Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Механизм правового регулирования




(1)

Само право является важнейшим средством регулирования общественных отношений между соц. группами и обществом в целом. Право предназначено для организованности в обществе.

В юр. лит-ре различают понятие правовое регулировании и правовое воздействие.

Правовое регулирование предполагает упорядочивание, налаживание, обеспечение равновесия в обществе.

Правовое воздействие предполагает и правовое регулирование, но в то же время включает и иной смысл.

Т.о. большинство считают, что понятие воздействие шире, чем понятие регулирование.

Регулирование общественных отношений осуществляется с помощью определенных средств, способов и методов.

Все правовые категории, нормы права, юр факты, субъективные права и юр обязанности и акты реализации права и иные юр категории отражают определенные факты правовой жизни, все они участвуют в регулировании обществ отношений, действуют они не разрозненно, а системно во взаимодействии друг с другом. К юр средствам относят инструменты правового регулирования.

Способы правового регулирования – приемы, используемые гос-ом для регулирования общественных отношений. В теории права выделяют 3 основных способа: дозволение, обязывание, запрещение. Дозволение предполагает использование субъективных прав и действие в рамках того пространства, которое предоставляет субъективные права; обязанность предполагает действия в рамках обязанности, возложенной на субъект права; запрещение предполагает пассивное поведение, т.е. не проявление активности там, где это запрещено. Запрещение - УП, обязывание – АП, дозволение – для отраслей частного права, ГП,ТП,СП.

Соотношение этих способов позволяет выделить 2 типа правового регулирования: дозволительный и разрешительный.

Общедозволительный – разрешено всё, что прямо не запрещено.

Разрешительный – запрещено всё, что прямо не разрешено.

Эти 2 типа правового регулирования взаимодействуют. В АП главным образом общедозволительные, в ГК – разрешительные.

Совокупность способов (приемов) правового регулирования выявляет методы правового регулирования. Выделяют 4 основных метода: императивный (метод властных предписаний, основанный на запретах, на обязанностях и наказаниях), диспозитивный или автономный метод (предполагает равноправие сторон, координацию их прав и обязанностей, которая основана на дозволениях) – это основные методы. Поощрительный метод (вознаграждение или предоставление льгот за определенное поведение, имеет место в УП, например, за сотрудничество со следствием сокращение наказания), рекомендательный метод (предполагает осуществление конкретного желательного для общества и гос-ва поведения, например, на некоторых предприятиях рекомендуется рабочим не курить, заниматься спортом, поскольку это повышает производительность труда, получают льготы – в Газпроме, Трансгазе. Все эти методы действуют в системе.

Средства, свойства, способы составляют механизм правового регулирования.

(2)

До 60-х годов о механизме правового регулировангия ничего не было известно. Впервые об этом заговорил профессор Александров? в 1966 году: все средства ПР составляют определенную ценность. Позже вышла книга «Механизм правового регулирования в социалистическом гос-ве», 1967 год. В ней были рассмотрены средства, стадии ПР.

Особенности механизма ПР:

1) Очень широкая по объему категория, ибо она охватывает в единстве все основные правовые способы, средства, методы ПР.

2) Эта категория не только объемная, но и системная. Т.е. она не только объединяет в едином понятии все средства, способы и методы, но и расставляет по своим местам и позволяет охарактеризовать каждый элемент в системном единстве. Не разрозненное явление, а целостный механизм, каждая часть которого взаимодействует с другими.

3) Эта категория выявляет своеобразие ПР.

Таким образом, понятие механизма ПР достаточное емкое, поэтому возможны различные трактовки. Внутри этой категории можно по-своему расставлять элементы и определять их роль и даже по-своему трактовать.

Одни под механизмом ПР понимают взятую в единстве систему правовых средств, способов и методов ПР, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения. – С.С. Алексеев?

Александр Васильевич Малько, дюн, профессор, редактор журнала «Право и правовая политика» - это совокупность правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Сочетание способов и средств и методов ПР направлено на создание благоприятной обстановки для удовлетворения интересов субъекта права. Алексеев говорит, что это сочетание называется правовым режимом, он придает определенную гибкость, адекватность, позволяет четко разделять различия неоднородных соц. явлений. Он выделяет виды режимов: внутригосударственный и международный. Среди международных: режим территориальных вод, режим определенных санкций относительно гос-тв, благоприятный или неблагоприятный режим. Внутригосударственный: переселенцы, беженцы и граждане РФ. +валютный режим, таможенный режим.

Механизм ПР состоит из следующих стадий.

1. Формирование нормативно-правовой основы, на которой основывается модель удовлетворения интересов, происходит регламентирование поведения субъектов, определяется содержание правового поведения.

2. Возникновение правоотношения.

3. Правоприменительный акт, контроль за исполнением.

(3)

МПР имеет в каждом случает определенную цель. Достижение этой цели есть показатель эффективности механизма. Т.е. соотношение поставленной цели с достигнутым результатом.

Условия эффективности правового регулирования:

· совершенствование правотворчества – выражение в НП наиболее полного сочетания общественных интересов и интересов отдельных субъектов права;

· совершенствования процесса правоприменения – учитывать конкретную обстановку, своеобразию ситуации;

· повышение общей культуры населения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных