Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Степень изученности проблемы.




Несмотря на традиционный системный подход к изучению пейзажной живописи Венеции XVIII века, лишь в незначительной степени затронувший область искусства рисунка, а так же на наличие богатейшего свода общих трудов и статей, посвященных вопросам атрибуции пейзажных рисунков, все написанное к настоящему моменту по теме диссертации выглядит неполным. В источниках на итальянском языке проблема формирования жанра пейзажа в рисунке, как и вопросы, связанные со способами передачи в нем архитектурного и свето-воздушного пространства, долгое время не были объектом внимания. Лишь в 1967 году, в сборнике статей, посвященных изучению творчества одного из самых значительных венецианских мастеров XVIII века, Франческо Гварди, поднимается проблематика, связанная с воздействием театральной декорации на каприччо и на изобразительное искусство Венеции в целом (Maurizio Bonicatti). В дальнейшем, авторы монографий о мастерах пейзажа начинают акцентировать внимание на особенностях построения композиционной схемы и способах передачи пространства в графических листах венецианцев.

Пейзажу как таковому, главным образом в живописи была посвящена столь обширная литература, что привести здесь хотя бы половину из общего числа исследований не представляется возможным. Из общих работ следует упомянуть лишь несколько, но основополагающих, таких, как книгу Дзампетти о венецианских ведутистах сеттеченто (1967), Филиппо Педрокко о Каналетто и его окружении (1995) и этого же автора фундаментальное исследование о развитии топографического пейзажа в живописи, начиная с эпохи Ренессанса (2001), а так же книгу Делогу о мастерах идиллического пейзажа (1930). Необходимость в изучении публикаций о живописи была вызвана, прежде всего, тем, что пейзажные рисунки являются, в некотором смысле, отражением той тематики, которая прозвучала в полотнах венецианцев. Это утверждение в равной степени оказалось актуально как для городского пейзажа, так и для идиллического.

На раннем этапе обращения к венецианскому рисунку, вплоть до восьмидесятых годов, сравнительно редко встречаются исследования, посвященные формированию разновидностей пейзажного жанра, как в живописи, так и в рисунке, а так же связанные с вопросами топографии и интерпретации сюжетов каприччо. Лишь с середины 1980-х годов начали появляться первые фундаментальные исследования, тяготеющие к определенным выводам и заключениям (A. Corboz, G. Briganti, I. Reale, D. Succi и др.).

В российском искусствоведении так же еще не утвердилось стремление систематизировано и углубленно, на широкой иллюстративной основе представить общую картину развития пейзажа в рисунке венецианской школы, исследовать пути его развития и проанализировать особую специфику графических листов периода сеттеченто – времени наивысшего расцвета искусства рисунка. Немногочисленные сведения о графических произведениях представителей этой школы можно было получить главным образом в каталогах и альбомах крупнейших художественных собраний России – Эрмитажа и ГМИИ Пушкина. Проявившийся в 40-х годах интерес к итальянскому искусству XVII-XVIII веков сменил длившееся в течение всего XIX века пренебрежительное отношение, которое встречало творчество представителей предшествующих двух столетий. Изучение и систематизация итальянских рисунков эпохи Возрождения, XVII, XVIII веков, проведенная М.В Доброклонским, Л.Н. Салминой и некоторыми другими исследователями, со всей определенностью выявили необоснованность прежней оценки и показали присущее рисункам итальянской и, в частности, венецианской, школы, богатство выразительных возможностей. Большое внимание стало уделяться итальянскому рисунку периода барокко, для научного изучения которого многочисленными фотографиями, журнальными статьями и научными каталогами были положены прочные основы.

Однако в связи с изучением изобразительного искусства венецианской школы периода Просвещения нельзя не отметить публикации Е.Д Федотовой, посвященные живописному наследию наиболее значительных представителей школы, Григорьевой И.С., Лавровой О.И., Никитюк О.Д. и других.

В связи с целью настоящей работы стоит отметить, что вопрос изучения специфики рисунка, как вида изобразительного искусства, стал привлекать теоретиков искусства сравнительно недавно. Наиболее глубокое теоретическое исследование рисунка как отдельной области деятельности художников, его специфики, а также тех особенностей, которые позволяют говорить о рисунке как о самостоятельном явлении искусства и позволяют определить по существу, что же есть рисунок и какие черты обуславливают его неповторимость и привлекательность, появилось в 1989 году и принадлежит перу Б. А. Соловьёвой. Опираясь на огромный материал – от наскальных изображений до листов современных художников, автор, используя типологический подход, рассмотрела и проанализировала постоянные, присущие рисунку свойства, определила его разновидности и выявила соотношение с другими видами искусства. Именно эта теоретическая работа в большей степени явилась своеобразной основой для исследования специфики венецианского пейзажного рисунка XVIII века.

За пределами интересов исследователей до сих пор остаются вопросы, связанные с проблемой формирования жанра пейзажа и его разновидностей в рисунке, как и вопросы, связанные со способами передачи в графических листах архитектурного и свето-воздушного пространства.

Вместе с тем, работа не ставила целью дать полную картину сложения пейзажа в самостоятельный жанр и всех процессов, сопутствующих ему. За пределами исследования остались вопросы, пока еще мало выясненные, а в ряде случаев и совсем не изученные, связанные с проблемой взаимовлияния и взаимодействия ведущих школ Италии в области пейзажа на протяжении XV- XVIII веков.

Цель и задачи исследования:

Бесспорная актуальность и недостаточная изученность вопросов становления и стилистических особенностей венецианского пейзажного рисунка, сформировавшегося к периоду сеттеченто в самостоятельное явление в изобразительном искусстве данной школы, обусловили выбор темы диссертации и обозначили основную цель исследования.

Цель настоящей работы — исследование путей формирования пейзажного жанра в венецианском рисунке в период с середины XV века до XVIII столетия — времени наивысших достижений представителей данной школы в области этого вида изобразительного искусства, а так же основных тенденций его развития.

В связи с поставленной целью наиболее актуальным представляется решение следующих задач:

- изучение вопросов, связанных с эволюцией специфики венецианского пейзажного рисунка, на примере деятельности наиболее значительных представителей школы.

- анализ всех существующих в период сеттеченто разновидностей пейзажного жанра: ведуты, городского пейзажа, каприччо и идиллического пейзажа, в некоторых аспектах характеризующегося как разновидность каприччо, вопросов их взаимодействия, а так же изучение специфических особенностей эволюции каждого из направлений жанра.

- определение значения воздействия искусства гравюры и живописи предшествующих этапов развития венецианского искусства на формирование тематики и стилистических особенностей пейзажных рисунков.

Объект исследования: пейзажные рисунки венецианских мастеров XVIII века.

Предмет исследования: проблемы формирования, эволюции и специфики пейзажного рисунка венецианской школы эпохи сеттеченто, созданного наиболее значительными ее мастерами.

Методология и методика исследования определена выбором предмета исследования и основной целью работы.Методологической основой диссертации является комплексный анализ рассматриваемых в исследовании процессов и явлений на основе междисциплинарного подхода. Исследование исходит из принятой в современном искусствознании концепции органичной взаимосвязи видов изобразительного искусства – живописи и графики, в их историческом развитии.

Направление изучения обозначенной темы предполагает акцентировать исследовательский характер работы, сконцентрированной главным образом на рассмотрении проблематики развития и специфики пейзажа в рисунке и построенной на хорошо известном, но недостаточно освещенном в российском и зарубежном искусствоведении материале. Невысокая степень изученности проблем эволюции венецианского пейзажного рисунка определила необходимость выбора в диссертации проблемного подхода к раскрытию темы, предусматривающего введение в научный оборот произведений, ранее не включавшихся в рассмотрение вопросов формирования, развития и специфики пейзажа в рисунке.

Основной метод исследования – формально-стилистический: в частности, изучение возможностей и особенностей этой разновидности графики проводится в сопоставлении с возможностями живописи и гравюры, с которыми рисунок тесно связан и имеет много общего – больше, чем с другими формами изобразительного искусства.

Научная новизна исследования состоит в поэтапном изучении эволюции пейзажного рисунка в Венеции, которая начинается с периода формирования венецианской художественной школы – с середины XV века, являющегося одновременно началом сложения характерной стилистики в графике, и заканчивается последними десятилетиями XVIII века, а так же в анализе специфики пейзажных рисунков, которая заключается в значительном сближении искусства рисунка с искусством живописи. Вполне оправдана, поэтому, значительная роль, отводимая в диссертации сопоставлению рисунков с произведениями живописи и гравюры.

Новизна диссертации состоит и в попытке выявления общих тенденций построения архитектурного и свето-воздушного пространства в каждой из разновидностей пейзажного жанра. Для раскрытия данной проблематики автор использует графические произведения, ранее не включавшиеся в рассмотрение вопросов формирования, развития и специфики пейзажа в рисунке венецианской школы.

Стремление с наибольшей полнотой проанализировать графическое наследие не только самых значительных мастеров этого художественного центра, но и менее известных художников, обусловлено необходимостью дать общую картину развития пейзажа в рисунке Венеции периода сеттеченто, и доказать целесообразность рассмотрения пейзажного рисунка данной школы в указанный период как особого явления в изобразительном искусстве Италии XVIII века.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных