Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Итоговое занятие по разделу «Гигиена детей и подростков».

 

Подготовиться к итоговому занятию по контрольным вопросам и тестовым заданиям.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Здоровье детей и подростков: определение, понятия индивидуального и популяционного здоровья, показатели и критерии, методы изучения. Факторы, определяющие здоровье.

2. Профилактические медицинские осмотры, группы здоровья детей и подростков. Система профилактики нарушений здоровья детей и подростков.

3. Физическое развитие и биологический возраст: определения, показатели, значение, методы исследования и оценки физического развития, их характеристика.

4. Основные закономерности роста и развития детей и подростков. Возрастная периодизация: понятие, классификации, применение в практике здравоохранения.

5. Физиолого-гигиенические основы организации деятельности детей и подростков.

6. Анатомо-физиологические особенности детского организма.

7. Работоспособность детей и подростков: определение, фазы, факторы, ее определяющие. Методы изучения работоспособности.

8. Утомление и переутомление: понятия, причины развития, признаки. Методы изучения утомления и функционального состояния организма. Профилактика утомления и переутомления.

9. Гигиенические требования к режиму дня детей дошкольного и школьного возраста. Гигиенические требования к расписанию общеобразовательного учреждения.

10. Адаптация детей и подростков к условиям образовательного учреждения. Школьная зрелость: определения, оценка.

11. Физиологические основы правильного положения тела (позы). Мебель и оборудование: гигиенические требования.

12. Врачебно-педагогический контроль за подбором мебели, расстановкой в помещениях и рассаживанием детей.

13. Нарушения осанки у детей и подростков: виды, причины, методы исследования, профилактика в образовательных учреждениях и в семье.

14. Близорукость: причины и условия формирования у детей и подростков, меры профилактики в образовательных учреждениях и в семье.

15. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация: определения, этапы, задачи, КПЗФ, методы их определения.

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

 

Выберите все правильные ответы

1. Оценка эффективности физкультурного занятия для дошкольников проводится по показателям:

a) моторной плотности занятия

b) общей плотности занятия

c) среднего уровня частоты сердечных сокращений

Выберите один правильный ответ

2. Гигиенически эффективным для школьников основной медицинской группы является урок физкультуры, характеризующийся следующими показателями:

a) моторная плотность - 60%, максимальный прирост пульса - 50%, восстановление его к концу урока

b) моторная плотность - 80%, максимальный прирост пульса - 100%, восстановление его на 3-й минуте после урока

c) моторная плотность - 80%, прирост пульса - 110%, восстановление его на 7-й минуте после занятия

d) моторная плотность - 50%, прирост пульса - 100%, восстановление его на 6-й минуте после занятия

3. Занятия с учащимися подготовительной группы физического воспитания организуются:

a) вместе с основной, по той же программе, с той же нагрузкой, но без сдачи нормативов

b) вместе с основной, по той же программе, но со сниженной нагрузкой и без сдачи нормативов

c) вместе с основной, но по своей программе

d) вне сетки расписания, по своей программе

Выберите все правильные ответы

4. Для санитарно-эпидемиологической оценки организации физкультурных занятий с детьми используются следующие показатели:

a) общая продолжительность и структура занятия

b) общая и моторная плотность занятия

c) показатели реакции организма на физическую нагрузку

d) результаты исследования скоростно-силовых качеств

e) содержание занятия

5. Для количественной оценки двигательной активности используются:

a) анкетирование с анализом продолжительности двигательной деятельности

b) хронометраж с расчетом продолжительности динамического компонента в режиме дня

c) непрямая калориметрия

d) хронометражно-табличный метод расчета суточных энергозатрат

e) шагометрия

6. Распределение школьников на основную, подготовительную и специальную группы физического воспитания осуществляется с учетом:

a) пола

b) состояния здоровья

c) физической подготовленности

d) желания учащегося или его родителей

e) штатного расписания преподавателей физкультуры

7. Перевод учащегося из специальной медицинской группы в подготовительную осуществляется на основании:

a) течения основного заболевания

b) результатов выполнения нормативов физической подготовленности

c) результатов функциональных проб

d) желания ребенка или его родителей

e) успеваемости по физической культуре

8. К основным принципам закаливания относятся:

a) учет состояния здоровья и степени закаленности

b) постепенность, систематичность

c) комплексность

d) создание положительной мотивации

e) малая трудоемкость организации

9. Абсолютными противопоказаниями к проведению водного закаливания являются:

a) частые простудные заболевания

b) острые воспалительные процессы

c) хронические воспалительные заболевания почек

d) пороки сердца в стадии субкомпенсации

e) реконвалесценция после простудного заболевания

10. При организации закаливания после перенесенного ребенком заболевания необходимо учитывать:

a) состояние здоровья ребенка

b) характер перенесенного заболевания

c) длительность лихорадочного периода

d) степень закаленности ребенка

e) время года

11. Гигиеническими принципами организации физического воспитания являются:

a) наличие оптимального двигательного режима

b) дифференцированное применение форм и средств физического воспитания

c) систематичность занятий, постепенность увеличения нагрузки и комплексное использование средств и форм воспитания

d) создание благоприятных санитарно-гигиенических условий

12. Применение форм и средств физического воспитания должно производиться с учетом:

a) возраста

b) пола

c) состояния здоровья

d) физической тренированности

13. К мерам профилактики травматизма во время занятий по физической культуре относятся:

a) соответствие характера и организации физических упражнений возрасту, полу и состоянию здоровья учащихся

b) правильная организация разминки во время занятия

c) подбор оборудования в соответствии с морфофункциональными особенностями учащихся и его исправность

d) создание оптимальных санитарно-гигиенических условий

e) использование учащимися спортивной одежды и обуви

14. Наиболее эффективные пути повышения двигательной активности детей в условиях ДОУ:

a) включение дополнительного физкультурного занятия в зале

b) активизация двигательной активности на прогулках

c) проведение физкультурного занятия на открытом воздухе

d) организация дополнительных занятий с тренерами на платной основе

15. Основные направления работы по повышению двигательной активности школьников:

a) создание мотивации к занятиям физкультурой и спортом, в том числе и самостоятельным

b) повышение эффективности уроков физкультуры

c) использование малых форм занятий в режиме учебного дня

d) расширение сети учреждений для занятий физической культурой и спортом, увеличение их материальной базы

e) активное привлечение школьников в профессиональный спорт

Выберите один правильный ответ

16. При правильном рассаживании учащихся в классе учитывается:

a) длина тела учащегося, состояние органов слуха и зрения, склонность к простудным заболеваниям

b) длина тела учащегося, склонность к простудным заболеваниям, успеваемость

c) длина тела учащегося, заболевания органов слуха и зрения, склонность к простудным заболеваниям, успеваемость, желание учащегося

Выберите все правильные ответы

17. При правильной посадке учащегося:

a) дистанция сидения отрицательная, от -4 до -8 см

b) дистанция сидения положительная, от +4 до +8 см

c) туловище школьника отодвинуто на 4—6 см от края стола

d) туловище школьника отодвинуто на 10-12 см от края стола

e) от 2/3 до 3/4 бедра лежит на сидении

18. При расстановке школьной мебели в классе нормируются:

a) минимальное расстояние до классной доски

b) максимальное расстояние до классной доски

c) минимальное расстояние до стен (перегородок)

d) минимальный угол рассматривания классной доски

e) максимальный угол рассматривания классной доски

19. Меры профилактики нарушений осанки учащихся:

a) подбор мебели в соответствии с антропометрическими показателями учащихся

b) обучение учащихся навыку правильной посадки

c) контроль за соблюдением на протяжении всего урока наиболее рациональной позы

d) чередование на протяжении урока рациональных поз

e) пересаживание учащихся крайних рядов 2 раза в год

20. Предпочтительные характеристики школьной мебели с физиолого-гигиенических позиций:

a) мягкое сиденье

b) наклон сиденья кзади

c) плоское твердое сиденье

d) наклонная крышка стола

e) горизонтальная крышка стола

Выберите один правильный ответ

21. Для изучения умственной работоспособности детей старшего дошкольного возраста следует использовать:

a) корректурную буквенную пробу

b) тест-арифметические вычисления

c) эргометрию

d) корректурную фигурную пробу

e) тест Векслера

22. Мероприятия, направленные на профилактику переутомления, целесообразно проводить в фазе:

a) врабатывания

b) устойчивой работоспособности

c) снижения работоспособности - зоне неполной компенсации

d) снижения работоспособности - зоне конечного порыва

e) снижения работоспособности - зоне прогрессивного падения работоспособности

23. Основным методом изучения организации занятий школьников является:

a) исследование латентного периода зрительно-моторной реакции до и после занятий

b) исследование умственной работоспособности с помощью корректурных проб до и после занятий

c) исследование субъективного состояния с помощью теста САН (самочувствие, активность, настроени до и после занятий

d) хронометраж урока

e) изучение «выживаемости» знаний после урока

24. Определение готовности к систематическому обучению в школе должно проводиться:

a) однократно - непосредственно перед поступлением в школу

b) однократно - за год до поступления в школу

c) двукратно - за год до поступления и непосредственно перед поступлением в школу

d) двукратно - за 2 года до поступления и непосредственно перед поступлением в школу

Выберите все правильные ответы

25. Факторы, вызывающие напряжение функциональных систем организма ребенка при поступлении в школу:

a) изменение динамического стереотипа

b) снижение двигательной активности

c) повышение двигательной активности

d) повышение статической нагрузки

e) усложнение дисциплинарных требований

Выберите один правильный ответ

26. Показанием к началу физкультурных минут на уроке является:

a) 20-я минута 45-минутного урока

b) 30-я минута 45-минутного урока

c) появление первоначальных признаков утомления у отдельных учащихся

d) появление первоначальных признаков утомления у большинства учащихся

Выберите все правильные ответы

27. При нормировании различных видов деятельности детей и подростков учитываются:

a) морфофункциональная зрелость организма

b) пол

c) состояние здоровья

d) функциональное состояние организма

e) необходимость развивающей, тренирующей роли деятельности

28. Во вторую смену санитарными правилами запрещена организация занятий для учащихся:

a) 1 классов

b) классов компенсирующего обучения

c) 5 классов

d) 7 классов

e) 11 классов

29. Основными фазами кривой работоспособности являются:

a) фаза врабатывания

b) фаза устойчивой работоспособности

c) фаза снижения работоспособности - зона неполной компенсации

d) фаза снижения работоспособности - зона конечного порыва

e) фаза снижения работоспособности - зона прогрессивного падения работоспособности

30. Группы риска нарушения адаптации к условиям систематического обучения включают:

a) леворуких детей

b) гиперактивных детей с дефицитом внимания

c) медлительных детей

d) детей, не достигших 7 лет к началу обучения

e) детей с высоким уровнем тревожности

31. Гигиенические принципы составления расписания занятий в школе:

a) учет трудности предмета

b) учет физиологической кривой дневной и недельной работоспособности

c) расположение занятий с динамическим компонентом в часы и дни наивысшей работоспособности

d) расположение занятий с динамическим компонентом в часы и дни начинающегося утомления

e) расположение занятий с динамическим компонентом в часы и дни выраженного утомления

32. Гигиеническая рациональность организации урока определяется по следующим показателям:

a) плотность урока

b) количество, продолжительность и чередование видов учебной деятельности

c) психологический климат на уроке

d) наличие физкультурных минуток

e) чередование поз учащегося

33. При определении готовности к систематическому обучению необходимо оценивать

a) состояние здоровья

b) физическое развитие

c) психофизиологическую зрелость

d) умение читать

e) умение писать

34. Правильно организованная физкультурная пауза на уроке:

a) длится 1-2 минуты

b) длится 4-5 минуты

c) включает упражнения для снятия утомления с мышц кисти, туловища

d) включает упражнения для глаз

e) включает упражнения для улучшения мозгового кровообращения

35. В режиме дня детей и подростков необходимо обязательно предусматривать наличие таких элементов, как:

a) двигательная активность на свежем воздухе

b) занятия в спортивных секциях

c) кружковые занятия

d) свободное время

36. Принципами организации ступенчатого режима обучения для первоклассников являются:

a) сокращение длительности урока до 35 минут на протяжении всего учебного года

b) постепенное увеличение длительности урока от 35 до 45 минут на протяжении учебного года

c) сокращение числа уроков на протяжении всего учебного года

d) постепенное увеличение числа уроков

e) постепенное укорочение перемен

37. Признаки утомления у детей и подростков:

a) снижение продуктивности деятельности

b) вначале - ослабление внутреннего торможения, а затем его усиление

c) вначале - усиление внутреннего торможения, а затем его ослабление

d) появление астеноневротических реакций

e) ухудшение регуляции физиологических функций

38. Основными принципами построения режима дня детей и подростков являются:

a) оптимальная продолжительность всех видов деятельности

b) чередование видов деятельности

c) регулярность видов деятельности

d) учет морфофункциональных возможностей организма

e) свободный режим

39. Для облегчения адаптации к условиям и режиму дошкольного образовательного учреждения предусматривается:

a) заблаговременное проведение прививок

b) заблаговременный переход на режим ДОУ

c) постепенное увеличение пребывания в ДОУ

d) увеличение двигательной активности ребенка вне ДОУ

e) уменьшение двигательной активности ребенка вне ДОУ

Выберите один правильный ответ

40. Биологический возраст - это:

a) период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования

b) совокупность морфофункциональных свойств организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития

c) период от зачатия до момента обследования

d) период от зачатия до момента рождения

41. Общей закономерностью изменения степени влияния биологических и социальных факторов на нервно-психическое развитие ребенка является:

a) уменьшение влияния биологических и увеличение влияния социальных факторов с возрастом

b) увеличение влияния биологических и уменьшение влияния социальных факторов с возрастом

c) увеличение влияния и биологических и социальных факторов с возрастом

d) уменьшение влияния и биологических и социальных факторов с возрастом

e) степень влияния факторов с возрастом практически не меняется

Выберите все правильные ответы

42. Основные группы теорий акселерации:

a) генетическая

b) физико-химическая

c) теория комплекса факторов условий жизни

d) социально-гигиеническая

43. Факторы, способствующие развитию экологически обусловленной патологии у детей и подростков:

a) наследственная предрасположенность

b) наличие морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний

c) нарушения режима дня, двигательной активности, питания

d) неблагополучный статус семьи

e) климато-географические и геохимические особенности региона

44. Закономерности роста и развития организма детей:

a) неравномерность роста и развития

b) увеличение энерготрат на единицу массы тела с возрастом

c) гетерохронность роста и развития

d) половой диморфизм

e) обусловленность роста и развития наследственными и средовыми факторами

45. Возрастная периодизация:

a) необходима для организации образовательно-воспитательной деятельности детей разного возраста

b) необходима для определения возраста поступления ребенка в детское учреждение, начала трудовой деятельности

c) необходима для гигиенического нормирования факторов окружающей среды

d) базируется на неравномерности роста и развития

e) базируется на теории биологической надежности функциональных систем и организма в целом

46. Биологический возраст можно установить по следующим данным:

a) длине тела и ее погодовой прибавке

b) массе тела и ее соответствии средним возрастным показателям

c) развитию вторичных половых признаков

d) наличию точек окостенения

e) числу постоянных зубов

47. Комплексный метод оценки физического развития детей позволяет:

a) учесть гетероморфность и гетерохронность развития

b) учесть своевременность физического развития

c) производить взаимосвязанную оценку длины и массы тела

d) учесть асимметрию в распределении ряда признаков физического развития

48. Проявления полового диморфизма:

a) более раннее начало полового созревания у девочек

b) более раннее начало полового созревания у мальчиков

c) более раннее завершение процессов роста у девочек

d) более раннее завершение процессов роста у мальчиков

e) двойной перекрест ростовых кривых

49. Для сравнительной оценки физического развития детей и подростков целесообразно использовать:

a) среднеарифметические показатели длины тела

b) среднеарифметические показатели массы тела

c) среднеарифметические величины функциональных показателей

d) число детей с биологическим возрастом, соответствующим паспорту

e) число детей с гармоничным морфофункциональным состоянием

50. Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме имеет значение для:

a) назначения индивидуальных рекомендаций по профилактике и лечению заболеваний

b) индивидуального нормирования физической и умственной нагрузки

c) оценки состояния здоровья коллектива и его динамики

d) выделения группы риска развития заболевания

e) оценки состояния здоровья индивидуума и его динамики

51. Основные условия правильной организации антропометрических исследований:

a) использование унифицированной методики

b) наличие стандартизованного инструментария

c) проведение измерений на обнаженном теле в положении, соответствующем методике измерения

d) проведение измерений в утренние часы в теплом светлом помещении

52. Физическое развитие детей и подростков зависит от:

a) биологических факторов

b) социальных факторов

c) состояния здоровья

d) методов исследования

e) методов оценки

53. Наиболее информативны в дошкольном возрасте (4–6 лет) следующие показатели биологического развития:

a) длина тела

b) погодовая прибавка длины тела

c) число постоянных зубов

d) изменение пропорций телосложения

e) степень развития вторичных половых признаков

54. Наиболее информативны в старшем школьном возрасте (14–17 лет) сле­дующие показатели биологического развития:

a) длина тела

b) погодовая прибавка длины тела

c) число постоянных зубов

d) изменение пропорций телосложения

e) степень развития вторичных половых признаков

55. Экосенситивные периоды в жизни ребенка:

a) 3-й год жизни

b) 5-й год жизни

c) 11–13-й годы жизни

d) пубертатный

56. Приоритетные исследования факторов среды обитания детской популяции с более высокой, чем в среднем по региону, заболеваемостью кариесом:

a) изучение планировочного решения и санитарно-противоэпидемического режима детских учреждений

b) изучение организации медицинского обеспечения

c) изучение фактического питания детей и подростков

d) изучение техногенного загрязнения окружающей среды

e) изучение организации водоснабжения и качества питьевой воды

f) изучение организации профилактических прививок

57. Приоритетные исследования факторов среды обитания детской популяции с более высокой, чем в среднем по региону, распространенностью заболеваний щитовидной железы и задержкой физического и психического развития:

a) изучение планировочного решения, санитарно-технического благоустройства и санитарно-противоэпидемического режима детских учреждений

b) изучение фактического питания детей и подростков

c) изучение техногенного загрязнения окружающей среды

d) изучение организации физического воспитания

e) изучение организации профилактических прививок

Выберите все правильные ответы

58. Основными принципами медицинского обеспечения детей и подростков являются:

a) систематическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей

b) принцип этапного лечения заболеваний

c) принцип диспансерного метода наблюдения детей

d) принцип приоритетного обследования детей групп риска

59. Основные этапы профилактических осмотров детей и подростков:

a) доврачебный этап с использованием скрининг-тестов

b) врачебный этап

c) специализированный этап

d) клинический этап

60. Комплексное оздоровление детей в образовательных учреждениях для детей и подростков предусматривает:

a) организацию тренировки аппарата аккомодации детей с миопией и предмиопией

b) физиотерапевтическое лечение детей с заболеваниями носоглотки

c) организацию занятий ЛФК для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

d) щадящее питание, витамино- и фитотерапию для детей с заболеваниями почек и органов пищеварения

e) медикаментозное лечение ОРВИ

Выберите один правильный ответ

61. Основные признаки здоровья ребенка:

a) отсутствие на момент обследования болезней, нормальный уровень функций, соответствующее возрасту развитие

b) нормальный уровень функций, гармоничное, соответствующее возрасту развитие

c) отсутствие на момент обследования болезней, нормальный уровень функций, гармоничное, соответствующее возрасту развитие

d) отсутствие на момент обследования болезней

62. При врачебном осмотре ребенка с участием специалистов диагностирован хронический гастрит в стадии обострения. Физическое развитие отстает от возраста, дисгармоничное за счет дефицита массы тела. Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп. Данный ребенок относится к группе здоровья:

a) 1-й

b) 2-й

c) 3-й

d) 4-й

e) 5-й

63. При врачебном осмотре ребенка с участием специалистов хронических за­болеваний и морфофункциональных отклонений не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, острую катаральную ангину. Данный ребенок относится к группе здоровья:

a) 1-й

b) 2-й

c) 3-й

d) 4-й

e) 5-й

Выберите все правильные ответы

64. Основные группы факторов, влияющих на развитие и здоровье детей и подростков:

a) социальные и образ жизни

b) биологические

c) состояния окружающей среды

d) состояния медико-санитарной помощи

e) нарушения режима дня

Выберите один правильный ответ

65. Наиболее чувствительными индикаторами экологического благополучия населения являются показатели:

a) развития и здоровья детского населения

b) здоровья взрослого населения

c) здоровья населения пожилого возраста

d) все перечисленные

Выберите все правильные ответы

66. Лечебно-профилактические мероприятия для детей и подростков на экологически неблагополучных территориях:

a) оптимизация питания и двигательного режима

b) увеличение кратности и объема медицинских обследований

c) оздоровление в лечебно-профилактических и образовательных учреждениях

d) образовательная работа среди детей, родителей и персонала детских учреждений

e) вывоз детей на отдых в экологически благополучные районы без резкой смены климатических зон

67. Оценка уровня здоровья ребенка с установлением группы здоровья учитывает:

a) количество дней, пропущенных по болезни в течение года

b) уровень функционального состояния основных систем организма

c) наличие или отсутствие хронических заболеваний в момент обследования

d) количество заболеваний в течение года

e) уровень достигнутого физического и психического развития и его гармоничность

68. Анализ распределения детей по группам здоровья имеет значение для:

a) назначения индивидуальных рекомендаций по лечению и профилактике заболеваний

b) индивидуального нормирования физической и умственной нагрузки

c) оценки состояния здоровья коллектива

d) выявления группы риска развития заболеваний

e) оценки динамики состояния здоровья коллектива

Выберите один правильный ответ

69. Первая врачебно-профессиональная консультация должна быть проведена:

a) при поступлении в школу

b) в 5-6 классе

c) в 8-9 классе

d) в 10-11 классе

e) при поступлении на работу или в начале профессионального обучения

70. Профессионально пригодный подросток – это подросток, который

a) может успешно овладеть профессией во время обучения, отведенного программой подготовки

b) знает требования, предъявляемые профессией, и не имеет медицинских противопоказаний к работе и обучению

c) может овладеть профессией за время обучения, совершенствоваться и работать длительное время без ущерба для здоровья


Ответы на вопросы тестового задания:

 

 

№ п/п Ответ № п/п Ответ № п/п Ответ № п/п Ответ № п/п Ответ
  a b c   a   a b d   a c d e   c
  b   a c e   a b c d e   a b c   d
  b   a b c d   a b c   a c e   b
  a b c e   a b d e   c d e   d e   a b c d
  a b c d e   b c d   a d   a b c d e   a
  b c   d   b d   a b c d   a b c d e
  a c   c   a b e   a b c   b c d e
  a b c d   d   a b c d   a b c d   c d e
  b c d   c   a b c d   b e   b
  a b c d   a b d e   b   a b c   c
  a b c d   d   a   b c d e    
  a b c d   a b c d e   a b c   b c    
  a b c d e   a b c e   a b c d e   a b c    
  b c   a b c d e   a c d e   a b c    
  a b c d   a b c e   a b c d   a b c d    

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примерный перечень продуктов питания, разрешённый для передачи детям | Ишт Содхана Мантра Крия Полная чистота и переживание бога


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных