Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В КАЖДОЙ СТРОЧКЕ МНОГО ТОЧЕК




 

За счет чего же можно упорядочить движения глаз так, чтобы делать меньше фиксаций и при этом хорошо понимать текст?

Рис.10. Незавершенные рисунки.

 

Проведем небольшой эксперимент. Посмотрите, что изображено на рис. 10. Как правило, ответ не вызывает особых затруднений. Изображены бегущие мальчик и собачка, квадрат, круг, треугольник. А ведь рисунки незавершенные. Они составлены из совокупности штрихов, отрезков прямых линий, кружков.

Попробуйте прочитать следующие слова: к.пуста, морк.вь, маг.зин, цве.ы, уче.ик. Несмотря на то, что буквы пропущены, вы, очевидно, без напряжения читаете слово целиком, используя имеющийся у вас опыт опознания данных слов.

Можно читать половинчатые строки, у которых отсечена либо верхняя, либо нижняя части. Конечно, для точного и относительно беглого восприятия отсеченных частей строки или пропущенных букв имеет значение, какая часть (верхняя или нижняя) отсечена, а также, какие буквы (гласные или согласные) и в каком месте пропущены.

Попробуйте прочитать следующие два слова:

Б. кв., Сл.в.,

б. к. а, с. о. о,

. ук. а.. ло. о.

Хотя количество пропущенных букв в этих словах одинаково, скорость опознания слов разная, и зависит она от того, какие именно буквы и в каком месте пропущены.

Продолжим эксперимент. Прочтите следующие тексты.

 

Теперь прочтите эти четыре абзаца, напечатанные обычным способом.

Когда любой опытный читатель быстро пробегает глазами по строчкам печатного текста, правильно ли будет заключить, что все части букв и слов имеют равное значение или возможно, что некоторые из них оставляют больший след в сознании читающего, чем другие. Вероятно, большинство читателей склонно будет утверждать, что все элементы воспринимаемых ими очертаний имеют примерно равное значение.

Но существует эксперимент, который может доказать, что это не так. Обычно требуется больше времени, чтобы прочесть слова, когда видны только нижние половины букв, из которых они состоят, чем когда оставлены только верхние их половины. Верхние половины букв производят большее впечатление, т. е. несут в себе большее значение, чем нижние их половины.

Фактически наиболее существенными частями слов являются их начала и концы, а начала, в свою очередь, являются носителями большего значения, чем концы. Однако читать слова как по их первой, так и по последней части гораздо сложнее, чем по верхней или нижней половине, и читателю, вероятно, потребуется больше времени, чтобы прочесть каждый из этих двух последних абзацев, чем оба первых.

Умелые и опытные читатели могут прочесть список, состоящий из пятидесяти букв, расположенных вертикальными абзацами, примерно за пятнадцать с половиной секунд. Они также могут прочесть пятьдесят слов, состоящих из четырех букв каждое, за семнадцать секунд, а пятьдесят слов, из восьми букв каждое, примерно за девятнадцать с половиной секунд. Очевидно, нужно читать не все буквы и не каждое слово целиком.

Таким образом, исследования свидетельствуют о том, что читать можно и тогда, когда пропущены некоторые части текста. При этом восприятие зависит от того, какие именно части текста пропущены и где. В чем секрет такого чтения? Дело в том, что наше восприятие по своей природе не только избирательно, но целостно и обобщенно. Мы восстанавливаем текст, антиципируя, догадываясь, предвосхищая на основе нашего прежнего опыта. За счет этого свойства нашей психики и возможностей периферического поля зрения мы и читаем, пропуская части слов.

Таким образом, используя, с одной стороны, периферическое поле зрения, а с другой - способность антиципировать, догадываться, мы можем читать более экономно и рационально, делая меньше фиксаций на строку. Так, вероятно, и поступает быстрочитающий. Он пропускает глазами часть текста, восполняя читаемое за счет антиципирования.

Очевидно, все быстрочитающие люди обладают высокой степенью развития смысловой догадки, большой эрудицией. Но, чтобы реализовать свои способности к смысловой догадке, необходимо еще иметь и хорошо развитое вертикальное поле чтения. Это требование справедливо для всех видов выборочного чтения: ознакомительного, просмотрового, поискового и др.

Представьте себе, вы взяли в руки книгу и открыли ее на любой странице. Еще не читая, лишь бросив взгляд на страницу, вы увидите сразу несколько элементов: рисунок, таблицу, набранный разным шрифтом текст. И все это за один взгляд. Способность за одну фиксацию видеть большое число элементов в тексте тесно связана как с объемом кратковременной памяти, так и с объемом внимания, о котором мы будем говорить в следующих разделах книги. Такую способность полезно постоянно в себе развивать. Упражнения, проводимые с целью развития внимания и памяти, оказывают влияние и на вертикальное поле чтения. Рекомендуются упражнения со словесным ромбом, буквенными и цифровыми таблицами и др. Необходимо подчеркнуть особую роль регламентированного чтения. Этот вид тренировок предусмотрен всеми методиками обучения динамическому чтению.

Движения глаз при регламентированном чтении представляют собой зигзагообразную ломаную линию (рис. 11). Такая линия характерна для всех чудо-читателей. Они способны за несколько фиксаций понять содержание целой страницы. Для рядовых читателей подобная траектория движений глаз рекомендуется лишь в целях тренировки при чтении в установленном временном режиме. В начале тренировки следует выбрать такую скорость чтения одной страницы, которая превышает скорость обычного сплошного чтения в 1,5-2 раза, затем, постепенно увеличивая ее, довести до 15 секунд на страницу.

Напоминаем, что речь идет о выборочном, а не сплошном чтении. Поэтому перед читателем не ставится задача усваивать содержание текста так же, как при сплошном чтении. Да это вряд ли и возможно.

В результате многократных тренировок в установленном ускоренном режиме чтения в коре головного мозга происходит перестройка условно рефлекторных связен. При этом вырабатывается более быстрый стереотип чтения. Однако нельзя не сказать и об определенной опасности, связанной с тем, что у человека может развиться привычка поверхностного чтения. Поэтому вполне обоснованна тревога специалистов по поводу высокой скорости, но плохого понимания. Для того чтобы не произошло нарушения баланса между количеством и качеством при чтении, необходимо помнить, что регламентированное чтение может быть продуктивным

 

Рис. 11. Схема движения глаз при регламентированном

лишь при условии правильной организации тренировок, соблюдении основного принципа обучения: постепенность и доступность. Нарушение этого принципа приводит к дезорганизации процесса чтения, непониманию прочитанного, а в дальнейшем вырабатывает дурную привычку поверхностного чтения. И наоборот, если человек соблюдает принцип доступности и постепенности, он понемногу перестраивает свое чтение, вырабатывает в себе привычку читать в зависимости от поставленной цели без ущерба для качества чтения.

В методики обучения динамическому чтению включаются также упражнения, направленные на ускорение зрительного восприятия, развитие внимания, памяти, способности осмысливать информацию. Кроме того, человеку, овладевающему динамическим чтением, необходимо постоянно пополнять свой словарный запас - основу словесно-логической памяти, предпосылку развития механизмов антиципации. Таким образом, способность читать «целыми абзацами» за одну фиксацию основана не на увеличении поля зрения до страницы, а на комплексной интеллектуальной активности всех психических процессов человека при чтении, также на хорошо развитой смысловой догадке. Тренировать зрительное восприятие надо, но не в ущерб смысловому. Необходимо помнить об их разумном сочетании.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных