Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Страсти по Джоконде




Кто изображен на портрете? Есть множество свидетельств, что на портрете изображена Лиза Герардини. Но так как, картина не была подписана, появилось еще несколько версий, кого изобразил да Винчи: 1. - свою мать, однако, да Винчи был незаконнорожденным и со своей матерью - простой поселянкой Катриной - виделся редко, да и то только в юности); 2. - просто привлекательную женщину; 3. - одну из выдающихся женщин того времени (например - Изабеллу де Эсте или Катерину Сфорцо); 4. - юношу в женском одеянии; 5. - себя самого - это автопортрет. Ни одна из этих версий не нашла достаточно веских подтверждений (несмотря на современные технологии, которыми вооружились исследователи). Поэтому признанной остается версия, что на портрете изображена Лиза Герардини.

 

божественная техника Леонардо

Тайна технологий.. Секреты «Моны Лизы» не ограничиваются тайной модели. Некоторые технические приемы, использованные мастером при создании этого шедевра, и по сей день остаются неисследованными. Технология создания картины на дереве невероятно сложна. Леонардо да Винчи написал свою знаменитую картину в XVI в. на доске из тополя. С точки зрения техники живописи, «Мона Лиза» до сих пор считается непревзойденной. Дополнительную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из- за безупречного сфумато -эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания «воздушного» впечатления). Секрет выразительности лица Джоконды -в технике многослойной живописи "лессировками"-тонкими слоями краски поверх уже высохших слоёв. Что это даёт? При прохождении света через прозрачные слои краски до холста он отражается и рассеивается совершенно по разному в зависимости от угла зрения на полотно или от угла падения света при движении Солнца. Поэтому выражение её лица постоянно неуловимо меняется, оно действительно как бы живёт

улыбка Моны Лизы

Что скрывает улыбка Моны Лизы? Историки и исследователи со всего мира вот уже на протяжении пяти веков не могут дать точный ответ на вопрос, в чем же заключается тайна величайшего творения Леонардо да Винчи. Улыбка Моны Лизы одним кажется доброй, другим лукавой, а третьи утверждают, что изображенная великим мастером девушка чем-то опечалена. Мне представляется очень любопытной недавняя версия доктора искусствоведения Маргарет Ливингстон из Гарварда,. Версия доктора Ливингстон Главная загадка Великой Улыбки заключается в том, что человек то видит ее, то не видит. Сначала мы смотрим на картину - женщина мягко улыбается; чуть присмотримся и видим, что никакой улыбки нет и в помине. Улыбка тем не менее то явится, то пропадает. Чудеса да и только! По мнению Ливингстон, все объясняется устройством нашей системы визуального восприятия. А система эта включает в себя две области зрения - центральную и периферическую. То, что попадает в центральную область, видится четко, со всеми цветами и деталями, то, что мы видим периферическим зрением, размыто и воспринимается черно-белыми тенями и силуэтами. Версия доктора Ливингстон Когда люди смотрят на чье-нибудь лицо, они первым делом обычно смотрят в глаза. Концентрируясь на глазах Джоконды, человек видит периферическим зрением ее рот и тени на щеках - тени эти усиливают впечатление кривизны губ. Но когда взгляд наблюдателя перемещается ко рту, тени перестают играть роль "усилителя улыбки" и Мона Лиза мрачнеет.. Доктор Ливингстон предположила, что великий Леонардо добился столь поразительного эффекта, применив особую технику письма, - по ее мнению, он писал рот Джоконды, глядя в глаза портрета.

 

Как же все-таки изображена Мона Лиза? Паскаль Котт сделал серию снимков "Джоконды" с помощью специального 240-мегапиксельного сканера. На это он потратил ещё больше времени примерно 3 тысячи часов. Он применил 13 разных светофильтров. И даже использовал инфракрасное и ультрафиолетовое освещение. Так и выяснилось, что первоначально загадочная женщина была изображена не так, как мы привыкли её видеть сейчас. Во-первых, обнаружилось, что лицо сначала было несколько другим оно было чуть более широким, а улыбка несколько более выразительной.

И еще… Обнаружился один интересный момент, касающийся некоторых деталей. У Моны Лизы не прорисованы ни брови, ни ресницы. Однако Котт, рассмотрев глаза красавицы на своих детальных снимках, заметил, что крошечные трещины в краске несколько меньше окружающих. Это свидетельствует о том, что некогда кто-то, возможно, некий реставратор во время своей работы стёр частицы краски, показывавшие брови и ресницы.

СЛАЙД

В центре – оригинал, справа восстановленный при помощи мультиспектральной фотокамеры внешний вид картины,какой она была сразу после написания. Слева от оригинала – картина, какой она могла бы быть если бы осмелились ее очистить от потемневшего лака.

 

Еще он выяснил, что цвета красок картины, к которым мы сейчас привыкли, совсем не такие, как были когда-то давно. Упорный исследователь разобрался, какими именно они были полтысячелетия назад. Инженер сделал "виртуальную реставрацию" картины, и она предстала в оригинальном виде. Оказалось, что цвет кожи был "тёплым" розовым, а небо на фоне не серо-зелёным, а сияющим голубым.

Я бы хотела закончить тему с Джокондой не на технической стороне, а на художественной.

Тем не менее, наш взгляд постоянно возвращается к её освещённому лицу, окружённому, как рамкой, тёмными, скрытыми под прозрачной фатой волосами, тенями на шее и тёмным дымчатым пейзажем заднего плана, пейзаж, надо сказать, совершенно безжизненный, абстрактный. С одной стороны перед нами совершенно земная женщина, но на фоне отдалённых гор фигура производит впечатление чего-то нездешнего. Эта монументальность, присущая возвышенным, божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно притягивает нас.

Улыбка Джоконды.

Тайна технологий При некотором изменении точки зрения, лицо приобретает вдруг совершенно определённо очертания черепа, её височные впадины углубляются, глаза начинают проваливаться... Перед нами уже не улыбающаяся женщина, а какой-то издевательский оскал самой смерти, это очень хорошо видно при рассматривании оригинала, но совершенно не передаётся в репродукциях. Возникает очень сильный психологический эффект, когда в одном образе сплавлены два совершенно противоположных начала. И чем сильнее контраст, тем сильнее воздействие, но более сильного контраста, чем жизнь и смерть придумать невозможно. Здесь вся непостижимость человеческого существования отлиты в одном образе, в этом гениальность Леонардо. Загадка в том, как ему удалось достичь именно изображения черепа, смерти, мерцающей сквозь красивое женское лицо, ведь это почти невозможная задача, но это - уровень мысли и духа великого художника и философа

 
 
Версия Кристофера Тайлера и Леонида Концевича Тайлер и Концевич попытались разгадать загадку, добавляя в изображение картины случайные шумы, аналогичные тем, что присутствуют на экране плохо настроенного телевизора. Эти шумы, естественно, вносили едва заметные искажения в улыбку Моны Лизы, незначительно приподнимая уголки ее рта или изменяя форму губ. На основании своего исследования ученые делают вывод, что секрет улыбки Моны Лизы заключается в особенностях строения зрения человека. Аналогично тому, как искусственно наложенный шум меняет картину, искажения в таинственную улыбку девушки могут вносить "внутренние шумы" человеческого глаза.

Годы странствий «Моны Лизы» По завещанию «Мона Лиза» перешла к ученику Леонардо. Вскоре полотно выкупил последний покровитель художника, французский король Франциск I. Несколько поколений королей любовались «Джокондой» в Версале, пока Людовик XV не велел убрать ее в хранилище. После Великой французской революции по приказу Наполеона «Мону Лизу» поместили в его спальню во дворце Тюильри, а позднее - в музей Наполеона в Лувре. 21 августа 1911 года картину украли. Похитителем был итальянец Винченцо Перуджа. Он хотел вернуть полотно на родину Леонардо и почти три года прятал шедевр в собственном доме. После похищения «Мона Лиза» покидала Лувр всего дважды: в 1963 году картина выставлялась в США, в 1974 году - в Японии и СССР.

 

 
 

 

В сущности, Леонардо да Винчи представляет в своем роде единственный пример великого художника, для которого искусство не было главным делом жизни.

Ничто не дает такого яркого представления о необычайной универсальности гения Леонардо да Винчи, как многие тысячи страниц его рукописей. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в “Трактат о живописи”, составленный после смерти мастера его учеником Ф.Мельци. Содержащиеся в них заметки в сочетании с бесчисленными рисунками, придающими мысли Леонардо да Винчи пластическую овеществленность, охватывают все бытие, все области знания, являясь как бы нагляднейшим свидетельством того открытия мира, которое принес с собой Ренессанс. Леонардо не считал, что наука принадлежит массам, но только избранным, поэтому многие свои открытия и умозаключения он зашифровывал, или писал справа налево.

Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху

Колесцовый замок Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни — колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян

5. Лёгкие переносные мосты для армии. Такой тип мостов, придуманный Леонардо да Винчи, мог быть полезным военным того времени. Состоящий из одного пролета, мост крепился к берегу вертикальным шарниром, что позволяло ему вращаться. Преимущества такого устройства – оперативность

Барабан для военных парадов, настукивающий с разным ритмом в зависимости от скорости движения.

Самоходная повозка Машину из дерева по чертежам Леонардо построили в 2004 году. Ученые одного из музеев Италии воплотили задумку гения в жизнь, к всеобщему удивлению, механизм заработал в точности так, как предполагал Да Винчи.

Робот Леонардо — человекоподобный механизм, технология которого была разработана Леонардо да Винчи приблизительно в 1495 году. Неизвестно, была ли разработка осуществлена.

На каркас робота была надета германо-итальянская рыцарская броня, он был запрограммирован имитировать человеческие движения (приподниматься и садиться, двигать руками и шеей) и имел анатомически правильное строение челюсти. Технология частично основывалась на исследованиях Леонардо в анатомии, в частности Витрувианском человеке.

«Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать — и крылья будут!»

Летательный аппарат Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимые в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара.

Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана. Для того чтобы успешно практически построить и использовать аппарат, Леонардо не хватило только одного: идеи мотора, обладающего достаточной силой. До всего остального он дошёл.

Прототип летательного аппарата, который должен был работать по принципу волчка: пассажиры раскручивали бы его при помощи рычага, взлетая под действиейм возникающей подъемной силы. Весьма сомнительно, что такой аппарат был способен оторваться от земли, но его конструкция позволяет говорить о нем как о первом прототипе вертолета.

Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. Нынешние ученые авторитетно утверждают, что эта конструкция не сможет взлететь. Однако, это изобретение Леонардо до сих пор остается одной из самых известных. Конструкция должна была приводиться в движение физической силой четырех человек.

 

Было бы странным видеть в Леонардо изобретателя вертолета или велосипеда, его самые прорывные открытия так особенно никогда и не использовались. Тут другое: вот все это, что мы видели от Джоконды до средневекового парашюта, все это было в голове одного человека. Придумано, осмыслено, изложено. Да, не доведено до конца, даже не собрано в тематические книги, кодексы составлялись позже. Но просто Леонардо никогда не оглядывался, он очень спешил к звездам, его привлекала такая бесконечность познания, которая уже не относится к сфере человеческого. Но все же он был реальный, исторически существовавший человек., и он нам всем задал высокую планку того, каким может быть человек, если он раскроет свои ресурсы. Человек, сверчеловек.

 

 

Микеланджело

Величайший скульптор. Если вообще пониманию живописи нужно учить, и Леонардо поймешь не сразу, и Рафаэля, то скульптура, с одной стороны проще – она трехмерна, с другой стороны камень – это самый тяжелый материал, самый трудный для обработки, самый материальный и самый инертный. В скульптуре наиболее силен разрыв между формой – камнем – и содержанием, теми идеями, мыслями, абстрактными идеями, который должен этот мертвый камень выражать. Тем ближе подходит скульптура к сущности человека – в нем тоже сопряжена тяжелая материя и душа, эмоции, дух, интеллект – называйте как хотите. Материя тянет нас в материальное – хочется поспать, поесть, а в свободное время - залечь на диван и ничего не делать, и не думать, и вообще замереть и не быть. Дух, интеллект, душа, творчество – назовите как хотите тянет нас к свершениям, заставляет шевелиться и совершенствоваться. Вот над этим думал и Микеланджело, но так как он гений, то его раздумья гениальны и находятся на высоком уровне.

слайд

П.П. Муратов, а я советую всем, кто заинтересовался Италией и хочет копнуть поглубже прочесть его замечательные «Образы Италии»…

П.П. Муратов справедливо писал о Микеланджело

слайд

Соприсутствие духа и материи стало вечной темой его искусства, а создание одухотворенной формы – его вечной художественной задачей. Человек сделался предметом всех его изображений, потому что в человеческом образе осуществилено самое полное соединение духовного и материального.

слайд

Но ошибочно было бы думать, что Микеланджело видел гармонию в этом соединении! Драматизм его вторчества основан на драматической коллизии, в которую вступают дух и материя при каждом рождении жизни и на всех ее путях»

Дух материя в одном существе – это драма, потому что каждое из начал, а они противоборствуют, стремится взять верх.

вот с этой точки зрения я бы и хотела рассмотреть некоторые работы Микеланджело.

Образ Давида был традиционен во Флоренции. Донателло и Верроккьо создали бронзовые скульптуры юноши, чудесным образом поразившего великана, голова которого лежит у его ног.. Образ Давида обладал особым смыслом для флорентийцев, и скульптура Микеланджело привлекла всеобщее внимание. Давид стал символом свободной и бдительной республики, готовой победить любого врага. В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. Правая часть фигуры напряжена, в то время как левая слегка расслаблена, как у атлета, готового к действию. Полная сосредоточение духа, понимаего как энергичность, воля, бесстрашие, сила характера, собранность, классическое мужское понимание духа, когда говорят «он сильный духом» - вот это все имеют ввиду. И полная его гармония с материей – с телом из мрамора, все тело подчинено духу, подчинение это добровольно и благостно. В искусстве мы говорим о единстве формы (соврешенного мускулистого мужского тела) и содержания (того, что это тело испытывает). Единство формы и содержания дает нам гармонию. Что есть гармония? Все то же удовольствие, но высшего порядка.

слайд

Вакх – бог вина и соответственно пьяный, дух опьянен, затуманен и ослаблен. И это сразу видно в форме, в фигуре, живот провисает и передняя поверхность бедра ослаблена. Дух не держит фигуру, Вакх чуть не падает.

слайд

Совсем другой разворот – мраморная Пьета (Ватикан, собор св. Петра). Дух покинкул материю, осталось только тело, оно безвольно прогнулось, поникло. Это оболочка, которую покинула ее живая сущность, это мертвая материя. Она еще прекрасна, так как дух был в ней только что. Но это скорбь по уходящей красоте жизни человека, которая как раз и заключается в единстве материи и духа.

Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери – в ней жизнь играет, а смерть, конечно, всегда нага, она останавливает эту бесконечную игру жизни.

В более поздний период Микеланджело в своих сонетах, а он еще и поэт весьма недурной, говорит о бессмертных формах, обреченных на заключение в земной тюрьме. О невозможности освобождения из этого земного плена, из плена материи говорят некоторые его работы. Как бы дух в плену у материи, силящийся выбраться из нее, воспарить в выси, но материя сильнее, поэтому в скульптуре появляются целые куски необработанного камня.

Скульптура – связанные рабы, тема плена усиливается путами, фигуры делают мучительное усилие освободиться от них.

Бородатый раб

Еще более показательны фигуры для гробницы папы Юлия 2 – Бородатый раб. в них мы видим «нечеловеческое усилие освободиться от сковывающей их еще наполовину мраморной глыбы. пленники дошли до нас в неоконченном виде, они едва успели выйти из камня. микеланджело оставил иъ в точаянном порыве найти свою полную гармоническую форму, сбросить с себя тяжесть инертной материи. Трагическое рождение духа из сопротивляющегося ему косного вещества, он нигде не изобразил лучше, чем в этих статуях.

Капелла Медичи Новая сакристия была задумана как погребальная капелла Джулиано Медичи (герцога Немурского), брата римского папы Льва, и Лоренцо (герцога Урбинского), его племянника, которые умерли молодыми. Сам Лев Х умер в 1521, и вскоре на папском престоле оказался другой член семьи Медичи, папа Климент VII, который активно поддерживал этот проект. В свободном кубическом пространстве, увенчанном сводом, Микеланджело разместил пристенные гробницы с фигурами Джулиано и Лоренцо. С одной стороны располагается алтарь, напротив – статуя Мадонны с Младенцем, сидящей на прямоугольном саркофаге с останками Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано. По сторонам располагаются пристенные гробницы младших Лоренцо и Джулиано. Их идеализированные статуи помещены в ниши; взгляды обращены к Богоматери и Младенцу. На саркофагах находятся лежащие фигуры, символизирующие День, Ночь, Утро и Вечер.

Эффект этих скульптур построен на контрастах. Лоренцо задумчив и созерцателен, он воплощает созерцательное начало. Фигуры находящихся под ним персонификаций Вечера и Утра настолько расслабленны, что, кажется, могут соскользнуть с саркофагов, на которых лежат. Эта неустойчивость, нестабильность их положения крайне тревожна, еще чуть и они соскользнут и упадут, но вот вопрос, куда? В мировой океан? в первородный хаос? в ничто?

 

Фигура Джулиано, напротив, напряжена, он воплощает принцип vita activa; он держит в руке жезл полководца. Расположенные под ним Ночь и День – мощные мускулистые фигуры, скорчившиеся в мучительном напряжении.

Когда Микеланджело в 1534 уехал в Рим, скульптуры еще не были установлены и находились на разных стадиях завершенности. Действительно завершенными были лишь скульптуры Лоренцо и Джулиано и аллегорическая фигура Ночи. Мастер даже успел зашлифовать их поверхность. Значительно меньше проработана поверхность Мадонны, мальчика на коленях, аллегорий Дня, Вечера и Утра. Странным образом недоработанность фигур придала им новую выразительность, угрожающую силу и тревогу

Джованни Строцци прислал в 1545 г. Микаланджело стихотворение, прославляющее его статую ночь из капеллы Медичи:

Вот эта Ночь, что так спокойно спит

Перед тобою – Ангела создание.

Она из камня, но в ней есть дыханье:

Лишь разбуди, - она заговорит.

Микеланджело отвечает четверостишием - глубоко трагическим по содержанию:

"Отрадно спать - отрадней камнем быть.

О, в этот век - преступный и постыдный -
Не жить, не чувствовать - удел завидный...
Прошу: молчи - не смей меня будить."

Отсылка на эпоху.

С другой стороны, вот Ночь, а ночь это маленький аналог смерти, небытия и не хочет просыпаться, чтобы становиться бытием, потому что ей отрадней камнем быть, быть неживой.

И если мы посмотрим поближе на Утро, а утро – это и есть пробудившаяся ночь, то мы увидим совершенно не тот образ, который у нас ассоциируется со словом утро, пробуждением к новой жизни, к очередному дню, деятельности и радостным открытиям.

Мы увидим фигуру, неустойчивую, соскальзывающую в мировое ничто, в мучительной, скованной сном позе, и из приоткрытых губ прямо слышен стон – материя просыпаться не хочет, ей отрадней камнем быть, нежели жить и чувствовать и испытывать все метания духа.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных