Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История баргузинских бурят.




Буряты (самоназвание – бурят, буряад), коренное население Бурятии, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области и Агинского Бурятского автономного округа Читинской области. Они живут также в некоторых других районах этих областей. Этноним бурят (бурийат) впервые встречается в монгольском сочинении «Сокровенное сказание монголов» (1240) наряду с баргутами, баяутами, хори-туматами, икиресами, булагачинами, кэрэмучинами, йон-урянха, урасутами, теленгутами, туласами, вошедшими позднее в состав бурятского этноса. В этом же сочинении также упоминается этнотопоним Баргуджин как название страны, находящейся на северной окраине Монгольского государства [Сокровенное сказание, 1990, с.118]. Древние монгольские источники довольно часто упоминают местность Баргуджин – Тукум. Прародительница Чингисхана Алан-Гоа считалась от Баргуджин – гоа и Хорилардай - мэргэна – владыки Баргуджин – туматов. Относительно этимологии Баргуджин –тукума есть две основные версии. Лингвист Т.А. Бертагаев считает, что корень барга (монг.) в слове «Баргалжан» переводится как «грубый, необразованный, некультурный», а суффикс лжан – «уголок, площадь неопределенной формы». Таким образом, «Баргажан, Баргуджин, Баргалжан» могло означать «глухой, лесистый, малоосвоенный уголок или край» [Бертагаев, 1958, с.173-174]. Тукум(монг.) – «родное место, родичь, родичи», а в узком значении – «родина женщины». Следовательно «Баргуджин – тукум» расшифровывается им как «родственный баргуджин» или же «родной баргуджин» [Зоригтуев, 1998, с. 36].

Согласно «Летописи баргузинских бурят», переведенной Ц. Сахаровым в 1887г., буряты переселились в Баргузин из урочища Анга Верхолинского округа Иркутской губернии в 1740 году. Прежде они обитали вместе с другими бурятами на западном побережье Байкала, по рекам Анга, Лена, Худунца и Хурай. В 1700-ые годы предки родов эхирит, булгат, галзут, цэгэнут и эмэхэнууд начали перекочевывать в Баргузин. Старые люди вспоминают, что их первоначальным, обширным кочевым были Анга и Лена, древней обширной землей – Худунца и Хурая, пишет Ц. Сахаров, главной тайша баргузинских бурят и председатель Баргузинской Cтепной Думы [Румянцев, 1956г., с. 45]. В 40-ые годы XVII в. в верховьях реки Лены, в местностях, прилегающих к Верхоленскому острогу насчитывалось 1500 ясачных бурят. Кроме того, были необъясаченные, а женщины вовсе не учитывались [Батуев, 1996, с. 55]. В начале XVIII века бурятские племена и роды стали осваивать Баргузинскую долину. Первые прибывшие сюда сто семей стали родоначальниками баргузинских бурят. Места расселения баргузинских бурят ранее принадлежали тунгусам. Согласно источникам, представители бурятских родов прежде не раз бывали в Баргузинской долине (около 1661 года) [Румянцев, 1956, с.37].С этого момента и до начала XVIII века происходили переселения небольших групп, а в 1740 году через озеро Байкал в Баргузин произошло их массовое переселение под предводительством Андрея Шепшеева [там же].

Основной причиной переселения ангаро-ленских бурят в Баргузин и Байкалу-Кудару исследователь Ж.А.Зимин считает усиление претеснение аборигенов со стороны правителей Верхоленского острога которого был основан в 1641 году. Представитель царской власти стали требовать уплаты ясака в полном объеме. Пашенные и «гулящие» люди стали самовольно строить свои зимовья, заимки на бурятских землях. Бурятская родовая верхушка лишилась своих тунгусских данников, которые стали платить ясак русским властям [Зимин, 2000, с. 82]. Другие исследователи считают, что приход русских в район Верхоленска и начавшиеся в связи с этим столкновения между пришлыми и местными людьми являются одной из причин переселения [Дамбаев, 1970, с.16,17] Среди причин отмечаются распри между бурятскими родами из-за земельных угодий, поход в «поисках счастья» и т.д.

По словам другого исследователя, В.С.Ханхараева, анализ причин, вызвавших широкие миграции бурят, будет неполным, если в нем не будет учтено то обстоятельство, что в новой исторической ситуации они как «инородцы» по всем признакам приравнивались к тунгусам. Эти изменения, мало затрагивающие рядовую бурятскую массу, ощутила в связи с уменьшением своих имущественных и юридических прав родовая аристократия, что было особенно заметно в начальный период присоединения, когда она была практически так же беззащитна, как и улусная масса. По-видимому, считает он, именно в стремлении сохранить статус-кво следует искать, прежде всего, причины обращения взоров бурятских верхов в сторону монгольских ханов [ Ханхараев, 2000, с 51.]

Что касается родового состава бурят Баргузинской долины, согласно баргузинским летописям Ц.Цыренова, их насчитывается 8 родов: «если различать баргузинских бурят по родам (Эсэгэ), то это Абзай, Шоно, Баяндай, Сэнгэлдуур, Эмэхэнут, Булгат, Галзут, Цэгэнут. Люди этих восьми родов издревле имеют обычай брать друг у друга девушек» [Румянцев, 1956, с. 47]. Российский монголовед акал. Б.Я. Владимирцов писал, что «основным элементом древнего монгольского общества (XI-XIIвв.) был род (обог), т.е. «своеобразный союз кровных родственников». Древний монгольский род был экзогамным, поэтому члены одного и того же рода не могли вступать в брак с девушками того же рода, а должны были обязательно жениться на женщинах других, не родственных родов. Монгольский род был агнатным – члены каждого рода вели свое происхождение от одного предка (ebuge). Даже при разветвлении рода браки в дальнейшем не допускались, так как члены новообразований считались родственниками [ Владимирцов, 2002, с. 341-342]. Одним из самых многочисленных родов бурят Баргузинской долины считается эхиритский род hэнгэлдэр. Баргузинские буряты считают его членом по одним версиям – правнуками Эхирита, по другим – его внуками (предбайкальские буряты). За ними идут представители рода шоно. Род шоно (по – старомонгольски – чино, по русскому дореволюционному написанию – чернорудский, чиноевский) тоже эхиритского происхождения. Как и hэнгэлдэр, основатель этого рода считается то правнуком Эхирита, то его внуком. Род баяндай по своему происхождению является эхиридским. Их родоначальник считается правнуком Эхирита. Род абазай тоже из эхиритского племени. Этнограф Г.Э.Дамбаев, коренной баргузинец, первоначальный родовой и племенной состав баргузинских бурят представляет в следующем виде: 1. Племя Эхирит – роды сэнгэлдур, шоно, баяндай, абзай, эмэхэнут, цэгэнут; 2. племя Булагат – хурамша; 3. племя Хори – галзут [ Дамбаев, с. 1970,с 15]. На новом месте бурятским родам пришлось нелегко. Придя в Баргузин, буряты застали здесь эвенков и русских. Вскоре начались споры между бурятами и эвенками из за земельных угодий. Согласно материалам бурятских летописей, места расселения баргузинских бурят ранее принадлежали тунгусам. Они заставили бурят построить длинную деревянную изгородь от речки Карасун через Шингальжин до местности Хара-модон. Бурятам запрещалось пускать скот через изгородь с южной стороны, а с северной – через реку Баргузин. В противном случае скот угоняли тунгусы. Тяжба с тунгусами по определению границ территории бурят длилась долгие годы [ Бурятские летописи, 1995, с.177-178]. После разрешения конфликта, связанного с землепользованием, отмечает А.С Шубин, начался раздел некогда компактной, единой группы баргузинских эвенков на «эдигонов» (низовских) и «сологонов» (верховских). Буряты расселились по левым притокам реки Баргузин: Гарге, Улан-Бурге, Каралику. Позднее они освоили всю долину. В местности Дырен они поселились отдельными группами среди эвенков. В 1885г. врач Кириллов встретил в верховьях реки Баргузин в урочище Баранхур 8 бурятксих юрт [Шубин, 2001, с. 22]. Селенгинский воевода бригадир Якобий указом 16 апреля 1745 г. велел наделять прибывших из Анги бурят землей по Баргузину [ Румянцев, 1956, с. 53]. Говорят, с этого времени и возникло официальное название «баргузинские буряты» [ Румянцев, с. 83; Дамбаев, 1970, с. 17]. Следует отметить, что в Баргузинскую долину прибывали буряты и из других мест. Например, в конце 1861г. после сильного землетрясения и последовавшего за ним провала и затопления Сагаанской степи (ныне Кабанский р-н) в Баргузин переселилось более 10 семей кударинских бурят шоноевского рода племени Эхирит. Они основали село Курумкан, где впоследствии, 1884 г., была построена православная церковь [ Дамбаев, 1970, с. 17-18]. Вместе с появлением первых русских землепроходцев среди бурят началось распространение христианства. В 1681г. была учреждена даурская миссия. В 1727 г. вместо нее была создана Иркутская епархия, которая широко развернула миссионерскую работу. В 1819-1842 гг. в Забай калье, среди бурят действовала англиканская миссия, занимавшаяся более культуртрегерской деятельностью, нежели религиозной. Христианизация бурят усилилась во второй половине XIXв. В начале XX в. в Бурятии функционировали 41 миссионерский стан, десятки миссионерских школ, были переведены и изданы на бурятском языке свыше сорока религиозно – нравственных книг, календари. В обеих миссиях, Иркутской и Забайкальской, трудились десятки бурят в качестве священников, переводчиков, учителей, старост. За более чем двухсотлетней период сформировалось бурятское православие, общее число крещенных достигло 85 тысяч чел. Наиболее успешной была христианизация западных бурят [Михайлов,1994, с. 122]. Буряты роды, выходцы из Верхоленского края, осваиваясь на новом месте, оказались среди представителей иных этносов (эвенков, русских и др.) и остальных бурятских этнотерриториальных групп (как отмечено выше – хоринских, селенгинских), что оказало на них заметное влияние. Межэтническое взаимодействие на протяжении более чем 200 лет наложило отпечаток на культуру, быт, хозяйство, язык и верования баргузинских бурят. Этот процесс естественен и неизбежен. С.А.Арутюнов справедливо отмечает: «В процессе этногенеза сперва возникают предпосылки: между разными исходными этническими компонентами, расселенными по соседству или чересполосно на обладающей некоторым географическим единством территории, завязываются связи разного рода. Связи эти реализуются в виде сети коммуникаций, что и приводит к определенному языковому единству. В конечном счете осознание постепенно усиливающегося языкового и культурного единства порождает новое этническое самосознание» [Арутюнов, 1989, с.27].

Буряты Баргузинской долины по истечении некоторого времени перешли на своеобразный говор западно-бурятского диалекта. Опираясь на исследования известного бурятского лингвиста Э.Р.Раднаева, можно сказать следующее: 1. Баргузинский говор – это самостоятельный, единый на всей территории распространения говор, сохранивший фонетические, лексические и морфологические признаки западных говоров; 2. Исследуемый говор испытал влияние хоринского диалекта и литературного языка, в основном в области фонетики и лексики, в результате чего обрел переходный, смешанный характер; 3. Баргузинский говор имеет свои особенности в области фонетики и словаря, обусловленные специфическими внутренними процессами развития [Раднаев, 1958, с.29]. Выдающийся российский этнограф С.А.Токарев также отмечал, что если «социальная группа существует более или менее изолировано в течение длительного времени и, особенно, если она является «социальным организмом» (т.е. может самопроизводиться), то внутри ее может сложиться особый разговорный язык, который станет одним из основных признаков этой общности людей. Единство языка вызывает чувство социальной солидарности между людьми, особенно, когда они оказываются в иноязычной среде» [Токарев, 1964, с.43].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных