Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И ИХ ВЗАИМОВЯЗЬ СО СЛУЖБОЙ ЗАНЯТОСТИ




ПЛАН ЛЕКЦИИ

Основные направления обеспечения занятости населения рабочими местами.

Основные формы консолидированного взаимодействия работодателей с государственными и негосударственными структурами занятости.

Формирование и развитие политики занятости в организациях в условиях рыночной системы.

 

Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости на основе:

- соблюдения условий договоров, регламентирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством;

- реализации мер, предусмотренных в договорах по защите работников в случае безработицы или приостановки производства; оказания содействия в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставлении сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств;

- создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

- трудоустройства определенного числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

- своевременного предоставления информации о возможных массовых увольнениях работников;

- возмещения затрат, связанных с трудоустройством работников, получивших профзаболевание или инвалидность на данном производстве, а также в случае отказа от приема на работу ранее заявленных выпускников учебных заведений.

Работодатели содействуют реализации мер, направленных на обеспечение занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы, на основе квотирования рабочих мест.

Квотирование рабочих мест (КВОТА) - это определение минимальной численности лиц, подлежащих трудоустройству на данном предприятии в процентах к среднесписочной численности работников.

Право на квотирование для предприятий муниципальной собственности имеют местные органы управления, а для предприятий других форм собственности квоты устанавливаются на основе договоров.

Рабочие места создаются как за счет средств работодателей, так и за счет средств местного бюджета с привлечением средств фонда занятости и фонда социальной поддержки населения.

В случае, если работодатели выделяют или создают рабочие места за счет собственных средств им устанавливаются льготы по налогообложению; по тарифам на оплату коммунальных, транспортных и других услуг; по платежам в пределах доли налога на прибыль.

Работодателям оказывается и финансовая помощь по организации рабочих мест в виде прямого финансирования для частичного возмещения затрат, в виде возвратного финансирования - с установлением льготной ставки за кредит.

Целью политики занятости предприятий в период перехода к рынку является улучшение занятости работников и преодоление скрытой безработицы для обеспечения эффективного использования трудового потенциала и предотвращения безработицы сверх допустимого уровня в целом по региону. Достижение этой цели возможно лишь на основе анализа и регулирования внутренних рынков труда предприятий во взаимодействии с региональными органами управления.

Анализ состояния внутреннего рынка труда на каждом предприятии имеет целью выявление имеющегося дисбаланса между платежеспособным спросом и предложением рабочей силы (в целом и по сегментарным группам), выявление скрытых безработных, т.е. числящихся в штате работников, которые, по причинам от них независящим, заняты работой частично или вовсе не заняты. В процессе анализа определяются реальные возможности и направления обеспечения эффективной занятости указанной категории работников и одновременно выявляются работники, подлежащие сокращению, а также дополнительно требующиеся предприятию.

На основе результатов анализа разрабатывается программа (план мероприятий) улучшения занятости и преодоления скрытой безработицы. Программа включает две группы мер. К первой относятся меры, направленные на увеличение платежеспособного спроса на рабочую силу: сохранение и создание рабочих мест (в т.ч. за счет развития внутреннего предпринимательства), организация оплачиваемых общественных работ; создание специальных рабочих мест для инвалидов и других лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала. Ко второй группе относятся меры, направленные на ограничение предложения рабочей силы и ее качественную адаптацию к изменившимся условиям: обучение и переобучение работников, развитие самозанятости и регулирование продолжительности рабочего времени.

Все эти направления могут быть реализованы при условии поддержки предприятий путем создания и целенаправленного использования специальных фондов, формируемых из средств фондов занятости, развития предпринимательства, образования и социального обеспечения, а также регулирования налогообложения и предоставления льготных кредитов.

Начиная с момента когда народное хозяйство вступает в эпоху рыночных отношений появляются новые формы взаимодействия, кроме того интенсифицировалось взаимодействие службы занятости с работодателями. В значительной степени это было связано с пиком регистрируемой безработицы и появлением проблем с формированием и распределением средств ГФЗ. Чтобы сократить расходы на выплату пособий и уменьшить численность регистрируемых безработных, участвующих в активных программах, финансируемых из фонда занятости, ГСЗ стала использовать нетрадиционные формы привлечения работодателей к сотрудничеству:

Þ помогать предприятиям малого и среднего бизнеса при подборе кадров;

Þ оказывать консультационные услуги работодателям, в том числе юридические;

Þ устанавливать и регулярно поддерживать прямые личные контакты с кадровыми службами предприятий всех форм собственности;

Þ проводить семинары для кадровых служб предприятий и для работников, намечаемых к сокращению.

Эти меры, не закрепленные в нормативных документах, были вынужденной, но естественной реакцией службы занятости на рост безработицы и сокращение расходов на активные программы. Именно благодаря таким мерам удалось не только привлечь внимание работодателей к службе занятости как к институту, способному оказывать разнообразные услуги по подбору необходимой рабочей силы, но и извлечь из этого пользу, трудоустраивая все большую часть своих клиентов.

В результате:

увеличилась доля вакансий, предоставляемых работодателями в органы ГСЗ, а также регулярность получения этой информации;

возросла доля работников, нанимаемых при посредничестве ГСЗ;

активизировалось взаимодействие органов ГСЗ с предприятиями различных форм собственности, в частности, с успешно функционирующими и предъявляющими спрос на рабочую силу.

Во второй половине 90-х годов улучшилась структура расходования средств на активные программы сообразно реальным потребностям рынка труда. Если в предшествующий период ГСЗ значительную часть средств тратила на меры, имеющие отдаленное отношение к поддержке безработных (покупку ценных бумаг, неэффективные программы поддержания рабочих мест, ”прочие расходы”), то дефицит заставил перераспределить средства, сосредоточивая их на наиболее эффективных программах содействия занятости. Все это в совокупности положительно сказалось не только на безработных, но и на ГСЗ, которая проявила способность к саморазвитию даже в самые трудные в финансовом отношении годы. В середине 90-х годов, как уже отмечалось, в деятельности службы занятости начался период стагнации. На наш взгляд, определенную роль в этом сыграло отсутствие поддержки со стороны государства.

 

 

ЛЕКЦИЯ №14






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных