанного числа ударов сядьте на пол. Прекратите выполнение мула бандхи. Расслабьте все тело. Выдохните с помощью удджайи пранаямы. Ощутите, как дыхание праны распространяется во всех направлениях от муладхара чакры (см. рис. № 11б). Это и есть окончание первого круга движений (стадии № 1—4). Проделайте семь таких кругов.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Не ударяйте ягодицами слишком сильно об пол, ибо в этом случае вы можете серьезно навредить себе. Внимательно следите за копчиком и ни в коем случае не ударяйте им об пол. Ягодицы и тыльная поверхность скрещенных ног должны ударять об пол одновременно.

ДЫХАНИЕ

Вдох и выдох должны делаться с помощью удджайи пранаямы. Вдох должен повлечь прану к муладхара чакре (рис. № 11).

Задержите дыхание на время ударов ягодицами (рис. № 11а). Выдохните, ощущая распространение праны от муладхара чакры (рис. № 11б). Если вы считаете нужным, то можете сделать один полный вдох и выдох в промежутке между подходами.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Вы должны быть сознательны относительно дыхания, межбровного центра (шамбхави мудра), физических движений, аккумуляции и распространения праны от муладхара чакры.

КОЛИЧЕСТВО УДАРОВ

Когда вы будете ударять ягодицами, количество ударов будет связано с вашей способностью задерживать дыхание. Начинающим рекомендуется делать это только три раза. Рекомендуем добавлять по одному удару через несколько дней, чтобы в конце придти к одиннадцати ударам.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Практика занимает в среднем одну минуту на круг движения, следовательно, полный комплекс займет около семи минут.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Тадан крия должна делаться после Мандуки мудры и перед Наумукхи.

НАУМУКХИ

(крия № 10)

На санскрите слово «нау» означает «девять»; «мукхи» означает «врата». Таким образом, данная крия может быть переведена как «мудра девяти ворот». Она имеет и более развернутое название, которое звучит как «закрытие девяти ворот». Это десятая крия, которая следует непосредственно за Тадан крией.

Первые девять крий мы классифицируем как техники пратьяхары. Наумукхи же первая из группы крий, нацеленных на развитие дхараны (концентрации). С этой стадии и далее ум становится все более и более целеустремленным.

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

В человеческом теле есть девять отверстий, или ворот, через которые происходит восприятие информации из внешнего мира. Они таковы: два глаза, два уха, две ноздри, рот, анус и сексуальный орган.

Есть также и десятые врата, которые называются Брахма двара (дверь Брахмы) и ведут к мистическому или трансцендентальному опыту и реализации. В обыденной жизни мы получаем всю информацию именно от этих девяти ворот. В Наумукхи же эти девять ворот временно закрываются. Это предотвращает внешние раздражения и помогает открыть десятую дверь.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

В Наумукхи используют следующие вспомогательные техники:

1. Удджайи пранаяма.

2. Кхетчари мудра.

3. Мула бандха.

4. Ваджроли мудра.

5. Иони мудра.

ВАДЖРОЛИ МУДРА

Слово «ваджроли» вытекает из слова «ваджра», которое имеет множество значений. В контексте ваджроли мудры «ваджра» соотносится с названием нерва, который связывает сексуальный орган с мозгом. Он может также восприниматься как психический проход, который зачастую ассоциируется с проходом сушумна. Этот канал напрямую связан с пробуждением могучих психических сил.

Существует два типа исполнения ваджроли мудры. Один из них связан с майтхуной (сексуальным контактом при определенных вышеупомянутых условиях), а другой с одной из форм раджа-йоги. В крия йоге он стал использоваться значительно позднее.

Техника его такова: сядьте в любую удобную позицию. Поместите руки на колени и расслабьте все тело. Постарайтесь поднять сексуальный орган вверх посредством небольших толчков и напряжения сексуального органа и низа живота. Это усилие подобно тому, которое вы делаете, когда выпускаете мочу. Но в этот раз моча должна быть задержана на некоторое время. Тестикулы у мужчины и вагина у женщины должны двигаться мягко для того, чтобы вызвать сокращения. Это — простая форма ваджроли мудры.

Цель этого упражнения — превратить ретас (сексуальную энергию) в оджас (высоко очищенную праническую или психическую энергию). Этот процесс называется Урдхва ретас — сублимация сексуальной энергии. Прана — это и оджас, и ретас в одном существе; ваджроли же помогает вызвать сублимацию грубого ретас а в более тонкий и очищенный оджас.

ЙОНИ МУДРА

Слово «йони мудра» может быть переведено как «взывание к источнику». Йони мудра также широко известна как шанмукхи мудра, которая означает «позу семи ворот». Прежде, чем вы приступите к исполнению Наумукхи, мы рекомендуем практиковать йони мудру в течение нескольких дней.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Для мужчины это должна быть сиддха-асана, для женщины — сиддха-йони-асана. Эти две асаны наиболее приемлемы для того, чтобы создавать постоянное давление на муладхара чакру в области промежности.

Если вы не можете сесть в эту асану, вы должны выбрать нечто подобное и удобное. Если необходимо, можно использовать подушку.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Сядьте в сиддха-асану или в сиддха-йони-асану. Поддерживайте спину прямой, но расслабленной. Закройте глаза и держите их закрытыми в течение всей практики. Выполните кхетчари мудру. Поместите руки на колени и расслабьте руки. Глубоко выдохните и наклоните голову мягко вперед, как это показано на сопроводительном рисунке № 12. Отсюда начинайте первый цикл движения.

 

 

Рис. 12

 

Зафиксируйте свое внимание на муладхара чакре. Повторите «муладхара» ментально три раза. Это повторение должно проводиться на задержке дыхания. Затем вдохните способом удджайи пранаяма и начните продвигать сознание вверх по каналу арохан, как это показано на прилагаемом рисунке № 12. Ощутите прохождение вашего сознания через поля следующих чакр: свадхистана, манипура, анахата, вишудхи. Не называйте их ментально, лишь касайтесь сознанием по мере прохождения. Начинайте поднимать голову, когда сознание начнет двигаться от вишудхи к бинду (рис. № 12а). Вдох должен быть полностью завершен, когда сознание достигнет бинду. Задержите дыхание. Начните исполнять йони мудру, закрыв большими пальцами уши, указательными пальцами глаза, средними пальцами ноздри, а безымянными и мизинцами рот (рис. № 12б). Не надо надавливать пальцами слишком сильно, достаточно лишь четко фиксировать положение закрытости «ворот». Исполните мула бандху, но без джаландхара бандхи. Исполните ваджроли мудру. На этой стадии все «врата» пребывают закрытыми. Затем переведите внимание на канал аварохан.

 

 

Рис. 12а

 

 

Рис. 12б

 

Постарайтесь визуализировать блестящий медный трезубец (тришу), который располагается в области позвоночника, основанием своим упираясь в муладхару, а три зубца вытягивая над вишудхи чакрой (рис. № 12в).

 

 

Рис. 12в

 

Продолжайте задержку дыхания. От вишудхи трезубец начинает медленно подниматься вверх таким образом, что центральный зуб пронзает бинду. Как только трезубец пронзит бин-ду, ментально произнесите мантру «бинду бхедан» (буквально «пронзание бинду»). Прочувствуйте, как мантра начинает распространяться во все стороны от бинду (рис. № 12г). Когда же это произойдет, трезубец начинает опускаться в исходное положение, указанное на рисунке № 12в. Затем повторите подъем трезубца еще раз. Еще раз произнесите мантру «бинду бхедан». Затем снова опустите трезубец. Проделывайте эту манипуляцию с трезубцем настолько долго, насколько у вас, естественно, будет хватать задержки дыхания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных