Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изложение как речевое упражнение: назначение, специфика, общие требования к текстам и организации работы. Трудности и способы их преодоления при проведении первых изложений.

Содержание и организация работы в области культуры речи, ее распределение по разделам и темам курса, характеристика упражнений. Особенности работы над культурой речи школьников в учебниках.

Речь должна быть правильной, точной, выразительной, богатой.

Умения в области культуры речи:

1. Умение говорить правильно, т.е. в соответствии с нормами языка.

2. Умение говорить точно, выбирая предельно точные средства языка.

3. Умение говорить богато, с достаточным разнообразием языковых средств.

Умение говорить выразительно

«Культура речи- владение нормами устного и письменного литературного языка..а также умение использовать языкове средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.. Понятие «культуры речи» включает в себя, две ступени освоения литературного языка:

1. Правильность речи

2. Речевое мастерство

Правильность речи (то, что в старину называли ее грамматикой) как раз и предполагает соблюдение норм на всех речевых уровнях. Под мастерством речи понимается успешное использование таких положительных качеств речи, как точность, логичность, чистота, богатство, уместность, выразительность, простота и краткость.

Для накопления опыта использования средств языка нужны упражнения:

1. Наблюдение за употреблением средств языка в образцовом тексте. Место – урок чтения, при подготовке к изложениям, при проведении диктанта, списывания и др. – везде, где имеем дело с хорошим, выразительным текстом. «Найдите слова, помогающие нам увидеть, представить..., слово, рисующее..., точно называющее..., подчеркивающее...». Весьма эффективным приемом проведения наблюдений за употреблением средств языка может быть лингвистический (стилистический) эксперимент, при котором текст «портится» для того, чтобы путем сопоставления убедить учащихся в точности, выразительности авторского варианта.

1. Редактирование высказывания с точки зрения использования в нем языковых средств. Для подготовки подобного упражнения незаменимую помощь может оказать учителю картотека детских речевых ошибок. Он обращается к той или иной ее рубрике в зависимости от грамматико-орфографической темы урока, от того, какие именно погрешности считает нужным предупреждать при подготовке или анализе данного изложения, сочинения. Ученикам для правки могут предлагаться отдельные слова («учувст-вовали», «тихота», «осинновик», «упорность»), если предупреждаются словообразовательные ошибки; формы слов («санка», «яблоков», «хотит», «к ему»), если работа идет над морфологией; словосочетания, если ведется наблюдение над лексической сочетаемостью или отрабатываются нормы согласования, управления; предложения и тексты, если обсуждаются вопросы выбора слова, порядка слов, синтаксического и лексического разнообразия использованных средств языка.

3. Конструирование единиц из заданных элементов более низкого уровня: словосочетаний и предложений из слов, слов из морфем. Это упражнение часто присутствует на уроках русского языка, но далеко не всегда учителям удается сохранять «изюминку» данного вида работы: прежде чем что-то конструировать, надо уточнить конечную цель, что мы хотим получить, т. е. какое значение выразить, в каком контексте потом это слово или словосочетание употребить, для решения какой задачи составить предложение и т. п. Без выполнения этого условия снижается обучающая ценность задания. (Вспомним еще раз слова Л. В. Щербы: если правила для упражнения неизвестны, то и упражняться не в чем.)

1. Трансформация конструкций, например изменение порядка слов, замена слов, их пропуск, соединение двух предложений в одно и др. Это упражнение может дополнять собой, продолжать два предыдущих. Чтобы ребенок научился в своем собственном тексте выбирать оптимальный вариант слова, конструкции, он должен тренироваться в этом на специально предназначенном материале.

5. Подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным предметом речи, для выражения определенной мысли и т. д. Отличие этого упражнения от предыдущих в том, что при его выполнении ученик сам ищет средства для решения речевой задачи, а не опирается на готовые.

Разделы и темы курса «Русский язык» Содержание работы по культуре речи
   
Звуки и буквы     Состав слова   Части речи   Предложение Работа над правильной постановкой ударения, над нормами произношения   Работа над нормами словообразования: обучение правильному образованию слов с помощью приставок, суффиксов. Повышение точности и выразительности речи путём использования нужных приставок и суффиксов. Работа над соответствием приставок (зацепился за, вцепился в) Обучение правильному формообразованию, предупреждение ошибок в формах роде, числа, падежа имён существительных. Работа над нормами согласования, управления. Обогащение детской речи прилагательными. Обучение выбору более точного слова той или иной части речи; предупреждение повтора слов за счёт использования синонимов в рамках той же части речи, местоимений Предупреждение ошибок в нарушении границ предложения, в использовании однородных членов (все люди и дети шли на площадь) Обогащение синтаксического строя детской речи.

 

 

Изложение как речевое упражнение: назначение, специфика, общие требования к текстам и организации работы. Трудности и способы их преодоления при проведении первых изложений.

Изложение-это письменные пересказы образцовых текстов.

Изложение выполняется письменно и к нему предъявляются более выскоие требования, чем к пересказу устно, а именно:

a. к содержанию

1. к логике

1. композиции

3. языку

Изложение относится к упражнениям комплексного характера, так при его выполнении происходит становление или совершенствование всех групп речевых умений: от умения ориентироваться в ситуации общения до умения осуществлять контроль за своей речью. Изложение предполагает обучение речи с опорой на готовый текст.

Роль изложений в обучении, воспитании и развитии школьников.

Изложения, как вид упражнения приобщает детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно переданные детьми сопсобствуют формированию правильности речи, повышают её культуру, привывают художественный вкус и языковое чутьё.

В пересказе должна звучать речи самого учащегося. Образец не дожжен слепо копироваться, заучиваться. Но в то же время предъявляется и другое требование- использовать лексику, обороты речи, взятые из текста.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как воспринят образец, произвёл ли он на ученика впечатление, правильно ли понят им. Поэтому целесообразно сразу при чтении, а затем в анализе нацеливать школьника на пересказ («Как ты сам рассказал бы об этом?»)

Виды изложений

2. по характеру восприятия текста: на слух, зрительно, комбинированно

3. по характеру воспроизведения: сжатые, творческие, подробные, выборочные

Эти изложения помогают решать разные речевые задачи, т.е. при написании их акцент делается на формировании разных речевых умений (умение систематизировать, выбирать микротему и опред. сооветствующую ей часть, умение определять главную мысль, убирать детали)

Организация работы над изложением

2. мотивация (подобрать занимательные тексты, которые хочется пересказать)

3. чтение текста изложения без заголовка (восприятие слуховое)

4. беседа по содержанию (обсуждение темы, основной мысли, озаглавливание текста)

5. более детальный анализ (на доске написан текст изложения – зрительное восприятие)

1. анализ строения текста, деление темы на микротемы, озаглавливание частей, составление плана или обсуждение предложенного

2. языковой анализ текста, включающий в себя наблюдение за использованием ярких, точных слов, форм слов, синтаксических конструкций, предупреждение различных речевых недочетов

Эти 2 направления могут переплетаться между собой

6. орфографическая подготовка (письмо с окошками, подчеркни слова, написание которых вы не можете объяснить)

7. вторичный синтез (1 способ пересказывание(средний ученик) и оценка учащимися удалось или нет рассказать также как автор, 2 способ перечитывание - текст закрывается)

8. написание изложения (20 мин)

9. самопроверка (5 мин)

Трудности изложения:

Первую фразу дети нередко пытаются заучить наизусть. Нужно рассеять убеждения многих школьников, будто начать пересказ своими словами невозможно и добиться самостоятельного начала.

Второй недостаток предупреждается тщательным анализом всего текста. Бывает так, что заключительные части не успевают разобрать, что приводит к недостаткам пересказа, особенно его главных по содержанию частей, которые чаще всего расположены в конце.

Облегчает пересказ- деление текста на части, составление плана и пересказа по частям.

Необходимо использовать в изложении языковые средства. Средства выразительности представленные в тексте

Методика проведения изложения:

* Текст, предназначенный для изложения прочитывается учащимися не более 2 раз (чтобы не выучили)

* Затем проводится беседа- цель, которой выявить все ли дети правильно поняли текст

* Составление плана

*Словарная работа

Анализ значения слов и их написания. Обращается внимание на построение наиболее сложных синтаксических конструкций, обращается внимание на изобразительные средства языка.

* Дети самостоятельно пишут изложение

* Самопроверка написанного, исправление ошибок

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
V. Осмислення, узагальнення і систематизація знань. | ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Б1.Б.1 Философия и методология науки Направление подготовки 21.04.01 Нефтегазовое дело Квалификация выпускника


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных