Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дифференциация общественных центров.

Система общественных центров города и общегородской центр.

 

Система общественных центров города и общегородской центр. Архитектурно-планировочная организа­ция городского центра обусловливается его социальным содержанием, перспективами развития города, принципом построения центра как системы ансамблей, связанных с окружающей природой и историческими к архитектурными традициями.

Главными функциями городских центров являются: общественно-политическая актив­ность, управление и культура; важное зна­чение имеют также образование, наука и торгово-бытовое обслуживание; значитель­на роль центра в организации транспорта, связи и коммунально-бытовом обслужива­нии. При реконструкции центральные райо­ны необходимо освобождать от функций, им не свойственных, и выносить с их тер­риторий промышленные предприятия, скла­ды, больницы и др.

Центры городов – столиц, курортов, портовых городов, центров туризма и др. – имеют также особые функ­ции, которые определяют необходимость предусматривать при проектировании объ­екты международного, союзного и респуб­ликанского значения, обслуживание тури­стов, отдыхающих и т. д. Общественный центр современного города следует проек­тировать как многофункциональную про­странственно развитую систему, охваты­вающую селитебные территории, места при­ложения труда и зоны массового отдыха.

При проектировании системы общественных центров в проектах районной планировки, генеральных планах городов, проектах де­тальной планировки центров и отдельных ансамблей последовательно решаются три задачи: определение размещения и состава центров обслуживания в системах группо­вого расселения, формирование системы центров впределах города и создание об­щегородского центра в новых городах или преобразование исторически сложившихся.

Система об­щественных центров является основой фор­мирования взаимосвязанных архитектурных ансамблей, разнообразных по своему содержанию, пространственной композиции к занимающих доминирующие по природным условиям и структуре города места.

Общественные центры должны иметь удобные транспортные и пешеходные связи с жилыми районами,местами приложения труда, зонами отдыха и транспортными магистралями. Важнейшим требованием при проектирования центров, является обеспе­чение возможности развития системы в це­лом и отдельных ансамблей.

Система общественных центров в крупнейших городах вклю­чает в наиболее развитом виде: I – обще­городской центр («ядро» центра; централь­ный район; специализированные центры об­щегородского и внегородского значения), II – центры планировочных районов; III– центры жилых районов и микрорайонов; IV – центры в местах приложения труда и в производственно-селитебных районах; V – специализированные центры районного зна­чения; VI – центры в зонах отдыха.

В общегородском центре (центральном районе), центрах планировочных, жилых, промышленных, производственно-селитеб­ных районов и зон массового отдыха раз­мещаются общественные здания и учреж­дения различного функционального назначе­ния – административные, культурно-просве­тительные, зрелищные, торговые и др., ко­торые рассчитываются, как правило, на 1000 жителей города с учетом населения тяготеющих к городу населенных мест.

Главным звеном в системе является обще­городской центр. В центрах планировочных районов число, состав и размещение кото­рых определяются структурой города, раз­мещаются общественные здания, обслужи­вающие в основном население нескольких жилых районов, а также рабочих и служащих учреждений и предприятий района. В целях разгрузки центральных районов и приближения обслуживания к населению в центрах планировочных районов распола­гаются также и объекты городского значения. Центры жилых районов и микрорайо­нов рассчитываются исходя из количества обслуживаемого ими населения в радиусе для жилого района до 1500 м и микрорайо­на до 500 м. Кинотеатры, библиотеки, уни­вермаги др. целесообразно укрупнять и проектировать исходя из обслуживания нескольких жилых районов.

Специализированные центры формируют­ся преимущественно из учреждений одного вида обслуживания пли функционально тес­но взаимосвязанных видов зданий – комп­лексы учебных заведении, лечебно-профи­лактических и оздоровительных учрежде­ний; спортивные центры, музеи-заповедни­ки, выставки и др. Многие специализиро­ванные центры, особенно в столицах и крупнейших городах, имеют внегородское значение и обслуживают население страны, республик, регионов, областей и т. д.

При проектировании системы общественных центров целесообразно здания, сооружения и пространства делить на следующие груп­пы: 1 – здания государственных админи­стративных, партийных и общественных организаций, площади для демонстраций, ме­мориальные комплексы, объекты монумен­тальной пропаганды и т. п.; 2 – здания плановых и финансовых учреждений, про­мышленных и торговых объединений, строительных и проектных организаций, вычи­слительные центры и др.; 3 – театры, кон­цертные залы, библиотеки, кинотеатры, му­зеи, выставки, парки, Дворцы спорта и т. п.; 4 – научные учреждения и институты, учеб­ные заведения; 5 – учреждения массовой информации (радио, печать, телевидение, издательства); 6 – универмаги, магазины, рестораны, Дома быта; 7 – сооружения для материально-технического обслуживания основных функций центра и производствен­ные объекты, связанные с этими функция­ми; 8 – транспортные устройства и соору­жения.

Государственные административные и общественные учреждения внегородского и городского значения формируют вместе с театрами, музеями, концертными залами ведущие ансамбли центра, объединяясь с площадями для демонстраций и народных празднеств, мемориальными сооружениями, посвященными великим историческим датам и событиям, памяти выдающихся деятелей истории, революционного движения, куль­туры, науки и техники.

Функции городских центров как средо­точия органов управления и общественных организаций определяют требования к со­ставу, объему и размещению объектов ад­министративно-общественного и делового назначения. Эти здания и сооружения при их размещении в системе центров делятся по своим функциям на две категории: объ­екты, связанные с органами государствен­ного управления и общественными органи­зациями союзного, республиканского, крае­вого, областного, городского и районного значения, и объекты, связанные с планиро­ванием и управлением народным хозяйст­вом, промышленностью, строительством, транспортом, сельским хозяйством.

Здания Верховных Советов, краевых и областных исполкомов, городских Советов и здания ЦК компартий, обкомов и край­комов следует размещать на главных пло­щадях городских центров.

В малых и средних городах разме­щаются в центрах органи­зации управления, финансирования и свя­зи.

Объекты связанные с управлением производством. проектными и научно-исследо­вательскими работами, размещаются в ад­министративно-деловых зонах общегород­ских центров, в центрах планировочных и производственно-селитебных районов или формируют специализированные центры.

Развитие общественной жизни связано с повышением активности массовых организа­ций трудящихся – профсоюзов, комсомола, культурно-просветительных, научных и дру­гих обществ – и с формированием новых типов общественных зданий. При проекти­ровании центров необходимо обществен­ные организации объединять и формировать крупные многофункциональные комп­лексы – Дом профсоюзов, Дом творческих союзов, Дворец техники, Дворец молодежи.

Театры, музеи, концертные залы, библи­отеки являются важнейшими элементами ансамблей городских центров. Развитие многообразных форм культурно-просвети­тельной работы, народного творчества, мас­совой информации (радио, телевидение, пе­чать), повышение культуры досуга также обусловливают формирование новых типов зданий и комплексов – телевизионные и киностудии, крупные издательские центры, народные университеты и др.

При проектировании культурно-просве­тительных и зрелищных учреждений города необходимо исходить из принципа макси­мального объединения их в центры куль­туры и искусства. При группировке учреждений следует учитывать их значение (об­щесоюзное, национальное, общегородское и т. д.); функциональное назначение (куль­турно-просветительные, зрелищные, музейно-выставочные, отдыха и пр.) и контингент обслуживаемого населения (дети, мо­лодежь, туристы и т. п.).

Дворцы и Дома пионеров и школьников могут размещаться в общегородских цент­рах, особенно в малых городах и городах средней величины, учитывая наилучшую доступность центров городов. В больших и крупных городах внешкольные учреждения целесообразно размещать в составе центров планировочных районов или как самостоя­тельные комплексы, связанные с парками и имеющие хорошую транспортную доступность.

Объекты, обслуживающие туризм – До­ма туристов, областные, городские и районные клубы, бюро путешествий и экскур­сий, гостиницы и др. следует размещать вобщегородских центрах, а в крупнейших го­родах – также в центрах планировочныхрайонов и за пределами города в природ­ном окружении или в удобной связи с па­мятниками истории, архитектуры и заповед­никами (автопансионаты, туристские базы, мотели и др.).

Функции торгово-бытового обслужива­ния при формировании городских центров сохраняют важное значение, но в связи с приближением предприятий к жилищу и местам приложения труда, развитием тор­говли по каталогам и заказам, все более тесной связи многих видов услуг с промышленными предприятиями характер пред­приятий торговли и общественного питании при формировании и реконструкции город­ских центров будет изменяться. Основными перспективными тенденциями являются укрупнение предприятий торгово-бытового обслуживания и объединение их в центры, повышение удельного веса предприятии уникального профиля, резкое возрастание в городских центрах потребностей в новом типе предприятий, так называемых банкетно-зрелищных, объединяющих питание с от­дыхом и развлечением; модернизация в центрах предприятий и превращение их в специализированные.

В городских центрах размещаются жи­лые дома, при этом в реконструируемых го­родах жилые кварталы в настоящее время занимают 80% и более территории центров, в перспективе будет увеличиваться территория, занятая общественными зданиями.

В композиции центра должны быть чет­ко выделены главные ансамбли, домини­рующие по своему социальному содержа­нию и архитектуре: площади и группы пло­щадей, главная улица или проспекты, кото­рые должны располагаться на доминирую­щих по структуре плана и природным ус­ловиям местах. При зонировании центра, ор­ганизации магистралей и пешеходных пу­тей композиционно выявляются ведущие общественные здания и пространства, исто­рические и архитектурные памятники, наи­более красивые по природным условиям места. Ансамбли в современных центрах необходимо строить из укрупненных элемен­тов, объединяя здания в пространственные комплексы, разнообразные по силуэту, при­менению новых пространственных конструк­ций и современных материалов.

В генеральных планах городов и проек­тах детальной планировки центральных районов целесообразно разрабатывать схемы размещения монументов и мемориальных комплексов, определяя примерный состав памятников и монументов, их расположе­ние, связь с природным окружением и ос­новными ансамблями общественных зданий. Современные масштабы городов делают особо актуальной проблему создания круп­ных монументов и мемориальных комплек­сов, для которых необходимо резервировать территории в генеральных планах городов

Удобная транспортная доступность цент­ра (с затратами времени не более 20 мин) является одним из основных требований при выборе места расположения центра. При планировке центра основными общими требованиями в отношении организации транспорта являются: установление удоб­ной связи центра с устройствами внешнего транспорта (вокзалами, аэропортом и т. д.); изоляция центра от тран­зитного движения; выделение в центре пе­шеходной зоны и пешеходных путей; раз­мещение основных объектов массовой посе­щаемости (магазины, театры и др.) на расстоянии не более 180-200 м (не более 3 мин. хода) от остановок массового пас­сажирского транспорта; организация улиц и проездов на территории центра, обеспе­чивающая удобство подъездов и безопас­ность движения; четкое отделение подъез­дов к учреждениям грузового транспорта от подходов посетителей; достаточная пло­щадь автостоянок и рациональное их раз­мещение. Важное значение для архитекту­ры и структуры центра имеет организация пешеходных зон – площадей и пешеходных улиц. В центрах крупных и крупнейших го­родов необходимо предусматривать исполь­зование подземного пространства как для решения транспортных проблем, так и для размещения различных сооружений и устройств.

Дифференциация общественных центров. Увеличение числа личных автомобилей привело к изменениям учреждений торговли Торговые учреждения в жилых массивах теряли покупателей, которые все чаще стали поль­зоваться услугами районных центров. Районные центры, чтобы конкурировать с общегород­скими и торговыми центрами на автомобильных дорогах, должны были иметь большую группу магазинов, усиливающих концентрацию торговли. Мелкие магазины стали размещать на больших расстояниях друг от друга и торговлю концентрировать в районных центрах.

В целом при размещении центров обслуживания, создании их систем в городах, агло­мерациях, районах градостроители столкнулись с проблемой: концентрировать различные учреждения обслуживания в центрах или рассредоточивать их, не создавая крупных цен­тров? По причине резкого роста числа индивидуальных автомобилей в странах Запада уси­лилась тенденция централизации обслуживания, концентрации большого числа учреждений. Передвижение на автомобиле позволяло делать покупки в более отдаленных точках, но пол­нее представляющих набор услуг. В соответствии с этим требовалась более редкая сеть цен­тров. В то же время концентрация учреждений в крупных центрах ухудшала условия обслу­живания населения, не пользующегося индивидуальными автомобилями.

В решении этой проблемы в градостроительстве разных стран наблюдалось формиро­вание типов центров: городских, центров крупных городских районов, центров микрорай­онов на 12-15 тыс. человек. Объемы различных центров и концентрация в них учреждений обслуживания зависели от конкретных условий регионов и городов.

Одной из главных задач формирования этих городских центров стало их возвращение пешеходам, что требовало дифференциации транспортного и пешеходного движения, преж­де всего в разных уровнях, создания подземных и полуподземных автостоянок. Пешеходные площадки для прогулок и отдыха стали насыщать зеленью, элементами благоустройства, связывая их в одном уровне. Для пешеходов проектировщики стремились создавать чередова­ние видовьк картин на путях движения, насыщать построение пешеходных пространств их связями, раскрытиями, перетеканиями одного в другое. Зоны пешеходного движения, свобод­ные от автомобилей и организованные для отдыха, становились местами прогулок населения.

Развитие этих принципов иллюстрируют городские центры Большого Стокгольма, ко­торые стали достижением послевоенного градостроительства, где сложилась система цен­тров нескольких уровней:

1. Центры низшего уровня, расположенные на расстоянии максимум 300 м от жилых зданий, включали небольшое число магазинов с товарами ежедневного потребления и были рассчитаны на 3-6 тыс. человек. Эти небольшие торговые комплексы при необходимости до­полнялись магазинами в районах индивидуальной застройки. Центры этого уровня имели торговую площадь менее 1500 м.

2. Центры среднего уровня с торговой площадью 2500-5000 м.

3. Центры высшего уровня с торговой площадью 10000-30000 м в зависимости от ве­личины района.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Классификация улиц и площадей по функциональному назначению. | Основы формирования композиции жилой застройки.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных